Редер, Эрих

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Редер, Эрих
Raeder), (1876-1960), гросс-адмирал, командующий военно-морским флотом Третьего рейха. Родился 24 апреля 1876 в курортном городке Вандсбек неподалеку от Гамбурга в семье школьного учителя. Окончил военно-морское училище в Киле, участвовал в морских походах на линкоре "Дойчланд" по Балтике, в Индию и на Дальний Восток. В 1905 окончил военно-морскую академию. В 1910 получил назначение штурманом на личную яхту кайзера Вильгельма II "Гогенцоллерн". Во время 1-й мировой войны Редер участвовал в крупнейших морских сражениях в Атлантике. В октябре 1918 он был назначен начальником центрального бюро командования ВМФ. После того как весной 1920 Редер поддержал антиправительственный Капповский путч, он был переведен на работу в архив ВМФ, которая позволила ему собрать материалы для книг по истории военно-морского флота Германии: "Крейсерская война в зарубежных водах", "Деятельность легких крейсеров "Эмден" и "Карлсруэ", "Война на море" и др. В свободное от работы время Редер посещал философский факультет Берлинского университета; он свободно владел английским, французским и русским языками. В 1923 Редер был назначен в чине контр-адмирала инспектором военно-морских учебных заведений.
В октябре 1924 стал командующим крейсерскими силами в Северном море, а в январе 1925 - командующим Балтийским военно-морским районом. 1 октября 1928 Редер был произведен в адмиралы и назначен командующим ВМФ. Редер приветствовал приход к власти нацистов, но не из политических симпатий, а в надежде, что это будет способствовать строительству нового мощного флота.
После того как в марте 1935 Гитлер денонсировал Версальский договор 1919, строительство флота начало осуществляться с полной силой: были заложены гигантские линкоры "Бисмарк" (водоизмещением 41,7 т) и "Тирпиц" (42,9 т), к 1937 со стапелей сошли линкоры "Шарнхост" и "Гнейзенау", позднее - тяжелые крейсеры "Хиппер" и "Блюхер". Была создана 1-я подводная флотилия под командованием Карла Деница. В 1937 Редер стал почетным членом НСДАП. Однако личные отношения Редера и Гитлера постепенно охладевали, поскольку Редер всячески оберегал флот от нацистского влияния: он вступался за офицеров-евреев, защищал флотских священников, изгонял с флота агентов гестапо. Кроме того, распределение промышленных ресурсов, необходимых для строительства флота, было сосредоточено в руках Германа Геринга, личного врага Редера. Зимой 1938-39 командующий ВМФ неоднократно предупреждал фюрера о том, что из-за недостаточного финансирования может быть сорвана программа строительства флота и "если в ближайшие два года разразится война, флот к ней готов не будет". Гитлер отвечал Редеру: "Для достижения моих политических целей флот мне не понадобится до 1946 года".
27 января 1939 Гитлер одобрил разработанный Редером новый план строительства флота, рассчитанный до 1947 (план "Z"), и предоставил флоту абсолютные преимущества перед вермахтом и Люфтваффе. 1 апреля 1939 Редеру было присвоено звание гросс-адмирала. Разразившаяся 2-я мировая война подтвердила худшие предположения Редера: к войне с Великобританией ВМФ Германии готов не был. "Нашему надводному флоту, - писал Редер в дневнике, - не остается ничего другого, как только демонстрировать, что он может доблестно умирать".
Тем не менее под руководством Редера была блестяще проведена операция "Везерюбунг" - захват Норвегии. И германский подводный флот проявил себя с самой лучшей стороны.
30 января 1943 Редер вышел в отставку, сохранив за собой почетный титул генерального инспектора флота. Его сменил адмирал Карл Дениц. В мае 1945 Редер с женой оказались в советском плену и были переправлены в Москву. Позднее Редер предстал перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге и приговорен к пожизненному заключению. 17 января 1955 восьмидесятилетний Эрих Редер был освобожден по состоянию здоровья. Он поселился в Киле, где написал книгу мемуаров "Моя жизнь". Редер умер 6 ноября 1960 в Киле в возрасте 84 лет.

