до 1918 Царское Село, до 1937 Детское Село), город (с 1808) в Ленинградской области. 93,6 тыс. жителей (1996). Основан в 1708; в 18 - начале 20 вв. загородная резиденция российских императоров. Дворцово-парковый ансамбль 18-19 вв. Дворец (начат постройкой в 1717-1723, перестроен в 1752-57, архитектор В. В. Растрелли) с "Агатовыми комнатами", "Холодными банями" и "Камероновой галереей" (1779-93, архитектор Ч. Камерон), корпусом Лицея (18 - начало 19 вв., архитектор И. В. Неелов, В. П. Стасов). Екатерининский и Александровский парки с Александровским дворцом (1792-1800, архитектор Дж. Кваренги), многочисленными павильонами и декоративными сооружениями. Сильно пострадал во время германской оккупации 1941-44. К началу 1990-х годов почти полностью восстановлен.
ПУШКИН
ПУШКИН
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ПУШКИН
Александр Сергеевич (1799–1837) — гениальный русский поэт, писатель, драматург и осно-
воположник новой русской литературы. Он смело экс-периментировал с различными литературными жанрами и стилями, диапазон произведений его был настолько широк, что его творчество помогло многим русским писателям освободиться от многих архаичных установок литературы того времени. Отдав дань классицизму в ранних стихах, освоив жанры оды, послания, элегии, романса, баллады, песни, мадригала, кантаты, эпиграммы, испытав влияние романтизма Жуковского, Батюшкова и Байрона, Пушкин выступил как само-бытный поэт в оде «Вольность» (1817), в послании «К Чаадаеву» (1818), в лиро-эпической поэме «Руслан и Людмила», поразившей современников народносказочным содержанием, живостью и красочностью повествования, необыкновенной легкостью и звучностью разговорного четырехстопного ямба. К числу характерно романтических произведений Пушкина от-носятся его «южные поэмы» («Кавказский пленник» (1820), «Братья-разбойники» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821)), ставшие эталоном для русских поэтов-романтиков. Поэма «Цыганы» (1824) начинает прорыв в иное художественное измерение — реалистическое. Пушкин-реалист, одинаково свободно ощущавший себя в любой национальной культуре, в любых жанрах, в любых исторических эпохах, раскрыл высокую прав-ду человеческих чувств, свои раздумья о смысле жизни и о смерти, свое понимание сущности и назначения искусства. Он ввел в литературу новую тему — тему города, нового героя — «маленького человека», пред-восхитившего героев Гоголя и Достоевского («Домик в Коломне (1830), «Повести Белкина» (1830)); выразил народное отношение к эксплуататорам и тунеядцам в стихотворных сказках; запечатлел картины жизни всего русского общества в социально-бытовом романе в сти-хах «Евгений Онегин» (1823-1831); раскрыл характеры людей различных стран и эпох в «Маленьких трагедиях». Обратившись к национальной истории, Пушкин проследил трагический путь чуждых народу правите-лей («Борис Годунов» (1824), выявил историческое зна-чение деятельности Петра
I («Полтава» (1828), «Медный всадник» (1823), «Арап Петра Великого» (1827)), вос-произвел события «чудесной памяти двенадцатого года» («Рославлев» (1831)), раскрыл судьбу обедневшего дворянства и воссоздал стихию крестьянского восстания («Дубровский» (1832), «Капитанская дочка» (1836)). Пушкину удалось нащупать главный нерв буржуазного общества — золото, деньги, дающие власть и уродующие человеческую личность («Пиковая дама» (1833)). Велика роль Пушкина в создании русского литератур-ного языка. И. С. Тургенев говорил, что потомкам Поэт а оставалось «только идти по пути, проложенному его гением».
