Ритмейстер, Вильгельм ИвановичРитмическая поэзия

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ПО СИСТЕМЕ Э. ЖАК-ДАЛЬКРОЗА И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ

Найдено 1 определение:

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ПО СИСТЕМЕ Э. ЖАК-ДАЛЬКРОЗА И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ

Система, созданная Эмилем Жак-Далькрозом (1865–1950), швейцарским композитором и педагогом, имела своей целью развитие музыкальных способностей человека, его слуха и чувства ритма. Суть метода Ж.-Д. заключалась в попытке достижения органического совпадения музыки и движения, когда на языке движения, телесно, точно передается музыкальное содержание («делание нот руками и ногами»). Из Ж.-Д. составил систему телодвижений — «сольфеджио для тела», которая одновременно была важнейшим средством развития чувства ритма. Основу далькрозовской системы составила ритмическая гимнастика, поскольку основополагающим элементом музыки Ж.-Д. считал ритм, придавая ему даже некий метафизический смысл (его девиз: «Жизнь есть музыка с ее живым и жизнь творящим ритмом»). Он создал пластический тренинг, позволяющий воспроизводить телом труднейшие ритмы, создавать пластический контрапункт (полиритмию), когда движение каждой частью тела соответствует отдельному ритму. Навыки различения ритмов в ритмической гимнастике Ж.-Д. доводились до автоматизма. Однако это основывалось не на натаскивании, мускульных рефлексах, но достигалось через овладение руководящими телом нервными импульсами (по Ж.-Д., «мышцы научаются повиноваться приказам нервных центров», а «нервная система, точно так же как и мускульная, поддается развитию»). Одновременно развивается внимание, воля, концентрация, внутренняя дисциплина. Система, первоначально созданная для развития музыкальности и чувства ритма у занимающихся музыкой людей, в окончательном своем виде стала претендовать на развитие всякого человека посредством ритма. Последователи Ж.-Д. (как и он сам) противопоставляли его систему всем другим пластическим и хореографическим направлениям. И в классическом балете, и даже в свободном танце А. Дункан они усматривали «красивости», эстетство, «жеманство» тела, где движение было самоцелью, противопоставляя этому ритмическую гимнастику с ее «правильным» движением, передающим ритм и характер музыки. («Как прекрасен жест, как божественно хороша поза, когда они в точности передают характер музыкальной динамики! Кажется, будто все человечество объемлется дивными колебаниями звуков» — Ж.-Д.). Главной целью ритмической гимнастики было воспитывать «вообще людей, а не танцоров и танцовщиц» (В. Дорн). Сам Ж.-Д. определил свою ритмическую гимнастику как основу «всякого индивидуального усовершенствования», что, в свою очередь, сближало его со сходными идеологическими установками других новых пластических направлений (А. Дункан, Л. Алексеева). Таковы были общие устремления времени.Музыкально-ритмическая система Ж.-Д. быстро стала покорять мир: институты, школы, курсы по ее изучению открывались не только в Швейцарии (Женева), Германии (Хеллерау), где преподавал сам мастер, но и в Стокгольме, Париже, Лондоне, Вене, Барселоне и других местах, в т. ч. в Москве и Петербурге, где уже в 1910-х гг. XX в. появились курсы ритмической гимнастики. Первые курсы в Москве организовала одна из любимых учениц, Н. Александрова, в Петербурге — С. Волконский. В начале XX в. из 20 тысяч официально зарегистрированных последователей 7 тысяч жили в России. В разное время проявляли интерес к этой системе. А. Павлова, С. Дягилев, В. Нижинский, С.М. Волконский, Ф. Комиссаржевский, К. Станиславский. После революции 1917 г. положения системы Ж.-Д. (основополагающая роль ритма, идея усовершенствования человека через культуру тела) оказались близки задачам культурного строительства Советского государства (в т. ч. проектам ритмически организованных массовых народных зрелищ). Луначарский мечтал о таких советских празднествах, когда с помощью обучения ритмике будут созданы «ритмически действующие массы, охватывающие тысячи и десятки тысяч людей, притом не толпу уже, а действительно строго одержимую известной идеей, упорядоченную, коллективную мирную армию». К тому же ритмическая гимнастика казалась созвучной духу нового, советского искусства и в ее отрицании классического хореографического наследия и культе здорового спортивного тела. По решению Наркомпроса в 1918 г. в Москве был создан Институт ритмического воспитания, возглавила который Н.Г. Александрова и который стал «кузницей кадров» (были даже организованы начальные курсы по подготовке «ритмистов» для Красной армии). В 1920 г. аналогичный институт создан в Петрограде под руководством также ученицы Ж.-Д., окончившей его школу в Хеллерау, Н.В. Романовой. Все эти обстоятельства способствовали популяризации ритмической гимнастики. В Москве на рубеже 1920-х гг. было уже 11 районных студий и 2 центральных. Изучалась ритмика Ж.