ПРИМИТИВИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Примитивизм
1) примитивами называют произведения мастеров, не получивших профессиональной подготовки, в которых отразились народные эстетические представления (лубок, вывесочная живопись, бытовой портрет); 2) обращение профессиональных мастеров к опыту народного и традиционного искусства, отказ от устоявшихся норм художественной культуры.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПРИМИТИВИЗМ
в искусстве конца XIX-XX вв. следование нормам искусства «примитивов» — первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство культурно отсталых народов. В XX в. наряду с искренним, непосредственным выражением народно-эстетических представлений мастерами из народа распространен культ «наивного», не испорченного цивилизацией творчества, принципиальный отказ от устоявшихся норм художественной культуры. Представители: П. Гоген, Н. Пиросманашвили, А. Руссо, А. Мозес, М. Ларионов и др.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПРИМИТИВИЗМ
совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом, 20 в.), опирающихся на архаические, «примитивные» формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или народный фольклор; намеренное опрощение изобразительных средств. Яркими представителями примитивизма были А. Руссо во Франции и художники объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» в России. Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений 20 в. – от фовизма, экспрессионизма и сюрреализма до «новых диких».
Термин «примитивизм» часто применяется также по отношению к наивному искусству.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ПРИМИТИВИЗМ
(лат. primitivus — первый, самый ранний) — направление в изобразительном искусстве конца XIX — начала XX вв., ориентированное на сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, на примитивные формы наив-ного искусства. Образцами для примитивизма стали первобытное искусство, традиционное искусство народов Африки, Океании и Америки. Возникновение и развитие примитивизма было вызвано неприятием современной урбанизированной жизни, унифицированной массовой культуры, изощренности элитарного искусства. Примитивисты стремились приблизиться к чистоте, эмоциональности и незамутненной ясности народного и детского сознания. Поэтому примитивисты искали опору в народном искусстве, в детском творчестве, в архаичной культуре Востока. Они стремились воспроизвести свойственную фольклору наив-ность стиля, воплотить зависимость каждого средства, приема от смысла — то, что лежит в основе целостного художественного мышления. Среди примитивистов выделялись живописцысамоучки (М. Ледантю, Н. Пиросманишвили и др.) и художники-авангардисты (А. Руссо, А. Петерсон и др.), искавшие новые средства художественной выразительности. К примитивизму тяготели экспрессионисты объединения «Мост» и представители группы «Синий всадник». Русские при-митивисты (М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Шевченко и др.) в отличие от западноевропейских стремились не к стилизации, а к воплощению тех эстетических принцип ов, которыми руководствовались народные мастера: непосредственная выразительность, условная манера, тщательная разработка деталей, типичные для народного искусства мотивы сбора урожая, застолья, изобра-жение домашних животных как выразительной сущности рода и вида, передача самооценки каждого предмета, интерес к профессиональной характеристике человека. Но нередко Гончарова прибегала к повы-шенной экспрессии, а Ларионов использовал прием намеренного эстетического снижения, что способствовало проявлению индивидуальности, собственного эс-тетизма.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
345.85 кб

Джаз как художественный примитив или примитивизм

Софронов Ф. М.
Читать PDF
160.02 кб

Примитивизм как художественная идеология в русской литературе конца XIX начала XX веков

Федотова Наталья Фагимовна
Читать PDF
334.34 кб

Мифопоэтика русского символизма и примитивизм

Федотова Наталья Фагимовна
Исследована мифопоэтика символизма начала ХХ в. как одного из важнейших истоков русского примитивизма.
Читать PDF
199.40 кб

Русский примитивизм и духовное христианство

Федотова Наталья Фагимовна
Статья посвящена поискам причин обращения отечественного искусства начала ХХ века к феномену примитивного. Изучение творчества и судьбы А.М.
Читать PDF
166.11 кб

Проблема примитивизации политического сознания реального электората

Пантелеев А. Ф.
Читать PDF
244.07 кб

Глобализация и примитивизация общества

Гобозов Иван Аршакович
Читать PDF
0.00 байт

Традиции примитивизма в литературе модернизма

Кондрахина Наталья Геннадиевна
На материале произведений Дж.Г.Лоуренса, Э.Хемингуэя, Ш.Андерсона, Г.Стайн, Дж.Конрада и представителей Гарлемского Ренессанса К.Ван-Вехтена и К.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности поэтики и эстетики литературного примитивизма

Леухина Анна Владимировна
Статья посвящена особенностям литературного примитивизма.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности поэтики и эстетики литературного примитивизма

Леухина Анна Владимировна
Статья посвящена особенностям литературного примитивизма.
Читать PDF
0.00 байт

Жизнетворческий потенциал примитивизма (наивное, трагическое и наивно-трагическое чувство жизни)

Плеханова Ирина Иннокентьевна
В статье рассматривается феномен художественного примитивизма как тип мышления, утверждающий витальные ценности.
Читать PDF
579.55 кб

Владимир Маяковский как социалистический примитивист

Плеханова Ирина Иннокентьевна
Послереволюционная поэзия В.
Читать PDF
0.00 байт

Мифопоэтический образ земли в творчестве сербских примитивистов

Кравцова Вера Александровна
Интерес к сербскому наивному искусству за последние десятилетия преобразовался из частной исследовательской инициативы во вполне сложившуюся сферу профессиональной искусствоведческой деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Роль изостудий в становлении профессиональных примитивистов Владимирской школы

Александров А.В.
Статья посвящена новому подходу к изучению Владимирской школы живописи с позиции примитива, который заявил о себе в Советском изобразительном искусстве в период оттепели.