ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПРЕОБРАЖЕНИЕ
второй, или яблочный спас, один из двунадесятых православных праздников, установлен в честь чудесного преображения Христа во время молитвы при учениках. Отмечается верующими 6 (19) августа. Термин применяется также для обозначения улучшения, украшения кого-либо, чего-либо, внутреннее обогащение, изменение человека, например выражение: «Как он преобразился!» и др.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

преображение
видение или откровение Иисуса Христа Его ближайшим ученикам на одной из «высоких гор», очевидно, в районе Кесарии Филипповой (Мф 16.13; 17.1-8; Мк 8.27; 9.2-8,30; Лк 9.28-36; Ин 1.14; 2Пет 1.16-18) (но не на Фаворе, как говорит предание, ибо в то время почти всю гору занимала римская крепость и гарнизон). Господь явился ненадолго Своим ученикам в великой славе, которую они не могли ни видеть, ни разуметь. В Писании еще в двух случаях упоминается о некотором подобии такого преображения: Моисея после сошествия его с Синая (Исх 34.29-35) и Стефана (Деян 6.15). (См. пост)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ПРЕОБРАЖЕНИЕ
1. Двунадесятый христианский праздник. Установлен в воспоминание об одном из важнейших моментов земного служения Христа. Во время молитвы на горе Фавор, при которой присутствовали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, от Христа стал исходить необычный, Божественный свет. Апостолы были так поражены происходящим, что упали ниц. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены две сущности – божественная и человеческая. Во время Преображения и была показана божественная природа Христа. Преображение празднуется 19 (6) августа. В православной культурной традиции преображение происходит с людьми, живущими напряженной и постоянной духовной жизнью. 2. Икона на сюжет Нового Завета, на которой изображен Иисус Христос в сиянии, три апостола и два великих ветхозаветных пророка: Моисей и Илия. Преобразиться, гл – получить новый образ, сделаться иным, лучшим.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ПРЕОБРАЖЕНИЕ
один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 6 (19) августа и установленный в воспоминание об одном из важнейших моментов земного служения Христа: во время молитвы на Фаворской горе, при которой присутствовали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, от Христа стал исходить Божественный свет, поразивший апостолов и ниспровергший их ниц (Мф XVII, 1-9, Мк IX, 2-9, Лк IX, 28-36). Одновременно с этим раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение», засвидетельствовавший во второй раз (после Крещения) то, что Христос есть истинно Сын Божий. Сообщение Божественной энергии — нетварного света — человеческой плоти Христа воспринималось христианской традицией как залог грядущего преображения человека и было положено в основу учения об обожении человека и воссоединении его с Богом (см. Исихазм). Преображение празднуется с IV века; праздничные каноны были составлены в VIII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Икона «Преображение» входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Преображение
церковный термин русской православной традиции, обозначающий действительность обожения, в смысле осуществившегося благодатного приобщения твари к Богу в Его нетварных энергиях. Православное учение о П. имеет тесную связь со священным событием – Преображением Господним на горе Фавор. Относительно человека П. есть духовноблагодатное возвышение качества человеческого бытия, его очищение и просвещение при неизменности сокровенной сущности (образа Божия) человеческой личности, без разрушения или перерождения человеческой природы в ее Богосозданном основании. Результатом П. является радикальный сдвиг не только в состоянии мысли, но и в самом типе телесночувственного бытия личности: человек начинает видеть то, чего ранее не видел, мыслить то, чего не мог себе представить. Согласно православной традиции, принципиальное расширение возможностей органов восприятия совершается за счет сочетания человеческих способностей с духовной силой Высшего Существа. Именно эта синергия и возвышает человека до того уровня, который не достигается человеческими усилиями. Представление именно о таком характере влияния благодати строго определяется всеми догматическими началами православного вероисповедания, поскольку оно видит в благодати не внешнюю безличную силу, подавляющую человеческую свободу, а органично сочетающуюся с ней тонкую духовную энергию. Благодать ничего не разрушает и не отбирает у человека, но способствует истинному развитию духовной личности в сторону действительного уподобления Богу. Понятие П. имеет также отношение ко всей твари, ко всему космосу, предназначенному к прославлению и спасению вместе с человеком и в значительной мере через человека. Эти духовные процессы, о которых шла речь выше, весьма удачно передает русское слово «П.». В грекоправославном богословии эквивалентным этому понятию является термин «метаморфозис», который формально не столь удачен, ибо уводит мысль в сторону представлений о внешнем видоизменении, превращении. В католической традиции терминологические эквиваленты П. – «трансфигурацио» и «трансформацио» – имеют поверхностное значение формального преобразования. Напротив, фундаментальное значение идеи П. в святоотеческой традиции обусловливает глубоко позитивный, мироприемлющий, сокровенный смысл православного аскетизма.

