РАФАЭЛЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РАФАЭЛЬ
Санти (1483–1520) — великий итальянский живописец и архитектор, в творчестве которого с наибольшей ясностью воплотились гуманистические представления Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты. Рафаэль превзошел своих современников гармоническим складом таланта, врожденной способ-ностью соединять в своих работах природную естественность и возвышенную идеальность, достигать ор-ганического единства физической и духовной красоты, находить безупречное согласие форм, ритмов, красок, движений. Основные черты художественного стиля Рафаэля проявились уже в его ранних работах. Произведения этого периода отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов («Три грации»,
 1504; «Мадонна Конестабиле», 1502 и др.) Однако всемирную славу художнику принесли созданные им мно-гочисленные изображения Мадонн («Мадонна с мла-денцем», 1506; «Мадонна Эстергази», 1507; «Мадонна Граидука», 1506 и др.) В картинах этого цикла Рафаэль нашел новую трактовку образа Богоматери, изображая ее каждый раз в естественной, живой ситуации, наделяя ее полнотой жизни и материнскими чувствами, очарованием юности и женственности. Особого совершенства и образной значительности художник достиг в полотнах «Мадонна в зелени» (1506), «Мадонна со щегленком» (1507), «Прекрасная садовница» (1507).
Римский период творчества Рафаэля (1509–1520) стал временем высшего расцвета его таланта, многосторонней и интенсивной деятельности, включавшей в себя монументальную, декоративную, станковую живо-пись, портретный жанр, архитектуру. По поручению папы Юлия II Рафаэль расписал три парадных зала Ватиканского дворца (Станца). Во фресках «Афинская школа», «Диспут», «Мудрость, Мера, Сила» Рафаэль выразил идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей. В период 1515–1519 гг. Рафаэль создает самое знаменитое свое произведение — «Сикстинскую Ма-донну». Высокая простота, строгость, лаконичность этой картины заключает в себе возможность глубоко личного ее прочтения. В ней есть торжественность и неизменность чудесного явления, иконная знаковость и одновременно живая красота человеческой реальности. Средоточием всех этих начал является образ мадонны, парящей в небесах, вызывающий чувство сдержанного волнения. Серьезно и печально смотрит она вдаль. Ее благородный облик полон душевной чистоты и красоты. Вершина изобразительности, достигнутая Рафаэлем в «Сикстинской Мадонне», осталась непревзойденной. Во всех последующих произведениях Рафаэля появляет-ся увлечение демонстрацией пластической красоты, поз и жестов. Искусство Рафаэля оказало огромное влияние на европейскую живопись XVI–XIX вв. На протяжении этих столетий оно было образцом художественного совершенства для многих поколений художников.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

