РубкаРублев, Константин Андреевич

РУБЛЁВ

Найдено 3 определения термина РУБЛЁВ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Рублев

см. Андрей, монах иконописец.

{Половцов}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

РУБЛЕВ

Андрей (1360/1370–1427/1430) — русский иконописец, создатель московской школы живописи. Формирование мировоззрения художника было связано с годами национального подъема, происходившего на Руси во второй половине XIV — начале XV вв. Если раньше русский народ знал Русь как место страдания и унижения, то после победы на Куликовом поле в 1380 г. не только закончилось формирование русского этноса, но и стало общепризнанным представление о святости Руси. Утвердились идеи соборности, необходимости по-беды духа над плотью. Выражением этих идей стало творчество Рублева, на все последующие эпохи опреде-лившее стиль иконописи. Его произведения проповедуют добро и красоту, гармонию духа и материи. В христианстве Рублев видел не идею беспощадного наказания грешника, а идею любви, всепрощения и милосер-дия. Его Бог — не грозный вседержитель и беспощадный судия, а сострадающий, любящий и все-прощающий (звенигородские иконы XIV–XV вв. «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил»).

Вершиной творчества Рублева является икона «Трои-ца», написанная в память Сергия Радонежского, который видел в Троице идею единства, способную победить рознь мира. Рублев также воплотил в своей «Троице» идею мира, согласия, суть безграничной христианской любви. Для этого он переосмыслил византийскую ком-позицию, освободил икону от жанровых подробностей и сосредоточил все внимание на фигурах ангелов. Чаша с головою тельца на столе — символ искупительной жертвы Христа. Три ангела — это весть о послании От-цом Сына на страдание во имя спасения человечества. Силуэты ангелов образуют круг, что достигается единым ритмом, позами, их движениями. Очень гармоничны краски иконы: золотистые крылья, оттененные светлоголубой краской, мягко выделены на золотом фоне. Линейный ритм иконы говорит о музыкальности автора, его способности передать в красках всю гармонию мира.

В 1405 г. Рублев совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский со-бор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 г. — Успенский собор во Владимире (вместе с Даниилом Черным). Также Рублев создал иконы для трехъярусного иконостаса этого собора (Рублев был одним из создателей системы высокого русского ико-ностаса). Из сохранившихся фресок наибольшее зна-чение имеет «Страшный суд», в котором он видит не день возмездия за грехи человеческие, а день духов-ного согласия и любви. В конце жизни Рублев расписал Троицкий собор Троицесергиева монастыря и создал иконы для его иконостаса, а также выполнил роспись Спасского со-бора Андроникова монастыря (сохранились лишь фрагменты орнаментов). По сравнению с ранним периодом творчества колорит поздних икон более су-мрачен, в них усиливается декоративное начало, иногда проявляются архаические тенденции. Но главным от-крытием Андрея Рублева стал новый идеал искусства, пришедший с ним в русскую художественную культу-ру. В его творчестве глубокое выражение получила высокая нравственная ценность человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мировая художественная культура. Словарь

РУБЛЁВ

Андрей (ок. 1370–1427), выдающийся русский иконописец и мастер монументальной живописи. Творчество Андрея Рублева занимает особое место в истории иконописи. Великому мастеру удалось воплотить в зримых образах небесную чистоту горнего (высшего) мира, молитвенное благоговение перед Божественным, тихое сосредоточенное созерцание тайн Бытия. В образах Андрея Рублева слиты земное и небесное; они несут, в соответствии со словами Библии, «свет во тьме»: умиротворение, любовь и нравственную чистоту посреди земной смуты и вражды.

Андрей Рублев – современник святого подвижника и чудотворца Сергия Радонежского, князя Дмитрия Донского и его наставника митрополита Алексия – жил в эпоху, овеянную славой Куликовской битвы. Великая победа вызвала духовный подъем и укрепила национальное самосознание, но вражда между князьями продолжала раздирать русские земли. В творениях Рублева, высоко оцененных уже при его жизни, отразились духовные чаяния времени – стремление к возвышающему душу идеалу и счастье от созерцания прекрасного, несмотря на окружающую жестокость, тяготы и беды. Сохранилось лишь немногое из созданного иконописцем, и почти все уцелевшие произведения несут следы утрат и поновлений, но и сегодня красота рублевской живописи поражает и искушенного знатока, и простого зрителя.

