Пыпин, Александр Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПЫПИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
(1833—1904) Александр Николаевич Пыпин, выдающийся фольклорист, историк, журналист, основатель культурно-исторической школы, родился 25 марта 1833 г. в Саратове. Его отец происходил из семьи мелкопоместных дворян, мать — из духовною сословия. Двоюродным братом Александра по матери был Николай Чернышевский.
Оба выросли в одном доме и были дружны. Чернышевский на правах старшего приобщал кузена к чтению, давал первые уроки французского, а позже, в Петербурге, ввел в круг своих знакомых. Александр с 10 лет учился в Саратовской гимназии, в 1849 г. поступил в Казанский университет, а через год перевелся в Петербург. В Казани Пыпин посещал лекции известного слависта В. И. Григоровича, а в Петербурге — И. И. Срезневского, который вовлек двоюродных братьев в работу по собиранию материалов для «Словаря древнерусского языка». Университетская диссертация Пыпина была посвящена русской комедии XVIII в.
В 1853 г., в год окончания университета, появилась первая публикация будущего ученого под названием «Владимир Лукин*. Материалом для нее послужила его собственная студенческая работа — «эпизод, который в то время представлял известную новизну, а именно эпизод о писателе XVIII столетия Лукине».
Позднее интересы Пыпина обратились к древнерусской литературе. В 1857 г. он блестяще защитил магистерскую диссертацию «Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских», а через год отправился в Европу с целью приготовления к профессорскому званию. Во время поездки молодой ученый посетил Францию, Германию, Швейцарию, Италию, слушал лекции в Гейдельберге, изучал итальянский язык, навестил по обычаю того времени Герцена в Лондоне, общался с П. В. Анненковым, В. П. Боткиным, И. С. Тургеневым, побывал в славянских странах.
В I860 г. А. Н. Пыпин стал экстраординарным профессором Петербургского университета, где вел курс средневековой французской и провансальской литератур. Однако уже через год он подал в отставку в составе группы профессоров, которые выступили против ограничения студенческих прав, и до 1897 г. не занимал официальных постов.
В начале 1860-х гг. Чернышевский ввел Пыпина в кружок «Современника», возглавлявшийся тогда Некрасовым и Панаевым, где Александр Николаевич работал и после ареста кузена, вплоть до 1866 г. Биографы отмечают эпизод, характеризующий нежные отношения между двоюродными братьями: спустя некоторое время после ареста мужа О. С. Чернышевская решила продать родовой дом. Его выкупил Азександр Николаевич и через много лет передал детям Чернышевского по дарственной.
После закрытия «Современника» Пыпин начал сотрудничать с М. М. Стасюлевичем (вместе с которым покинул университет), основавшим «Вестник Европы». Практически вся дальнейшая деятельность ученого была связана с этим журналом. Редакцию тогда составили опальные профессора; по словам Стасюлевича, журнал должен был «отчасти заменить нам оставленную нами кафедру в университете». Александр Николаевич был заместителем Стасюлевича и многолетним бессменным автором литературно-критического отдела.
В 1871 г. Пыпина избрали в академики, но избрание не было утверждено официально; в своем докладе государю министр народного просвещения Д. А. Толстой охарактеризовал его труды как «эфемерные произведения без строго научных приемов исследования и притом с тенденциозным направлением». Лишь в 1891 г. ученый стал членом-корреспондснтом Академии наук, а статус ординарного академика был официально предоставлен ему семью годами позже (чему, вероятно, способствовало предпринятое Пыпиным издание сочинений Екатерины II).
Крупнейший теоретик и практик русской культурно-исторической школы, Пыпин оценивал литературу с позитивистских позиций, считая любое произведение непременным отображением действительности, памятником эпохи, а писателя — рупором идей своего времени. Литературу он полагал всегда национальной (отмежевываясь при этом от славянофильства и народничества). По мысли ученого, история литературы непременно содержит в себе «результаты наук нравственных, политических и экономических». Как писал Н. К. Пиксанов, «литература понимается Пыпиным только как часть обшей духовной культуры и едва ли не всюду ею усвояется служебная роль культурно-исторической иллюстрации».
