ПРИТЧА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПРИТЧА
малый дидактико-аллегорический жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение. Близка к басне.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПРИТЧА
поучительный рассказ, в котором информация подается в образной форме, через примеры. Для лучшего понимания народом Своего учения Иисус Христос часто говорил притчами.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

притча
иносказание, поучительный жизненный пример, которые особенно часто употреблял Господь Иисус Христос в Своих беседах с народом (ученикам же дано знать тайны Царствия Божия-Мф 13.10,11,34). Притчами Господь пытался побудить слушавших понять высшее, духовное через осмысливание простого, земного (Рим 1.20).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ПРИТЧА
малый повествовательный жанр, иносказательный рассказ, содержащий нравственное или религиозное наставление. В Евангелии притча становится формой изложения христианского вероучения. В названии произведений европейской литературы, основой которых является евангельская притча, сохраняется указание на жанр источника: пьеса Буркарда Вальдиса «Притча о блудном сыне» (1527) или «Комидия притчи о блуднем сыне» Симеона Полоцкого (1673–78). В литературе Древней Руси оригинальные и переводные притчи входят в состав более обширных произведений: Пчелы, Пролога, Великого Зерцала (правда, притчами могли называться и отдельные крупные произведения, напр., повествующая о Троянской истории «Притча о кралех»). Подобно басне, притча аллегорична и поэтому может с ней отождествляться: в древнерусской литературе притчами назывались басни Эзопа, в русской литературе 18 в. – басни А. П. Сумарокова. К числу притч относится стихотворение А. С. Пушкина «Сапожник».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ПРИТЧА
Иносказание, нравоучительный рассказ, поучение на примере из жизни. В Новом Завете притча – это особая форма проповеди Иисуса Христа. Притчи также встречаются и в других местах Священного Писания, как короткие истории, рассказываемые с определенной целью. Каждая притча содержит истину, которая имеет прямое отношение к верующим. Беседуя с простыми людьми, Иисус Христос старался донести до них сложные истины и понятия с помощью знакомых им образов и понятных для них выражений. Притча – это история из повседневной, обыденной жизни, однако говорит она об истине духовной. Совсем не обязательно, чтобы такая история произошла на самом деле. Однако нечто подобное может происходить и происходит в реальной жизни. Это относится, например, к притче о богаче и Лазаре. На самом деле ни этот богач, ни Лазарь, может быть, никогда не существовали, но могли и существовать. Притча – это всегда законченная история, смысл которой заключается в духовной истине. Только ясное и конкретное представление о связи этой истории с истиной может дать возможность правильно понимать притчу. Наиболее известные евангельские притчи: притча о сеятеле, притча о Царстве Божием, притча о милосердном самарянине, притча о десяти девах, притча о должнике немилосердном и др.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Притча
евр. машиль Притча, рассказ, взятый из истории или окружающей жизни, цель которого — запечатлеть духовные или нравственные истины. Греческое слово «параболэ» (притча) обозначает также «сравнение», ибо при помощи притчей делают сравнение между естественными и духовными предметами и показывают соответствие между чувственным и духовным миром. Говорить притчами и загадками было свойственно восточным мудрецам и ученым. Слушать притчу из уст глупца было невыносимо (Прит. 26:7) Иногда слово притча имеет значение пословицы (Лук. 4:23 — «присловие»), неясного выражения (Мат. 15: 15) или вообще сравнения (Мат. 24: 32 «подобие»). Пророки часто пользовались притчами, чтобы произвести впечатление на народ и князей. Так, Нафан высказал Давиду его грех в притче о богатом человеке, который отнял и заколол единственную овечку бедняка (2Цар. 12; Срав. Суд. 9:7 и дал.; 4 Цар. 14:9 и дал.). Спаситель также часто пользовался таким способом изложения Своего учения. Почти все Его притчи имеют целью представить Царствие Божие с различных точек зрения. Относительно причины такого изложения Его учения смотри Ис. 6: 9 и Мат. 13:10 и дал. Примеры притчей в Ветхом Завете: Иофама: Деревья, избравшие себе царя (Суд. 9:8 и дал.). Нафана: Единственная овечка у бедняка (2 Цар. 12:1 и дал.). Женщины фекоитянки: Ссорящиеся братья (2 Цар. 14:6 и дал.). Иоаса: Терн и кедр (4 Цар. 14:9 и дал.).
