ПРОКЛ ДИАДОХ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Прокл, Диадох
412 - 485)
   др.-гр. философ-неоплатоник. Род. в Константинополе. В 437 стал во гл. платоновской Академии. П. составил комментарии к 12 диалогам Платона, из к-рых до нас дошли целиком или частично коммент. к «Алкивйаду», «Кратилу», «Государству», «Тимею» и «Пармениду»; написал толкование отд. мест из Гомера и Гесиода, а также «Орфическую теологию», «О мифических символах» и др. П. составил коммент. к соч. Плотина и Порфирия, введение к философии Аристотеля, начальн. руководство к платоновской философии; написал трактаты «Начала физики» и «Начала теологии». Религиозно-филос. взгляды П. нашли отражение в его гимнах. Иерархия бытия у П. возглавляется плотиновским Единым (Благом); далее сверхсущие единицы-боги, к-рым причастны сущие боги, или умы (умопостигаемые боги). Бытию и умопостигаемым богам П. противопоставляет Ум как таковой и мыслящих богов, с к-рыми связаны мыслящие души. Затем следуют демонические души: ангелы, собств. демоны, герои и, наконец, «частичные души», одушевляющие тела (в т. ч. и души людей). Ниже всего - неодушевленные тела. Между телами и душой находится «природа»; бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная силе рока. Материя появл. в результате ослабления Единого и происх. от высших начал. П. также выстраивал иерархию наук, соответствующих теорет. добродетелям: физика, этика, математика и философия. Выше их стоят добродетели, характеризующие: 1) слияние человека со сферой Ума; 2) выход за пределы Ума к Единому. Всякий высший тип знания возможен лишь благодаря божеств, озарению; если Любовь-Эрос связывает с божеств, красотой, а истина открывает божеств, мудрость, то вера соединяет с благостью богов. Философия П. - наиб, подробный вариант школьного неоплатонизма.
   Соч.: Первоосновы теологии. Гимны. М., 1993
   Ю.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ПРОКЛ ДИАДОХ
Диадох» – «преемник в сане главы школы», ок. 412 – 485) – выдающийся философнеоплатоник, глава Афинской школы, с именем которого связывают завершение неоплатонизма. Он был автором многочисленных трактатов, комментариев к Гомеру, Гесиоду, Платону, Аристотелю, Евклиду, гимнов различным божествам, написанных гекзаметром. В комментариях к первой книге «Начал» Евклида Прокл дал краткий обзор геометрии от Фалеса (624 – 426 до н.э.) до Евклида (ок. 365 – 500 до н.э.) и выдвинул собственную формулировку параллельных, которая вошла во все школьные учебники. В сочинении «Физические начала, или О движении» он рассмотрел физические элементы и связанные с ними проблемы движения. В астрономических трактатах Прокл сделал критический обзор исследований о движении небесных тел, отвергнув теорию эпициклов (циклических орбит) Птолемея. Увлекшись астрологией, он переработал астрологический труд Птолемея «Четверокнижие». В философском сочинении «Первоосновы теологии» Прокл рассмотрел развитие бытия, руководствуясь учением Плотина о божественной и безличной первооснове – Едином, о нусе («уме»), о целостности сущего и о числах. Согласно Проклу, Единое пребывает в себе, выходит за пределы себя и возвращается к себе. Из первоосновы исходит ум, подразделяемый философом на сферу понимаемого (бытие), интеллектуально понимаемого (жизнь) и интеллектуального (мышление). Исходя из тезиса: «Все эманирующее из чегото и возвращающееся имеет цикличную энергию», Прокл разделил первые две сферы на триады – трехступенчатое движение, которое у него идет по замкнутому кругу, так как философ взял в качестве образца круговращение небесных светил, вращающихся по одной и той же орбите. Понятия, разработанные Проклом, составляют строго упорядоченную систему: 6 подвидов понятия «мышление», 8 подвидов понятия «идея», 10 подвидов категории предела и т.д. Во втором разделе «Числа и боги» философ раскрыл свое отношение к красоте, отдав предпочтение божественносовершенному. Его боги – это боги античной культуры, являющиеся «ничем иным, как обожествленными силами природы и общества» (А.Ф.Лосев). Учение Прокла о взаимозависимости в мире и о циклическом движении легло в основу его теории познания высшего единства, которое он отождествлял с высшей истиной. Познание высшей истины, по Проклу, – это восхождение души к высшему единству, осуществлявшееся посредством упражнений и развития лучших духовных качеств личности, следовательно, нравственное совершенствование зависело от самого человека. Согласно христианскому учению, высшая истина находится за пределами всякого опыта и недоступна познанию. Сочинения Прокла оказали большое влияние на византийскую, европейскую и арабскую философию. ПсевдоДионисий Ареопагит ввел категории Прокла в христианские толкования. Михаил Пселл назвал труды «бесподобного Прокла» «великой гаванью», в которой он «бросил якорь». Брат Алексея I Исаак Комнин прокомментировал «Первоосновы теологии» в христианском духе, заменив богов на Бога, демонов на ангелов. Проклу посвящал свои эпиграммы Лев Философ. Константин IX Мономах ввел труды выдающегося неоплатоника в школьное обучение. К триадам Прокла обращался Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
138.46 кб

Актуальность идей Прокла Диадоха в современной культуре

Куликов Сергей Борисович
Идеи неоплатонизма в целом и разработки Прокла в частности имеют значение как минимум в трех сферах современной культуры (как совокупности идеалов и норм): в основах политики, базисных характеристиках философии и в границах фундам
Читать PDF
341.24 кб

Идеи активности и самодвижения в учении об эманации Прокла Диадоха

Хвощев В. Е.
Прокл Диадох (412-485 гг.) малоизвестный в России представитель неоплатонизма.
Читать PDF
98.11 кб

Прокл Диадох. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Постулаты и аксиомы

Щетников Андрей Иванович
А. И. Щетников представляет фрагмент нового перевода «Комментария к первой книге Начал Евклида» Прокла Диадоха. Для публикации выбран относительно самостоятельный раздел комментария «Постулаты и аксиомы».