РАФАЭЛЬ
1483—1520) Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье придворного поэта и живописца урбинских герцогов Джованни Санти. Семья Рафаэля не могла похвастаться древностью рода – его предки происходили из небольшого городка Кольбордоло близ Урбино и были мелкими торговцами. Детские и юношеские годы Рафаэля прошли в окружении искусства. Джованни Санти был первым учителем Рафаэля и с раннего детства смог привить мальчику вкус к прекрасному, познакомить его с миром современного искусства. Благодаря связям отца, Рафаэль сблизился с сыном Федериго да Монтефельтро, Гвидобальдо. В течение всей жизни он пользовался дружеской поддержкой и покровительством его жены, Елизаветы Гонзаго. В 1491 году Рафаэль потерял мать, а через три года, в 1494 году, умер отец. Одиннадцатилетний мальчик остался сиротой на попечении дяди Фра Бартоломео, который не столько заботился о судьбе племянника, сколько бесконечно судился с мачехой Рафаэля Бернардиной. Судя по переписке Рафаэля, душевное тепло и родственную близость он находил в общении с другим своим дядей, братом матери, Симоном Чиарла. После смерти отца, примерно в течение пяти лет мальчик учился в мастерской придворного живописца урбинских герцогов Тимотео Вити. Восприимчивый, чуткий к внешним воздействиям Рафаэль на первых порах жадно впитывал окружающие его художественные впечатления, не последнее место среди которых занимали работы его учителей. Период почти пятилетнего пребывания в мастерской Вити позволил молодому Рафаэлю более сознательно воспринять художественные традиции умбрийской школы. В 1500 году Рафаэль прибыл в Перуджу, где поступил в мастерскую Перуджино, в те годы ведущего представителя умбрийской школы. Ранний период творчества Рафаэля справедливо называют «перуджиновским» и отмечают сильную зависимость молодого художника от учителя. Примерно между 1503 и 1504 годами по заказу семейства Альбиццини Рафаэль написал для церкви Сан-Франческо в небольшом городке Читта-ди-Кастелло алтарный образ «Обручение Марии» – произведение, которое достойно завершило ранний период его творчества. В композиции «Обручение Марии» «все приведено к «золотой мере»» (А. Бенуа), в ней нет ничего, что отвлекало бы внимание от главной группы Марии и Иосифа. Архитектурная декорация – уже не просто организующий пространство фон, а наиважнейшая основа всей композиции. Идеальный центрический храм второго плана – поистине удивительное творение архитектурного гения Рафаэля. Очертания его купола и изящные пологие дуги арок открытой галереи повторяют плавную линию полукруглого обрамления рамы, храм организует пространство, вносит гармонию в композиционное решение. В 1503 году Перуджино перебрался со своей мастерской во Флоренцию, куда следом за ним осенью 1504 года приехал Рафаэль. Во Флоренции Рафаэль искал новых творческих впечатлений для дальнейшего развития своего искусства. Рамки умбрийской школы стали для него тесны. Как образно заметил А.В. Вышеславцев, «подобно пчеле, он собирает свой мед там, где его находит, не утрачивая своей собственной самобытности». Во Флоренцию Рафаэль приехал с рекомендательным письмом сестры урбинского герцога Гвидобальдо к гонфалоньеру Флорентийской Республики Пьетро Содерини. Но поддержки у него не нашел и вначале скромно общался с теми, кто был близок Перуджино. Благодаря Перуджино Рафаэль сблизился с флорентийским архитектором и строителем Баччо дАньоло, в мастерской которого собирались живописцы, скульпторы и зодчие Флоренции. Здесь молодой Рафаэль встречался с архитектором Кронаком, со скульптором Андреа Сансовино и живописцами Грааччи, Ридольфо Гирландайо и Бастиано да Сангалло. В доме Баччо дАньолы он познакомился со своим будущим покровителем Таддео Таддеи. За четыре года (не считая поездок то в Перуджу, то в Урбино) пребывания во Флоренции Рафаэль создал знаменитые картины мадонн. В 1507 году он ненадолго вернулся в Урбино. А в 1508 году Рафаэль был приглашен папой Юлием II в Рим для росписи парадных апартаментов в старом Ватиканском дворце. С этого времени начинается новый этап творчества Рафаэля, отмеченный небывалым взлетом его артистической карьеры – от узкого круга поклонников таланта молодого, обаятельного, подающего надежды умбрийского художника к вершинам славы и всеобщей известности. Из относительно тихой, замкнутой жизни урбинского двора, до поры до времени не затронутого политическими и военными событиями тех лет, Рафаэль попал в эпицентр общеитальянских дел, вплотную соприкоснулся с папской курией, близко познакомился с «политической кухней» римских духовных владык. Однако события современной общественной жизни почти не отразились в его искусстве. Кажется, что его не коснулись противоречия и глубокие, драматические конфликты эпохи. В нем сохранились гармоническая целостность восприятия мира, равновесие и устойчивость отношений человека и макрокосма, идеальная завершенность сотворенного фантазией художника мира искусства. Характер искусства Рафаэля последних лет жизни в полной мере отвечал эстетическим потребностям времени и соответствовал идеальным устремлениям зрелой ренессансной культуры в период ее наивысшего расцвета. Реальное и идеальное приходят в его искусстве к взаимному равновесию, конкретное и типическое соединяются в нем, образуя классическую гармонию. Эта гармония нашла выражение в ритмическом строе произведений, в благородной согласованности элементов его композиций, в естественности и звучности колорита. Рафаэль обладал исключительной, почти невероятной работоспособностью. К тридцати семи годам он успел сделать столько, сколько не всякий другой может создать за долгую жизнь: частично расписал ватиканские станцы, руководил живописными работами в вилле Фарнезина и Лоджиях Ватикана, создал картоны для заказанных Львом X ковров, выполнял многочисленные заказы частных лиц и религиозных общин, в том числе портреты и алтарные картины. После смерти Браманте в 1514 году Лев X назначил Рафаэля главным архитектором на строительстве нового собора Св. Петра, в качестве комиссара древностей он занимался охраной и переписью памятников древнего Рима. Рафаэль, несомненно, глубоко чувствовал специфику архитектуры. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить прекрасную ротонду в его «Обручении Марии». Со всей ответственностью восприняв возложенную на него задачу, Рафаэль взялся за изучение античных архитектурных трактатов, в первую очередь за изучение Витрувия. В письме к Кастильоне он писал: «Мысль моя взлетает все выше. Я хочу обрести прекрасные формы древних построек, но не знаю, не будет ли взлет мой полетом Икара. Ярким светочем служит мне Витрувий, но его мне недостаточно». Первая постройка Рафаэля относится к 1514 году. Сначала он создал маленькую церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (начата в 1509 году). Она представляет в плане греческий крест с очень короткими ветвями и перекрыта легким сферическим куполом с барабаном на парусах. Неоконченная снаружи, но прекрасно сохранившаяся внутри, церковь поражает скупостью, почти аскетизмом примененных в ней чисто архитектурных средств. Тем более звучной кажется заменяющая архивольты тонкая тяга, словно серебряный обруч подчеркивающая границы подкупольных арок, а посвятительная надпись вокруг светового отверстия в куполе благодаря своей графической выразительности восполняет отсутствие декора. Затем к церкви Санта-Мария дель Пополо Рафаэль по поручению папского банкира Киджи пристроил великолепно отделанную капеллу. Квадратное в плане с маленькими парусами над срезанными углами пространство капеллы, словно не сужаясь в поперечнике, переходит в широкий цилиндр барабана, перекрытый несколько уплощенным куполом. С 1506 по 1514 год строительство собора Св. Петра было в руках Браманте, который, однако, успел лишь частично вывести центральные устои и поднаружные арки храма. Непосредственный последователь Браманте, Рафаэль возвращается к традиционной форме плана церковных сооружений в виде латинского креста. Он задумывает купольную постройку с тремя одинаковыми абсидами, четвертая сторона которой развита в сильно вытянутую трехнефную базилику. Но Рафаэль также не успел завершить свой замысел. Важный вклад сделан Рафаэлем в дворцовую архитектуру. Если в палаццо Видони-Кафарелли Рафаэль плодотворно развивал композиционные идеи, намеченные Браманте в палаццо Каприни, то в палаццо дель Аквила он разработал новый тип фасада, внизу – просторная ордерная аркада, вверху – оштукатуренная и, несмотря на сложную обработку, целостная плоскость стены, украшенная лепниной, нишами со скульптурой и расчлененная редкими богато обрамленными окнами бельэтажа. Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции, едва ли не лучшем и наиболее точно воспроизведенном архитектурном замысле мастера (построен после его смерти Франческо Сангалло). Широко раздвинутые, богато обрамленные окна, составляющие важнейший элемент фасада, в сочетании со спокойной поверхностью гладкой оштукатуренной стены придают ему черты благородной сдержанной простоты. Великолепный карниз с широким фризом, рустованные углы и портал завершают собой украшение стены, самый простор и спокойствие которой порождают впечатление богатства. В ясном и величавом фасаде палаццо Пандольфини Рафаэль отразил характерные черты своего дарования и воплотил лучшие современные представления об архитектуре частного городского дома. Вилла Мадама в Риме, начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи, впоследствии ставшего папой Климентом VII, позволяет оценить его вклад также и в эту область архитектуры. Свободно используя опыт античного зодчества (в особенности императорских вилл и терм), Рафаэль создал проект сооружения нового типа, рассчитанного на кратковременные наезды вельможи и приспособленного для отдыха и наслаждения природой. Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об огромном размахе сооружения, органически объединенного с масштабами холмистого склона и подчиняющего полуприродный, полуискусственный пейзаж парка, с террас которого открывается великолепный вид. Отделанные стукко и росписями интерьеры широкими арочными проемами открывались на анфиладу висячих садов, под сводами которых таятся гроты и водоемы. У Рафаэля сложилась своя школа в Риме, где происходило совершенствование мастерства художников. Рафаэль жил в Риме, как князь, в окружении учеников и поклонников. Его мастерская – это сложная и весьма активная организация, в которой опытные помощники разной специализации разрабатывали, исполняли, претворяли в жизнь замыслы учителя. В письмах Бембо и Биббиены Рафаэль предстает как деятельный организатор, художник, находящийся в неустанном поиске, человек с неиссякаемым любопытством к познанию. О частной жизни Рафаэля известно немного, гораздо больше легенд. Еще при жизни вокруг личности художника возник ореол славы и всеобщего поклонения. Уже Вазари, жизнеописание которого положило начало многим последующим легендам о Рафаэле, видел в нем и в его образе жизни идеал художника-придворного, одаренного, живущего в роскоши и богатстве человека, который умеет вести себя в обществе, поддерживать ученую беседу, обладает приятной наружностью и утонченными манерами, окружен любовью и всеобщим почитанием. В одном из пассажей своих жизнеописаний Вазари пишет о том, что Рафаэль от природы был одарен той скромностью и добротой, которые «нередко обнаруживаются у тех, у кого некая благородная человечность их натуры больше, чем у других, блистает в прекрасной оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах». Судьба благоприятствовала Рафаэлю: в Риме он нашел сильных и могущественных покровителей. Поклонником его таланта был Юлий II. После смерти Юлия II Рафаэль выполнял заказы Льва X, ставшего папой в 1513 году. Лев X, как все Медичи, считал себя знатоком и покровителем искусства. Пользуясь дружеским расположением этого хитрого, любящего праздничный блеск, суету и жизненные удовольствия папы, художник стал ведущей фигурой культурной жизни Рима, организатором и исполнителем живописных и архитектурных работ в Ватикане. Рафаэль умер неожиданно, после недолгой болезни, в день своего рождения – 6 апреля 1520 года. Многими его смерть была воспринята как смерть искусства – настолько велика была слава художника и всеобщим было его почитание. Согласно завещанию, Рафаэля похоронили в Пантеоне, среди великих людей Италии.