Источник: Краткий православный словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.91 мб

Преображение

Овчинников Василий Иванович
Читать PDF
264.59 кб

Последнее звено долгой податной реформы капиталистической России: преображение подоходного налога в

Кириллов Алексей Константинович
На основе первичных источников изучается изменение сущности подоходного налога на территории «белой» Сибири (правительство А. В. Колчака).
Читать PDF
121.13 кб

Преображение действительности: фантастическое в творчестве Е. П. Гребенки

Косицин Андрей Александрович
В статье рассматривается мифотворчество Е.П.Гребенки (1812-1848) как результат осознанного писателем синтеза фольклорных жанров.
Читать PDF
599.33 кб

Преображение пошлого

Кормилов С. И.
Читать PDF
172.54 кб

Александр Иванов: преображение "раба"

Гончаров С. А.
Читать PDF
214.51 кб

Слово на Преображение Господне

Ливерий Воронов
Читать PDF
315.00 кб

Теургический подвиг Вл. Соловьева: жизнь, отданная за преображение мира красотой Софии

О. Н. Новоселов
Читать PDF
430.39 кб

Преображение Платона в эротической философии Владимира словьева

Джудит Дойч Корнблат
Читать PDF
121.13 кб

Преображение действительности: фантастическое в творчестве Е. П. Гребенки

Косицин Андрей Александрович
В статье рассматривается мифотворчество Е.П.Гребенки (1812-1848) как результат осознанного писателем синтеза фольклорных жанров.
Читать PDF
3.05 мб

Преображение действительности как внутренний сюжет «Доктора Живаго»

Кузнецов Илья Владимирович, Ляляев Сергей Васильевич
Преображение действительности всегда было главным предметом творчества Б. Пастернака. Оно же является и главной темой романа «Доктор Живаго». Как и в ранней прозе писателя, в романе имеется два сюжета, «внешний» и «внутренний».
Читать PDF
107.53 кб

Преображение личности в романе Ф. М. Достоевского «Подросток»

Гаричева Елена Алексеевна
Рассматривается роман Ф.М. Достоевского «Подросток» как текст, транслирующий учение Отцов Церкви и догмат преображения. Выявляется определяющая роль молитвы в судьбе его героев.
Читать PDF
60.16 кб

«и дивяся, и радуясь много. . . » (преображение как эстетическая категорияв художественном мире Анны

Руденко Мария Сергеевна
Православная мысль в поэзии Ахматовой достижение радости через скорбь на уровне не только идеи, но и поэтики. Это реализуется в чувстве Преображения как слияния земного и небесного начал.
Читать PDF
0.00 байт

ПРЕОБРАЖЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО .... ВЕРТИКАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА.... В «ДОН КИХОТЕ»

Светлакова Ольга Альбертовна
Работа представляет собой сравнительный анализ художественного пространства у Данте и Сервантеса, развивающий идею Бахтина о «топографических» свойствах художественного образа телесного.
Читать PDF
0.00 байт

Духовное преображение мира и человека в творчестве Н. С. Лескова: повесть «Некрещёный поп»

Новикова-Строганова Алла Анатольевна
В статье рассматривается своеобразие художественного мировидения Н.С. Лескова в свете религиозно-нравственных убеждений писателя.
Читать PDF
0.00 байт

Образ Божьей матери у И. А. Бунина (рассказ «Преображение», стихотворение «Мать»)

Колосова С.Н.
В статье проводится анализ двух произведений И. А. Бунина, рассказа «Преображение» и стихотворения «Мать», имеющих множество аллюзий, связанных с образом Богородицы.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

    праздник Православной Церкви в воспоминание великого события в жизни Иисуса Христа, когда Он, совершив половину Своего земного служения и доказав достаточно Свою Божественность дивным учением и
  • Преображение Христово

    Мат. 17:1 и дал.; Map . 9:1 и дал.; Лук. 9:28 и дал.; 2 Пет. 1:16 и дал.) было вероятно, не на Фаворе, как говорит предание, а на одной из вершин Гермона, в окрестностях Кесарии Филипповой, что усматривается из сопост
  • Вассиан, архим. Спасо-Преображен. мон