Творческое наследие Александра Николаевича Пыпина насчитывает в общей сложности более 1200 работ. Его основными филологическими трудами признаны, прежде всего, «История славянских литератур» и второе издание «Обзора истории славянских литератур», дополненное и расширенное до двух томов (практически написано заново).
Двухтомник охватывает историю развития литератур южных и западных славян от древних времен до середины XIX в. Многие имена и произведения, включенные автором, впервые названы на русском языке. Польский раздел написан В. Д. Спасовичем; одна из глав посвяшена польской литературе в эмиграции. Авторы снабдили второй том специальными предисловиями, в которых изложили свои взгляды на политическую сторону славянского вопроса.
В конце 1890-х гг. вышло в свет четырехтомное исследование А. Н. Пыпина «История русской литературы* — всеобъемлющий труд, представивший развитие отечественной словесности от древнейших памятников письменности до Гоголя. Свое исследование автор декларировал как попытку изложения не истории книг (как это делалось и раньше), а истории идей. Однако вместе с тем, по признанию самого ученого, «для нас был особый интерес в довольно значительных библиографических указаниях». Помимо этого, в работе уделялось большое внимание «хронологическому сопоставлению исследований» и «истории развития отдельных историко-литературных вопросов». Первая глава каждого тома посвящена истории изучаемого периода. Главы, посвященные «народной поэзии» — фольклору Пыпин поместил в начало третьего тома, перед эпохой Петра Великого, так как придавал большое значение влиянию книжной литературы на устное творчество. Традиционным финалом исследований по истории русской литературы в то время считалось творчество Гоголя. Пыпин завершает книгу главами «Лермонтов», «Кольцов» и «После Гоголя», в которой речь идет о новейших трактовках его произведений.
Помимо общих вопросов развития литературы, ученого интересовали и исследования в области творчества отдельных крупных личностей, оставивших след в литературе и литературоведении. В 1876 г. появился двухтомный труд под названием «Белинский, его жизнь и переписка», в котором автор ставил задачу «начать фактическую разработку материала, стараясь, сколько было возможно, излагать внешние факты и события внутренней жизни Белинского в той форме, как они высказывались им самим, в его непосредственных впечатлениях и воспоминаниях». Труд о Белинском для Пыпина — это попытка обширного исследования (несмотря на то, что автор «не имел полной свободы в распоряжении биографическим материалом»), цель которого — «сознание исторического смысла деятельности лица».
В своих статьях и книгах ученый обращался также к творчеству Н. А. Некрасова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. Ю. Лермонтова. Он был одним из первых исследователей древнерусской апокрифической литературы, старинных русских сказок и повестей, памятников «потаенной» рукописной литературы.
Для Пыпина-историка особый интерес представляла эпоха Александра I. Ей он посвятил работы «Общественное движение в России при Александре I» (1870—1871) и «Очерки литературы и общественности при Александре I и эпоха Николая I». В этих трудах автор описывал политические процессы, происходившие в стране, касался вопросов цензуры, развития свободомыслия, анализировал литературные мнения 20—50-х гг.
В эпоху Александра I религиозные и философские взгляды, литературные вкусы во многом формировались под влиянием масонства. История масонства в Европе и России стала одной из тем, серьезно интересовавших ученого. Статьи «Русское масонство в XVIII веке», «Русское масонство до Новикова», «Материалы для истории масонских лож», «Хронологический указатель масонских лож» в начале 70-х гг. были объединены в книгу «Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX в. Исторические очерки».
