ПРОТАГОР
ПРОТАГОР
480 — 410 гг. до н. э.) — греческий софист из города Абдеры. Он читал за высокуюплату лекции по всей Греции, писал по вопросам государственного устройства, риторике, этике, грамматике. За свою скептическиатеистическую книгу «О богах» был обвинен в безбожии и приговорен к смертной казни. Ему удалось бежать на Сицилию, но он утонул во время кораблекрушения.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
ПРОТАГОР
• Protag?ras,
??????????, один из известнейших греческих софистов, родился в Абдере. Его жизнь относится ко времени 480-410 гг. до Р. X., так что он был несколько старше Горгия и Продика. О его образовании и учении сохранились лишь немногие известия. Рассказ, будто учителем его был Демокрит, кажется вымыслом или смешением имен, потому что П. был старше Демокрита на 20 лет. Верно лишь то, что П. изучал и хорошо знал древнейших ионических философов, Гераклита и элейскую школу (элеатиков). Прежде чем он исключительно посвятил себя философии, он занимался грамматикой и риторикой (??????????, Plat. Phaedr. 267 С.); впоследствии его познания охватывали все области человеческого знания, и, таким образом, он был одним из самых ученых софистов. Он сам впервые назвал себя софистом и брал за курс учения 100 мин. При Перикле он пользовался высоким уважением, благодаря которому он в 443 г. вместе с другими афинскими колонистами был послан в Фурии, чтобы посмотреть законы этого города и применить к тогдашним обстоятельствам. Из его учения сохранены Платоном и другими и сделались известными нам многие положения. Т. к. он учил, что все существует, что и как кажется всякому человеку; он брался также научить искусству слабое и дурное делать крепким и лучшим (??? ´???? ????? ??????? ???????, делать «черное белым»). Сюда же принадлежат введенные им в употребление ????? ?????????? по его положению ??? ?????? ??????? ????? ?????? ????????? ?????????????? ?????????, его ????? ??????????? и ??????. В сочинении ????? ????? он утверждал, что не знает, есть ли боги или нет, и каковы они. Поэтому он в Афинах считался атеистом и изгнан был из города, а сочинения его публично сожжены. Он бежал на небольшом судне, но на пути, по сказанию, погиб в волнах. О его loci communes ср. Cic. Brut. 12, 45; о продолжениях его учения см. особенно «Протагора» Платона, кроме того, Plat. Theaet., p. 156. 152. 160. Cic. acad. 2, 46, 142, n. d. 1, 2, 12. 29. Исследования Geist´a (1827), Vitring´a (1852) и др.
Протагор
греч. Protagoras)
(ок. 481 - ок. 411 до н.э.)
греческий философ-софист, приверженец рабовладельческой демократии. Сочинения его не сохранились, содержание части из них передал Платон в диалоге «Протагор». П. известен своим изречением «Человек есть мера всех вещей».
Платон. Избранные диалоги. М., 1965. С. 47-117; Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т.1. М., 1990. С. 418-476.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 485 - ок. 415 до н. э.)
Греческий софист из фракийского города Абдеры, профессиональный учитель добродетели, которую он понимал как умение достигать поставленных целей, - эта точка зрения подвергнута критике Сократом в платоновском диалоге "Протагор". Протагор был агностиком и считал, что никакое знание не может выйти за пределы человеческой субъективности. Эту мысль он выражал с помощью популярного до сих пор афоризма: "Человек - мера всех вещей". В 418 в Афинах Протагор был обвинен в бесчестье и безбожии и изгнан. Согласно преданию, он вскоре погиб во время кораблекрушения.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(480 - 410)
др.-гр. философ, основатель софистики. Происх. из Абдер (Фракия), в молодости слушал Демокрита, в 40-е переехал в Афины, где общался с Периклом и обучал риторике и философии за очень высокую плату. Ок. 443 разработал и написал законодательство для Фурий (Южн. Италия). В кон. жизни П. был обвинен в нечестии, бежал в Сицилию и погиб во время бури.
Разделяя учение Гераклита о всеобщей текучести и изменчивости, П., в отличие от него, отрицал существование мира в виде умопостигаемого Логоса. Душе П. приписывал чувственную природу и ощущение считал предшествующим всякому суждению. Осн. принцип его философии емко выражен в извест. изречении П.: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». По свид-ву Диогена Лаэртского, П. первый заявил, что о любом предмете можно сказать двояко и противоположным образом. Согласно П., мир полностью адекватен челов. представлению о нем, т. е. по природе внутренне изменчив и противоречив. Все существующее явл., т. о., и истинным и ложным. Диоген Лаэртский наз. 13 соч. П., от к-рых сохран. немногочисл. фр-ты; Платон излагает взгляды П. в одноименном диалоге.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(ок. 481 - ок. 411 до н.э.)
греческий философ-софист, приверженец рабовладельческой демократии. Сочинения его не сохранились, содержание части из них передал Платон в диалоге «Протагор». П. известен своим изречением «Человек есть мера всех вещей».
Платон. Избранные диалоги. М., 1965. С. 47-117; Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т.1. М., 1990. С. 418-476.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 485 - ок. 415 до н. э.)
Греческий софист из фракийского города Абдеры, профессиональный учитель добродетели, которую он понимал как умение достигать поставленных целей, - эта точка зрения подвергнута критике Сократом в платоновском диалоге "Протагор". Протагор был агностиком и считал, что никакое знание не может выйти за пределы человеческой субъективности. Эту мысль он выражал с помощью популярного до сих пор афоризма: "Человек - мера всех вещей". В 418 в Афинах Протагор был обвинен в бесчестье и безбожии и изгнан. Согласно преданию, он вскоре погиб во время кораблекрушения.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(480 - 410)
др.-гр. философ, основатель софистики. Происх. из Абдер (Фракия), в молодости слушал Демокрита, в 40-е переехал в Афины, где общался с Периклом и обучал риторике и философии за очень высокую плату. Ок. 443 разработал и написал законодательство для Фурий (Южн. Италия). В кон. жизни П. был обвинен в нечестии, бежал в Сицилию и погиб во время бури.
Разделяя учение Гераклита о всеобщей текучести и изменчивости, П., в отличие от него, отрицал существование мира в виде умопостигаемого Логоса. Душе П. приписывал чувственную природу и ощущение считал предшествующим всякому суждению. Осн. принцип его философии емко выражен в извест. изречении П.: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». По свид-ву Диогена Лаэртского, П. первый заявил, что о любом предмете можно сказать двояко и противоположным образом. Согласно П., мир полностью адекватен челов. представлению о нем, т. е. по природе внутренне изменчив и противоречив. Все существующее явл., т. о., и истинным и ложным. Диоген Лаэртский наз. 13 соч. П., от к-рых сохран. немногочисл. фр-ты; Платон излагает взгляды П. в одноименном диалоге.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)