второй, или яблочный спас, один из двунадесятых православных праздников, установлен в честь чудесного преображения Христа во время молитвы при учениках. Отмечается верующими 6 (19) августа. Термин применяется также для обозначения улучшения, украшения кого-либо, чего-либо, внутреннее обогащение, изменение человека, например выражение: «Как он преобразился!» и др.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
преображение
видение или откровение Иисуса Христа Его ближайшим ученикам на одной из «высоких гор», очевидно, в районе Кесарии Филипповой (Мф 16.13; 17.1-8; Мк 8.27; 9.2-8,30; Лк 9.28-36; Ин 1.14; 2Пет 1.16-18) (но не на Фаворе, как говорит предание, ибо в то время почти всю гору занимала римская крепость и гарнизон). Господь явился ненадолго Своим ученикам в великой славе, которую они не могли ни видеть, ни разуметь. В Писании еще в двух случаях упоминается о некотором подобии такого преображения: Моисея после сошествия его с Синая (Исх 34.29-35) и Стефана (Деян 6.15). (См. пост)
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
1. Двунадесятый христианский праздник. Установлен в воспоминание об одном из важнейших моментов земного служения Христа. Во время молитвы на горе Фавор, при которой присутствовали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, от Христа стал исходить необычный, Божественный свет. Апостолы были так поражены происходящим, что упали ниц. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены две сущности – божественная и человеческая. Во время Преображения и была показана божественная природа Христа. Преображение празднуется 19 (6) августа. В православной культурной традиции преображение происходит с людьми, живущими напряженной и постоянной духовной жизнью. 2. Икона на сюжет Нового Завета, на которой изображен Иисус Христос в сиянии, три апостола и два великих ветхозаветных пророка: Моисей и Илия. Преобразиться, гл – получить новый образ, сделаться иным, лучшим.
Источник: Основы православной культуры. 2011
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 6 (19) августа и установленный в воспоминание об одном из важнейших моментов земного служения Христа: во время молитвы на Фаворской горе, при которой присутствовали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, от Христа стал исходить Божественный свет, поразивший апостолов и ниспровергший их ниц (Мф XVII, 1-9, Мк IX, 2-9, Лк IX, 28-36). Одновременно с этим раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение», засвидетельствовавший во второй раз (после Крещения) то, что Христос есть истинно Сын Божий. Сообщение Божественной энергии — нетварного света — человеческой плоти Христа воспринималось христианской традицией как залог грядущего преображения человека и было положено в основу учения об обожении человека и воссоединении его с Богом (см. Исихазм). Преображение празднуется с IV века; праздничные каноны были составлены в VIII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Икона «Преображение» входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
Преображение
церковный термин русской православной традиции, обозначающий действительность обожения, в смысле осуществившегося благодатного приобщения твари к Богу в Его нетварных энергиях. Православное учение о П. имеет тесную связь со священным событием – Преображением Господним на горе Фавор. Относительно человека П. есть духовноблагодатное возвышение качества человеческого бытия, его очищение и просвещение при неизменности сокровенной сущности (образа Божия) человеческой личности, без разрушения или перерождения человеческой природы в ее Богосозданном основании. Результатом П. является радикальный сдвиг не только в состоянии мысли, но и в самом типе телесночувственного бытия личности: человек начинает видеть то, чего ранее не видел, мыслить то, чего не мог себе представить. Согласно православной традиции, принципиальное расширение возможностей органов восприятия совершается за счет сочетания человеческих способностей с духовной силой Высшего Существа. Именно эта синергия и возвышает человека до того уровня, который не достигается человеческими усилиями. Представление именно о таком характере влияния благодати строго определяется всеми догматическими началами православного вероисповедания, поскольку оно видит в благодати не внешнюю безличную силу, подавляющую человеческую свободу, а органично сочетающуюся с ней тонкую духовную энергию. Благодать ничего не разрушает и не отбирает у человека, но способствует истинному развитию духовной личности в сторону действительного уподобления Богу. Понятие П. имеет также отношение ко всей твари, ко всему космосу, предназначенному к прославлению и спасению вместе с человеком и в значительной мере через человека. Эти духовные процессы, о которых шла речь выше, весьма удачно передает русское слово «П.». В грекоправославном богословии эквивалентным этому понятию является термин «метаморфозис», который формально не столь удачен, ибо уводит мысль в сторону представлений о внешнем видоизменении, превращении. В католической традиции терминологические эквиваленты П. – «трансфигурацио» и «трансформацио» – имеют поверхностное значение формального преобразования. Напротив, фундаментальное значение идеи П. в святоотеческой традиции обусловливает глубоко позитивный, мироприемлющий, сокровенный смысл православного аскетизма.
Источник: Краткий православный словарь.