Еше одна грань творчества Пыпина — переводческая деятельность. Он переводил много, преимущественно интересуясь трудами обобщающего характера в области истории литератур разных стран: «История всеобщей литературы XVIII в. Английская литература (1660—1770)» Г. Геттнера (1863), «Всеобщая история литературы» И. Шерра (1863), «Французская литература в XVIII веке» (1866); «Немецкая литература» (1872), «История немецкой литературы» И. Шерра (1893).
Вскоре после смерти А. Н. Пыпина в «Вестнике Европы» появились воспоминания ученого, которые записывала под диктовку его дочь. Этот неоконченный труд был задуман как «обширная историко-литературная работа» и посвящался нс столько жизни самого автора, сколько историко-культурной ситуации эпохи и людям, с которыми ему довелось общаться. Книга под названием «Мои заметки» была издана в 1910 г.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТРУДОВ А. Н. ПЫПИНА
Белинский, его жизнь и переписка: 2-е изл., с лоп. и прим. СПб.: Колос, 1908. XVI, 662 с.
Исследования и статьи по эпохе Александра I. Пг.: Огни, 1916—1918. Т. 1. Религиозные движения при Александре I / Предисл. и прим. Н. К. Пиксанова. 1916. X, 483 с.; Т. 2. Очерки литературы и общественности при Александре I / Предисл. и прим. Н. К. Пиксанова. 1917. VIII, 528 с.; Т. 3. общественное движение в России при Александре I. Изл. 5-е / Прсдисл. Н. А. Котляревского. 1918. XII, 544 с.
История русской литературы: 4-е изд. Т. 1—4. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1911 — 1913. Т. I. Древняя письменность. 1911. XII, 537 с.; Т. 2. Древняя письменность. Времена Московского царства. Канун преобразований. 1911. VI, 552 с.; Т. 3. Судьбы народной поэзии. Эпоха преобразований Петра Великого. Установление новой литературы. Ломоносов. 1911. X, 543 с.; Т. 4. Времена императрицы Екатерины II. Девятнадцатый век. Пушкин и Гоголь. Утверждение национального значения литературы. 1913. X, 677 с.
История русской этнографии. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича,
1890—1892. Т. I. Общий обзор изучений народности и этнография великорусская. 1890. VIII, 424 с.; Т. 2. Общий обзор изучений народности и этнография великорусская. 1891. VIII, 428 с.; Т. 3. Этнография малорусская. 1891. VIII. 425 с.; Т. 4. Белоруссия и Сибирь. 1892. XII, 488 с.
История славянских литератур. 2-е изд., вновь перераб. и доп.. Т. 1—2. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1879—1881.
Масонство в России, XVIII и первая четверть XIX в. / Ред., прим. Г. В. Вернадского, С. С. Москаленко. М.: Век, 1997. 486 с.
Мои заметки. Саратов: Соотечественник, 1996. 331 с.
Н. А. Некрасов. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1905. 4, 321 с.
Обзор истории славянских литератур / А. Н. Пыпин, В. Д. Спасович. СПб.: Бакст, 1865. 536 с. (Всеобщая история литературы И. Шерра / Пер. под ред. А. Н. Пыпина. Приложение).
Панславизм в прошлом и настоящем (1878) / Предисл. и примеч. В. В. Водовозова. СПб.: Колос, 1913. V, 3, 189 с.
М. Б. Салтыков. Идеализм Салтыкова. Журнальная деятельность 1863-1864. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1899. VIII, 238 с.
Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов: исторические очерки. 4-е изд., с 3-го, доп., без перемен. СПб.: Колос, 1909. VIII, 520, LVI с.
ЛИТЕРАТУРА 0 ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ПЫПИНА
Балыкин Д. А. А. Н. Пыпин как исследователь течений русской общественной мысли. Брянск, 1996. 209 с.
Барское Я. Л. Список трудов академика А. Н. Пыпина, 1853—1903. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1903. 2, 122 с.
Веселовский А. Н. А. Н. Пыпин. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1905. 8 с. Миллер О. Ф. Славянский вопрос в науке и жизни. По поводу «Обзора истории славянских литератур* А. Н. Пыпина и В. Д. Спасовича. СПб.: Тип. и лит. И. Паульсона, 1865. 4, 83 с.
Пиксанов Н. К. Памяти Александра Николаевича Пыпина. СПб.: Тип. Акад. наук, 1911. IV, 312 с.: портр.
Пыпина В. А. Чернышевский и Пыпин в годы детства и юности. Саратов, 1928. 23 с.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ Венгеров; КЛЭ; Славяноведение.

Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.

Пыпин, Александр Николаевич

Пыпин Александр Николаевич (1871-1872)


— известный исследователь русской литературы и общественности. Род. в 1833 г. в Саратове, в дворянской семье. Учился в саратовской гимназии, в казанском (первый курс) и спб. университетах, где окончил курс в 1853 г. кандидатом историко-филологического факультета. Еще студентом напечатал свой первый труд — Словарь к новгородской летописи, в "Сборнике Академии Наук" (1852 г., № 3). Это было участие в работе над словарем древнего русского языка, предпринятой И. И. Срезневским, и где другими участниками были Н. Г. Чернышевский, П. А. Лавровский и др. Первой журнальной статьей П. было исследование о драматурге XVIII в. Лукине ("Отечественные Записки", 1853 г.; повторено при собрании сочинений Лунина и Ельчанинова, СПб., 1868); это был отрывок из его кандидатской диссертации. С тех пор он принимал довольно деятельное участие в "Отечественных Записках", рецензиями и статьями по истории литературы. Сосредоточив свои занятия на древней русской повести, П. в 1867 г. защитил магистерскую диссертацию: "Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских". Здесь впервые дана история русской повести, начиная с заимствований из византийских и южнославянских источников и кончая повестями, сложившимися под западным влиянием, и первыми попытками оригинальной бытовой повести XVII века. Автор пользовался рукописными сборниками Публичной библиотеки и Румянцевского музея, в то время еще мало известными. Некоторые старинные повести впервые исследованы П., а некоторые ("Девгениево Деяние", "Повесть о Горе-злосчастии") даже впервые открыты им при изучении сборников. "Очерк" П. составил эпоху в области разработки истории русской повести. Дальнейшие работы в этой области весьма расширили изучение предмета, но труд П. был исходным пунктом для новых исследователей. В 1858 г. П. был послан на два года за границу для приготовления к кафедре истории европейских литератур. Во время этого путешествия он побывал, между прочим, и в славянских землях (2 путевых очерка — "Из Венеции" и "Из Флоренции" появились в "Современнике" 1859 г.). По возвращении он был назначен исполняющим должность экстраординарного профессора и в 1860—61 учебном году читал лекции по истории провансальской и средневековой французской литературы. В ноябре 1861 г. он подал в отставку (одновременно с Кавелиным, Спасовичем, Стасюлевичем и Борисом Утиным), вследствие нарушения нормальной жизни университета после студенческих волнений, вызванных введением новых правил (матрикул) и обязательного для всех студентов взноса за слушание лекций.


С 1863 г. П. принял ближайшее участие в "Современнике". Он был членом редакции журнала, а несколько позднее (с 1865 г. до приостановки в 1866 г.) — ответственным редактором его (вместе с Некрасовым). К началу 60-х гг. относятся работы П. над апокрифами, на которые он один из первых русских ученых обратил внимание. Плодом изучения их явилось издание "Ложных и отреченных книг русской старины" (1861), в III т. "Памятников старинной русской литературы". Объяснения к изданию помещены в "Русском Слове" 1862 г., а исследование о древней статье, о книгах истинных и ложных напечатано в "Летописи занятий Археографической Комиссии" (1862, вып. I). Этим закончились научные работы П. в области старой русской письменности, к которым он только мимоходом вернулся в 80-х годах, издав книжки: "Сводный старообрядческий Синодик" (СПб., 1883), "Из истории народной повести" (СПб., 1887), "Для любителей книжной старины" (М., 1888) и "Подделки рукописей и народных песен" (СПб., 1898).


С середины 60-х гг. и особенно после закрытия "Современника" П. некоторое время усердно занялся переводческой деятельностью. Частью под его редакцией, частью в его переводе появились историко-литературные и исторические сочинения Шерра, Геттнера, Дрэпера, Лекки, Тэна, Рохау, Бентама. Вместе с М. А. Антоновичем он перевел "Историю индуктивных наук" Уэвеля. В 90-х гг. под ред. П. вышли "История немецкой литературы" Шерера и "Искусство с точки зрения социологии" Гюйо. В 1865 г вышел первоначально составлявший дополнение к "Всеобщей истории литературы" Шерра, совместный труд П. и В. Д. Спасовича (последнему принадлежит очерк истории польской литературы): "Обзор истории славянских литератур". В 1874—81 гг. эта книга появилась 2-м изданием в значительно переработанном и расширенном виде, под заглавием: "История славянских литератур". Этот капитальный труд (переведен на немецкий, чешский и французский языки), представляющий собой единственное до сих пор обстоятельное изложение судеб тысячелетней истории литературы западных и южных славян, чрезвычайно замечателен не только как свод того, что сделано в области изучения духовной жизни славянства, но и по истинно-научному методу своему. В то время, как значительная часть наших славистов, охотно называя себя в теории славянофилами, в действительности впадает в русофильство и крайне одностороннее навязывание всему славянству одной веры и одного "общеславянского" (а на самом деле византийского) миросозерцания, П. относится с величайшим уважением и с полной терпимостью к духовному складу каждой из отдельных славянских народностей. Он является решительным противником поглощения одной народности другою и исходит из идеала совместного развития общечеловеческой культуры и национальных индивидуальностей.