Источник: Энциклопедия третьего рейха. 2004

Редер Эрих
(24.04.1876—06.11.1960) – немецкий гросс-адмирал (1939) Эрих Редер родился 24 апреля 1876 года в небольшом курортном местечке недалеко от Гамбурга. Его отец, доктор Редер, был преподавателем английского и французского языков. В 1889 году Эрих поступил в военно-морское училище в Киле, где вскоре стал лучшим гардемарином. Осенью 1897 года, получив звание лейтенанта, он был направлен на императорский корабль «Заксен», а затем переведен на флагманский корабль принца Генриха «Дойчланд». В 1903 году Редер поступил в военно-морскую академию, где проучился два года. На молодого, способного офицера обратил внимание сам Вильгельм II, и в 1910 году Редер стал штурманом личной яхты Вильгельма II. В 1911 году Редер был произведен в корветен-капитаны, а в следующем году направлен на службу в штаб вице-адмирала фон Хиппера, командующего Атлантической эскадрой. В годы Первой мировой войны Редер спланировал несколько операций по минированию английского побережья, а в 1916 году он принял участие в Ютландской битве. В Веймарской республике Редер некоторое время был начальником центрального бюро командования ВМС. Но затем попал в опалу и был переведен в архив ВМФ, где получил возможность изучить опыт прошедшей войны и разработал свой план развития будущего германского флота. В октябре 1928 года рейхспрезидент Германии Гинденбург присвоил ему звание адмирала и назначил командующим военно-морскими силами. Редер получил возможность воплотить в жизнь свою концепцию, согласно которой Германия должна была обладать всеми типами кораблей. Но особое внимание Редер уделял «карманным» линкорам – легким линейным крейсерам. После прихода к власти Гитлера Редер не только остался на своем посту, но и стал главным советником фюрера. В 1933 году Гитлер заверил Редера, что ему не придется воевать с Англией. Спустя два года было заключено англо-германское морское соглашение, по которому Германия отказывалась от соперничества с британским флотом и получала возможность развивать свои ВМС при поддержке Великобритании. Программа строительства германского флота предусматривала достижение относительного паритета с британскими ВМС к 1944 году. Но с самого начала ее реализация сильно отставала от намеченных сроков. К осени 1939 года в распоряжении Редера оказалось лишь четыре строящихся линкора в разной степени готовности против 12 готовых у англичан и два линейных крейсера против трех английских. Девяти английским авианосцам Германия не могла противопоставить ни одного своего. В конце лета 1939 года оба «карманных» линкора «Дойчланд» и «Граф Шпее» вышли в Атлантику для охоты за слабо охраняемыми конвоями и отдельными судами. «Дойчланд» потопил два торговых судна и в ноябре вернулся в Германию. Иначе сложилась судьба «Графа Шпее». Этот линкор за три месяца своего рейдерства в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах уничтожил девять английских транспортов. Но 13 декабря он атаковал ударную группу британского флота в районе устья реки Ла-Плата в Южной Америке. Один тяжелый и два легких английских крейсера, ошибочно принятые за один обычный крейсер и два эсминца, нанесли тяжелые повреждения немецкому линкору, и он был затоплен своей командой. Весной 1940 года германский флот понес тяжелые потери в ходе Норвежской кампании. В Уфур-фьорде у Нарвика англичане потопили почти половину всех имевшихся у Германии эсминцев. После поражения в Норвегии Редер, который ранее недооценивал значение подводных лодок, попросил Гитлера санкционировать увеличение их строительства с 2 до 29 подлодок в месяц. Германские верфи, которые продолжали строить крупные корабли, не имели такой возможности. Гитлер поручил разобраться в этом вопросу Кейтелю, а тот направил Редера к Герингу – старинному врагу Редера. От программного увеличения подводного флота пришлось отказаться. 10 июня 1940 года войну Англии объявила Италия, что было на руку Редеру. Он считал, что после поражения Франции Германии надо было взять под полный контроль Средиземноморье, выбив английские и союзные им войска из этого региона. Но попытки гросс-адмирала склонить Гитлера к переносу основного удара с России на Средиземноморский бассейн не увенчались успехом. Немецкое верховное командование предпочитало вести исключительно континентальную войну. Средиземноморье, бывшее для Гитлера не более чем районом, где надо было защищать итальянцев от англичан, для англичан долгое время было главным театром военных действий. К весне 1941 года Редер получил некоторую надежду на успех своих действий по