РУБЛЁВ

Найдено 1 определение
РУБЛЁВ
Андрей (ок. 1370–1427), выдающийся русский иконописец и мастер монументальной живописи. Творчество Андрея Рублева занимает особое место в истории иконописи. Великому мастеру удалось воплотить в зримых образах небесную чистоту горнего (высшего) мира, молитвенное благоговение перед Божественным, тихое сосредоточенное созерцание тайн Бытия. В образах Андрея Рублева слиты земное и небесное; они несут, в соответствии со словами Библии, «свет во тьме»: умиротворение, любовь и нравственную чистоту посреди земной смуты и вражды.
Андрей Рублев – современник святого подвижника и чудотворца Сергия Радонежского, князя Дмитрия Донского и его наставника митрополита Алексия – жил в эпоху, овеянную славой Куликовской битвы. Великая победа вызвала духовный подъем и укрепила национальное самосознание, но вражда между князьями продолжала раздирать русские земли. В творениях Рублева, высоко оцененных уже при его жизни, отразились духовные чаяния времени – стремление к возвышающему душу идеалу и счастье от созерцания прекрасного, несмотря на окружающую жестокость, тяготы и беды. Сохранилось лишь немногое из созданного иконописцем, и почти все уцелевшие произведения несут следы утрат и поновлений, но и сегодня красота рублевской живописи поражает и искушенного знатока, и простого зрителя.
Первое упоминание в летописи о чернеце (монахе) Андрее Рублеве относится к 1405 г., когда он вместе со старшими мастерами – Феофаном Греком и Прохором с Городца – писал иконы и фрески для Благовещенского собора Московского Кремля. В мае 1408 г. Андрей Рублев и «иконник Даниил» (известен как Даниил Черный) были направлены во Владимир для украшения Успенского собора. Сохранилось несколько созданных там икон и фрагменты фресок. Перед мастерами стояла сложная задача – расписать криволинейные поверхности сводов и арок сценами Страшного суда. В центре композиции – Христос-Судия на троне в ореоле небесной славы, к которому устремлен весь окружающий мир. «Страшный суд» Андрея Рублева и Даниила Черного внушает не страх и трепет, а веру в торжество добра, милосердия и справедливости, в грядущую великую радость, выстраданную всем существованием человечества. Образ Христа величав и светел, спокойны беседы апостолов и лучатся счастьем взоры шествующих на небо праведников.
В 1918 г. в дровяном сарае близ собора в Звенигороде были найдены три почерневшие доски. После расчистки иконы были признаны творениями Андрея Рублева. Согласно летописному известию, ок. 1394 г. Андрей Рублев и Даниил Черный были приглашены создать иконостас для звенигородского Успенского собора на Городке. Из девяти икон т. н. Звенигородского деисусного чина сохранилось только три – «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Образ Спаса – одна из вершин творчества Рублева. Внимательному, мудрому и любящему взору Спасителя открыты все сердца и помыслы людей. В тонком, излучающем теплый золотистый свет лике Христа – бесконечное могущество доброты, сострадающей и всепрощающей. Архангел Михаил предстает в иконе светлым ангелом-хранителем всех живущих. Предводитель небесного воинства обращен к Богу, его светлый нежный лик, лазурно-розовые одежды, золотые крылья словно тают в воздухе – лишь на миг явился взорам бесплотный ангел. Лучезарные краски напоминают сияние утренней зари. Апостол Павел выглядит суровым мыслителем, его лик и одежды написаны плотными, чуть разбеленными красками. Некоторые исследователи полагают, что этот образ создан Даниилом Черным. Величайшее творение Андрея Рублева – икона «Троица» (1420-е гг.), созданная для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Образ Троицы был посвящен основателю монастыря преподобному Сергию Радонежскому (1314–1392). Во время междоусобных распрей и разорения он призывал русских людей к единению и милосердию и построил посреди леса храм Св. Троицы, «дабы воззрением на него побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего». Почитание Св. Троицы – основа христианской веры. Троица – это Бог, единый в трех лицах. «… И нет первого или последнего, большего или меньшего, но все равны – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой», – гласит христианское учение. В «Троице» Андрея Рублева выражена вся глубина мировоззрения преподобного Сергия о единении и христианской любви. В Ветхом Завете говорится о праведном старце Аврааме и его жене Сарре, которых посетил сам Бог в виде единой неразделимой Троицы (отсюда название этого иконописного сюжета – «Троица Ветхозаветная»). Обычно на иконах Троицы изображали стол с обильной трапезой, устроенной гостеприимным хозяином. Андрей Рублев отказывается от подробностей, оставив на столе лишь одну чашу – символ будущей жертвы Иисуса Христа. На светлом золотом фоне (ныне утрачен) три ангела восседают вокруг стола с чашей. Над средним ангелом, возвышающимся над другими, изображено дерево; это и мамврийский дуб, под сенью которого была приготовлена трапеза, и Древо Жизни, и провозвестие древа жертвенного Креста. За правым ангелом – гора, образ духовного восхождения; за левым – палаты, жилище Авраама и символ Божественного Домостроительства, Сотворения мира. Головы ангелов склонились навстречу друг другу в молчаливой беседе; вся композиция вписана в систему кругов, сходящихся к жертвенной чаше, символизирующей искупление человеческих грехов. Изображена не трапеза, а таинство искупительной жертвы. Центральный ангел благословляет чашу, два других, безмолвно склоняя головы, признают необходимость жертвы. Удивительные рублевские краски, небесные, прохладные, открывают взорам нерушимый высший мир, где правит самоотверженная любовь. Рублев не обозначает лики божественной Троицы, на иконе нет надписей, нет крестчатого нимба у Христа. Великий иконописец создает образ неразрывного союза, «единого светила», согревающего жизни людей.
Кисти Андрея Рублева предположительно приписывают также некоторые миниатюры «Евангелия Хитрово», икону «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора во Владимире и некоторые др. Стиль иконописи Рублева, его линии и краски, воплощенный им духовный и эстетический идеал надолго определили характерные черты московской школы иконописи.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
283.60 кб