Источник: 100 великих архитекторов. 2003

РАФАЭЛЬ
1483–1520) Выдающийся мастер барокко Л. Бернини считал Рафаэля первым среди великих и уподоблял его «большому морю, вбиравшему в себя воду всех рек». «Природа сделала миру этот дар, когда, будучи побеждена искусством Микеланджело Буонарроти, она захотела быть побежденной одновременно искусством и любезностью Рафаэля. Он всех побеждал своей приветливостью и искусством, – писал Джорджо Вазари, – но больше всего своим гением доброй натуры, исполненной благородства и милосердия…» Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье придворного поэта и живописца урбинских герцогов Джованни Санти. Семья Рафаэля не могла похвастаться древностью рода – его предки происходили из небольшого городка Кольбордоло близ Урбино и были мелкими торговцами. Детские и юношеские годы Рафаэля прошли в окружении искусства. Джованни Санти был первым учителем Рафаэля, и он смог привить мальчику вкус к прекрасному, познакомить его с миром современного искусства. Благодаря связям отца, Рафаэль сблизился с сыном Федериго да Монтефельтро, Гвидобальдо. В течение всей жизни он пользовался дружеской поддержкой и покровительством его жены, Елизаветы Гонзаго. В 1491 году Рафаэль потерял мать, а через три года, в 1494 году, умер отец. Одиннадцатилетний мальчик остался сиротой на попечении дяди Фра Бартоломео, который не столько заботился о судьбе племянника, сколько бесконечно судился с мачехой Рафаэля Бернардиной. Судя по переписке Рафаэля, душевное тепло и родственную близость он находил в общении с другим своим дядей, братом матери, Симоном Чиарла. После смерти отца, примерно в течение пяти лет, мальчик учился в мастерской придворного живописца урбинских герцогов Тимотео Вити. Восприимчивый, чуткий к внешним воздействиям Рафаэль на первых порах жадно впитывал окружающие его художественные впечатления, не последнее место среди которых занимали работы его учителей. В 1500 году Рафаэль прибыл в Перуджу, где поступил в мастерскую Перуджино, в те годы ведущего представителя умбрийской школы. Ранний период творчества Рафаэля справедливо называют «перуджиновским» и отмечают сильную зависимость молодого художника от учителя. Примерно между 1503 и 1504 годами по заказу семейства Альбиццини Рафаэль написал для церкви Сан?Франческо в небольшом городке Читта ди Кастелло алтарный образ «Обручение Марии» – произведение, которое достойно завершило ранний период его творчества. В композиции «Обручение Марии» «все приведено к "золотой мере"» (А. Бенуа), в ней нет ничего, что отвлекало бы внимание от главной группы Марии и Иосифа. Архитектурная декорация – уже не просто организующий пространство фон, а наиважнейшая основа всей композиции. В 1503 году Перуджино перебрался со своей мастерской во Флоренцию, куда следом за ним осенью 1504 года приехал Рафаэль. Во Флоренции Рафаэль ищет новых творческих впечатлений для дальнейшего развития своего искусства. Рамки умбрийской школы стали для него тесны. Как образно заметил А.В. Вышеславцев, «подобно пчеле, он собирает свой мед там, где его находит, не утрачивая своей собственной самобытности». Во Флоренцию Рафаэль приехал с рекомендательным письмом сестры урбинского герцога Гвидобальдо к гонфалоньеру Флорентийской республики Пьетро Содерини. Но поддержки у него не нашел и вначале скромно общался с теми, кто был близок Перуджино. Благодаря Перуджино Рафаэль сблизился с флорентийским архитектором и строителем Баччо дАньоло, в мастерской которого собирались живописцы, скульпторы и зодчие Флоренции. Здесь молодой Рафаэль встречался с архитектором Кронаком, со скульптором Андреа Сансовино и живописцами Грааччи, Ридольфо Гирландайо и Бастиано да Сангалло. В доме Баччо дАньолы он познакомился со своим будущим покровителем Таддео Таддеи. За четыре года (не считая поездок то в Перуджу, то в Урбино) пребывания во Флоренции Рафаэль создал знаменитые картины мадонн. «Еще не достигший двадцати лет мастер одним лишь порывом души находит выражение всем одолевающим его чувствам в ряде небольших картин, решающих вечную тему – Материнство, – пишет И. Долгополов. – Это вполне объяснимо, ибо, оставшись столь рано без матери, он находит выход своей тоске в грезах о детстве, приветливости, светозарности этой поры жизни. Цикл неповторимых по своей прелести, духовному богатству и какому?то особому лиризму мадонн начинается с нашей эрмитажной "Мадонны Конестабиле" (1500–1502 годы), в которой все обаяние юности, девичий хрупкий образ Марии, чистота воспоминаний детских лет художника, проведенных в Урбино. Далее – "Мадонна в зелени" (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика. Величественная и задумчивая "Мадонна дель Грандука" и "Мадонна с безбородым Иосифом" – обе созданные около 1505 года, и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем "Мадонна с щегленком" (1506 год). Все крепнет и мощнее звучит интонация, придающая этим картинам отличный от всех предыдущих художников пленительный, трепетный стиль, вовсе лишенный какой?