воположник новой русской литературы. Он смело экс-периментировал с различными литературными жанрами и стилями, диапазон произведений его был настолько широк, что его творчество помогло многим русским писателям освободиться от многих архаичных установок литературы того времени. Отдав дань классицизму в ранних стихах, освоив жанры оды, послания, элегии, романса, баллады, песни, мадригала, кантаты, эпиграммы, испытав влияние романтизма Жуковского, Батюшкова и Байрона, Пушкин выступил как само-бытный поэт в оде «Вольность» (1817), в послании «К Чаадаеву» (1818), в лиро-эпической поэме «Руслан и Людмила», поразившей современников народносказочным содержанием, живостью и красочностью повествования, необыкновенной легкостью и звучностью разговорного четырехстопного ямба. К числу характерно романтических произведений Пушкина от-носятся его «южные поэмы» («Кавказский пленник» (1820), «Братья-разбойники» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821)), ставшие эталоном для русских поэтов-романтиков. Поэма «Цыганы» (1824) начинает прорыв в иное художественное измерение — реалистическое. Пушкин-реалист, одинаково свободно ощущавший себя в любой национальной культуре, в любых жанрах, в любых исторических эпохах, раскрыл высокую прав-ду человеческих чувств, свои раздумья о смысле жизни и о смерти, свое понимание сущности и назначения искусства. Он ввел в литературу новую тему — тему города, нового героя — «маленького человека», пред-восхитившего героев Гоголя и Достоевского («Домик в Коломне (1830), «Повести Белкина» (1830)); выразил народное отношение к эксплуататорам и тунеядцам в стихотворных сказках; запечатлел картины жизни всего русского общества в социально-бытовом романе в сти-хах «Евгений Онегин» (1823-1831); раскрыл характеры людей различных стран и эпох в «Маленьких трагедиях». Обратившись к национальной истории, Пушкин проследил трагический путь чуждых народу правите-лей («Борис Годунов» (1824), выявил историческое зна-чение деятельности Петра
I («Полтава» (1828), «Медный всадник» (1823), «Арап Петра Великого» (1827)), вос-произвел события «чудесной памяти двенадцатого года» («Рославлев» (1831)), раскрыл судьбу обедневшего дворянства и воссоздал стихию крестьянского восстания («Дубровский» (1832), «Капитанская дочка» (1836)). Пушкину удалось нащупать главный нерв буржуазного общества — золото, деньги, дающие власть и уродующие человеческую личность («Пиковая дама» (1833)). Велика роль Пушкина в создании русского литератур-ного языка. И. С. Тургенев говорил, что потомкам Поэт а оставалось «только идти по пути, проложенному его гением».
ПУШКИН
1. Александр Сергеевич (26.V(6.VI).1799 - 29.I(10.II).1837) - рус. поэт, основоположник реалистич. направления в рус. лит-ре. Род. в Москве в дворянской семье. В 1811-17 обучался в Царскосельском лицее. Мировоззрение П., проникнутое свободолюбием, ненавистью к тирании и угнетению, начало складываться в лицейские годы под влиянием прогрессивных воспитателей (проф. А. П. Куницын, В. Ф. Малиновский), в дружбе с будущими декабристами (И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер), в общении с П. Я. Чаадаевым и под воздействием обществ.-патриотич. подъема, вызванного Отечеств. войной 1812. Вольнолюбивые идеи П., созвучные политич. воззрениям декабристов, нашли отражение в ранних произв. поэта 1817-20 ("Вольность", "Деревня", "К Чаадаеву" и др.). В 1819-20 входил в кружок "Зеленая лампа" - лит. филиал "Союза благоденствия". В 1817-20 создал поэму "Руслан и Людмила". В 1820 за сочинение и распространение политич. стихов и эпиграмм был сослан на юг России (в Кишинев, в 1823 - в Одессу). Здесь сблизился с В. Ф. Раевским, М. Ф. Орловым, В. Л. Давыдовым и др., встречался с П. И. Пестелем и руководителем греч. восстания 1821 А. Ипсиланти. В годы юж. ссылки (1820-24) П. создал поэмы "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы" и др. В 1824 за распространение антиправительств. и атеистич. суждений был сослан в псковское имение отца - с. Михайловское. В годы новой ссылки (1824-26) П. работал над романом "Евгений Онегин", создал драму "Борис Годунов" и др. После ссылки поселился в Петербурге, часто бывал в Москве, Болдине (имение в Нижегородской губ.), Михайловском. В 1831 женился на H. H. Гончаровой. В 30-е гг. П. созданы "Маленькие трагедии", "Капитанская дочка", "Медный всадник" и мн. др. произведения. В 1836 начал издавать журн. "Современник". П. видел путь к прогрессу не в революц. потрясениях, а в успехах просвещения, в улучшении нравов, в торжестве разума. Это движение должно было возглавить, по мысли П., просвещенное дворянство при содействии "мудрого" самодержца, к-рый возьмет на себя инициативу в отмене крепостного права и в проведении ряда др. реформ в интересах трудового народа. После разгрома восстания декабристов искреннее стремление сохранить верность старым идеалам борьбы за свободу ("Во глубине сибирских руд", "Послание Пущину", "Арион") и невозможность следовать им в изменившихся условиях действительности привели П. к мучительным раздумьям о путях преодоления социально-экономич. противоречий в рус. жизни. Свободомыслие и независимость П. создали ему многочисл. врагов. 