РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
то же, что католическая церковь. Назв. Р.-к. ц. получила в отличие от вост.-католической при разделе общехрист. церкви в 1054 (см. Католицизм).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
объединение верующих католического исповедания (см. Католицизм). Организация Р.-к.ц. отличается строгой централизацией, иерархическим характером; глава церкви -папа римский, резиденция - Ватикан. На Руси католические миссионеры появились в 10 в. при князе Владимире I. В 12-13 вв. существовали католические храмы в Киеве, Новгороде, Пскове и других городах. Заселенные католиками земли вошли в состав России в 1721-1815 (Прибалтика, Украина, Белоруссия, Литва и Польша). С конца 18 в. в России находилась папская нунциатура (посольство). Архиепископ Могилевский являлся митрополитом Р.-к. ц. (резиденция в С.-Петербурге, там же действовала Римско-католическая академия). По условиям конкордата (договора России с Ватиканом) 1847 папа римский признавался главой российских католиков. В 1866 конкордат был расторгнут Россией в одностороннем порядке (контакты католиков России и Царства Польского с римской курией осуществлялись через министра внутренних дел). Католические епископы назначались императором по согласованию с папой римским. После Октябрьской революции 1917 на католическое духовенство распространено действие Декрета СНК РСФСР от 23.1(5.2).1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви. В СССР существовали две римско-католические иерархии: Литовская (юрисдикция епископа распространялась только на Литву), и Латвийская (Ординат Рижского архиепископства осуществлял управление католической епархией Латвии и обслуживал католическую диаспору на всей территории СССР, за исключением Белоруссии, где в 1989 возникла самостоятельная Минская епархия). После установления в 1990 дипломатических отношений с Ватиканом в Москве находится папский нунций (посол). В 1991 возрождены руководящие структуры Р.-к. ц.: Апостольская администратура для католиков латинского обряда Европейской части России (Москва) и Азиатской части России (Новосибирск).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Римско-католическая церковь
лат. Ecclesia Catholica) — принятый с начала XVII века неофициальный термин для обозначения той части Западной Церкви, которая осталась в общении с Римским епископом после Реформации XVI века. В русском языке термин обычно используется как синоним понятия «Католическая церковь», хотя во многих странах соответствующие термины на иных языках различаются. Во внутренних документах РКЦ использует для самообозначения либо термин «Церковь» (с определенным артиклем в языках, имеющих его), либо «Католическая церковь» (Ecclesia Catholica). РКЦ полагает лишь себя Церковью в подлинном смысле слова. Сама РКЦ использует данное самообозначение в своих совместных документах с иными христианскими институтами, многие из которых рассматривают себя также как часть «католической» церкви.
Восточные католические церкви используют термин в более узком смысле, подразумевая институт католической Церкви латинского обряда (включая, наряду с Римским, амвросианский, брагский, лионский и мосарабский).
С 1929 года центр — государство-город Ватикан во главе с Папой Римским. Состоит из Латинской Церкви (Латинского обряда) и 22 восточно-католических автономных Церквей (лат. Ecclesia ritualis sui iuris или Ecclesia sui iuris), признающих верховную власть Римского епископа.
Крупнейшая ветвь христианства, отличающаяся организационной централизованностью и наибольшим числом приверженцев (около четверти населения мира в 2004 г.).
Определяет себя четырьмя существенным свойствами (notae ecclesiae): единством, кафоличностью, определенную святым Павлом (Еф 4.4-5), святостью и апостоличностью.
Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никейскoм и Афанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и I Ватиканского соборов. Популярная обобщенная доктрина изложена в «Катехизисe».
История
Современная Римско-католическая Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.
Согласно доктрине католической Церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «прообразно возвещена уже от начала мира, дивно предуготовленная в истории народа Изральского и Ветхом Завет, наконец, в эти времена последние основана, явилась через излияние Духа Святого и будет завершена во славе в конце времен». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзенного сердца Христа, умершего на Кресте.
Вероучение Церкви, по убеждению ее приверженцев, восходит к апостольским временам (I век). Вероучение формировалось определениями Вселенских и поместных соборов. В III—VI веках Церковь противостояла распространению ересей (гностицизм, несторианство, арианство, монофизитство и др.).
В VI веке был создан старейший монашеский орден Запада — бенедиктинцы, деятельность которого связана с именем св. Бенедикта Нурсийского. Устав бенедиктинского ордена послужил основой для уставов более поздних монашеских орденов и конгрегаций, например, камальдулов или цистерцианцев.
В середине VIII века было создано Папское государство (одним из оснований был подложный документ — Константинов дар). Перед лицом угрозы нападения лангобардов Папа Стефан II, не надеясь на помощь Византии, обратился за помощью к франкскому королю, который в 756 году передал захваченный им Равеннский экзархат Папе. Последовавшие позже нападения норманнов, сарацинов и венгров породили хаос в Западной Европе, мешавший упрочению светской власти папства: короли и сеньоры провели секуляризацию церковного имущества и стали претендовать на собственное назначение епископов. Короновав императором Священной Римской империи Оттона I в 962 году, Папа Иоанн XII стремился обрести надежного покровителя; однако, его расчеты не оправдались.