либо сухости, литературной заданности. Словом, вместо принятых канонов иллюстраций к библейским сюжетам Рафаэль предлагает зрителю мир реальный, одухотворенный своими наблюдениями, полный света и добра. Завершает эту сюиту "Прекрасная садовница", в которой Рафаэль окружает группу полным сияния и радости пейзажем. Темы материнства, женственности, идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции). Рафаэль как бы окончательно находит свое решение библейских тем, оно наполнено раскованным реальным ощущением полноты бытия, этого земного чуда. В его сюите мадонн раннего периода воплощены самые светлые идеалы гуманизма итальянского Ренессанса. Художник обретает свой стиль, впитав лучшие влияния школы Перуджино и великих флорентийцев, он придает своим картинам неожиданную и особо чарующую ясность, понятность, доступность, обретя этими работами заслуженное и широкое признание. Он готов к новым, еще более значительным свершениям». В 1507 году Рафаэль написал картину «Положение во гроб». Заказ на это произведение он получил от знатной умбрийской дамы Аталанты Бальоне. Тема была выбрана ею самой и связана с гибелью ее сына, представителя титанической семьи Бальоне. Какой величественной силой веет от фигур тех, кто несет тело! Как нужно было знать анатомию и каким чувством меры нужно было обладать, чтобы так изобразить мертвого Христа, благоговея перед наготой, перед той гармоничностью, которой обладает тело человека. Так же как «Обручение мадонны» подвело итог умбрийскому периоду, так и «Положение во гроб» завершило годы пребывания Рафаэля во Флоренции. В том же 1507 году художник ненадолго вернулся в Урбино. А в 1508 году Рафаэль был приглашен папой Юлием II в Рим для росписи парадных апартаментов в старом Ватиканском дворце. Впоследствии они стали знаменитыми «станцами» Рафаэля. После первых же испытаний папа предоставил Рафаэлю расписать все плоскости (лишь на плафонах сохранились росписи других живописцев). В Станце делла Сеньятура (1509–1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, мера, сила»). Самые прекрасные фрески были созданы Рафаэлем в Станце делла Сеньятура и в Станце Элиодора. Молодому живописцу предстояло решить сложнейшую задачу: сочетать живопись с архитектурой. Он должен был органически связать полуциркульные арки, обрамляющие стены, а также окна и двери, нарушающие плоскость стен, с композицией фресок. Эта задача, требовавшая исключительной изобретательности и высокого мастерства, была решена Рафаэлем с поразительным блеском. Фрески Станца делла Сеньятура явились подлинным триумфом Рафаэля, современники признали их великим чудом. Сам папа Юлий II присоединился к числу поклонников таланта Рафаэля после окончания росписей в Станце делла Сеньятура, где особую известность приобретут фрески Рафаэля «Афинская школа», «Диспут» и «Парнас». Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа». «Композиция эта – одно из самых ярких свидетельств торжества в ренессансном искусстве гуманистических идей и их глубоких связей с античной культурой. В грандиозной анфиладе величественных арочных пролетов Рафаэль представил собрание античных мыслителей и ученых… Выразительность отдельных образов и групп в "Афинской школе" усилена композиционными средствами. Так, несмотря на то что Платон и Аристотель изображены на втором плане, среди множества других участников сцены, Рафаэль достиг их четкого выделения благодаря тому, что наиболее удаленная из арок величественной анфилады охватывает только две эти фигуры. Но еще более важно, что оба они изображены не стоящими на месте, а идущими вперед, прямо на зрителя. Их торжественная поступь, словно неразрывно связанная с движением могучих архитектурных масс и арочных пролетов, не только придает главным героям фрески функции динамического центра композиции, но и сообщает им повышенную силу образного воздействия. Начавшееся из глубины, это движение как бы разрешается в плоскости, распространяясь вширь и гармонически завершаясь мощным арочным охватом полукруглого обрамления фрески» (Е.