ПУНАЛУАЛЬНАЯ СЕМЬЯПуни, Цезарь

ПУНИ Иван Альбертович

Найдено 3 определения термина ПУНИ Иван Альбертович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Пуни, Иван (Жан) Альбертович

Род. 1894, ум. 1956. Художник, яркий представитель русского авангарда. Работы в духе импрессионизма и постимпрессионизма. С 1919 г. в эмиграции (Франция).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

ПУНИ Иван (Жан) Альбертович

20.02.1892 (Куоккапа, ныне пос. Репино, близ С.-Петербурга) 28.12.1956 (Париж). Живописец. Сын виолончелиста, внук итальянского композитора Цезаря Пуни (1802-1870). Начальное музыкальное и художественное образование получил в семье. В 1900-08 учился в гимназии и военном училище в Петербурге, брал частные уроки рисования у И. Е. Репина. Под влиянием Репина, вопреки желанию отца, мечтавшего о его военной карьере, выбрал путь художника. В 1910-11 около года провел в Париже. Занимался в академии Р. Жюльена. В феврале-апреле 1912 посетил Италию. В Петербурге познакомился с Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, К. С. Малевичем, В. В. Хлебниковым, М. Ф. Ларионовым. Писал картины в духе фовизма и кубизма. Вошел в «Союз молодежи» и участвовал в его выставках (СПб., 1912/13 и 1913/14). В 1913 женился на художнице К. Л. Богуславской. Их мастерская в Петербурге стала местом встреч художников и поэтов-футуристов. Вместе с женой организовал выпуск и исполнил обложку футуристического сборника «Рыкающий Парнас», в котором участвовали Хлебников, Маяковский, Бурлюк, П. Н. Филонов, Е. Г. Гуро и др. Тираж сборника был арестован (январь 1914) и почти полностью уничтожен, так как цензура усмотрела в нем «признаки кощунства и порнографии». В 1914 посетил с женой Париж, участвовал в салоне Независимых. Организовал в Петербурге первую футуристическую выставку «Трамвай В» (март-апрель 1915) и последнюю футуристическую выставку «0, 10» (декабрь 1915январь 1916), в которых участвовали К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А. А. Экстер, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова, И. В. Клюн, М. И. Меньков и др. На выставке «0, 10» распространял написанный совместно с Богуславской манифест, декларирующий освобождение картины от смыслового содержания. 12 января 1916 вместе с Малевичем выступил в зале Тенишевского училища с лекцией на тему «Кубизм - футуризм — супрематизм». В конце 1916 показал на выставке «Бубнового валета» в Москве жанровые картины, портреты и супрематические картины. В те же годы иллюстрировал детские сказки, исполнял рисунки в традиционной манере для журнала «Нива». Осенью 1916 был призван в армию. В апреле 1917 стал одним из учредителей союза «Свобода искусству» и общества «О, 10», был делегирован вместе с Богуславской во Временный комитет уполномоченных Союза деятелей искусств. В 1918 стал профессором петроградских ГСХМ. Участвовал в праздничном оформлении улиц города (Литейный пр. и Охта) к 1-й годовщине Октября, работал на Государственном фарфоровом заводе, сотрудничал в газете «Искусство Коммуны», исполнил проект печати Совнаркома (репродуцирован в журнале «Изобразительное искусство». 