С основанием "Вестника Европы" П. (с 1867 г.) становится одним из главнейших и виднейших деятелей его, и как член редакции журнала, и как самый плодовитый сотрудник журнала. В редкой книжке, на всем протяжении более чем 30-летнего существования "Вестника Европы", нет одной или нескольких статей П. Значительная часть этих статей, в переработанном виде, вошла в состав отдельно изданных сочинений П.: "Общественное движение в России при Александре I" (СПб., 1871; 2-ое изд., 1885), "Характеристики литер. мнений от 1820 до 50-х годов" (СПб., 2-ое изд., 1890), "Белинский, его жизнь и переписка" (СПб., 1876), "История русской этнографии" (4 т., СПб., 1890—91), "История русской литературы" (СПб., 1898; пока вышло 3 т., всех будет 4). Особо издан, в виде рукописи и в небольшом числе экземпляров, "Хронологический указатель русских лож, от первого введения масонства до запрещения его" (СПб., 1873). Из статей П. в "Вестнике Европы", не вошедших в отдельные сочинения, более замечательны: "Русское масонство в XVIII в." (1867, т. II—IV), "Русское масонство до Новикова" (1868, №№ 6 и 7), "Крылов и Радищев" (1868, №5), "Феофан Прокопович и его противники" (1869, № 6), "Панславизм в прошлом и настоящем" (1878, №№ 9—12), "Литературный панславизм" (1879, №№ 6, 8, 9), "Польский вопрос в русской литературе" (1880, №№ 2, 4, 5, 10, 11), "История текста сочинений Пушкина" (1887, № 2), "Новые объяснения Пушкина" (1887, №№ 8, 9), "Обзор русских изучений славянства" (1889, №№ 4—6), "Идеализм М. Е. Салтыкова" (1889, № 6), "Русское славяноведение в XIX столетии" (1889, №№ 7—9), "Журнальная деятельность М. Е. Салтыкова" (1889; №№ 10—12), "Литературные воспоминания" и "Переписка" (1890, №№ 10—12), "Гердер" (1890, №№ 3 и 4), "Новые данные о славянских делах" (1893, №№ 6—8). Ряд статей и заметок по поводу текущих явлений литературной жизни напечатан П. в литературных обозрениях "Вестника Европы". Все перечисленные труды П. являются ценным вкладом в нашу литературу. "Общественное движение при Александре I" богато новыми материалами и впервые дало цельную картину эпохи, до того известной по отрывочным данным и официально-безличным документам. Здесь ярко обрисована смена светлых надежд начала Александровского времени реакционно-пиетическими стремлениями эпохи баронессы Крюденер, князя Голицына и Аракчеева.


В начале 1870-х гг. академия наук избрала П. своим сочленом по кафедре русской истории. Но вследствие энергического противодействия тогдашнего министра народного просвещения, графа Д. А. Толстого — противодействия, доведенного до высших сфер, — утверждение замедлилось, и П., чтобы прекратить неловкое положение учреждения, отказался от избрания.


"Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов" представляют собой историю русских литературно-общественных направлений. Поэтому здесь рассмотрены, главным образом, представители нашей теоретической мысли: безусловные апологеты русского государственного уклада, затем Чаадаев, славянофилы, Белинский. Из художников автор анализирует только деятельность Жуковского, Пушкина и Гоголя, но не с точки зрения эстетической, а со стороны их общественно-политических взглядов. Заслугой "Характеристик" является систематизация славянофильского учения и освещение теории "официальной народности". Этот термин создан П. и утвердился в нашей исторической литературе для определения ведущей свое начало от министра народного просвещения Уварова теории полной обособленности России, составляющей как бы особую часть света, к которой совершенно неприложимы требования и стремления европейской жизни и которая сильна неподвижностью основ своего государственного строя. Главное возражение, которое автор противопоставляет односторонностям славянофильства и теории "официальной народности", заключается в том, что "национальность, как стихия историческая, способна к видоизменению и усовершенствованию, и в этом именно возможность и надежда национального успеха". При неподвижности основ Россия не заимствовала бы из Византии христианства, а московское самодержавие не сменило бы собой удельно-вечевой быт. Биография Белинского, по частям печатавшаяся в "Вестнике Европы" 1874 и 75 гг., в свое время привлекла к себе чрезвычайное внимание. Она дает подробные и совершенно новые сведения не только о самом Белинском, но и друзьях его — Станкевиче, Вас. Боткине, Герцене, Бакунине и многих других, извлеченные из их переписки, впервые здесь обнародованной. Разыскание и систематизация переписки Белинского, составляют крупную заслугу перед историей русской литературы. Письма Белинского, разысканные П., вводили в мир небывалой душевной красоты и произвели сильное впечатление. Все знали до сих пор Белинского-критика, теперь же вырисовался такой лучезарный образ человека-борца за свои идеи, который нельзя было не полюбить даже больше Белинского-писателя. Создалось мнение, что Белинский разысканных Пыпиным писем, свободно отразившийся здесь во всей чистоте и идеальности своего высокого духа, едва ли не ценнее, чем в своих статьях, где его стесняли условия печати того времени.


"История русской этнографии" дает гораздо больше своего специального заглавия. Автор включает в свой поражающий эрудицией труд не только этнографов в узком смысле этого слова, но и всех исследователей русского народного творчества — Сахарова, Буслаева, Афанасьева, Веселовского и др., и даже всех теоретиков вопроса о народности, вплоть до публицистов-"народников" 80-х и 90-х гг., вроде покойного Каблица-Юзова. В соединении с тем, что здесь даны обстоятельные биографии и характеристики длинного ряда русских ученых и публицистов, труд П. является одним из самых капитальных наших историко-литературных пособий. В "Истории русской литературы" нет обычного в сочинениях подобного рода повествовательного элемента. Краткие биографические данные приведены только в примечаниях к отдельным главам. Задача сочинения — отметить главные литературные течения. Заслуга его в том, что это первый свод огромного количества специальных исследований последних 20—30 лет, часто не приходящих ни к каким общим выводам. П. интересуется только общими контурами, общей картиной хода русской литературы, впервые здесь представленной с такой рельефностью. Многое, ускользавшее от внимания специальных исследований, углублявшихся в детали, здесь выдвинуто на первый план. Такова, например, в III т. картина умственного возбуждения в Москве накануне Петровской реформы, показывающая, что эта реформа вовсе не была резким переломом, что она представляет собой только эффектное завершение целого ряда подготовительных попыток.


Каждого из 7 капитальных сочинений П., в совокупности составляющих 15 томов [Собранные вместе, журнальные статьи П. составят не меньшее количество томов.], было бы совершенно достаточно, чтобы обеспечить ему очень видное место в истории русской учености. Принадлежность же всех этих сочинений, столь высоко авторитетных, одному лицу представляет собой явление почти беспримерное в нашем ученом мире. Вот почему общественное мнение, без различия направлений, с особым сочувствием встретило в конце 1897 г. известие, что академия наук, по прошествии 26 лет, снова избрала П. своим сочленом. На этот раз избрание П. ординарным академиком (отделения русского языка и словесности) получило утверждение.


С. Венгеров.


{Брокгауз}






Пыпин, Александр Николаевич (дополнение к статье)


— исследователь русской истории, литературы и общественности; умер в 1904 г.