Исайи: Виноградник, приносящий дикие ягоды (Ис. 5:1 и дал.). Притчи Иисуса: Сеятель (Мат. 13:3 и дал.; Map . 4:3 и дал ; Лук. 8:5 и дал.). Плевелы: (Мат. 13:24 и дал.). Горчичное зерно: (Мат. 13:31 и дал.; Map . 4:30 и дал.; Лук. 13:18 и дал.). Закваска: (Мат 13:33; Лук. 13:20 и дал.).
Скрытое сокровище. (Мат. 13:44). Драгоценная жемчужина: (Мат. 13: 45 и дал.). Невод, заброшенный в море: (Мат. 13:47 и дал.). Немилостивый заимодавец: (Мат. 18: 23 и дал.). Работники в винограднике: (Мат. 20: 1 и дал.). Сыновья, посылаемые в виноградник: (Мат. 21:28 и дал.). Злые виноградари: (Мат. 21:33 и дал.; Map . 12:1 и дал. и Лук. 20:9 и дал.). Приглашение на брачный пир: (Мат. 22:1 и дал ; Лук. 14:16 и дал.). Десять дев со светильниками: (Мат. 25:1 и дал.). Таланты: (Мат. 25:14 и дал.). Овцы и козлы: (Мат. 25:31 и дал.). Незаметно растущее семя: ( Map . 4:26 и дал.). Два должника: (Лук. 7:41 и дал.). Милосердный самарянин: (Лук. 10:30 и дал.).
Просящий хлеба у друга: (Лук. 11:5 и дал.).
Безумный богач: (Лук. 12:16 и дал,). Господин, который должен возвратиться с брака: (Лук. 12:35 и дал.). Бесплодная смоковница: (Лук. 13:6 и дал.).
Пропавшая овца: (Лук. 15:4 и дал.; Мат. 18:12 и дал.). Потерянная драхма: (Лук. 15:8 и дал.). Блудный сын: (Лук. 15:11 и дал.). Неверный управитель: (Лук. 16:1 и дал.)
Богач и Лазарь: (Лук. 16:19 и дал.). Неправедный судья: (Лук. 18:1 и дал.). Фарисей и мытарь: (Лук. 18:10 и дал.). Десять талантов: (Лук. 19:11 и дал.). Добрый пастырь (Иоан. 10:1 и дал.). Виноградная лоза: (Иоан. 15:1 и дал.). Для того, чтобы правильно понимать притчи, надо принять во внимание следующие пункты: 1) Не обязательно, чтобы все, о чем повествуется в притче, было в действительности; рассказанного события могло и не быть. Кроме того, не все поступки лиц, упоминаемые в притче, безусловно хороши и безупречны. Да и цель притчи заключается не в точной передаче события или явления природы, а в откровении высших духовных истин. (См. 2 Цар. 14:6; Лук. 16:1 и дал.). 2) Необходимо уяснить себе цель притчи, которую возможно понять из пояснения, если оно есть, из предисловия к притче, или из обстоятельств, которые побудили сказать ее, также и из общей связи с контекстом. 3) Из этого следует, что не все детали, или подробности притчи можно понимать в духовном смысле; некоторые, подобно свету или теням на картине, добавлены для того, чтобы ярче осветить главную мысль или более наглядно представить ее слушающим. 4) Несмотря на это, притча, кроме главной мысли, которую она намеревается запечатлеть, иногда может содержать такие подробности, которые напоминают о других истинах или подтверждают их. Приведем пример излишне — подробного толкования притчи Спасителя о милосердном самарянине (Лук. 10:30-37). В ней Христос приводит множество подробностей: гостиница, разбойники, два динария и т.п., которые подчинены главной цели: запечатлеть любовь к ближнему. Простое пояснение притчи Христом таково: «иди и ты поступай так же». Эту цель затуманили и извратили различными самовольными толкованиями. Уже с пятого века начали объяснять эту притчу следующим способом: человек, поехавши в Иерихон, есть Адам; разбойники — дьявол со своими ангелами, которые украли у Адама его бессмертие; священник и левит обозначают управление по Моисееву закону, милосердный самарянин — Христос; елей и вино — благословение Евангелия; животное, на котором самарянин привез больного, человеческая природа Христа, гостиница — община или церковь, и два динария — нынешняя и будущая жизнь. Ясно, что такое объяснение не что иное, как извращение. См. «Прообраз».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
360.75 кб

«Притча о четырех уездах»: северо-восточные границы во внешней политике украинских государственных ф

Ганус Сергей Алексеевич
Предметом рассмотрения в данной статье является проблема северо-восточной границы государственных образований, которые как в калейдоскопе возникали и терпели крах на современной территории Украины в 1917-1920 годах.
Читать PDF
183.29 кб