Первое упоминание в летописи о чернеце (монахе) Андрее Рублеве относится к 1405 г., когда он вместе со старшими мастерами – Феофаном Греком и Прохором с Городца – писал иконы и фрески для Благовещенского собора Московского Кремля. В мае 1408 г. Андрей Рублев и «иконник Даниил» (известен как Даниил Черный) были направлены во Владимир для украшения Успенского собора. Сохранилось несколько созданных там икон и фрагменты фресок. Перед мастерами стояла сложная задача – расписать криволинейные поверхности сводов и арок сценами Страшного суда. В центре композиции – Христос-Судия на троне в ореоле небесной славы, к которому устремлен весь окружающий мир. «Страшный суд» Андрея Рублева и Даниила Черного внушает не страх и трепет, а веру в торжество добра, милосердия и справедливости, в грядущую великую радость, выстраданную всем существованием человечества. Образ Христа величав и светел, спокойны беседы апостолов и лучатся счастьем взоры шествующих на небо праведников.

В 1918 г. в дровяном сарае близ собора в Звенигороде были найдены три почерневшие доски. После расчистки иконы были признаны творениями Андрея Рублева. Согласно летописному известию, ок. 1394 г. Андрей Рублев и Даниил Черный были приглашены создать иконостас для звенигородского Успенского собора на Городке. Из девяти икон т. н. Звенигородского деисусного чина сохранилось только три – «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Образ Спаса – одна из вершин творчества Рублева. Внимательному, мудрому и любящему взору Спасителя открыты все сердца и помыслы людей. В тонком, излучающем теплый золотистый свет лике Христа – бесконечное могущество доброты, сострадающей и всепрощающей. Архангел Михаил предстает в иконе светлым ангелом-хранителем всех живущих. Предводитель небесного воинства обращен к Богу, его светлый нежный лик, лазурно-розовые одежды, золотые крылья словно тают в воздухе – лишь на миг явился взорам бесплотный ангел. Лучезарные краски напоминают сияние утренней зари. Апостол Павел выглядит суровым мыслителем, его лик и одежды написаны плотными, чуть разбеленными красками. Некоторые исследователи полагают, что этот образ создан Даниилом Черным. Величайшее творение Андрея Рублева – икона «Троица» (1420-е гг.), созданная для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Образ Троицы был посвящен основателю монастыря преподобному Сергию Радонежскому (1314–1392). Во время междоусобных распрей и разорения он призывал русских людей к единению и милосердию и построил посреди леса храм Св. Троицы, «дабы воззрением на него побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего». Почитание Св. Троицы – основа христианской веры. Троица – это Бог, единый в трех лицах. «… И нет первого или последнего, большего или меньшего, но все равны – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой», – гласит христианское учение. В «Троице» Андрея Рублева выражена вся глубина мировоззрения преподобного Сергия о единении и христианской любви. В Ветхом Завете говорится о праведном старце Аврааме и его жене Сарре, которых посетил сам Бог в виде единой неразделимой Троицы (отсюда название этого иконописного сюжета – «Троица Ветхозаветная»). Обычно на иконах Троицы изображали стол с обильной трапезой, устроенной гостеприимным хозяином. Андрей Рублев отказывается от подробностей, оставив на столе лишь одну чашу – символ будущей жертвы Иисуса Христа. На светлом золотом фоне (ныне утрачен) три ангела восседают вокруг стола с чашей. Над средним ангелом, возвышающимся над другими, изображено дерево; это и мамврийский дуб, под сенью которого была приготовлена трапеза, и Древо Жизни, и провозвестие древа жертвенного Креста. За правым ангелом – гора, образ духовного восхождения; за левым – палаты, жилище Авраама и символ Божественного Домостроительства, Сотворения мира. Головы ангелов склонились навстречу друг другу в молчаливой беседе; вся композиция вписана в систему кругов, сходящихся к жертвенной чаше, символизирующей искупление человеческих грехов. Изображена не трапеза, а таинство искупительной жертвы. Центральный ангел благословляет чашу, два других, безмолвно склоняя головы, признают необходимость жертвы. Удивительные рублевские краски, небесные, прохладные, открывают взорам нерушимый высший мир, где правит самоотверженная любовь. Рублев не обозначает лики божественной Троицы, на иконе нет надписей, нет крестчатого нимба у Христа. Великий иконописец создает образ неразрывного союза, «единого светила», согревающего жизни людей.

Кисти Андрея Рублева предположительно приписывают также некоторые миниатюры «Евангелия Хитрово», икону «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора во Владимире и некоторые др. Стиль иконописи Рублева, его линии и краски, воплощенный им духовный и эстетический идеал надолго определили характерные черты московской школы иконописи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах.

Найдено схем по теме РУБЛЁВ — 0

Найдено научныех статей по теме РУБЛЁВ — 0

Найдено книг по теме РУБЛЁВ — 0

Найдено презентаций по теме РУБЛЁВ — 0

Найдено рефератов по теме РУБЛЁВ — 0