-Д. в тонально-пластической секции ТЕО Пролеткульта (позднее студии тонплассо). Вошла она как обязательный предмет обучения и в программу впервые созданного хореографического отделения ГИТИСа (1923 г.), и в программу приемных экзаменов на это отделение. Изучали ее и в Петроградской школе экранного искусства. С большим энтузиазмом ритмическую гимнастику взял на вооружение Пролеткульт, создавая художественные студии по всей стране. «Ритмисты» привлекались к работе и театральных студий, создавая для них специальные этюды и даже большие массовые ритмические композиции (так, в Москве и Петрограде ритмисты сотрудничали с В.С. Смышляевым, А.А. Мгебровым, Е.П. Просветовым и другими режиссерами Пролеткульта). Кроме того, ритмическая гимнастика активно осваивалась детьми. Она вводилась в программу нового школьного образования (с 1917 по 1921 г. число школьных кружков выросло с 14 до 74, а число занимающихся — с 453 до более 3000). Студенты и педагоги Института ритма преподавали в общеобразовательных школах, а также в детских садах и в детских домах. Детские коллективы выступали с показами. Так, Детский театр Юношеского дома Московского ОНО из д. Зуево Звенигородского уезда поражал свою деревенскую аудиторию высту-плениями на открытом воздухе с невиданными доселе ритмическими упражнениями, которые пользовались большим успехом. В этот период Институт ритма периодически организовывал выступлениядемонстрации ритмической гимнастики на концертных площадках Москвы и Петрограда силами студийцев Пролеткульта и школьников. В программу выступлений входили специальные упражнения и музыкальные этюды, а также ритмические интерпретации симфонических произведений. Однако наибольшим успехом у публики пользовались «трудовые этюды» (ритмически организованные рабочие телодвижения): удары молотом, косьба, работа серпом, пилка дров и т. д. Подобных упражнений нет в системе Ж.-Д., они специально разрабатывались в Институте ритма, акцентирующего свое внимание на исследованиях именно коллективного ритмического движения. Расцвет ритмической гимнастики в любительском искусстве России был недолговечен. Уже к середине 1920-х гг., вытесняемая физкультурой, она стала подвергаться серьезной критике, причем с разных сторон. Для приверженцев классического искусства ритмическая гимнастика всегда казалась слишком примитивно иллюстративной, механистической, автоматизированной («Это — пагубно, это — страшно. Страшно особенно теперь, в наше время, когда механика, автоматизм, неутомимый рост машин давят человека. Дайте же хоть на сцене место живому человеку!» — Фокин). Для сторонников нового искусства, напротив, ритмическая гимнастика была недостаточно механистической, физкультурной (и аттестовалась уже «вредным и опасным методом физического воспитания человека», передающей «не психофизиологический или трудовой ритм, а чисто музыкальный», тогда как следует добиваться рационально-автоматического трудового жеста — Ипп. Соколов) . Итогом стало закрытие в Москве Института ритма (1924 г.), прекратили свое существование и почти все ритмопластические студии. Как специальный предмет ритмика сохранилась только в учебных планах некоторых театральных, балетных и музыкальных школ. Возрождение далькрозовского направления в любительском искусстве России пришлось на конец XX в., преимущественно на базе музыкальных школ. Наиболее известным коллективом является Ритм-театр на базе МССМШ им. Гнесиных под рук. Е. Романовой (первоначально руководившей ритмостудией в Московской музыкальной школе им. Дунаевского) и А. Соколовой. Состав участников — дети от 7 до 9 лет. Коллектив осуществляет постановки не только отдельных номеров, но и больших постановок (например, спектакльдемонстрация на тему «Далькроз-ритмика: новое и традиции», 2004), участвует в работе различных фестивалей и смотров: «ЭТНО-JAZZ 2003» (показаны «Зимняя история» и отмеченный дипломом фестиваля спектакль «Танцы дождя»); Московские педагогические чтения — 2004 («Две инсценировки в старинном стиле» на музыку композиторов эпохи Возрождения); «Московское действо — 2005» («Далькрозу посвящается! Ритм-путешествие»). (А. Ч.) Лит.: Волконский С. Ритм в сценическом искусстве // Аполлон. 1912; Дорн В. Метод Жак-Далькроза. М., 1912; Жак-Далькроз. Ритм. М., 1922; Шторк К. Система Далькроза. Л.; М., 1924; Сокольская А.Л. Пластика и танец в самодеятельном творчестве // Самодея-тельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. 1917–1932; Фокин М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма. М., 1962; Человек пластический. М., 2000; Московское действо. М., 2005.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века

Найдено схем по теме РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ПО СИСТЕМЕ Э. ЖАК-ДАЛЬКРОЗА И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ — 0

Найдено научныех статей по теме РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ПО СИСТЕМЕ Э. ЖАК-ДАЛЬКРОЗА И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ — 0

Найдено книг по теме РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ПО СИСТЕМЕ Э. ЖАК-ДАЛЬКРОЗА И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ — 0

Найдено презентаций по теме РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ПО СИСТЕМЕ Э. ЖАК-ДАЛЬКРОЗА И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ — 0

Найдено рефератов по теме РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ПО СИСТЕМЕ Э. ЖАК-ДАЛЬКРОЗА И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ — 0