27 янв. 1837 он был смертельно ранен на дуэли Ж. Дантесом. Похоронен в Святогорском монастыре (ныне Пушкинские Горы Псковской обл.). Ист. тема занимала важное место в творчестве П. Глубиной и оригинальностью своих суждений в области истории, филос. подходом к ист. проблемам П. намного превосходил уровень совр. ему рус. историков. Отмечая заслуги H. M. Карамзина в создании "Истории государства Российского" и в критич. разработке ист. источников, П. не принимал его монархич. концепцию рус. ист. процесса. П. постоянно изучал наиболее примечательные труды по истории, следил за публикациями ист. источников, работал в архивах. В своем творчестве П. обращался к истории антич. мира, Др. Востока, европ. средневековья и нового времени (особенно к событиям Вел. франц. революции и личности Наполеона I). Но осн. внимание П. было приковано к отечеств. истории ("Борис Годунов", песни о С. Разине, "Арап Петра Великого", "Медный всадник", "Полтава", "Капитанская дочка" и др.). Ист. воззрения П. декабристской поры наиболее ярко выявились в "Заметках по рус. истории 18 в." (1822) и в драме "Борис Годунов" (1824-25). В "Заметках" П. дал сжатый очерк политич. истории России 18 в. Указал на два пути решения крест. вопроса. Первый - стихийное восстание народа, второй - успехи просвещения, к-рые неминуемо приведут к нар. свободе. П. объявлял себя сторонником второго пути. В "Заметках" П. отмечал инертность народа в политич. событиях. Но уже в "Борисе Годунове", вопреки традициям дворянской историографии, он показал народ активной политич. силой. Отчуждение между самодержавной властью и народом - гл. причина непрочности Годунова на престоле. Эпоха Петра I привлекала наибольшее внимание П. Он работал над большим науч. исследованием "История Петра I". П. изображал Петра I как великого преобразователя, направившего Россию на путь прогресса и просвещения. С др. стороны, показал его деспотизм, презрение к народу и его нуждам. Реформы Петра I П. понимал как насильств. революц. переворот, к-рый, наряду с положит. последствиями для ист. судеб России, усилил угнетение народа, привел к созданию служебной бюрократии, к умалению сословных привилегий потомств. дворянства - носителя просвещения и заступника за народ перед самовластием, к забвению традиций нар. культуры. Др. ведущей ист. темой для П. была Крест. война 1773-75 под предводительством Е. И. Пугачева. "История Пугачева" П. открыла науч. историографию крест. войны. Проникнутая симпатией и сочувствием к восставшему народу и Пугачеву, изображавшая крест. войну как величайшее событие рус. истории 18 в., она противостояла офиц. историографии. П. признавал справедливость крест. войны, хотя его страшила разрушит. стихия "пугачевщины". Соч.: Полное собр. соч., т. 1-17, М.-Л., 1937-59. Лит.: Пугачев В. В., Историч. проза П., в сб.: Пушкин. Итоги и проблемы изучения, М.-Л., 1966; Черепнин Л. В., История в творчестве Пушкина, "ВИ", 1963, No 9; Тарле Е. В., Пушкин как историк, "Новый мир", 1963, No 9; Чхеидзе А. И., "История Пугачева" А. С. Пушкина, Тб., 1963; Фейнберг И. Л., Незавершенные работы Пушкина, 4 изд., М., 1964; Оксман Ю. Г., Пушкин в работе над "Историей Пугачева" и повестью "Капитанская дочка", в его кн.: От "Капитанской дочки" А. С. Пушкина к "Запискам охотника" И. С. Тургенева, (Саратов), 1959; его же, Неосуществленный замысел "Истории Украины", в кн.: Лит. наследство, т. 58, 1952; Степанов H. H., Ист. воззрения А. С. Пушкина, Л., 1949; Блок Г. П., Пушкин в работе над ист. источниками, М.-Л., 1949; Греков Б. Д., Ист. воззрения Пушкина, ИЗ, т. 1, М., 1937; Покровский M. H., Пушкин-историк, в кн.: Пушкин А. С., Полн. собр. соч., т. 5, М.-Л., 1933. Р. В. Овчинников. Москва. 2. Григорий Гаврилович (ум. 1656) - рус. дипломат, боярин. В 1634-38 участвовал в переговорах с Польшей о размежевании границ по условиям Поляновского мира. В 1644 добился выдачи Польшей самозванца Я. Лубы. В 1646 возглавил посольство в Швецию для подтверждения условий Столбовского договора. В 1650 вел переговоры в Варшаве о мирных отношениях между Россией и Польшей. В 1654 в качестве смоленского воеводы руководил обороной зап. границы гос-ва. Участвовал в управлении центр. учреждениями (приказами). Лит.: Бантыш-Каменский H. H., Обзор внеш. сношений России (по 1800 г.), ч. 3-4, М., 1897-1902; Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.-Л., 1946.