Первым французским папой стал ученый монах Герберт из Орийака, принявший имя Сильвестра II. Народное восстание 1001 года заставило его бежать из Рима в Равенну.
В XI веке папство вело борьбу за обладанием правом инвеституры; успех борьбы был во многом обусловлен тем, что она велась под популярным среди церковных низов (См. Патария) лозунгом искоренения симонии. Реформы были начаты в 1049 году Львом IX и продолжены были его преемниками, среди которых выделился Григорий VII, при котором светское могущество папства достигло зенита. В 1059 году Николай II, воспользовавшись малолетством Генриха IV, учредил Священную Коллегию кардиналов, которой отныне принадлежит право избрания нового Папы. В 1074—1075 император был лишен права епископской инвеституры, что в условиях, когда многие епископства были крупными феодальными владениями, подрывало целостность Империи и власть императора. Противоборство папства и Генриха IV вступило в решающую фазу в январе 1076 года, когда организованное императором в Вормсе собрание епископов объявило Григория VII низложенным. 22 февраля 1076 года Григорий VII отлучил Генриха IV от Церкви, что принудило его к акту, известному как хождение в Каноссу.
В 1054 году произошел раскол с восточной Церковью. В 1123 году состоялся первый после раскола собор без участия восточных патриархатов — Первый Латеранский собор (IX Вселенский) и с тех пор соборы стали проводиться регулярно. После нападения турок-сельджуков за помощью в Рим обратился византийский император и Церковь была вынуждена силой расширить свое влияние, создав форпост в виде Иерусалимского королевства с центром в священном городе. Во время первых крестовых походов стали возникать духовно-рыцарские ордена, призванные помогать паломникам и защищать святые места.
В начале XIII века папа Иннокентием III выступил организатором 4-го крестового похода. Инспирируемые венецианцами крестоносцы захватили и разграбили в 1202 году западнохристианский город Зара (совр. Задар), а в 1204 году — Константинополь, где папством была учреждена Латинская империя (1204—1261). Насильственное насаждение латинства на Востоке сделало раскол 1054 года окончательным и необратимым.
В XIII веке в Римско-католической церкви было основано большое количество новых монашеских орденов, получивших название нищенствующих — францисканцы, доминиканцы, августинцы и др. Доминиканский орден сыграл большую роль в борьбе Католической церкви с катарами и альбигойцами.
Серьезный конфликт возник между Бонифацием VIII и Филиппом IV Красивым из-за стремления расширить налогооблагаемую базу за счет духовенства. Бонифаций VIII издал ряд булл (первая в феврале 1296 года —Clericis laicos) в противодействие таким узаконениям короля, в частности одну из из знаменитейших булл в истории папства — Unam Sanctam (18 ноября 1302 года), утверждавшую, что вся полнота как духовной, так и светской власти на земле пребывает в юрисдикции Пап. В ответ Гийом де Ногарэ объявил Бонифация «преступным еретиком» и взял его в плен в сентябре 1303 года. С Климента V начался период, известный как авиньонское пленение пап, продолжавшийся до 1377.
В 1311—1312 проходил Вьеннский собор, на котором присутствовали Филипп IV и светские сеньоры. Главной задачей Собора было завладение имуществом ордена Тамплиеров, который был ликвидирован буллой Климента V Vox in excelso; последовавшая булла Ad providam передавала активы тамлиеров Мальтийскому ордену.
По смерти Григория XI в 1378 году последовал так называемый Великий западный раскол, когда сразу три претендента объявили себя истинными Папами. Созванный императором Священной Римской империи Сигизмундом I в 1414 Собор в Констанце (XVI Вселенский Собор) разрешил кризис, избрав Мартина V как преемника Григория XII . Собор также в июле 1415 года приговорил к сожжению заживо чешского проповедника Яна Гуса, а 30 мая 1416 года — Иеронима Пражского по обвинению в ереси.
В 1438 состоялся созванный Евгением IV Собор в Ферраре и в Флоренции, итогом которого была так называемая Флорентийская уния, объявлявшая о воссоединении Западной и Восточной Церквей, — вскоре отвергнутая на Востоке.
В 1517 году проповедью Лютера началось мощное антиклерикальное движение, известное под именем Реформации. В ходе последовавшей Контрреформации в 1540 году был учрежден орден иезуитов; 13 декабря 1545 года был созван Тридентский собор (XIX Вселенский), продлившийся с перерывами 18 лет. Собор уточнил и изложил основы вероучения о спасении, таинствах и библейском каноне; была стандартизирована латинская месса.
После экспедиций Колумба, Магеллана и Васко да Гамы Григорий XV в 1622 году основал в Римской Курии Конгрегацию для пропаганды веры.
В ходе Великой французской революции Католическая церковь в стране подверглась репрессиям. В 1790 была принята «Гражданская конституция духовенства», закрепившая за государством абсолютный контроль над Церковью. Некоторые священники и епископы дали клятву верности, другие отказались. В Париже в сентябре 1792 года было казнено более 300 представителей духовенства и многим священникам пришлось эмигрировать. Годом позже началась кровавая секуляризация, были закрыты и разорены практически все монастыри. В Соборе Парижской Богоматери стал насаждаться культ богини Разума, в конце государственной религией Максимилиан Робеспьер провозгласил культ некоего Верховного Существа. В 1795 году свобода вероисповедования во Франции была восстановлена, но тремя годами позже Рим заняли французские революционные войска генерала Бертье и с 1801 года епископов стало назначать правительство Наполеона.