{Брокгауз}





Пыпин, Александр Николаевич


[1833—1904] — крупнейший представитель культурно-исторической школы в литературоведении (см. "Методы домарксистского литературоведения"). Род. в дворянской семье. Учился в саратовской гимназии, Казанском и Петербургском ун-тах [1849—1853]. Первая печатная работа — отрывки из кандидатской диссертации о Вл. Лукине [1853]. С 1857 — магистр русской словесности. 1858—1860 провел в заграничной командировке; 1860—1861 — профессор СПб университета по кафедре всеобщей литературы. В 1861 ушел в отставку в результате реакционного нажима правительства на университет. Оставив университет, ушел в журнальную деятельность. Работал в "Современнике" до его закрытия [1866], был членом редакции, некоторое время — ответственным редактором. С 1866 стал печататься во вновь открытом "Вестнике Европы", сохраняя тесную связь с ним до конца жизни. В 1871 был избран академиком, однако по представлению министра народного просвещения гр. Д. Толстого в избрании не был утвержден царем. Вторично и уже окончательно стал академиком в 1898.


Научные интересы П. были крайне многообразны: история русского языка, палеография, фольклор, древнерусская литератуpa, русская литература XVIII — XIX вв., историография. Помимо научной деятельности П. значителен и как редактор, переводчик, популяризатор. Обладая исключительной эрудицией и трудоспособностью, П. оставил большое количество научных работ.


П. — один из наиболее ярких представителей либерально-буржуазного просветительства, пропагандировавший идеи всесторонней европеизации России, расширения образования, постепенной ликвидации остатков крепостничества и т. д. В своих философских воззрениях П. ближе всего стоял к позитивизму. Вслед за Тэном П. выдвигал на первый план понятие "расы" и "среды", в совершенно тэновском духе трактовал вопрос о "национальном характере". В исторических работах выступал как идеалист. Социальные отношения всюду рассматривались П. как простое следствие распространения известных мнений. Решающее значение П. придавал "действию на массы образованных классов", считая, что без этого массы останутся без "нравственного обеспечения" и почти без возможности участвовать сознательно в "высших интересах национального развития" ("Характеристика литературных мнений", стр. 243). В системе своих взглядов на ход исторического развития Пыпин сделал большой шаг назад по сравнению с Чернышевским.


Рассматривая литературу как деятельность общественную, П. выступал против теоретиков так наз. "чистого искусства" (первое такое выступление П. — критическая статья о книге Милюкова "Очерк истории русской поэзии"). II. рассматривал литературу как выражение народного самосознания, признавал публицистический элемент вполне законным элементом "литературной истории", отмечал особую роль литературы в деле воспитания общества и т. д. Однако в своей интерпретации взглядов Белинского и Чернышевского на задачи литературы и искусства П. притуплял их революционное острие, выхолащивал их революционно-демократическое содержание, выступая с позиций либерально-буржуазного просветительства. В то время как для Чернышевского выражением "народного самосознания в литературе" являлось коренное отрицание существовавших общественных порядков, служившее мощным оружием в борьбе с режимом российского самодержавия в деле подготовки народных масс к его ниспровержению, Пыпин не шел дальше умеренно-либеральных требований. Следует также иметь в виду, что либерализм П., наиболее ярко проявлявшийся в период его сотрудничества в "Современнике", впоследствии основательно поблек. В либеральном духе интерпретировал П. программу "старого русского крестьянского социализма" ("Мои заметки"), как либерал он оценил и исторический смысл и значение крестьянской революции, выступив в своей статье о Салтыкове с апологетикой российского дворянства, певцом прогрессивных стремлений его "просвещенной и великодушной части" и т. д. Пыпин резко отрицательно относился к революционным методам борьбы народничества 70-х гг., что особенно ярко сказалось в его статьях о Салтыкове.


В своем понимании специфики художественной литературы П. также сделал большой шаг назад по сравнению с Белинским, Чернышевским и Добролюбовым. В "Характеристиках", говоря о значении историко-литературной деятельности Белинского, Пыпин заявлял, что история литературы теперь становится историей уже не столько литературы собственно, сколько историей образования общественной жизни, "нравов". Границы, отделяющие литературу от других областей идеологии, были так. обр. окончательно утрачены, и содержание литературоведения как науки расплылось в безбрежном море вопросов, входящих составной частью в историю культуры. Неудивительно, что П. предъявил Белинскому обвинение в том, что тот "из-за художественного интереса литературы не усматривал ее величайшего интереса историко-культурного" (Введение к "Истории русской литературы", стр. 12). П. обнаружил здесь как непонимание революционно-демократической партийности критики Белинского, так и непонимание специфики художественного творчества. Нет никаких оснований к тому, чтобы рассматривать П., как это делают некоторые исследователи (Сакулин, Щеголев и др.), в качестве преемника и истолкователя воззрений Чернышевского. П. связывали с Чернышевским родственные отношения, которые он не прекратил и после расправы самодержавия с Чернышевским, продолжая поддерживать с ним деятельную переписку и проявляя большую заботу о его семье. Влияние Чернышевского на формирование взглядов П. несомненно. Однако столь же бесспорно и то, что Пыпин не разделял революционно-демократической программы свержения самодержавно-крепостнического строя и в своих работах выступал как типичный представитель умеренного либерализма.


