ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ
Пресуществление
Средневековая доктрина, согласно которой во время Евхаристии хлеб и вино, сохраняя свой внешний вид, преобразуются в Тело и Кровь Христа.
ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ
догмат Православной веры, согласно которому во время литургий хлеб и вино претворяются в истинное Тело и истинную кровь Христову; процесс П-ния называется Таинством Евхаристии.
ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ
термин, обозначающий в православном богословии с XV в. момент становления хлеба и вина Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. В православной догматической литературе термин «пресуществление» подробно сформулирован в «Послании восточных патриархов о православной вере». В пресуществлении Церковь видит чудо всемогущества Божия, подобное сотворению Богом мира из ничего. Самое существо хлеба и самое существо вина прелагается в существо истинного Тела и Крови Христовой, действием Святого Духа, Которого священник призывает в это время для совершения Таинства, молитвою и словами: «Ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сия и сотвори убо хлеб сей
честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым».
честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым».
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Пресуществление
или преложение - мистический акт претворения в Плоть и Кровь Иисуса Христа хлеба и вина (приготовленных на проскомидии) без изменения их внешнего вида. П. происходит по молитвам всей Церкви во время таинства Евхаристии, завершаясь в тот момент, когда священнослужитель, призывая Духа Святого для освящения хлеба и вина, благословляет их с молитвой к БогуОтцу. В отличие от католической теологии, православное богословие не допускает объяснений возможности и действительности П. в категориях теоретического мышления. Если католицизм обращается к схоластическому учению о «транссубстанциации» (истолковывающему П. как изменение субстанции хлеба и вина при неизменности их акциденций), то православие предпочитает относиться к П. как к тайне, с благоговением. С присущим ему мистическим реализмом православное богословие полагает, что в П. нет места превращению, трансформации: и хлеб и вино, оставаясь собою, в то же время становятся Плотью и Кровью Господа, подобно тому как Господь Иисус Христос есть одновременно Бог и человек. Поэтому и протестантские толкования, предполагающие присутствие Христа в пресуществленных хлебе и вине (Дарах Святых) только духовносимволическим или какимлибо косвенным способом, отклоняются православием. Православная Церковь настаивает: в таинстве Евхаристии осуществляется претворение хлеба и вина в действительные Плоть и Кровь Спасителя.
Источник: Краткий православный словарь.