1919. № 1. С. 67). В начале 1919 по приглашению М. 3. Шагала приехал в Витебск, до лета работал там в Коллегии по делам искусств и преподавал в Народной художественной школе. В конце 1919 по льду Финского залива бежал с женой в Куоккалу (с 1918 — территория Финляндии) и до получения германской визы жил в усадьбе отца. В сентябре 1920 супруги переехали в Берлин, вошли в круг немецкого Литературно-художественного авангарда. В 1920-22 создал много беспредметных картин, оформлял и иллюстрировал детские книги, рисовал эскизы декораций и костюмов для русских театров-кабаре «Синяя птица» и «Карусель». В феврале 1921 провел персональную выставку в галерее Der Sturm. В 1922 участвовал в 1-й Международной художественной выставке в Дюссельдорфе, 1-й Русской художественной выставке в берлинской галерее Van Diemen и Большой берлинской художественной выставке. В 1922—24 входил в «Ноябрьскую группу», участвовал в ее выставках в Берлине и Кельне. 3 ноября 1922 выступил в берлинском Доме искусств с лекцией, которая легла в основу его полемической книги «Современное искусство», содержащей анализ и критику беспредметничества. В 1923 поселился в Париже. Сблизился с Ф. Леже, А. Марке, Дж. Северини, А. Озанфаном. Озанфан посвятил ему статью в «L’Esprit nouveau» (1924). В дальнейшем отошел от беспредметного искусства: писал импрессионистские натюрморты, интерьеры, парижские пейзажи, пляжи Лазурного берега. С 1924 почти ежегодно выставлялся в салоне Тюильри (вплоть до 1955), иногда в Осеннем салоне и салоне Независимых. Провел персональные выставки в галереях Barbazanges (апрель 1925, совм. с Богуславской; предисловие к каталогу Андре Сальмона), Bemheim (апрель 1928) и J. Castel (июнь 1933; организована маршаном Полем Гийомом, он же написал предисловие к каталогу). Участвовал в выставках русских художников в парижских галереях: М. Henry (1925), Zak (1930, 1932, 1936), d’Alignan (1931) и L’fipoque (1931, 1932, группа «Числа»), в Брюсселе (1928) и Праге (1935). В 1933 стал членом секции художников Союза деятелей русского искусства во Франции. В 1937 две картины, показанные на Международной выставке в Париже, были приобретены Музеем современного искусства в Гренобле. В 1940—42 жил в Антибе, на юге Франции, поддерживал тесную связь с супругами Делоне. По возвращении в Париж, в 1943, провел персональную выставку в галерее L. Сагге. В 1946 участвовал в выставке «В честь Победы», организованной в Париже Союзом советских патриотов; по приглашению ЮНЕСКО принял участие в международной выставке в Музее современного искусства и показал несколько работ на Выставке современного французского искусства в Люксембургском музее Парижа. В 1947 стал кавалером ордена Почетного легиона. Персональные выставки состоялись в парижских галереях de France (1947, 1950) и М. Coard (1953, 1956), в галерее Knoedler в Нью-Йорке (1949, 1952) и галерее Adams Brothers в Лондоне (1950). Участвовал в групповых выставках в Париже, Лондоне, Вене, Токио, Мехико, США, Тунисе, Египте. Умер в своей мастерской в Париже на улице Notrc-Dame-des-Champs, 86. Похоронен на кладбище Монпарнас. Наиболее крупные посмертные выставки состоялись в Национальном музее современного искусства в Париже (1958), Музее ТулузЛотрека в Альби (1958), Музее искусств в Цюрихе (1960), галерее des Ponchettes в Ницце (1961). музее Stedelijk в Амстердаме (1961), галерее Charpentier в Париже (1961/62), Галерее современного искусства в Турине (1962/63), галерее Krugier & Cie в Женеве (1964), в Haus am Waldsec в Берлине (1975), в Музее современного искусства города Парижа (1993). Его произведения экспонируются на выставках, посвященных русскому авангарду и Парижской школе. Представлен во многих музеях Европы и США, в ГРМ и ГТГ. Вдова подарила его картины Музею современного искусства города Парижа, гравюры и документы - Национальной библиотеке (1959 и 1966).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ПУНИ Иван Альбертович

