РЕЗОНАНС
«РЕЗОНАНС»
любительский эстрадный театр (1959–1984, г. Москва). Руководитель и автор всех представлений — Юлия Ивановна Сергеева (род. в 1930 г.), окончила филологический факультет МГПИ и двухгодичные режиссерские курсы в ЗНУИ, член Комитета драматургов при Литфонде РФ. Сначала коллектив работал в НИИ элементо-органических соединений им. А.Н. Несмеянова АН СССР, затем перешел в ДК Института атомной энергии им. И.В. Курчатова. В театре занимались научные сотрудники, с годами ставшие кандидатами и докторами наук: В. Дубовицкий, А. Шипов, И. Назарова, А. Багдасаров, Н. Мартьянов и др. Театр отличали интерес к проблемам научного сообщества, находившегося в заложниках у коммунистической идеологии, и разножанровость постановок (сатирические оперы и оперетты, водевили, юмористические обозрения, эстрадно-публицистические спектакли). «Р.», развивавший традиции капустников, был популярен в среде научно-технической интеллигенции. Артисты выступали не только у себя в НИИ и ДК атомщиков, но и на всесоюзных и международных научных конференциях химиков и физиков, в подмосковных научных городках; участвовали в «Днях смеха» и «Вечерах друзей», которые регулярно проводил Московский городской дом художественной самодеятельности. В смотрах и конкурсах СТЭМов, к которым был наиболее близок, и агитбригад «Р.» не участвовал, журналистов и телевидение не жаловал. Так что прочитать об этом замечательном театре негде. Одна из самых ярких работ театра — спектакль «Теория ошибок» (1967). В нем нашли отражение проблемы советских ученых, имевших дело с ежегодным планом на открытия, непрофессионализмом руководителей (защищенных партбилетом), постоянным сокращением штатов в декабре (чтобы избавиться от неугодных) и новым набором в январе, экономией в науке и на науке и т. д. И все это при постоянном требовании от ученых «догнать и перегнать Америку». Для каждой темы было найдено неординарное решение. Например, тема планирования раскрывалась в сценке с Христофором Колумбом, который накануне очередного партийного съезда брал обязательства открыть «Северную Америку — одну штуку, Южную Америку — одну штуку и — сверх плана — еще Центральную». Сокращение штатов проводили лихие ковбои в Сокращенных Штатах Академии, поочередно убирая каждого, «кто слишком много знал» (по анекдоту тех дней). В спектакле минимум театрально-постановочных средств, главное для «Р.» — слово, точное, ударное, острое; там, где прямая смеховая реплика была невозможна, искался сценический эквивалент идеи номера, чаще всего принимавший форму иносказания. В миниатюре «Внедрение новых идей» актеры методично, под музыку, передавали друг другу шары, которые благополучно отправлялись в трубу с широким отверстием. С кубом та же манипуляция не получилась, и его отправили назад по конвейеру. По пути от него отрубили все углы. Когда стоявший у трубы актер получил этот странный предмет и спросил: «А где же острые углы?», довольные участники экзекуции отвечали: «А мы их обрубили!» И изуродованный куб с легкостью исчезал в трубе. «Р.» стремился к широким обобщениям, тяготел к метафоричности эстрадного номера, что сближало его с поисками эстрадной студии МГУ «Наш дом». Каждый зритель прекрасно понимал, что речь в спектакле идет о «теории ошибок» не столько в сфере науки, сколько в жизни всего государства.Спектакли «По странам и континентам», «Наука или жизнь?», «Солдаты науки» и другие пользовались большим успехом. Не появляясь на смотрах и фестивалях, театр жил относительно спокойно. В крайних случаях на защиту артистовученых вставал МДХС, его руководителю и большому другу театра, Полине Наумовне Фильштейн, удавалось все улаживать. В 1983 г. театр поставил водевиль «В семье не без урода» и рискнул показать его в столичном Доме ученых. Там оказались представители КГБ. Автора и актеров обвинили в «антисоветчине». Сергеевой пришлось покинуть коллектив, «Р.» не стало. В 1984 г. участники бывшего театра собрались и подготовили юбилейный вечер-представление в Доме ученых. Это было их последнее выступление. Ю.И. Сергеева стала сотрудничать с ВНМЦ им. Н.К. Крупской: писала сценарии, проводила семинары в Карелии, Смоленске, Рязани. Ее сценарии приобретала Репертуарно-редакционная коллегия Министерства культуры РСФСР. (Г. Л.)
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010