РОМАНЕНКОВ Василий Тихонович

Найдено 1 определение
РОМАНЕНКОВ Василий Тихонович
род. в 1953 г., деревня Богдановка Ершичевского р-на Смоленской обл.) — художник. В 1968 г., окончив восьмилетку, переехал в подмосковный совхоз «Косино» к матери, получил профессию столяра. В 1975–1980 гг. учился в ЗНУИ (педагоги Н. Павлов, Н. Ротанов).Необыкновенная художественная манера Р., заключающаяся в рисовании карандашами и создании мелким штрихом различной толщины своеобразной «муаровой» фактуры, сложилась не сразу. Вначале он пробовал писать маслом, но по совету педагогов ЗНУИ отдал все силы графике. Первые его композиции, которые он начинал рисовать снизу, «с каблучков», отличались хаотичностью и нагроможденностью фигур и орнаментов. В дальнейшем его творчество более структурируется и приобретает форму циклов, состоящих из трех и более отдельных работ, каждая из которых имеет свою внутреннюю рамку. Циклы Р. посвящены важным темам: жизни человека, собственной биографии, рождению, крещению, смерти, древней и современной Руси. Художник раскрывает свои мысли, прибегая к символам и рисункам орнамента, в который часто включаются изобразительные мотивы. Многое связывает Р. с традиционным народным искусством. Первый этап работы, когда он жестким карандашом буквально процарапывает по листу, наклеенному на оргалит, фигуры и основные формы, напоминает о приемах резьбы по дереву. В тонком плетении орнаментов можно увидеть воспоминания о вышивке и кружевоплетении. Фигуры Р., всегда повернутые в фас или в профиль, не просто статичны, а производят монументальное впечатление. В грубых чертах их лиц читается архаическая сила языческих первопредков человека. Большие циклы своим построением напоминают церковные полиптихи. Склонность к философским размышлениям, к созданию образов земного и небесного мира выражается как в неспешном, продуманном и кропотливом методе работы художника, так и в значительности поднимаемых им тем и сюжетов. Р. пользуется широкой известностью в России и за рубежом. Он был удостоен Гран-при Международного триеннале наивного искусства в Братиславе ИНСИТА-2004 и почетного упоминания жюри на той же выставке в 1994 и 1997 гг. (К. Б.) Персональные выставки: «Свидетельства», «Царицыно», 1998; Наивное искусство. Василий Романенков. Из собрания Ксении Богемской, Центральный дом художника, Москва, 2002. Выставки: Всесоюзная выставка произведений самодеятельных художников, посвященная XVII съезду профсоюзов, Москва, 1982; «Народные традиции…», Москва, 1986–1987; «Образ и восприятие», Москва, 1990; «Сон золотой», Центр современного искусства, Москва, 1992; ИНСИТА-94 (почетное упоминание жюри); ИНСИТА-97 (почетное упоминание жюри); «Наивное искусство России», Москва 1997, 1998; «Мудрость с наивными глазами», Кировский областной художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, 1997; «Наивное искусство в коллекции К. Богемской и А.Турчина». Выставочный зал «Ковчег», Москва, 1998; «Пушкинские образы…», Москва, 1999; «Овладение временем», Галерея Международного университета, Москва, 2000; ИНСИТА-2000; Galerie Hamer, Amsterdam, 1998; «Наивное искусство…», 1998; Outsiders, Galerie Hamer, Amsterdam, 1999; «Erste Begegnung…» (Германия), 1999; «Russische Naieven vertellen», Museum de Stadshof, Zwolle, Holland, 2000; «Outsider’s Art Fair», 2001–2004; ИНСИТА-2004 (Гран-при); «Фестнаив-04»; Ярмарка «Арт-Манеж», Москва, 2004. Коллекции: «Царицыно»; ГРДНТ; Музей Шарлотты Цандер, Бенигхайм, Германия; Музей творчества аутсайдеров; Музей наивного искусства.Лит.: Василий Романенков. Свидетельства. М., 1998; Самодеятельное изобразительное искусство // Самодеятельное художественное творчество: Очерки истории. 1960–1990. СПб., 1999; Пушкинские образы в творчестве наивных художников России: Каталог / М., 1999; Erste Begegnung mit der Russische Naive, Museum Charlotte Zander. Schloss Boennigheim, 1999; Outsiders, Galerie Hamer, Amsterdam, 1999.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010