20.11.1894, Куоккала, Финляндия - 28.12.1956, Париж) живописец. Родился в семье музыкантов итальянского происхождения. Его дед, Цезарь П., итальянский композитор, автор многочисленных партитур к балетам, руководитель оркестра оперы в Париже и Лондоне, обосновался в Петербурге в 1857, писал музыку для императорских театров. Отец - Альберт П. - известный виолончелист.

Начальное музыкальное и художественное образование П. получил в семье. Закончил театральную гимназию и поступил в Военную академию. В 1900-8 брал частные уроки рисования у И.Репина, затем, в 1910, поступил в академию Р.Жульена в Париже. В годы учебы увлекался кубизмом и фовизмом. В 1912-13 путешествовал по Италии, в 1913 возвратился в Россию. Полный энтузиазма и энергии, П. включился в работу художественного объединения Союз молодежи, участвовал в его выставках, сблизился с В.Татлиным, К.Малевичем, М.Ларионовым, Д.Бурлюком, В.Маяковским, В.Шкловским. На одной из выставок чрезмерное новаторство П. вызвало недовольство устроителей, что вынудило М.Матюшина объяснять членам жюри и публике работы П. наряду с произведениями Бурлюка, В 1913 П. познакомился и женился на художнице Ксении Богуславской.

Вновь предпринял поездку в Париж, где выставил несколько своих работ в Салоне независимых вместе с Малевичем и Бурлюком. Живопись П: этого периода можно квалифицировать как фовистскую, несмотря на темную тональность, хотя постепенно он начинал склоняться к кубистским конструкциям. В 1914 сделал эскиз обложки футуристического альманаха «Рыкающий Парнас». В 1915 П. и Богуславская организовали в Художественном бюро Н.До6ычиной выставку «Трамвай «В», где, помимо их работ, были представлены работы Малевича, Татлина, Моргунова, Экстер, Поповой, Розановой, Удальцовой. С 19.12.1915 по 19.1.1916 они провели Последнюю футуристическую выставку «0,10». К ее открытию была выпущена листовка с изложением художественного кредо организаторов, выступивших в противовес конструктивизму Татлина. Манифест был важен для понимания беспредметного мира; утверждение, что картина есть новая концепция абстрагированных реальных элементов, лишенная смысла, было вместе с заявлением Малевича одной из первых ясных деклараций самодовлеющей художественной формы.П. сыграл важную роль в организационном оформлении супрематизма. В январе 1916 он выступил в зале Тенишевского училища с лекцией «Кубизм футуризм - супрематизм».

В том же году на выставках «Товарищества независимых» и «Бубнового валета» экспонировал, наряду с жанровыми картинами и портретами («Скачки», «Парикмахерская», «Игроки в карты», «Автопортрет» и др.), беспредметные картины, близкие к произведениям Малевича. Правда, увлечение П. беспредметным искусством было «не только кратковременным, но и достаточно поверхностным» (Н.Хаджиев).

Весной 1917 П. стал одним из учредителей союза «Свобода искусству». В 1918 преподавал в Свободных художественно-учебных мастерских в Петрограде. В 1918-19 принимал участие в оформлении улиц и площадей Города (Литейный проспект и Охта), работал на Государственном фарфоровом заводе, исполнил проект печати Совнаркома; принял участие в выставке «Русский пейзаж». В 1919 преподавал некоторое время в Витебском художественном училище, затем уединился в имении отца в Финляндии, где пробыл более года практически бездеятельно.

Осенью 1920 П. переехал в Берлин; сблизился с Рихтером, Эггелингом, Дусбургом, Беллингом. Вошел в Ноябрьскую группу, объединявшую авангардистов разных направлений. В 1921 участвовал в выставках группы в Берлине, провел персональную выставку в галерее «Der Sturm» (1921) и участвовал в Международной выставке в Дюссельдорфе (1922).

Работал как иллюстратор, оформлял детские книги, например, С.Рафаловича «Марк Антоний. Трагедия» (Берлин, 1923). Много сотрудничал с театрами, рисуя эскизы костюмов и декораций; наиболее известны его эскизы костюмов для театров «Синяя птица» и «Карусель» (1921), «Возрождение» (1922), «Folies Вегдеге» (Париж, 1923), декорации и костюмы для турне в Аргентину театра «Douvan», для «Балладин оперы» (Прага, 1923). Участвовал в конференциях по проблемам современного искусства.

