Провиденциализм

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Провиденциализм
лат. providentia – провидение) – теологическое истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
теологическая концепция истории как промысла Божьего. Согласно П. любое общественное событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное, свидетельствует о присутствии Бога в мире, является проявлением его воли и осуществлением заранее поставленной им цели. Тесно переплетен с геологией.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
от лат. provideo - заранее предвижу, предусматриваю) - представление, согласно к-рому весь ход истории определяется богом, является осуществлением заранее предусмотренного "божественного плана". П., идущий от богословско-ист. концепции Августина, являлся характерной чертой ср.-век. христианской феод.-церковной историографии. В осн. преодоленный передовой ист. мыслью к концу средневековья, П. продолжал, однако, оставаться филос. основой мн. реакц. направлений в историографии в новое и новейшее время (напр., Л. Ранке и его школа, философия истории неотомизма).

Лит.: Вайнштейн О. Л., Зап.-европ. средневековая историография, М.-Л., 1964 (особенно с. 46, 49, 69).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

 Провиденциализм
от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана "спасения" человека. Провиденциализм присущ всем мировым религиям - иудаизму ,христианству , исламу .
Основателем христианской концепции исторического процесса считается римский церковный писатель Евсевий Памфил, епископ Кесарии с 311г., но законченное оформление она получила в богословской концепции отца церкви епископа Августина (354-430 гг.) в его произведении «О граде божьем».
Августин противопоставлял земное и небесное существование. История земного человечества в границах от грехопадения Адама и Евы до страшного Суда является полем борьбы двух человеческих сообществ: 1) сообщество грешных людей «людей плотских», которые наслаждаются дьявольскими призраками – земными благами; 2) сообщества праведных людей «людей неба», которые лишь пользуются этими благами.
История трактовалась Августином, как результат деятельности отдельных личностей, в которую властно вмешиваются потусторонние силы.
Развитое Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому "царству Божию" легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.
В 17 в. эти идеи развивал Ж. Б. Боссюэ (Франция). Начиная с Возрождения и, особенно в эпоху Просвещения, в противовес религиозной парадигме развивается рационалистический взгляд на историю как имманентный процесс - осуществление "естественного закона", разума и т.п. Однако в 19-20 вв. П. продолжал оставаться  основой многих идеалистических течений и направлений (в начале 19 века - Ж. М. Де Местр, Ф. Шлегель, Л. Ранке и др.).
 

Источник: Краткий исторический словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
341.11 кб

Провиденциализм как религиозно-мировоззренческий ориентир протопопа Аввакума в оценке им церковной р

Аторин Р. Ю.
В данной статье происходит раскрытие провиденциального подхода протопопа Аввакума к осмыслению проведения церковных преобразований, предусматривающего религиозно-философскую концепцию Провидения, как плана-замысла Бога в деле духо
Читать PDF
791.67 кб

Выбор Н.М. Карамзина: от масонской антропологии и европейского гуманизма к провиденциализму и нравс

Щербатова И. Ф.
В статье рассматривается влияние гуманистических взглядов Н.М. Новикова на Н.М. Карамзина. Карамзин в течение 1784-1789 гг.
Читать PDF
290.38 кб

Провиденциалистская идея воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX - первой половины

Макаров Михаил Иванович
Аннотация.
Читать PDF
197.55 кб

Провиденциалистская идея воспитания в западноевропейской гуманистической педагогической мысли XIV -

Макаров Михаил Иванович
В статье рассматривается влияние идеи провиденциализма на западноевропейскую гуманистическую педагогическую мысль XIV XVI веков.
Читать PDF
6.34 мб

Провиденциалистские смыслы воспитания свободы в педагогических идеях русских философов конца XIX - п

Макаров Михаил Иванович
В статье рассматриваются провиденциалистские смыслы воспитания свободы в педагогических идеях русских философов конца XIX первой половины XX вв. Особое внимание уделяется анализу обозначенной проблемы в педагогическом наследии В.
Читать PDF
274.43 кб

Речевые характеристики и провиденциальная роль главного героя романа Сильваны де Мари «Последний эль

Скульская Е. А.
Анализируется образ главного героя романа в жанре фэнтези. Особое внимание уделяется речевым характеристикам персонажа, сближающим его с с детьми, имеющими определенные нарушения развития.
Читать PDF
336.52 кб

Провиденциальная природа воспитания и педагогика невмешательства

Гагаев Андрей Александрович, Гагаев Павел Александрович
Воспитание со стороны целеполагания рассматривается как феномен, не подлежащий рациональному описанию, как реалия, открывающаяся человеку лишь своими общими (духовно-ценностными) очертаниями.