Путь Святого Иакова

Найдено 1 определение
Путь Святого Иакова
Эль Ками?но де Сантья?го
(исп. El Camino de Santiago) — знаменитая паломническая дорога к могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела, главная часть которой пролегает в Северной Испании. Благодаря своей популярности и разветвленности этот маршрут оказал большое влияние на распространение культурных достижений в эпоху Средневековья. Входит в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
История маршрута
Город Сантьяго-де-Компостела, куда ведет этот путь, является третьей по значению святыней католицизма, уступая лишь Иерусалиму и Риму. Причина такого почитания, которая дала городу прозвище «христианской Мекки» — величайшая реликвия Испании, мощи апостола Иакова, небесного покровителя страны.
Обретение мощей
Согласно преданию, после мученической кончины апостола в 44 году на Святой Земле, его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, где святой проповедовал ранее, и была выброшена на берег в устье реки Улья (там, где появится позже город). В 813 году, как гласит церковное предание, живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, обнаружил этот ковчег, с мощами, которые оставались нетленными.
В 896-99 годах король Альфонс III издал указ, и на месте находки над мощами была построена небольшая церковь. Само место было названо Компостелла (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»). Святой Иаков, чудесно являвшийся во время битв с маврами, стал покровителем Испании и Реконкисты. Как апостол, предпринявший во время своего служения далекое путешествие из Святой Земли в Испанию, он стал считаться покровителем паломников.
Рост популярности маршрута
С тех пор город Компостела с захоронением покровителя страны и одного из двенадцати апостолов стал особой святыней Испании, а также католического мира. Для установления традиции большое значение имел, как рассказывают, сон императора Карла Великого: ему приснился Млечный путь, который простирался к святому месту через Францию и Испанию, а Господь призывал Карла расчистить «звездную» дорогу от мавров. Император повел войска через Пиренеи и освободил Кастилию и Леон, Галисию, Наварру и Ла-Риоху.
Первым паломником, чье имя известно, был епископ Годескальк (Готшальк) из Ле Пюи, он совершил путешествие из Франции в Компостелу зимой 950-51 годов.
В XII веке папа Каликст II даровал паломникам к городу право на получение индульгенции, что поставило Компостелу на одну ступень с Иерусалимом и Римом. Cчитают, что основные маршруты сформировались примерно в XI веке
В течение Средних веков количество паломников, перемещавшихся по дорогам, ведущим в Компостелу, было колоссальным. Но со временем эпидемия черной чумы, резко сократившее население Европы, а затем Реформация и политическая нестабильность XVI веке привела к спаду ее популярности. В XIX веке произошло «открытие» Пути Святого Иакова учеными и искусствоведами, которые с изумлением обнаружили вдали от основных культурных центров и столиц, в небольших городках, выдающиеся памятники средневекового искусства, выпавшие из внимания публики в предшествующие несколько веков. В 1980-е годы количество паломников можно было пересчитать по пальцам, но с той поры отмечают возрастающий интерес, и количество путешественников со всех континентов растет.
Святое путешествие в Сантьяго совершили в разное время английский король Эдуард I, Жан де Бриенн (король Иерусалима), Франциск Ассизский, Ян ван Эйк, папа Иоанн Павел II, известный бразильский писатель Пауло Коэльо и многие другие.
Географическая характеристика
Компостела привлекала богомольцев со всех краев Европы. По Пути Святого Иакова шли верующие из Франции, Португалии, Англии, Ирландии, Польши и прочих стран. Популярности Пути Святого Иакова в Средние века способствовало то, что он объединял в себе многие местные паломничества, то есть путь был проложен так, чтобы паломник мог посетить самые почитаемые святыни (мощи святой Веры, Марии Магдалины, Илария, Фронто, святого Леонарда, святого Жиля, святого Евтропия и прочих).
Основные дороги
Самый важный участок Пути Святого Иакова начинается на юге Франции, идет через Пиренеи (через перевалы Ронсеваль или Сомпорт). Главная магистраль в Испании ведет от Памплоны до Сантьяго-де-Компостелы и носит название «Дороги французских королей».
Сходящиеся к перевалам маршруты на территории Франции:
1. Тулузская дорога (Via Tolosana) — начиналась на востоке и шла через Сен-Жиль, Сен-Гильем-ле-Дезер и Тулузу.
2. Поденская (Via Podensis) — почти параллельна предыдущей, начиналась в Ле-Пюи и проходила через Конк и Муасак.
3. Лиможская (Via Lemovicensis) — начиналась в Везеле, проходила через Лимож и Периге и соединялась с Поденской в Ронсенвалле.
4. Турская (Via Turonensis) — шла от Ла-Манша, через Тур, Пуатье, Сент и Бордо.
Города на территории Испании
* Логроньо
* Памплона
* Санто-Доминго-де-ла-Кальсада
* Белорадо
* Бургос
* Леон
* Асторга
* Понферрада
* Вильяфранка-дель-Берсо
Влияние Пути Святого Иакова
Значительные и постоянные миграции больших масс населения не могли не повлиять на обитателей городов вдоль этого маршрута. Паломникам требовалось отдыхать и питаться: большинство из них останавливалось в расположенных на дороге монастырях и церквях, где также могли поклониться менее значимым, но тем не менее также почитаемым мощам святых.
Монастыри, лежащие возле паломнических дорог, процветали. Но большие толпы требовали переработки как сложившихся архитектурных типов церковных зданий, так и принципов быта, например, жилых помещений, складов пищи и хранилищ для разного рода предметов культа. Путь Святого Иакова был маршрутом, благодаря которому начинает складываться так называемый тип паломнической церкви. Основные отличия подобного типа от предшествующей стесненной романской архитектуры: пространство стало просторным, размеры увеличивались, а разумная планировка последовательности помещений позволяла удобно регулировать человеческие потоки. Вдоль Дороги выросло огромное количество соборов, с различными (незначительными) вариациями повторявшими выработанный тип.
В культуре
Легенды и фольклор
* Невинного юношу на пути в Компостелу повесили по ложному обвинению в воровстве. Месяц спустя возвращавшиеся родители нашли его еще живым на виселице — тело поддерживал святой Иаков. Изображение сюжета встречалось на алтарях и витражах.
Символика
Святой Иаков стал считаться покровителем путешественников.
Эмблемой этого святого является изображение раковины. Ракушки были отличительным знаком пилигримов, вступивших на Путь Святого Иакова, нашивавшимся, например, на одежду. Изображения ракушки украшают здания вдоль всего маршрута.
Интересные факты
* Паломники, идущие в Компостелу, по ночам ориентировались по Млечному Пути, который в Испании также называют «дорогой Святого Иакова». Ее, согласно поверью, святой начертал в небе, чтобы указать Карлу Великому дорогу на сарацин.
* После опубликования романа Коэльо «Дневник мага (Паломничество)» количество паломников многократно увеличилось, и писатель получил премию от правительства Испании.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002