Престол
Престол
алтарь – стол (до литургической реформы сер. ХХ в. имевший довольно сложную форму), предназначенный для некоторых важнейших священнодействий, прежде всего – Евхаристии: именно него возлагаются хлеб и вино, которые во время Мессы пресуществляются в Тело и Кровь Христа.
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002
ПРЕСТОЛ
Святейшее место в храме. Четырехугольный стол, накрытый особыми покрывалами. Он располагается в середине алтаря православного храма. На престоле помещаются предметы, необходимые для службы, и совершается освящение Святых Даров. Престольный, прил – храмовый праздник в честь святого данной церкви.
Источник: Основы православной культуры. 2011
ПРЕСТОЛ
трон. Кроме того, главная принадлежность христианского храма, предмет религиозного поклонения: небольшой четырехугольный стол, часто художественного исполнения, находится посредине алтаря. Место размещения антиминея, креста и евангелия. Возле П. совершается евхаристия, проводятся богослужения.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
престол
то же, что трон, символ славы и могущества, место пребывания правящего царя (Вт 17.18; Лк 1.32). В некоторых местах-это также и само парадное сиденье царя (3Ц 2.19). Небо-Престол Божий (Мф 5.34). Престолом Господа назван также Иерусалим (Иер 3.17). Престол имеет и сатана (От 2.13). (См. также власть, седалище, стул)
ПРЕСТОЛ
четырехугольный стол, накрытый особыми покрывалами, который располагается в середине алтаря православного храма. На престоле помещается антимнис. Евангелие, один или несколько напрестольных крестов и дарохранительница; на престоле совершается освещение Св. Даров. Поскольку Св. Дары символизируют собой Тело Христово, престол обозначает собой одновременно гроб Господень и, с другой стороны, место пребывания Бога в раю.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
Престол
стол особой конфигурации, стоящий посредине алтаря и освященный архиереем. На нем совершают божественную литургию, так как он есть место невидимого присутствия Спасителя. Приступать к престолу имеют право только священнослужители. Престолы изготавливают как из дерева, так и из камня. Обычно их высота составляет около 1 м. Готовый престол облачают в две одежды: белую нижнюю, обвитую веревкой (срачица), и цветную верхнюю (индития). Сверху полагают антиминс, на него кладут напрестольное Евангелие, крест, ставят лампаду и дарохранительницу. В больших храмах и соборах над престолом устанавливают киворий.
Источник: Православная энциклопедия.
ПРЕСТОЛ
стол, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для совершения на нем литургии. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Приступать к престолу разрешается исключительно священнослужителям. Делается из дерева или камня высотой около метра, облачается в две одежды – нижнюю белую, называемую срачицей (ср.: сорочка – нижняя одежда человека), обвитую вервием, и в верхнюю цветную, называемую индитией (см. Облачение престола). На престоле полагаются антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий (сень). См. Алтарь.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Престол
главная принадлежность православного храма, четырехугольный стол из дерева или камня, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для совершения на нем литургии. П., как символ невещественного Престола БогаТворца, располагается отдельно от всего в центре алтарного пространства и покрывается антиминсом, без которого не имеет полноты сакрального значения. П. освящается в честь какоголибо святого или события, отчего храм получает свое название. В одном храме может быть несколько П., расположенных в отдельных приделах и освященных в честь различных святых. Однако весь храм именуется по центральному П. На П. помещается антиминс, Евангелие, один или несколько напрестольных крестов, дарохранительница, лампада. П. являет собой место сокровенного присутствия Иисуса Христа, Которого знаменует собой напрестольное Евангелие. Поскольку в нем содержатся Божественные глаголы Сына Божия, постольку в этих словах Своею благодатью таинственно присутствует Христос. Евангелие полагается в середине П. поверх антиминса для того, чтобы видимым для всех образом свидетельствовать о постоянном присутствии в самой главной и священной части храма Господа Иисуса Христа в качестве Царя Небесного, восседающего на церковном П. Поэтому приступать к П. разрешается исключительно священнослужителям.
Источник: Краткий православный словарь.