Роман Сладкопевец

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Роман Сладкопевец
конец 5 в. - около 560 г.) - византийский церковный поэт-гимнограф. Уроженец Сирии. Монах. Автор религиозно-этических поучений - гимнов (свыше 1000; известно около 85), которые облекал в форму кондаков.

Источник: Исторический словарь

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ
визант. писатель 6 в. Выходец из Сирии, Р. С. был клириком одной из церквей в Константинополе; автор текста и мелодии церк. песнопений, из к-рых сохран. 85. В церк. лит-ре гимны Р. С. явл. наиболее соверш. образцами этого жанра.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Роман Сладкопевец
(греч. Romanos) (ок. 490–560, родом из Сирии), константинопольский диакон, один из первых и вместе с тем значительнейших представителей визант. церковной поэзии. Предание сообщает о принадлежащих ему 1000 гимнах Однако сохранились лишь 85, отличающихся высокохудожеств. формой и языковым богатством. Произведения Р. С. представляют собой наиболее ранний пример (в греч. поэзии) совпадения стихового и словесного ударения.

Источник: Словарь античности. 1989

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ
кон. V в. —560 г.) — выдающийся гимнограф. Уроженец Сирии, был диаконом в Берите (Бейруте), затем в Константинополе; возможно, принял пострижение. Создатель особой формы богослужебного песнопения — кондака (см.); автор около 85 (по другим сведениям — около 60) кондаков. Не смотря на то, что кондаки впоследствии были вытеснены из богослужения канонами, некоторые из кондаков Романа Сладкопевца до сих пор используются в православной церковной практике (например, кондак на Рождество Христово). Память 1 (14) октября.

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

РОМАН СЛАДKОПЕВЕЦ
(кон. V в. – ок. 560 г.) – преподобный, был по происхождению греком и родился в середине V в. в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте. При императоре Анастасии Дикоре (401-518 гг.) он переехал в Kонстантинополь и стал клириком при патриаршем храме святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Расположение патриарха к св. Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, св. Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, св. Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его.
И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». На следующий день св. Роман пришел в храм. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн «Дева днесь», что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили св. Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор св. Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами. Любимый всеми, св. Роман стал учителем пения в Kонстантинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Память прп. Романа празднуется 1 (14) октября.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ
ок.490 – ок.560) – уроженец сирийского города Эмеса, диакон Берита (совр. Бейрут) и Константинополя, знаменитый гимнограф. Согласно легенде, в «праздник святого Рождества Христова» ему «явилась в сновидении пресвятая Богородица» и даровала мелодичный голос и талант стихотворца. Поэт начал свое творчество с создания тонических (стихосложение, основанное на чередовании ударных и неударных слогов) стихов, изобилующих гомеотелевтами – рифмовидными созвучиями. В историю мировой литературы Роман Сладкопевец вошел как создатель монументальной литургической поэмы – силлабического кондака (см. кондак), который он довел до совершенства. Легенда приписывает ему около 1000 кондаков, из которых сохранилось лишь 85. Роман Сладкопевец использовал разностишные одиннадцатисложники, в которых первые буквы кукулия и икосов составляли акростих типа «сочинение смиренного Романа». Наиболее известны «Рождественский кондак», начинающийся кукулием «Дева днесь Пресущественного рождает» и отличающийся высокой художественной формой; покаянный кондак о грехопадении Адама и Евы, в рефрене которого разрабатывается мотив «жизни вечной»; кондаки о предательстве Иуды, о воскрешении Лазаря, на праздник Богоявления и др. Роман Сладкопевец «придает «священной истории» черты драмы, как бы разыгрываемой по готовому тексту» (С.С.Аверинцев). Кондак о Вифлеемском избиении младенцев, как и другие поэмы Романа, построен в форме диалога между жестоким царем Иродом, отдавшим приказ умертвить всех мальчиков, и покорными ему воинами, безжалостно отрывавшими от материнской груди младенцев. Слова рефрена «…власть его вскоре уничтожится», вложенные дважды в уста самого Ирода и дважды в уста кровавых убийц, звучат как пророчества, «как знак божьей правды». В кондаке о предательстве Иуды проклятия по адресу Искариота и взывание к суду в основном тексте сочетаются с призывом к милосердию в рефрене: «Милостив, милостив, милостив / Буди нам, о все Объемлющий и всех Приемлющий», что усиливало противопоставление «бездны греха и бездны благодати» (С.С.Аверинцев). Наряду с апокрифическими наглядными подробностями, назиданиями, восклицаниями, патетическими диалогами Роман Сладкопевец использовал в кондаках обличительные мотивы, житейские ситуации и бытовые образы. Он ввел в поэзию рифмованный стих, а также свойственные риторической прозе аллитерации и ассонансы. До сих пор не выяснено, являлся ли «сладкогласный» поэт автором музыки к своим произведениям, или он сочинял текст на готовую музыку. Романа Сладкопевца называют среди возможных авторов «Акафиста Богородице». Кондак, созданный им, оказал влияние не только на византийское, но и на русское гимнографическое творчество и использовался в обряде погребения священнослужителей вплоть до XIV в.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
150.32 кб

Роман Сладкопевец: в поисках литературной перспективы

Авдохин Аркадий Сергеевич
В статье рассматривается статус и траектория осмысления историко-литературной перспективы кондаков Романа Сладкопевца.