Первый Ватиканский собор (1869—1870 год) изложил и утвердил доктринальные положения о статусе Римского епископа.
В 1891 году вышла энциклика «Rerum novarum» о социальной доктрине Церкви в новых условиях. Папе Пию X пришлось столкнуться в частности с так называемыми интегристами, отрицавшими экзегетику. С национал-социализмом изначально сложились самые натянутые отношения и немецкие епископы запретили католикам вступать в нацистскую партию, но после прихода Гитлера ситуация изменилась. 12 марта 1922 был подписан договор между представителем Святого Престола государственным секретарем кардиналом Гаспарри и представителем Советской России В.В.Воровским о направлении в Россию миссии для помощи жертвам голода. Миссия приехала в Россию в августе 1922 года и вела работу в течение двух лет, окончательно прекратила работу в конце 1924 года. В 1924 апостольский нунций в Берлине монсиньор Пачелли начал переговоры с СССР о статусе католической иерархии в России (ссылка: Россия и Ватикан. Вып. 1. СПб, 2003, вып 2. М., 2007). Одновременно начались гонения в Мексике и Испании. Пий XI последовал совету молодого бельгийского священника Картанжа и создал организацию «Христианская рабочая молодежь». Во время Второй мировой Католическая Церковь была вынуждена придерживаться частичного нейтралитета для сохранения жизней верующих масс и своей независимости. В Италии Католическая церковь первоначально противостояла фашистам в лице союза Белой розы. Однако в Германии по сообщениям некоторых СМИ Католическая церковь сотрудничала с нацистами и использовала труд советских пленных.
11 октября 1962 в Риме состоялось торжественное открытие созванного Иоанном XXIII Второго Ватиканского собора для решения назревших послевоенных проблем. Паломничество проведшего основную фазу собора Павла VI в Иерусалим, где была встреча с константинопольским патриархом Афинагором, стало новым стимулом к объединению двух Церквей. Огромную роль сыграл также понтификат продолжившего экуменическое движение и значительно расширившего внешние отношения Иоанна Павла II, традицию которого продолжил Бенедикт XVI.
Социальная доктрина
Социальная доктрина Католической Церкви наиболее развита по сравнению с другими христианскими конфессиями и течениями, что обусловлено наличием обширного опыта выполнения светских функций в Средневековье, а позднее и взаимодействиями с обществом и государством в условиях демократии. В XVI в. немецкий теолог Руперт Мельдений выдвинул знаменитую максиму: «in necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas» — «в необходимом — единство, в сомнениях — свобода, во всем — добродушие». Известный теолог, кардинал Йозеф Хеффнер определил социальное учение Католической Церкви как «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».
Социальное учение Католической Церкви опиралось сначала на августинизм, а позже — на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм. Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II, «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». Опыт СССР наглядно продемонстрировал, что настойчивое вмешательство государства может угрожать личной свободе и инициативе, поэтому католические теологи подчеркнули дуализм государства и общества. В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчеркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно Католическая Церковь противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.
Организация и управление
В иерархическом плане клир, четко отделяемый от мирян, различается по трем степеням священства:
* епископ;
* священник.
* диакон.
Иерархия клира подразумевает наличие многочисленных церковных степеней и должностей (см. Церковные степени и должности в Римско-католической церкви), как пример:
* кардинал;
* архиепископ;
* примас;
* митрополит;
* прелат;
* аббат;
Существуют также должности ординария, викария и коадъютора — последние две должности включают функцию заместителя или помощника, например епископа. Члены монашеских орденов иногда называются регулярным (от лат. «regula» — правило) клиром, но большинство, назначаемое епископом, является диоцезиальным или секулярным. Территориальными единицами могут являться:
* диоцез (епархия);
* архидиоцез (архиепархия);
* апостольская администратура;
* апостольская префектура;
* апостольский экзархат;
* апостольский викариат;
* территориальная прелатура;
* территориальное аббатство;
Каждая территориальная единица состоит из приходов, которые иногда могут быть сгруппированы в деканаты. Объединение епархий и архиепархий называется митрополией, центр которой всегдасовпадает с центром архиепархии.
Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части. Партикулярные Церкви в мире, а также различные миссии, носят статус «sui iuris». В 2004 г. такой статус имели миссии в Киргизстане, Таджикистане, Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Афганистане, на Каймановых островах и на островах Теркс и Кайкос, святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, а также в Токелау и Фунафути в Тувалу. В отличие от автокефальных православных церквей, все зарубежные католические церкви, в том числе sui iuris, находятся в ведомстве Ватикана.
Коллегиальность в управлении Церковью (extra Ecclesiam nulla salus) коренится еще в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с «Кодексом канонического права» и может советоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клерики (архиепископы, епископы и др.) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники — в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
51.01 кб