В 1922 П. опубликовал в Берлине книгу «Современное искусство». В ней он дал анализ и резкую критику беспредметничества: «Вот в том-то и дело, что в русском беспредметничестве танцевали только первые вещи, только первые, вот тот Малевичев квадрат, еще несколько и затем ничего. Затем триста тысяч комбинаций из одного круга и пары квадратов»; «беспредметное конструирование [в России)... неизбежно должно было превратиться и превратилось в искусство аналитическое, в ряд опытов, простых и сложных. Примеры: работы Малевича, мои собственные того времени, Родченко, Розановой, Бруни и др.».

Фактически в своей книге П. отвергал супрематизм. В том же году в лекции, прочитанной в Берлине, он назвал супрематические формальные достижения переходными и поверхностными и заявил о поддержке, с одной стороны, В.Кандинского, с другой - П.Пикассо.

Изменение художественного стиля во многом определило смену места жительства. В 1923 П. переехал в Париж. Как он позднее вспоминал, «в Париже я заново родился... Именно там я сформировался как художник».

В Париже П. сблизился с Ф.Леже, А.Марке, А.0занфаном, Дж.Северини.

Пройдя через увлечение конструктивизмом, кубизмом, дадаизмом, в середине 20-х он пришел к светлой и нежной импрессионистской живописи - натюрмортам, интерьерам, парижским пейзажам. В Париже П. стал приверженцем фигуративной живописи, работал в стиле, напоминающем манеру Пьера Боннара и Эдуарда Вюйяра.П. был разносторонним художником, но прежде всего живописцем. С 1924 выставлялся в салоне Тюильри, в 1928 участвовал в Международной выставке в Брюсселе и выставке «Современного французского искусства» в Москве. В 1925 состоялась его первая персональная выставка в галерее «Barbazanger» (Париж), где были представлены «Большой натюрморт» и «Большая ню».

Вторая персональная выставка прошла в 1928в галерее Джорджа Бернхейма и имела большой успех. В 30-е П. выставлялся в основном во Франции, где он был популярен: персональные выставки в галерее Кастель (1933), галерее Ле Ниво (1937); отдельные работы представлены в салонах «Temps Presents» (193435), «Современные художники» (1936), в клубе архитекторов (1937). В 1940-42 П. жил в Антибе, на юге Франции, вместе с супругами Делоне. В 1942 вернулся в Париж, где в 1943 устроил свою выставку в галерее Л.Карре. В 1946 он принял французское гражданство и вскоре стал кавалером ордена Почетного легиона.

В послевоенный период П. вновь изменил манеру. В его поздних картинах отдельные черты предметов даны укрупненно и приблизительно, а цвета - чистыми, без полутонов, плоскостями. Такая мозаичная структура создает изысканную колористическую гармонию, которая не вредит изобразительности («Оранжевое кресло», 1948; «Интерьер с пианино», 1949; «Пригород», 1953; «Пикник», 1954; цикл Арлекины, 1948-56 и др.). В 40-е П. получил международное признание. Его персональные выставки с успехом прошли в парижских галереях «Де Франс» (1947 и 1950), «Корд» (1953 и 1956); в Нью-Йорке (1949 и 1952) и Лондоне (1950). Он активно участвовал в международных выставках в Вене, Каире и Париже (1946), Питсбурге (1950), Турине (1953), Токио (1953 и 1955), Риме, Марселе, Провансе, Шартре и Мехико (1955-59).

Умер художник в мастерской. Его мемориальные выставки состоялись в Париже (1956, 1958, 1959, 1966), Цюрихе (1960), Ницце, Амстердаме (1961), Турине (1962), Женеве (1964). Работы П. экспонировались также на выставках «После Гогена» (Варшава, 1959); «Русские художники парижской школы» (СенДени, 1960): «Пикассо и его друзья» (Страсбург, 1960); «французская живопись» (Москва, 1961): «Французская живопись в Женеве» (Женева, 1962) и др. Представлен во многих музеях Европы и Америки, а также и России.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

Найдено схем по теме ПУНИ Иван Альбертович — 0

Найдено научныех статей по теме ПУНИ Иван Альбертович — 0

Найдено книг по теме ПУНИ Иван Альбертович — 0

Найдено презентаций по теме ПУНИ Иван Альбертович — 0

Найдено рефератов по теме ПУНИ Иван Альбертович — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!