блокаде Англии. Готовился к вступлению в строй немецкий линкор «Бисмарк», заканчивалось строительство однотипного ему «Тирпица». Линейные крейсера «Шарнгхорст», «Гнейзенау», броненосец «Адмирал Шеер» и тяжелый крейсер «Хиппер», месяцами находившиеся в Атлантике, потопили большое количество транспортов противника, причем англичанам ни разу не удалось вступить с ними в огневой контакт. В мае 1941 года линкор «Бисмарк» получил приказ выйти в море в сопровождении тяжелого крейсера «Принц Евгений». Возглавил это соединение адмирал Лютьенс. Но немецкие корабли с самого начала их похода преследовали неудачи. Еще при переходе в Норвегию их обнаружила английская авиаразведка. Выход соединения из норвежского фьорда также не остался незамеченным. В результате 24 мая два немецких корабля встретились между Исландией и Гренландией с вышедшими им на перехват британскими линкорами «Худ» и «Принц Уэльский». «Бисмарк» потопил «Худ», но и сам был тяжело поврежден. 26 мая английские торпедоносцы повредили рулевое управление линкора, и утром следующего дня он был потоплен в 400 морских милях от Бреста. Потопив «Бисмарк», англичане стали бомбить французские порты, стремясь вывести из строя находившиеся там «Шарнгхорст», «Гнейзенау» и «Принц Евгений». Следствием этого стал приказ Редера о переходе этих кораблей в Германию. Англичане фактически не воспрепятствовали этому переходу, возможно потому, что теперь могли не бояться выхода немецких линкоров и крейсеров в Атлантику. Теперь немецкое командование ВМФ могло приступить к планированию крупных операций на Северном море. Первый крупный успех был достигнут в начале мая 1942 года, когда немецкие подводные лодки и авиация потопили два английских крейсера – «Эдинбург» и «Тринидад», а также несколько транспортов. В том же месяце был разбит еще один конвой, а немецкая авиация начала налеты на Мурманск и Мурманскую железную дорогу, уничтожая уже доставленные грузы. К этому времени немецкое командование ВМФ располагало для действий на Северном море мощным соединением надводных кораблей. В него входили линкор «Тирпиц», тяжелый крейсер «Хиппер», «карманные» линкоры «Адмирал Шеер» и «Лютцов», позднее к ним присоединился «Принц Евгений». 4 июля немецкие подлодки и авиация начали разгром печально известного конвоя PQ-17. Английское адмиралтейство, опасаясь близости «Тирпица», фактически бросило этот конвой на произвол судьбы, отозвав прикрытие задолго до приближения к советской зоне ответственности. В течение трех дней немецкие подлодки и авиация расстреливали конвой, потопив 25 из 35 составлявших его судов. В результате союзники в течение нескольких месяцев вообще воздерживались от посылки конвоев в Советский Союз. Но к осени положение на советско-германском фронте стало критическим. В сентябре было отправлено два конвоя, которые прибыли в Мурманск, потеряв 17 транспортов и один эсминец. Затем несколько месяцев англичане отправляли в СССР лишь одиночные суда, так как им требовались корабли для высадки в Северной Африке. Но с удлинением полярных ночей посылка конвоев возобновилась. 31 декабря 1942 года состоялся морской бой, послуживший поводом для отставки Редера. Тяжелый крейсер «Хиппер» и «карманный» линкор «Лютцов», сопровождаемые шестью эсминцами, перехватили конвой, двигавшийся под прикрытием также шести эсминцев. В ходе завязавшегося боя один британский эсминец затонул, а второй получил серьезные повреждения. Вскоре подошли два английских крейсера и также вступили в бой. Немецкие корабли, потеряв один эсминец, вышли из боя. Это сражение, которое немецкие корабли не смогли выиграть, имея явное преимущество, привело к резкому охлаждению между Гитлером и Редером. Гросс-адмирал был вынужден уйти в отставку. Гитлер пришел к выводу о бесперспективности использования тяжелых надводных кораблей и решил снять с них вооружение и личный состав для действий на суше. Редер же считал, что этого делать не следует, что было лишь еще одним предлогом отправить адмирала в отставку. В январе 1943 года Эрих Редер был смещен с поста шефа ОКМ, и его место занял Дениц. В мае 1945 года Эрих Редер попал в советский плен. В конце мая Редер пережил сильнейший инфаркт. Представ перед Международным военным трибуналом, Редер пытался отмежеваться от нацистского режима и, насколько возможно, облегчить свою вину. По приговору Нюрнбергского суда он должен был провести в заключении всю оставшуюся жизнь, но в 1955 году его освободили по состоянию здоровья. Умер гросс-адмирал Редер 6 ноября 1960 года в Киле – городе, где начиналась его блистательная карьера.      