И. Ротенберг). С 1511 по 1514 год Рафаэль расписывает следующее помещение – Станцу дЭлиодоро и, наконец, в 1515–1517 годах – Станцу дель Инчендио. В 1513 году папа Юлий II умер, и на папский престол вступил Лев X. Пользуясь дружеским расположением этого хитрого, любящего праздничный блеск и суету, не забывавшего жизненные удовольствия папы, художник стал ведущей фигурой культурной жизни Рима, организатором и исполнителем живописных и архитектурных работ в Ватикане. Работа над росписью станц Ватикана продолжалась, но круг обязанностей Рафаэля – придворного художника нового папы – сильно расширился, и многое отныне делалось его учениками по рисункам художника и под его наблюдением. Тем не менее и в этот период целый ряд выдающихся произведений выполнен самим Рафаэлем. Это, главным образом, портреты и многочисленные «мадонны». После смерти Браманте в 1514 году Лев X назначил Рафаэля главным архитектором на строительстве нового собора св. Петра, в качестве комиссара древностей он занимался охраной и переписью памятников Древнего Рима. 1510?е годы были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. К числу наиболее известных среди них принадлежит портрет папы Юлия II (1511). Наибольшего успеха Рафаэль достигал в случае, если характер и облик модели были близки к направленности его искусства, как в случае с портретом графа Бальдассаре Кастильоне – поэта, писателя, дипломата. В поздних портретах художник стремится к более конкретной характеристике модели. Таковы «Портрет кардинала» (около 1518), «Портрет папы Льва X с кардиналами Луиджи деи Росси и Джулио деи Медичи» (около 1518). Где?то около 1515 года Рафаэля посетили в Риме «черные монахи» – бенедиктинцы, представители далекого монастыря из глухого городка Пьяченцы. Они заказывают ему картину «Сикстинская мадонна». Рафаэль впервые самолично натягивает на подрамник огромный холст, без малейшей помощи учеников, пишет свой шедевр. «Сикстинская мадонна» – это апофеоз его гигантского творчества и одно из величайших мировых творений. Иоганн?Иоахим Винкельман, виднейший историк?искусствовед, дал ей восторженную оценку: «В королевской галерее в Дрездене ныне среди других сокровищ заняло достойное место творение, принадлежащее кисти Рафаэля. Пойдите посмотрите на эту мадонну, на ее полное невинности и в то же время исполненное не просто женского величия лицо, на ее одухотворенную позу… на величественный и благородный контур ее фигуры». «Это целый мир, – восторженно напишет юный Гете, – великолепный красочный мир искусства. Одной этой картины с лихвой хватило бы, чтобы сделать имя автора, даже если бы он не создал ничего другого, бессмертным». Выдающийся русский поэт Василий Андреевич Жуковский назвал рафаэлевскую мадонну «небесной мимоидущей девой». И обратил внимание на поразительную особенность этой картины: «В богоматери, идущей по небесам, не приметно никакого движения, но чем больше смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается». «…Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, – писал знаменитый русский художник Крамской, – даже тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания… откроют действительные исторические черты обоих этих лиц, и тогда картина эта не потеряет цены, а только изменится ее роль. И она останется незаменимым памятником народного верования… Именно потому, что сама мадонна есть создание воображения народа». В последние пять лет жизни Рафаэль занимается архитектурой, увлечен изучением античных построек Рима. Руководит выполнением многочисленных заказов, над которыми работают его ученики, что не могло не отразиться на качестве произведений. О частной жизни Рафаэля известно немного, гораздо больше легенд, с ними связанных. Еще при жизни вокруг личности художника возник ореол славы и всеобщего поклонения. В 1514 году художник написал один их своих шедевров – портрет «Донна Велата» («Дама под покрывалом»). Никто не знает имени женщины, написанной Рафаэлем, но возникшая в давние времена легенда утверждает, что перед нами – возлюбленная художника, прекрасная Форнарина. По словам Вазари, из?за нее Рафаэль отказался от выгодного брака с патрицианкой. Он был влюблен в эту простую женщину и всю жизнь вынужден был скрывать свои отношения с ней. Есть основания полагать, что черты лица прелестной римлянки по имени Форнарина повторены Рафаэлем в нескольких его работах: в «Сикстинской мадонне», в Марии Магдалине («Св. Цецилия») и «Мадонне в кресле». Вазари характеризует Рафаэля как одаренного, живущего в роскоши и богатстве человека, который умеет вести себя в обществе, поддерживать ученую беседу, обладает приятной наружностью и утонченными манерами, окружен любовью и всеобщим почитанием. Он пишет о том, что Рафаэль от природы был одарен той скромностью и добротой, которые «нередко обнаруживаются у тех, у кого некая благородная человечность их натуры больше, чем у других, блистает в прекрасной оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах». Рафаэль умер неожиданно, после недолгой болезни, в день своего рождения – 6 апреля 1520 года. Многими его смерть была воспринята как смерть искусства – настолько велика была слава художника и всеобщим было его почитание. Согласно завещанию, Рафаэля похоронили в Пантеоне, среди великих людей Италии.