    в Новгород-Северске 1551 г. {Половцов}
  • Дионисий, игумен Преображен. астраханск. м

    с 1629 г. {Половцов}
  • Симеон, строитель Преображен. Толшевск. мон

    1698 г. {Половцов}
  • СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НА БОРУ собор

    в Московском Кремле, древнейший каменный храм в Москве, построенный в 1330 Иоанном I Калитой, западный притвор и северо-западный верхний придел пристроены в 1350 Симеоном Гордым. В к. XVIII в. храм был разо
  • Преображения Господня церковь

    (на Москалевке) была построена в 1866– 1869 на перекрестке Большой Москалевской ул. (ныне ул. Октябрьской революции) и Гончаровского бульвара (ныне ул. Маршала Конева). Предположительно автором проекта
  • Спаса Преображения на Болвановке церковь

    (2-й Новокузнецкий переулок, дом № 10, строение 1). Храм в этой местности известен с 1465 г. Загадочный топоним «на Болвановке» пока не нашел своего объяснения. Объяснение, что здесь московские князья к
  • Спаса Преображения на Бору в Кремле церковь

    (уничтожена). В 1328—1330 гг. великий князь московский Иван Данилович Калита возвел в Кремле Спасский храм и вскоре учредил при нем обитель, в которую перевел иноков из Данилова монастыря. Настоятель
  • Спаса Преображения на Братском кладбище церковь

    (уничтожена). На купленных землях села Всехсвятского, что находилось в пяти верстах от Тверской заставы, 15 февраля 1915 г. по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны и гласного Московской гор
  • Спаса Преображения на Братском кладбище часовня

    (улица Новопесчаная, парк). На территории бывшего Братского кладбища, превращенного в 1950-е гг. в парк, в начале 1990-х гг. по инициативе руководства Северного административного округа и военно-истори
  • Спаса Преображения на Глинищах церковь

    (уничтожена). Впервые упоминается в 1460 г. в духовном завещании старца Симонова монастыря Адриана Ярлыка. В документах 1657 г. Спасский храм указан как каменный. В 1780 г. приступили к возведению новог
  • Спаса Преображения на Песках близ Арбата церковь

    (Старопесковский переулок, дом № 4а). Современное церковное здание с приделом святителя Николая выстроено в 1706—1711 гг. на месте деревянного храма, выстроенного в стрелецкой слободе в 1639 г. стрельц
  • Спаса Преображения на Песках церковь

    (уничтожена). Первое упоминание о деревянном храме в этой местности на высоком правом берегу реки Неглинной относится к 1621 г. Каменная пятиглавая церковь была выстроена в 1657 г. Шатровую колокольн
  • Спаса Преображения в богадельне для слепых женщин церковь

    (Старомонетный переулок, дом № 29). В 1870-е гг. Дамским попечительством о бедных в Замоскворечье была открыта богадельня для слепых женщин имени князя В.Н. Долгорукова. В 1879 г. известная московская бл
  • Спаса Преображения в Богородском церковь

    (Краснобогатырская улица, дом № 17). Одноглавый шатровый деревянный храм построили в 1880 г. на месте прежнего, который сильно обветшал. Колокольня также шатровая, с открытым звоном. Храм расширили в
  • Спаса Преображения в Наливках церковь

    (уничтожена). В 1641 г. жители Стрелецкой слободы выстроили в Замоскворечье, в местности Наливки свой приходской деревянный храм. В 1705 г. к нему пристроили придел иконы Божией Матери «Всех скорбящих
  • Спаса Преображения в Новодевичьем монастыре церковь

    (Новодевичий проезд, дом № 1). Надвратный пятиглавый храм над главным (северным) трехпролетным входом в обитель был выстроен в стиле нарышкинского (московского) барокко в 1687—1688 гг. Внутри сохранил
  • Спаса Преображения в Новоспасском монастыре собор

    (Крестьянская площадь, дом № 10). История Спасского монастыря берет свое начало со времен великого князя московского Ивана I Даниловича Калиты. Им был основан придворный Спасский монастырь, главны
  • Спаса Преображения в Переделкине церковь

    (7-я улица Лазенки, дом № 42). Первоначально здесь находилась усадебная церковь в имении Лукино. Современное церковное кирпичное здание выстроено в 1815—1819 гг. на средства графини Разумовской. Перес