Источник: 100 великих полководцев Второй мировой. 2012

ЭРИХ РЕДЕР
В истории адмирал Редер знаменит тем, что создавал германский линейный флот, который не стал океанской мощью и был уничтожен во Второй мировой войне по частям. Редер родился 24 апреля 1876 года в курортном местечке Вандсбек под Гамбургом. После школы мальчик по его желанию поступил на флот, ибо отсутствие дворянского титула не мешало стать морским офицером. 1 апреля 1889 года он прибыл в Киль, вскоре стал одним из первых по успеваемости, а в 1895 году — лучшим выпускником класса; участвовал в походах по Балтике и к островам Вест-Индии. Осенью 1897 года свежеиспеченного лейтенанта назначили вахтенным офицером на корабль «Саксен». Затем хорошо зарекомендовавшего себя Редера перевели на флагманский корабль командира Восточной эскадры принца Генриха «Дойчланд»; он стал членом его штаба, а также взял на себя руководство корабельным оркестром, ибо с детства любил музыку. В конце 1897 года «Дойчланд» отправился на Дальний Восток. Принц Генрих покровительствовал молодому офицеру, брал его с собой в поездки в Циндао, Порт-Артур, Владивосток, Японию, Корею, Сайгон и на Филиппины. После возвращения в 1901 году Эриха назначили в Киле офицером-наставником, но через несколько месяцев принц Генрих, командовавший 1-й эскадрой линейных кораблей, перевел его на новый флагман «Кайзер Вильгельм дер Гроссе». В 1903 году Редер поступил в военно-морскую академию, учился два года, на три месяца ездил в Россию для совершенствования в русском языке (английский и французский он знал). После академии Редер служил штурманом на броненосце береговой обороны «Фритьоф». 1 апреля 1905 года моряка перевели в управление информации ВМФ; он заведовал прессой, редактировал журнал «Марине Рундшау» и ежегодник «Наутикус». Редер хорошо писал, умел прислушиваться к чужой точке зрения. Сам кайзер Вильгельм II обратил внимание на способного моряка и взял в 1910 году штурманом на свою яхту «Гогенцоллерн». С этого времени Редер стал убежденным монархистом. В 1911 году его произвели в корветтен-капитаны, в 1912 году назначили старшим офицером штаба (с 1917 года — начальником штаба) вице-адмирала Риттера Франца Хиппера, командовавшего крейсерскими силами Атлантической эскадры. В 1914–1915 годах Редер спланировал несколько операций по постановке мин и обстрелу берегов Англии, участвовал в бою у Доггер-банки и в Ютландском сражении. Он находился на «Лютцове» и чудом остался цел при попадании снаряда в рубку. В январе 1918 года Редера назначили командиром легкого крейсера «Кельн», в октябре — главой центрального бюро командования ВМФ. После ноябрьского восстания в Киле, бегства кайзера и организации Веймарской республики моряк оказался втянут в политическую борьбу. Добиваясь, чтобы к командованию не пришел «левый», он лично разговаривал с министром обороны Густавом Носке, доказал ему, что во главе флота должен быть человек, пользующийся доверием офицеров, и рекомендовал адмирала Адольфа фон Трота, начальника управления личного состава. Трота был назначен. Он сделал все возможное, чтобы обойти ограничения Версальского мира и сохранить флот. Весной 1920 года Редер поддержал неудачный Капповский путч и был переведен в архив ВМФ. В архиве он изучил стратегию и тактику германского флота периода мировой войны. В 1922–1923 годах моряк подготовил и выпустил ряд книг по крейсерской войне: «Крейсерская война в зарубежных водах», «Крейсерская эскадра», «Деятельность легких крейсеров „Эмден“ и „Карлсруэ“„и «Война на море“. В свободное от работы время он изучал курс философии и политологии в Берлинском университете и должен был стать доктором этих наук. Однако Редера произвели в контр-адмиралы и назначили начальником военно-морских учебных заведений. К этому времени он зарекомендовал себя сторонником демократии. В октябре 1924 года Редер командовал крейсерскими силами в Северном море, в январе получил чин вице-адмирала и был назначен начальником Балтийского военно-морского района. Вскоре он прославился благодаря