Источник: 100 великих художников. 2004

Найдено схем по теме — 2

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
274.78 кб

Рафаэль Санти

Э.Ж.
Читать PDF
324.62 кб

В. Д. Дажина. Рафаэль Санти - мастер высокой реальности

Э.Ж.
Читать PDF
2.95 мб

«Шестидесятники» в архитектуре: Рафаэль Виньоли

Быстрова Татьяна Юрьевна
В статье анализируется творчество архитектора Рафаэля Виньоли, комментариев к которому относительно мало в русскоязычных источниках.
Читать PDF
181.82 кб

«Крушение 98 года» и моральное возрождение Испании в творчестве Рафаэля Альтамира-и-Кревеа

Крылов Павел Валентинович
В статье исследуется творчество испанского историка и деятеля науки Рафаэля Альтамира и Кревеа, в частности влияние на его историографическую концепцию поражения Испании в войне с США в конце 1890-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Географическая ментальность «Афинской школы» Рафаэля

Белоусов Сергей Львович
Статья посвящена знаменитой фреске Рафаэля из Станцы делла Сеньятура.
Читать PDF
0.00 байт

Паутина текстов: опыт «Герменевтической иконологии» (на примере «Афинской школы» Рафаэля и «Озёрной

Белоусов Сергей Львович
Предложенная статья посвящена методологии работы искусствоведа-иконолога.
Читать PDF
0.00 байт

«Ангел Рафаэля» в жизни и творчестве Лермонтова (к вопросу о возможном источнике рисунка «Младенец,

Поташова Ксения Алексеевна
Исследуются прямые и косвенные параллели творчества Лермонтова и изобразительного наследия Рафаэля Санти, указываются возможные источники знакомства поэта с его картинами.
Читать PDF
1.10 мб

Античная нумизматика в творчестве Рафаэля: «Обручение Марии»

Рогов Михаил Анатольевич
В работе рассматривается роль античной нумизматики для истории искусства Возрождения и обзор истории создания и особенностей заказов «Обручения Марии» Перуджино и Рафаэля.
Читать PDF
0.00 байт

Традиции Рафаэля Востока в миниатюрах музея

Рахматуллаева Асалхон Гайратовна
В статье рассматривается жизнь и творчество выдающегося миниатюриста Камолиддина Бехзода Рафаэля Востока, а также миниатюрная школа, созданная этим художником. Бехзод внес много новшеств в искусство миниатюры Востока.
Читать PDF
0.00 байт

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В РИМСКОЙ МАСТЕРСКОЙ РАФАЭЛЯ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ТАЛАНТОВ

Дунина Мария Владимировна
Мастерская Рафаэля является ярчайшим примером гармоничной и продуманной организации работы ренессансного художника и его учеников. Обычно она изучается в рамках исследований отдельных живописных произведений великого мастера.
Читать PDF
0.00 байт

Нравственные ценности в современной башкирской поэзии (на примере творчества Рафаэля Сафина)

Фазылова Ф. С.
В статье рассматриваются проблемы морали и нравственных ценностей, затрагиваемые в современной башкирской поэзии, на материале творчества Р. Сафина.
Читать PDF
166.25 кб

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля в восприятии В. А. Жуковского и Ф. М. Достоевского

Ильченко Н.М., Пепеляева С.В.
Рассматривается традиция толкования «Сикстинской Мадонны» Рафаэля в русской литературе. Она складывается в эпоху романтизма в связи с утверждением божественной природы вдохновения и выделением идеальной составляющей в искусстве.
Читать PDF
482.16 кб

В. А. Жуковский и А. В. Никитенко о Сикстинской мадонне Рафаэля: типология экфрасиса как репрезентан

Лебедева Ольга Борисовна, Янушкевич Александр Сергеевич
В статье на материале эссе В.А. Жуковского «Рафаэлева мадонна» и малоизвестной статьи А.В.
Читать PDF
0.00 байт

Поэтическое творчество Рафаэля Багатайского: от цикла к книге стихов

Посельская Виктория Дмитриевна
В статье проведено научное исследование особенностей становления и формирования циклизации в качестве доминирующего жанрового образования в творчестве якутского поэта Рафаэля Багатайского: от последовательной реализации сатирическ
Читать PDF
0.00 байт

Циклизация как основа книги стихов Рафаэля Багатайского «Быстроногий ветер»

Посельская Виктория Дмитриевна
В статье рассматривается один из основных жанрообразующих (структурообразующих) факторов поэтической книги как циклизация на примере творчества Рафаэля Багатайского.

Похожие термины:

  • Абоян, Рафаэль Викторович

    (06.07.1883 — 25.08.1936). Член Политбюро ЦК РСДРП(б) — РКП(б) 10(23).10.1917 г., с 25.03.1919 г. по 18.12.1925 г. Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) с 01.01.1926 г. по 23.10.1926 г. Входил в состав Оргбюро ЦК РКП(б) между VIII и IХ съездами пар
  • АДАМЕ Рафаэль

    (MURAYAMA, Tatsuo). Политический деятель Японии. Род. 8 февраля 1915 г. в г. Нагаока (префектура Ниигата). Окончил юридический факультет Токийского университета. Работал в муниципалитете г. Кобе. Занимал ответ
  • Агладзе, Рафаэль Ильич