СКАЗКА ИЛИ ПРИТЧА? (БАЛЕТ "СНЕГУРОЧКА" В ПОСТАНОВКЕ В. БУРМЕЙСТЕРА)

Преснякова Елена Олеговна
Статья посвящена балету В. П. Бурмейстера «Снегурочка», поставленному на музыку П. И. Чайковского. Подробно рассказывается об истории создания постановки, определяется авторская концепция произведения.
Читать PDF
132.65 кб

ТРАГИЧЕСКАЯ ПРИТЧА ЛЕОНИДА ЯКОБСОНА "СТРАНА ЧУДЕС"

Звездочкин В.А.
The ballet «The Wonderland», musical part written by Isaac Schwartz, is a modern performance devoted to events of the Great Patriotic war.
Читать PDF
152.49 кб

Новая повесть-притча «Всемирный потоп» М. Емкужа (1994)

Хакуашева Мадина Андреевна
Анализируется одно из современных произведений русскоязычных адыгских авторов повесть «Всемирный потоп» кабардинского прозаика М. Емкужа, которую отличают сложная композиция, символизм, семантическая насыщенность.
Читать PDF
276.14 кб

Притча о страдающем человеке

Мальцев Леонид Алексеевич
Читать PDF
161.92 кб

Евангельская притча в творческом сознании Ф. М. Достоевского

Габдуллина В. И.
Читать PDF
76.47 кб

Роман Уильяма Голдинга «Хапуга Мартин» как притча

Обухова А.А.
Читать PDF
525.22 кб

Притча о правде в лирике Д. Кугультинова и М. Хонинова ("Благополучнейший поэт. . . ", "Правда наход

Ханинова Римма Михайловна
Читать PDF
106.67 кб

Философская притча Вильяма Джеральда Голдинга «Повелитель мух»

Темирбулатова К. М.
Статья посвящена исследованию экзистенциальных мотивов и символической многоплановости образов героев и предметов в романе «Повелитель мух».
Читать PDF
102.20 кб

Габдуллина В. И. «Блудные дети, двести лет не бывшие дома»: Евангельская притча в авторском дискурсе

Кошемчук Татьяна Александровна
Читать PDF
145.61 кб

Притча "в армейском камуфляже": проза В. Маканина о чеченской войне

Маркова Татьяна Николаевна
Данная статья посвящена актуальной литературоведческой проблеме жанрового анализа современной прозы.
Читать PDF
103.85 кб

Притча о блудном сыне в повести А. С. Пушкина «Метель»

Жилина Наталья Павловна
Рассматривая художественный строй и семантику пушкинской повести, автор показывает, что ее центральным ядром является известная евангельская притча в несколько измененном варианте - «о блудных детях», проходящих трудный путь от од
Читать PDF
389.11 кб

Притча о мудром Лукмане - образец художественной прозы

Баротзода Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Евангельская притча о талантах в жизни и творчестве В. Ф. Одоевского

Сытина Юлия Николаевна
Жизнь и деятельность В. Ф. Одоевского - писателя, государственного деятеля, ученого, - были посвящены Родине, её культуре, науке, обществу.
Читать PDF
0.00 байт

Притча эпохи постмодерна

Шамина Вера Борисовна
Статья посвящена анализу притчевых элементов в постмодернистском произведении. Интерес к данной теме обусловлен тем, что в последнее время писатели разных стран проявляют большой интерес к этому жанру.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Притча о кралех

    См.: Повесть о создании и попленении Тройском
  • Книга притчей Соломона

    евр. сефер мишлей Шломо. Книга притчей Соломона состоит из собрания притчей и правил мудрости, большею частью (если не целиком) высказанных и записанных царем Соломоном. Первые 9 глав содержат введ
  • Притчей Соломоновых, книга

    20я книга Ветхого Завета, третья в ряду учительных книг (см. Библия), состоящая из собрания притч, изумительных по своей глубине и красоте. Большая часть притч высказана и записана, несомненно, самим
  • ПРИТЧИ ХРИСТОВЫ

    Мф 13:3-23, Мк 4:2-11, Лк 8:4-18 и др.), т.е. наставления, заимствованные из подобий окружающей природы или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой, которые нередко Господь Иисус Христос предлагал
  • Притчи

    духовные наставления, данные на примерах из окружающей природы и обыденной жизни. Первые образцы притчей мы встречаем еще в Ветхом Завете. Это притча Иофама о деревьях, возжелавших избрать себе ца