РАСПЕВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РАСПЕВ
Роспев — система древнерусского пения. Выделяются кондакарный, демественный и путевой, киевский, болгарский и греческий.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

РАСПЕВ
круг песнопений Православной Церкви, объединенных определенным принципом строения мелодий. Существенными признаками каждого распева служат: тип попевок, тесситура, мелодический склад (преобладание песенного начала, или речитатива), ритмическое строение, а также общий эмоциональный характер. Наиболее распространен знаменный распев. По давности происхождения он близок к греческому и болгарскому распевам. Известны также: киевский, ярославский, ростовский, донской (по месту их возникновения), ипатьевский (по названию монастыря), успенский (по названию собора в Москве) и др. Распевы построены по системе осмогласия и делятся на полные (охватывающие все 8 гласов) и неполные.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
163.52 кб

Болгарский распев в контексте великорусской церковно-певческой культуры XVII-XVIII вв

Ларина Мария Геннадьевна
Данная статья посвящена болгарскому распеву поздней монодийной ветви русского богослужебного пения XVII-XVIII вв.
Читать PDF
91.33 кб

Знаменный распев в современной музыкальной культуре: грани сопряжения и перспективы развития

Гвоздецкий Алексей Алексеевич
Древнерусское певческое искусство как важнейшая составляющая русской традиционной певческой культуры обладает потенциалом, не осознанным в должной степени большей частью педагогического и музыкального сообщества в наше время.
Читать PDF
548.12 кб

Путевой распев в Троице-Сергиевском монастыре XVI-XVII вв. : функциональность музыкальных структур в

Генченкова Мария Владимировна
На примере песнопений путевого распева певческих сборников XVI-XVII вв. преимущественно из Троице-Сергиева монастыря анализируется функциональность музыкальных структур в древнерусской монодии.
Читать PDF
439.67 кб

Пути системного изучения осмогласия знаменного распева

Грачева Татьяна Алексеевна
Читать PDF
997.29 кб

Проблемы изучения традиций знаменного распева в старообрядческих общинах Приморского края: теоретиче

Балановская Т. П.
Описывается современное состояние знаменного пения в богослужебно-певческой практике старообрядческих общин Приморского края, рассматриваются некоторые теоретические и методологические аспекты проблемы.
Читать PDF
189.97 кб

Старообрядческое сочинение о темпе знаменного распева и реалии современной литургической практики

Казанцева Татьяна Генриховна
Вопрос о темпе исполнения песнопений знаменного распева является одним из наименее изученных в отечественной музыкальной медиевистике.
Читать PDF
1.94 мб

О значении Стихираря Троицкого дьякона ионы Зуя для исследования путевого распева

Лукашевич Александр Анатолиевич
Исследуемый в статье рукописный сборник первой четверти XVI в. принадлежал дьякону Троице-Сергиева монастыря Ионе Зую («Стихирарь Зуевский»).
Читать PDF
119.43 кб

К вопросу об исследовании знаменного распева в советский период XX столетия

Туманов Силуан
В статье рассматриваются некоторые аспекты проблематики, связанной с изучением знаменного распева в отечественной литературе советского времени.
Читать PDF
83.30 кб

О киноварных пометах знаменного распева

Гвоздецкий Алексей Алексеевич
Роль киноварных помет в истории древнерусского певческого искусства, проблематика дешифровки пометных рукописей и предотвращение типичных ошибок предмет данной статьи.
Читать PDF
879.43 кб

Многолетия в честь царя Михаила романова в демественных распевах мастеров Усольской (строгановской)

Парфентьев Николай Павлович, Парфентьева Наталья Владимировна
Многолетствование государя было частью придворной и церковной обрядовой культуры древней России.
Читать PDF
586.62 кб

К вопросу о ритмических структурах в знаменном распеве (по материалам старообрядческих музыкально-те

Казанцева Татьяна Генриховна
В статье затрагивается комплекс вопросов, связанных с недостаточно изученной областью знаменного распева особенностями его ритмической системы.
Читать PDF
286.91 кб

Соотношение авторских сочинений и гармонизаций древних распевов в творчестве С. З. Трубачева (на при

Коростина Елена Петровна
Статья посвящена рассмотрению двух важнейших жанрово-стилистических пластов в духовно-хоровом наследии композитора второй половины ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

Мелодическая общность в стихирах сербского и киевского распевов

Евдокимова Алла Алексеевна
В трудах историков освещены многовековые культурные контакты Сербии и России, доказано, что во времена турецкого владычества (XVI-XIX вв.) в Сербию поступало много церковных книг из Киева и городов России.
Читать PDF
0.00 байт

Переосмысление традиции древнерусских церковных распевов в xix - начале XX вв

Цыплакова Светлана Михайловна
В статье рассматривается процесс осмысления медиевистами, церковными и светскими композиторами древнерусского музыкального наследия и огромного значения этого наследия для национальной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Методологические подходы в изучении теоретических основ творчества выдающегося московского распевщик

Парфентьева Наталья Владимировна
На основе авторского метода структурного формульно-сравнительного анализа раскрываются новые подходы и результаты в изучении теоретических основ творчества выдающегося московского мастера Федора Крестьянина

Похожие термины:

  • ГРЕЧЕСKИЙ РАСПЕВ

    имеет в истории русского церковного пения два вида: 1) древний, известный из безлинейных рукописей – кондакарей, употреблявшихся от конца XI до XIV в., и 2) поздний, известный из линейных нотных книг, на
  • KИЕВСKИЙ РАСПЕВ

    появился в юго-западной Руси к XVII в. как отдельная ветвь большого знаменного распева и вместе с малым знаменным представляет сокращение, упрощение мелодий большого распева. В некоторых случаях ки
  • Знаменный распев

    древнерусское унисонное одноголосное церковное пение по старинным нотным знакам – «крюкам», или «знаменам». З. р. в большей мере способствует духовной сосредоточенности молящегося человека, чем
  • Распер, Еремей

    лекарь, 1679 г. {Половцов}