Работы П. оказали большое влияние на русское литературоведение. Вплоть до Октябрьской революции культурно-историческая школа, крупнейшим представителем которой был П., сохраняла свое господство в науке о литературе. Учениками П. могут считаться — Шахов, Истрин, Венгеров, Сакулин, Пиксанов и мн. др. В настоящее время либерально-буржуазные работы П. имеют известное значение в своей фактической части.



Библиография: I. Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских, СПб, 1857; Обзор истории славянских литератур, СПб, 1865 (изд. 2, в значительно расширенном и переработанном виде, 2 тт., СПб, 1874—1881, с участием В. Д. Спасовича по польской литературе); Общественное движение в России при Александре I, СПб, 1871 (изд. 5, П., 1918); Характеристики литературных мнений от 20-х до 50-х гг., СПб, 1875 (изд. 4, 1907); Белинский, его жизнь и переписка, 2 тт., 1876 (изд. 2; 1908); История русской литературы, 4 тт., СПб, 1898-1899 (изд. 4, СІІБ, 1911-1913); История русской этнографии, 4 тт., СПб, 1890—1892; М. Е. Салтыков. Идеализм Салтыкова. Журнальная деятельность, СПб, 1899; Н. А. Некрасов, СПб, 1905; Мои заметки, М., 1910; Панславизм в прошлом и настоящем, СПб, 1913; Русское масонство XVIII и первой четверти XIX в., П., 1916; Религиозные движения при Александре I, П., 1916; Очерки литературы, общественности при Александре I, П., 1917; Журнальные статьи, опубликованные в "Вестнике Европы" в различные годы: Крылов и Радищев, 1868, № 5; Русское масонство до Новикова, 1868, №№ 6, 7; История текста сочинений Пушкина, 1887, № 2; Новые объяснения Пушкина, 1887, №№ 10 и 11; Идеализм M. E. Салтыкова, 1889, № 6; Русское славяноведение в XIX ст., 1889, №№ 7—9; Журнальная деятельность M. E. Салтыкова, 1889, №№ 10—12.


II. 50-летие научно-литературной деятельности акад. А. Н. Пыпина, СПб, 1903 (из"Литературного вестника",


1903, № 3); Архангельский А., Труды Пыпина в области истории русской литературы, "ЖМНП, 1904, №2; Сакулин П. Н., А. Н. Пыпин. Его научные заслуги и общественные взгляды, "Вестник воспитания", 1905, № 4; Стеклов Ю. М., Записка А. Н. Пыпина по делу Чернышевского, "Красный архив", 1927, т. III (22); Глаголев Н., К критике историко-культурной школы, "Русский язык в советской школе", 1931, №№ 4 и 5; Пиксанов Н. К., Акад. А. Н. Пыпин. К столетию со дня рождения, "Вестник Академии паук СССР", 1933, № 4.


III. Барсков Я. Л., Список трудов акад. А. Н. Пыпина, 1853—1903, СПб, 1903 (с аннотациями; Более поздние публикации указаны в "Материалах для биографического словаря действ. членов имп. Академии наук", ч. 2, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4, М. — Л., 1924.


Н. Глаголев.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
675.10 кб

Борис Борисович Глинский об Александре николаевиче Пыпине

Силашина Мария Александровна
Жизни и творчеству А. Н. Пыпина посвящено большое количество исследований, при этом биографическому аспекту уделяется недостаточное внимание. К числу таких материалов относится очерк Б. Б.