Особенности восприятия и социальный контекст фильма А. Тарковского «Андрей Рублев»

Такахаси Санами
Цель исследования попытка анализа особенностей восприятия и социального контекста фильма А. Тарковского «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею») в советских источниках.
Читать PDF
882.37 кб

Солженицын - Тарковский и «Андрей Рублев»

Лубков Алексей Владимирович
Статья посвящена дискуссии, развернувшейся между A.M. Солженицыным и А.А. Тарковским, вокруг фильма (Андрей Рублев».
Читать PDF
6.15 мб

Андрей Рублёв в контексте времён

Татьяна Петровна Тишина
Читать PDF
335.36 кб

В. В. Бычков. Классический период древнерусской эстетики. Андрей Рублёв, дионисий ферапонтовский

С.Г
Читать PDF
205.17 кб

Андрей Рублев. Жизнь и творчество в свете современных представлений (часть 1)

Дудочкин Борис Николаевич
Краткий очерк жизни и творчества великого русского иконописца Андрея Рублева (около 1360 около 1430).
Читать PDF
345.51 кб

Андрей Рублев. Жизнь и творчество в свете современных представлений (часть 2)

Дудочкин Борис Николаевич
Краткий очерк жизни и творчества великого русского иконописца Андрея Рублева (около 1360 около 1430).
Читать PDF
5.47 мб

Фильм Тарковского «Андрей Рублёв» и аудиовизуальная парадоксальность его финала

Михеева Юлия Всеволодовна
Фильм российского режиссёра Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» (1966) не только является выдающимся произведением киноискусства, но и открывает новый этап в истории воплощения на российском экране религиозной тематики.
Читать PDF
566.44 кб

Две статьи об интеллигенции (предисловие Д. И. Рублева)

Кропоткин П. А.
Читать PDF
948.71 кб

Традиция исихазма в русской культуре: от Андрея Рублёва до Андрея Тарковского

Евлампиев И. И.
Читать PDF
371.39 кб

\ прошлое и настоящее \ другая Рублевка

Воробьева Ирина
Читать PDF
183.49 кб

«Сибирский» казначейский знак номиналом пять рублей: история появления сквозь призму архивных докуме

Петин Дмитрий Игоревич
Читать PDF
216.35 кб

Откровение божественной жизни: вновь о богословской символике «Троицы» Андрея Рублева

Ланкин Вадим Геннадьевич
Статья посвящена анализу богословской символики знаменитой иконы Андрея Рублева «Троица».
Читать PDF
199.47 кб

Религиозно-философское осмысление "Троицы" Андрея Рублёва

Мищенко Анна Вадимовна
В статье раскрывается значение "Троицы" Андрея Рублёва для современной историко-философской мысли. Большое внимание уделяется изучению догматического содержания иконы, её осмыслению с точки зрения религии и искусствоведения.
Читать PDF
814.04 кб

СИНТЕЗ ИКОНОГРАФИИ И РЕЛЬЕФНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ИКОНЫ "ТРОИЦА" АНДРЕЯ РУБЛЕВВА

Гуляева Е.Ю.
В данной статье рассмотрено творчество великого иконописца Андрея Рублева, особенности его иконы «Троица». Статья содержит описание технологии изготовления гипсового рельефа, материалы и инструменты для росписи.
Читать PDF
163.04 кб

Спор историка и художника об Андрее Рублеве и его эпохе (А. Солженицын и А. Тарковский)

Перепелкин М. А.
В статье рассматривается полемический отклик А. Солженицына на фильм А. Тарковского «Андрей Рублев» в контексте других критических статей писателя, делается вывод о том, что, возможно, ощущая в зрелом А.

Похожие термины:

  • АНДРЕЙ РУБЛЕВ

    (1360-1430) – иконописец, крупнейший мастер московской школы иконописи. Росписи старого Благовещенского собора в Московском Кремле, Владимирского Успенского собора, Троицкого собора Троице-Сергиева
  • Рублев, Константин Андреевич

    (р. 195?) — критик, литературовед. Канд. филол. наук., автор серии интересных исследований творчества А. и Б. Стругацких и образного ряда отечественной НФ прозы. Библиография: 1. Научно-фантастическая о
  • Рублева, Ольга Викторовна

    (1974 г. р.) — выпускница Волгоградской государственной академии физической культуры. Мастер спорта международного класса (легкая атлетика, прыжки в длину). Обладатель (2000) и серебряный призер (1994) Ку
  • РУБЛЕВАЯ ПОШЛИНА

    таможенная пошлина в России 16 - 1-й пол. 18 вв., к-рая взималась с цены товара ("с рубля"). В 16 - нач. 17 вв. в ряде р-нов Р. п. сохраняла еще старое назв. - тамга. До сер. 17 в. Р. п. собиралась в неодинаковом размер
  • Рублевики

    «Топонимическая энциклопедия Санкт‑Петербурга» 2003 г. называет Рублевиками историческую местность на северо‑востоке Петербурга, между Большой Охтой, Полюстровом и Пороховыми. Как отмечает авто
  • РУБЛЕВОЕ ОБЩЕСТВО

    революционная организация в Москве и Петербурге в 1867—1868 гг. Название по величине членского взноса. Организаторы — Ф. Волховский и Г. Лопатин. Цель: революционная пропаганда среди крестьян. Больша