Просвещенный абсолютизм
Просвещенный абсолютизм
политика Екатерины Великой, основанная на стремлении управлять государством, опираясь на союз с философами (переписывалась с Вольтером, Монтескье).
Источник: Глоссарий исторических терминов
Просвещенный абсолютизм
политика абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й половине 18 в., выражалась в уничтожении сверху и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, проведение реформ - крестьянских, судебных, школьного обучения, смягчения цензуры и др.). Представители просвещенного абсолютизма в Западной Европе: Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии.
Источник: Исторический словарь
ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ
политика абсолютизма в ряде европ. стран во 2-й пол. XVIП в. Выражалась в уничтожении "сверху" и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (нек-рых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы - судебная, крестьянская, школьного обучения и др.). В России - время правления Екатерины II (до нач. 70-х гг. XVIII в.). Используя популярность идей Просвещения, изображала свою политику как "союз философов и государей".
Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005
ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ
абсолютизм в ряде европейских стран второй половины XVIII в., попытавшийся уничтожить сверху и преобразовать наиболее устаревшие феодальные институты, в частности упразднить некоторые сословные привилегии, провести реформы школьного обучения, крестьянского суда, смягчить цензуру и др. Представители П. А.: Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России. Использовал популярность идей французского Просвещения, изображал деятельность монарха как союз философов и государей. Направлен на укрепление господства дворянства, но способствовал развитию капиталистического уклада.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ
политика Екатерины //, заключавшаяся в использовании буржуазных идей эпохи Просвещения для сохранения феодальных порядков и крепостнического строя в условиях начинавшегося его разложения. Екатерина II стремилась построить «законную» самодержавную монархию, строго определив права и обязанности сословий. Она изображала свою деятельность как союз философов и государя, способствуя развитию просвещения и образования. Такая политика была направлена на укрепление господства дворянства, хотя некоторые реформы способствовали развитию капитализма. Политика просвещенного абсолютизма была характерна и для «дней Александровых прекрасного начала» — первых лет правления Александра I.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Просвещенный абсолютизм
политика второй половины XVIII в. в ряде европейских государств с монархической формой правления - Россия, Дания, Пруссия - и слабым развитием капиталистических отношений в экономике. Правительства этих государств проводили такие мероприятия, которые, с одной стороны, укрепляли положение дворянства в обществе, с другой, -способствовали дальнейшему развитию буржуазных отношений. Мария Терезия и Иосиф II (Австрия), Фридрих II (Пруссия), Екатерина II (Россия) пытались использовать во внутренней политике идеи западноевропейских просветителей. Реформами "сверху", преобразованием наиболее устаревших феодальных порядков и привилегий они пытались укрепить свою власть, но в то же время доказать, что их дела направлены на осуществление планов "просветителей", на создание "союза философов и государей"; они подчеркивали свою близость с передовыми мыслителями. Так, прусский король Фридрих II поддерживал связь с Вольтером, Екатерина II состояла в переписке с Вольтером и Дидро.
Источник: Краткий исторический словарь. 2004
Просвещенный абсолютизм
В соответствии с социально-экономическим подходом к оценке политических деятелей, сложившимся в советской историографии, этим термином определялась политика второй половины XVIII в., проводимая правителями феодальных государств для укрепления власти дворян в условиях развития буржуазных отношений. Основан просвещенный абсолютизм на демагогии и видимости защиты интересов народа, стремления к "общему благу", борьбы с пороками, на "союзе государей с философами". Другое понимание просвещенного абсолютизма было высказано русскими дореволюционными историками: это политика союза между абсолютной государственной властью и рационалистским просвещением, преследующая определенные преобразовательные цели (Н.И. Кареев). Она была характерна для времени правления Екатерины II (1762-1796 ), которая проводила ее до середины 70-х гг. XVIII в. Екатерина использовала идеи Просвещения для укрепления абсолютизма. Эра просвещенного правления в России началась вновь с вступлением на престол Александра I (1801-1825). Император (до 1812 г.) выступил инициатором широких преобразований в сфере государственной власти и социальных отношений. Характерной чертой его царствования становится борьба двух течений: либерального и консервативно-охранительного, сам Александр I лавировал между ними.
Просвещенный абсолютизм
политика второй половины XVIII века, проводимая правителями ряда европейских государств. Для нее было характерно применение на практике некоторых идей французского Просвещения (Ж.Ж. Руссо, Вольтер и Ш.Л. Монтескье): преобразование наиболее устаревших государственных и общественных институтов, осуществление реформ в области судопроизводства, образования и т. д. На деле эта политика означала лавирование между интересами различных сословий для укрепления позиций дворянства как опоры абсолютизма и создания дворянской диктатуры. Политика просвещенного абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещенный абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (сохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. В частности, такую политику проводили австрийский император Иосиф II, прусский король Фридрих II и др.
XVIII век – время господства просветительской идеологии. Французские просветители сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Их взгляды были естественным продолжением господствовавшей в этом веке идеологии рационализма. Французскими просветителями был провозглашен лозунг просвещения – преобразования государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. Одним из путей достижения своих идеалов просветителям виделась деятельность просвещенных монархов «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте общественного блага господствовало в умах людей того времени. Прекрасно образованная, знакомая с концепциями просветителей Екатерина II, обладая умом, быстро реагирующим на смену ситуации. Свою продворянскую политику императрица стала проводить в форме просвещенного абсолютизма, стремясь построить законную самодержавную монархию, обновив ее с учетом новых исторических реалий.
Политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для стран со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии. Она предусматривала стабилизацию существующего государственного порядка путем дальнейшей централизации управления и регулирования самодержавной властью всех сторон общественной жизни, что оправдывалось вышеупомянутыми положениями о роли государства и просвещенного монарха в деле достижения общественного блага, а также некоторую правовую модернизацию в духе идей просветителей, либо просто прикрытую просветительской фразеологией (См. схему «Просвещенный абсолютизм»).
XVIII век – время господства просветительской идеологии. Французские просветители сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Их взгляды были естественным продолжением господствовавшей в этом веке идеологии рационализма. Французскими просветителями был провозглашен лозунг просвещения – преобразования государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. Одним из путей достижения своих идеалов просветителям виделась деятельность просвещенных монархов «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте общественного блага господствовало в умах людей того времени. Прекрасно образованная, знакомая с концепциями просветителей Екатерина II, обладая умом, быстро реагирующим на смену ситуации. Свою продворянскую политику императрица стала проводить в форме просвещенного абсолютизма, стремясь построить законную самодержавную монархию, обновив ее с учетом новых исторических реалий.
Политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для стран со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии. Она предусматривала стабилизацию существующего государственного порядка путем дальнейшей централизации управления и регулирования самодержавной властью всех сторон общественной жизни, что оправдывалось вышеупомянутыми положениями о роли государства и просвещенного монарха в деле достижения общественного блага, а также некоторую правовую модернизацию в духе идей просветителей, либо просто прикрытую просветительской фразеологией (См. схему «Просвещенный абсолютизм»).
Источник: Краткий исторический словарь
ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ
особая политика ряда европ. абсолютистских гос-в во 2-й пол. 18 в., внешне получившая форму следования идеям Просвещения и выражавшаяся в проведении ряда реформ, уничтожавших нек-рые наиболее устаревшие феод. институты (а иногда делавших шаг в сторону бурж. развития). Мысль о гос-ве во главе с "просвещенным монархом", следующим советам философов и способным преобразовать обществ. жизнь на новых, "разумных", началах, получила широкое распространение среди части просветителей 18 в. (особенно отчетливо она выражена у Вольтера). Объективным содержанием этих идей было стремление умеренно-либеральных кругов буржуазии без революции, с помощью реформ "сверху" добиться бурж. преобразования общества. С др. стороны, в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистич. уклада, широкого распространения идей Просвещения принципы, выдвигавшиеся просветителями в их "уроках государям", могли быть применены - в известных пределах - феод.-абсолютистскими гос-вами (вынужденными провести нек-рые реформы). Отсюда довольно широкое проникновение в практику европ. абсолютизма 2-й пол. 18 в. филос.-просветительской терминологии и появление в политике абсолютизма нек-рых новых черт. В ряде стран в этот период было осуществлено уничтожение нек-рых сословных привилегий и феод. монополий, проведены крестьянские реформы, реформы церкви (подчинение церкви гос-ву, секуляризация церк. земель, изгнание иезуитов, закрытие монаш. орденов), школьного обучения, суда и судопроизводства, сделаны нек-рые шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры и др.; в ряде случаев в гос. практике отражались идеи физиократов. Реформы в духе П. а. проводились в Испании при Карле III (проводниками этой политики были просветители и гос. деятели Аранда, Кампоманес, Флоридабланка), в Португалии (при Помбале), в Дании (дат. гос. деятели Ю. X. Э. Бернсторф, И. Ф. Струэнсе), в Швеции (при Густаве III), в Австр. монархии (при Иосифе II), в огранич. размерах также в Пруссии в первые годы правления Фридриха II; в России при Екатерине II. Хотя объективно нек-рые реформы П. а. способствовали развитию капиталистич. уклада, однако в практич. деятельности "просвещенных государей" превалировали феод.-деспотич. черты; весьма далекие от идеалов философов-просветителей. Несовместимость принципов Просвещения с абсолютистским режимом особенно отчетливо проявилась в Пруссии при Фридрихе II. В тех же случаях, когда феод.-абсолютистское гос-во было вынуждено идти на известные уступки, ущемлявшие дворянство, и особенно когда реформы приобретали уже отчетливо бурж. характер (напр., реформы Тюрго в 1774-76 во Франции), они вызывали решит. противодействие феод. кругов и в конечном счете не проводились в жизнь. Вообще политика П. а. имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла лишь слабой степени развития и политич. самосознания. Но и здесь период П. а. оказался весьма кратковременным: Великая франц. революция, отчетливо обнажившая клас. противоречия, покончила с "либеральными" начинаниями П. а., сменившегося политикой открытой феод. реакции. Лит.: Державин К. Н., Вольтер, (М.), 1946, с. 224-84; Дружинин Н. M., П. а. в России, в сб.: Абсолютнизм в России (XVII-XVIII вв.), М., 1964; Lh?ritier М., Le r?le historique du despotisme ?clair? particuli?rement au XVIII si?cle, в кн.: Bulletin of the International Committee of Historical Sciences, v. 1, pt 5, Wash.-P., 1928; Klassen P., Die Grundlagen des aufgekl?rten Absolutismus, Jena, 1929; Lefebvre G., Le despotisme ?clair?, "Annales historiques de la R?volution fran?aise", 1949, No 114; Moraz? Ch.. Finance et despotisme, essai sur les despotes ?clair?s, "Annales, ?conomies - Soci?t?s - Civilisations", 1948, No 3; Hartung F., Der aufgekl?rte Absolutismus, "HZ", 1955, Bd 180, H. 1; Schilfert G., Deutschland von 1648 bis 1789, 2 Aufl., В., 1962.