Римская католическая церковь и вторая мировая война

Мамчина Вера Михайловна
В статье рассматривается эволюция взглядов Святого престола, произошедшая за период Второй мировой войны.
Читать PDF
253.35 кб

Римско-католическая церковь в Сибири. Проблемы и реформы в начале XX века

Масленников Андрей Викторович
На основе архивных документов рассмотрены проблемы, возникшие перед католиками в Сибири в начале XX в., и пути их преодоления. Развитие ситуации показано на примере двух приходов.
Читать PDF
633.43 кб

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОЛЬШЕ: ПОЗИЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ БЕЖЕНЦЕВ В ЕВРОПЕ

Шабацюк Анджей
Цель данной статьи представить позицию Римско-католической церкви в Польше по проблеме массового наплыва беженцев в Европу из Сирии и из других стран Ближнего Востока после «арабской весны».
Читать PDF
58.14 кб

Католическая Церковь и власть на Кубе (к пятнадцатилетию визита папы римского Иоанна Павла II)

Данненберг Антон Николаевич
В январе 2013 года исполнилось пятнадцать лет с визита папы римского Иоанна Павла II на Кубу.
Читать PDF
205.39 кб

Записки церковных и политических деятелей конца XVIII века по вопросу организации римско-католическо

Галанов М.М.
Статья посвящена анализу записок церковных и политических деятелей во время правления Павла I графа Илиньского и епископа Сераковского.
Читать PDF
253.20 кб

Взаимоотношения римско-католического духовенства и церковно-приходских школ на белорусских землях в

Табунов Василий Васильевич
В статье освещается процесс укрепления позиций римско-католической церкви на белорусских землях в начале ХХ века. В данном деле большую роль сыграл циркуляр Виленского епископа С. Зверовича от 12 февраля 1902 г.
Читать PDF
260.94 кб

Институты церковных собраний и советов римско-католической общины Санкт-Петербурга в 1710-е – 1760-е

Самыловская Екатерина Анатольевна
В статье исследуется вопрос учреждения и функционирования институтов церковных собраний и приходского совета римско-католической общины Санкт-Петербурга в 1710-е – 1760-е гг.
Читать PDF
401.21 кб

Римско-католическая церковь в Польской народной Республике (1944/45-1989): формы сосуществования с р

Грыз Рышард
В данной статье описывается уникальное положение Католической церкви в Польше XX века феномен, необычный для коммунистических стран центральновосточной Европы.
Читать PDF
321.68 кб

Власть, русская православная церковь и Римско-католическая церковь в России (1985-2000 гг. ): к вопр

Королева Л. А., Мельниченко О. В.
В статье анализируется эволюция отношений между государством, Русской православной церковью и Римско-католической церковью в России.

Похожие термины:

  • Римская католическая церковь

    Римская католическая церковь (Roman Catholic Church), часть христ. церкви (христианство), возглавляемая рим. епископом (папство). В раннехрист. церкви епископ Рима как преемник св. Петра имел ограниченную вла