твердому следованию чувству долга и заповедям офицерского кодекса чести. При смене морского командования после скандального дела Ломана 1 октября 1928 года Редера с согласия рейхстага произвели в адмиралы. Он стал начальником главного морского штаба. Редер позаботился избавиться от ряда авторитетных адмиралов-соперников. Никто из его подчиненных не смел его критиковать. Адмирал старался создать сбалансированный флот, включавший все классы кораблей. Он полагался на «карманные линкоры», которые должны были уйти от любого, желающего их потопить, и потопить всякого, кто желал от них уйти. По его инициативе строили грузовые суда и траулеры, которые было легко превратить во вспомогательные крейсера и тральщики; продолжалось тайное изготовление подводных лодок. Моряки недолюбливали Редера за мелочность, с которой он придирался к их внешнему виду и порядку на берегу. Он был способен устроить разнос командиру подводной лодки, вернувшейся из длительного похода, за неопрятный вид экипажа. Строгий и молчаливый, адмирал был лишен чувства юмора. Он добивался, чтобы на флоте служили хорошо дисциплинированные, обученные, не интересующиеся политикой люди. С приходом к власти нацистов Редер связывал осуществление своей программы строительства сильного флота. Фюрера также устраивал командующий кригсмарине, который был прекрасным советником в военно-морских вопросах и не вмешивался в дела, выходящие за рамки флота. В 1935 году Гитлер назвал Редера главнокомандующим кригсмарине, 20 апреля 1936 года, по случаю своего 47-летия, произвел его в генерал-адмиралы, в 1937 году удостоил звания почетного члена НСДАП. После того как Гитлер денонсировал в марте 1935 года Версальский договор, началось осуществление кораблестроительной программы Редера. Гитлер убеждал адмирала в том, что намерен жить с англичанами в мире, и тот не рассчитывал на столкновение с владычицей морей. Противниками были названы флоты Польши, Франции и СССР. Строились линейные корабли «Бисмарк», «Тирпиц», «Шарнгорст», «Гнейзенау», легкие, тяжелые крейсера, эсминцы и подводные лодки, была создана 1-я подводная флотилия капитана цур зее Карла Деница. В 1938 году Гитлер выговаривал Редеру за медлительность в кораблестроении, но тот отметил, что из-за широкого размаха других проектов фюрера на верфях недостает материалов и специалистов. Когда Гитлер потребовал ускорить строительство линейных кораблей, Редер дал указание главному штабу ВМФ ответить, что необходимо заморозить невоенные проекты и освободить рабочих для военного производства. Так как реакции не последовало, строительство кораблей отставало от планового. Трудности создавал также ненавидевший генерал-адмирала Геринг, который руководил 4-летним планом и распоряжался ресурсами. Однако Редера мало беспокоили отставания, ибо фюрер убедил его, что флот будет нужен не ранее 1944 года. Редер был способен вступить в конфликт с самим фюрером по делам флота, даже если то было очень рискованно. В частности, ему удалось добиться от Гитлера, чтобы нацисты оставили в покое отставного контр-адмирала Карла Кюленталя, наполовину еврея, и даже обеспечил ему пенсию. Он помогал и другим евреям, служившим на флоте, и флотским священникам. 1 ноября 1938 года Гитлер накричал на адмирала, разорвал план развития флота и потребовал усилить защиту новых линейных кораблей и довести численность подводных лодок до численности английских. Зимой 1938–1939 годов Редер предупреждал, что в ближайшие 2 года флот не будет готов к борьбе с Англией. Однако фюрер утверждал, что ранее 1946 года флот не потребуется. Поэтому Редер разработал план «Z», по которому к 1947 году следовало построить 4 линкора типа «Бисмарк», 6 линкоров типа «Н» с 420-мм пушками, 4 авианосца, 15 карманных линкоров, 5 тяжелых и 44 легких крейсеров, 68 эсминцев и 249 подводных лодок. План, представленный 17 января 1939 года, был одобрен Гитлером, который предоставил кригсмарине преимущество перед флотом и армией. Довольный деятельностью Редера, фюрер 1 апреля 1939 года произвел его