    [р. 16 (29) дек. 1911]— сов. электрометаллург, акад. АН Груз. ССР (с 1946). Чл. КПСС с 1939. В 1934 окончил Груз. индустриальный ин-т. В 1937—43 преподавал в Моск. химико-технологич. ин-те. С 1943 преподает в Груз. политехн
  • Мустафин, Рафаэль Ахметович

    Главный редактор ежемесячного общественно-политического и теоретического журнала "Татарстан"; родился 14 мая 1931 г. в р.п. Бавлы; окончил Казанский государственный университет (КазГУ) в 1954 г., ка
  • Акопов, Рафаэль Павлович

    заместитель генерального директора, член правлени финансово-промышленной группы "Интеррос" (г. Москва) с июня 2003 г.; родился 25 августа 1964 г.; окончил юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносо
  • Амантаев, Рафаэль Альбертович

    Артист балета ГААНТ им. Ф. Гаскарова, РБ; родился 19 октября 1962 г., г. Уфа; окончил Хореографическую студию при Башгосфилармонии; 1980—1990 — артист балета в Башгосфилармонии; 1990—1991 — артист балета в кон
  • Александрян, Рафаэль Арамович

    (род. 29.3.1923) — советский математик, чл.-кор. АН АрмССР (1965). Чл. КПСС с 1960. Участник Великой Отечественной войны. Род. в Александрополе (ныне Ленинакан АрмССР). Окончил Ереван. ун-т (1945), аспирантуру при М
  • Клейнер, Рафаэль Александрович

    Актер, Народный артист России (1995); родился в 1939 г. в с. Рубежное Луганской области Украинской ССР; окончил Новосибирское театральное училище в 1966 г.; специализировался как мастер художественного сл
  • Арсланов, Рафаэль Амирович

    Сотрудник Университета дружбы народов с 1978 г.; родился в 1949 г.; окончил историко-философский факультет Университета дружбы народов в 1975 г., кандидат исторических наук, доцент, член-корреспондент РА
  • АРИАС Рафаэль

    Испанский гитарист и композитор, наш современник. Довольно хороший исполнитель. «Общество испанских авторов» издало его «Пасодобль», спонтанную и очень подходящую для гитары страницу с ярко выра
  • Чимишкян, Рафаэль Аркадьевич

    Олимпийский чемпион в весовой категории 60 кг (1952, Хельсинки); советский спортсмен по тяжелой атлетике; родился 23 марта 1929 г. в г. Тбилиси; заслуженный мастер спорта (1952). Чемпион мира (1954—1955), Европы (19
  • Бабаян, Рафаэль Петросович

    Актер; Заслуженный художник Армянской ССР (1964); родился 11 августа 1927 г., Художник-постановщик игровых и анимационных фильмов, режиссер. Работает на киностудии "Арменфильм". Работал над фильмам
  • Бабаян, Рафаэль Суренович

    Заслуженный художник Армянской ССР (1967); родился 27 декабря 1927 г. Окончил Ереванский художественно-театральный институт. Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1983, за участие в фильме "Мех
  • Байдавлетов, Рафаэль Ибрагимович

    Премьер-министр Республики Башкортостан; родился 16 августа 1943 г. в д. Бриш Белорецкого района БАССР; окончил Ивановский энергетический институт, инженер-электрик; 1960—1962 — учащийся технического у
  • БАЛАГЕР Рафаэль

    Известнейший испанский гитарист – любитель. О том, насколько Рафаэль Балагер увлечен гитарой, нам говорит число его поклонников. Культу занятий гитары, приверженцами которого являются такие изве
  • Барберини Рафаэль

    Барберини, Рафаэль, писатель о России, посетивший Московию в 1564 году, с рекомендательным письмом от английской королевы Елизаветы к Ивану Васильевичу . Прибыл он в Москву из Антверпена через Амсте
  • Барросо Рафаэль

    Известный гитарист андалузийского стиля, испанец. Во времена, когда блистал Барросо, искусство фольклора не было столь уважаемым, как в наши дни. Лучший его ученик, "Токаор" из Хереса Хавьер Молина
  • Белялов, Рафаэль Нуриевич

    род. 1 февр. 1940 в Казани. Композитор. Окончил в 1966 Казанскую конс. по кл. композиции и ф-п. А. С. Лемана, в 1969 у него же аспирантуру по композиции. С 1969 преподаватель Казанской конс. Соч.: концерты с оpк. — 2
  • Бухарцев Рафаэль Герасимович

    (09.06. 1925, Астрахань – 10.12. 1990, Свердловск), журналист, теоретик журналистики. Основоположник этико-психологического направления в изучении журналистского творчества, подготовке студентов. Ассистен
  • Мерри дель Валь, Рафаэль

    Его Высокопреосвященство кардинал Рафаэль Мерри дель Валь-и-Сулуэта (исп. Rafael Merry del Val y Zulueta), (10 октября 1865, Лондон, Великобритания — 26 февраля 1930, Ватикан). Испанский куриальный кардинал. Государств