в гросс-адмиралы. На время взаимоотношения Редера и Гитлера ухудшились из-за того, что гросс-адмирал, ярый поборник офицерской чести, требовал уволить за позорный брак морского адъютанта фюрера, а тот защищал его. Редер грозил отставкой и не встречался с Гитлером долгое время. Только 3 сентября, после начала вторжения в Польшу, гросс-адмирал прибыл к фюреру. Тот еще был уверен, что Англия воевать не будет. Однако в тот же день англичане объявили о вступлении в войну. Так как флот к борьбе с британским не был готов, Редер записывал в военном дневнике ОКМ: «Нашему надводному флоту не остается ничего другого, как только демонстрировать, что он может доблестно умирать». В начале мировой войны лишь «карманные» линкоры и немногие другие корабли германского флота выходили на коммуникации противника. Подводная война развернулась позднее. Наиболее эффективным оружием оказались магнитные мины, которые германские корабли и гидросамолеты ставили у берегов Англии. Однако Редер, убежденный в том, что войны с владычицей морей не будет, мало обращал внимание на этот род оружия, а Геринг не предоставлял свои самолеты, пока запас мин у него не достиг 5000 штук. Тем временем англичане разгадали секрет магнитных мин, и это новое оружие, с помощью которого германский флот к марту 1940 года потопил 128 торговых судов, 3 эсминца и 6 вспомогательных судов, потеряло прежнюю эффективность. По созданной Редером структуре, командующий флотом непосредственно ему не подчинялся, а находился в подчинении штабов военно-морских групп в Балтийском и Северном морях, в зависимости от того, где флот находился. Однако сам гросс-адмирал нередко отправлял указания командующим через голову штабов, и бывало, что морякам приходилось выполнять два взаимоисключающих приказа. Требования Редера были неконкретны, однако он ждал точного их выполнения. Малая эффективность флота, опасное соотношение сил Германии и Великобритании и потеря «Графа Шпее» заставили Гитлера требовать от моряков активных действий, но соблюдать осторожность. С такими же требованиями выступал и Редер, требовавший успехов без потерь. Он болезненно относился к критике и 21 октября 1939 года сместил с поста командующего флотом Германа Бема только за то, что в формулировке приказа, подготовленного штабом флота, заподозрил издевку над одним из своих приказов. Однако и следующего командующего Вильгельма Маршалля он обвинил в том, что тот, благополучно проведя в Германию «Дойчланд» и потопив британское вооруженное судно «Рэвэлпинди», не стал преследовать виденный в тумане неизвестный корабль. Летом 1940 года, после того как Маршалль не получил благодарности за удачные действия у берегов Норвегии, он сказался больным, был уволен в отставку и заменен Гюнтером Лютьенсом, который не рисковал противоречить Редеру. Норвежская операция явилась инициативой Редера. Гросс-адмиралу удалось убедить Гитлера, что необходимо опередить англичан, которые не остановятся перед нарушением нейтралитета Норвегии, чтобы лишить Германию шведской руды. Действительно, Уинстон Черчилль готовил высадку в Норвегию с целью захвата Нарвика, Тронхейма, Бергена и Ставангера. Германский флот опередил. Эта была наиболее серьезная операция по замыслу Редера. Специальный штаб разработал высадку десанта тремя эшелонами под прикрытием почти всех сил флота. Редер опасался, что противник нанесет удар по отходящим десантным силам. По его требованию, несмотря на сопротивление Деница, для противодействия развернули 42 подводные лодки. По ошибке английский Хоум Флит, вышедший в море 7 апреля, направился к северной части Северного моря, чтобы перекрыть германским кораблям выход в океан. Однако и без его участия германские силы столкнулись с упорным сопротивлением норвежцев. Под действием береговых батарей, а также английской авиации и подводных лодок были потеряны тяжелый крейсер «Блюхер», легкий крейсер «Кенигсберг», вышел из строя «карманный» линкор «Лютцов» (бывший «Дойчланд»). Немало эсминцев было затоплено и в Нарвике. Гибель «Лютцова» и «Блюхера», посланных фюрером вопреки возражениям гросс-адмирала, нарушала планы войны на союзных коммуникациях. Одной из причин больших потерь и малой эффективности явились негодные взрыватели (контактные и магнитные). Часто немецкие подводники стреляли из выгодного положения, но торпеды не взрывались. Учрежденная Редером комиссия установила причины и объявила виновных. Однако главным виновником, о котором не говорили, был сам Редер, которому вице-адмирал Фридрих Геттинг, начальник торпедной инспекции ОКМ, дважды до начала войны докладывал о недостатках взрывателей. Несмотря на возражения оперативных командований групп «Восток» и «Запад», считавших необходимым сохранять небольшие наличные силы, в мае Редер настоял на использовании главных сил флота для уничтожения конвоев англичан, которые 24 апреля 1940 года высадились в Норвегии. Гросс-адмирал приказал адмиралу Маршаллю обстрелять английскую военно-морскую базу в Харстаде, чтобы облегчить положение остававшихся в Нарвике альпийских стрелков, а затем по требованию Гитлера приказал поддержать отряд Фойрштейна, пробивавшийся из Тронхейма на помощь Дитлу. Когда Маршалль запросил, какой приказ выполнять первым, Редер ответил: «Оба». Маршалль с линкорами «Шарнгорст», «Гнейзенау», крейсером «Хиппер», 4 эсминцами и танкером «Дитмаршен» направился к Нарвику. Узнав 7 июня, что англичане вывели из Нарвика 3 конвоя, Маршалль вопреки приказу бросился на перехват их. Германским кораблям удалось потопить авианосец «Глориус», несколько судов и эскортных кораблей. Попадание торпеды в «Шарнгорст» заставило Маршалля идти на ремонт в Тронхейм, не добив английский конвой. Однако Редер не одобрил действия Маршалля, что и послужило вскоре основанием для смены его более послушным Лютьенсом. Когда началась подготовка вторжения в Англию через Ла-Манш, Редер собрал более 3000 различных плавсредств, включавших старые дырявые посудины. Однако вторжение было отменено, ибо наличные силы прикрытия были мизерны, и достаточно было одному боеспособному кораблю оказаться в проливе, чтобы истребить армию вторжения на воде. 10 октября 1939 года пришлось отказаться от плана «Z». Редер предложил Гитлеру перенести тяжесть на подводный флот и строить по 29 лодок в месяц вместо 2. Не получив поддержки, он был вынужден отказаться от замысла, чтобы не замедлить постройку крупных кораблей, на которые рассчитывал. С 1941 года Гитлер стал чаще вмешиваться в дела морского командования. Он высказался против выхода «Бисмарка» в плавание, и когда линкор был потоплен 27 мая, начал терять доверие к Редеру. Еще меньше доверия у фюрера оказалось после того, как Редер усомнился в возможности провести корабли в воды Германии через Ла-Манш, а операция, предпринятая по инициативе Гитлера, удалась. Но последней каплей явилась неудачная попытка «Хиппера», «Лютцова» и 6 эсминцев атаковать конвой «PQ-17» в конце декабря 1942 года. Командовавший отрядом вице-адмирал О. Куммец, имевший приказ не рисковать, избегал прямой атаки конвоя, но тем не менее столкнулся с двумя британскими крейсерами, причем «Хиппер» получил повреждение, а эсминец погиб. Разъяренный Гитлер заявил, что прикажет сдать на металлолом все крупные корабли. Он вызвал Редера. Тот, приехав в Берлин, сказался больным и встретился с фюрером только через пять дней. Однако Гитлер высказал ему столько, что Редер подал в отставку 30 января 1943 года. Редер получил почетный титул генерального инспектора флота. В мае 1945 года он с женой попал в плен к русским, пережил 20 мая сильный инфаркт и после лечения был отправлен в Москву, а осенью, как военный преступник, предстал перед международным трибуналом в Нюрнберге. Гросс-адмирал был признан виновным и присужден к пожизненному заключению, хотя и просил заменить его расстрелом. До 17 января 1955 года Редер оставался в тюрьме, после чего его освободили по состоянию здоровья. Моряк поселился в Киле, где написал книгу «Моя жизнь». Умер он 6 ноября 1960 года в Киле, в возрасте 84 лет.

Источник: 100 великих адмиралов. 2009