РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Русская православная церковь
самая крупная из православных автокефальных церквей. Возникла после принятия христианства на Руси (988) и в течение длительного времени находилась в зависимости от константинопольского патриарха. Лишь в середине 15 в. обрела фактическую самостоятельность. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество, просуществовавшее до 1721 г. когда для руководства церковью был образован Синод во главе с обер-прокурором. Будучи государственной церковью Российской империи, Русская православная церковь на протяжении всей своей истории поддерживала государственные устои, выступая против революционных преобразований. После крушения самодержавия на поместном соборе 1917 г. было восстановлено патриаршество. Главой церкви стал Тихон (Белавин), который предал анафеме Советскую власть. Лишь в конце 20-х г.г. 20 в. церковь изменила политическую ориентацию, заявив о своем лояльном отношении к советскому строю. См. Православие.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Русская Православная Церковь
основана в 988 г. при св. князе Владимире I как митрополия Константинопольской Церкви с центром в Киеве. После татаро-монгольского нашествия кафедра митрополии в 1299 г. перемещена во Владимир, а в 1325 г. - в Москву. С 1448 г. - автокефалия (1-й независимый митрополит - свт. Иона). После падения Византии (1553 г.) и до сих пор претендует на звание "третьего Рима". С 1589 г. - патриархат (1-й патриарх - свт. Иов). С 1667 г. сильно ослаблена старообрядческим расколом, а затем петровскими реформами: Патриаршество было упразднено - учрежден т.н. Святейший Синод, назначаемый императором. Соборы созывать не разрешалось. После падения самодержавия был созван Поместный Собор 1917-18 гг., который вернул Церкви каноническое возглавление (св. патриарх Тихон). В то же время Церковь испытала сильное гонение от советской власти и претерпела ряд расколов (крупнейший из которых, "карловацкий", существует до сих пор). В 1930-е гг. она была на грани исчезновения. Только с 1943 г. началось ее медленное возрождение в качестве Патриархата. На Поместном Соборе 1971 г. произошло примирение со старообрядцами.

Источник: История христианства. Справочник

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
самая крупная из православных церквей. Основана в X в., с XI в. во главе — Киевский митрополит, с конца XIII в. — Владимирский, который с 1328 г. жил в Москве, подчиняясь Константинопольскому Патриарху. С 1448 г. автокефальная. Патриаршество учреждено в 1589 г., упразднено фактически в 1703, восстановлено в 1917-м. Реформа Никона в 1653 — 1656 гг. стала поводом для раскола, появления старообрядчества и сектантства. По Духовному регламенту 1721 г. подчинена государству, управлялась Синодом. После Октябрьской революции в январе 1918 г. отделена от государства, к Советской власти относилась враждебно. Позже изменила свою позицию. В годы Великой Отечественной войны призывала к защите Отечества. Участвует в борьбе за мир. Управляется патриархом с участием Священного синода. Духовно-административный центр находится в Москве, в Свято-Даниловом монастыре. Административно разделяется на 4 экзархата, 76 епархий, 11 викариатств, в том числе зарубежных. Имеет 2 духовные академии, 3 семинарии, 19 монастырей. Член Всемирного совета церквей с 1961 г. В 1988 г. торжественно отметила 1000-летие крещения Руси. За последние годы силами Р. П. Ц. восстановлены десятки храмов, пребывавших в запустении, в Москве возрожден Храм Христа Спасителя.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
(РПЦ) - крупнейшая из православных церквей. Как государственную религию Русь приняла христианство в 988 г. Подчинялась до 1448 г. Константинопольскому патриарху. Во главе Русской православной церкви стоял митрополит. Митрополит жил в Киеве, с 1299 г. митрополит Максим перенес центр митрополии во Владимир на Клязьме, а с 1328 г. митрополиты Петр и Феогност обосновались в Москве. После Флорентийского собора (1439) русская церковь стала самостоятельной (iавтокефальной), избрав на Московскую митрополию рязанского епископа Иону (1448). В 1589 г. было учреждено патриаршество, первым русским патриархом был избран Иов — сторонник Б. Ф. Годунова. Среди первых русских патриархов следует отметить Гермогена (1606—1612), выступавший против иноземных интервентов в период Смуты, и Филарета (1608—1610, 1619— 1633) — отца первого русского царя из династии Романовых, фактически правившего Россией вместе с сыном Михаилом. Реформы патриарха Никона в 1653—1656 гг., привели к расколу и появлению старообрядчества. По Духовному регламенту (1721) РПЦ была подчинена Синоду (Духовной коллегии), а должность патриарха была упразднена (до 1917 г.). После того как церковь была отделена от государства было восстановлено патриаршество. Патриархом Московским и всея Руси стал Тихон (1917—1925). В настоящее время патриарх Московский и всея Руси — Кирилл (2009).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
самая крупная из ныне существующих автокефальных поместных православных церквей. Образовалась в конце 10 в. (см. Крещение Руси). Возглавляли митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в Киеве, с 1299 - во Владимире, с 1325 - в Москве. В 1448 получила автокефалию. В 1589 учреждено патриаршество. Реформы патриарха Никона в 1653-56 привели к расколу, появлению старообрядчества. С принятием в 1721 Духовного регламента управлялась Святейшим правительствующим синодом. Решением Поместного собора 1917-18 восстановлено патриаршество. В соответствии с Декретом Совнаркома РСФСР от 23.1(5.2).1918 Р. п. ц. отделена от государства, а школа от церкви. В начале 1920-х гг. в русском православии возникло движение под лозунгами модернизации культа (см. Обновленчество), приведшее в 1923 к расколу в Р. п. ц. При советской власти церковь испытывала противоправные вмешательства со стороны государства, духовенство подвергалось репрессиям. После смерти патриарха Тихона в 1925 власти препятствовали созыву соборов и избранию патриарха. Попытка опереться на авторитет церкви предпринята во время Великой Отечественной войны. В 1943 Собор епископов избрал патриархом местоблюстителя патриаршего престола Сергия (Страгородского), с 1983 Московская патриархия как духовно-административный центр находится в Москве в Свято-Даниловом монастыре. Согласно Уставу 1988, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор.
Священный синод во главе с патриархом. 14 тыс. приходов Р. п. ц. объединены в благочиния, а последние - в 101 епархию, возглавляемые епископами, архиепископами и митрополитами (1994). В Р.п. ц. входят также административно независимые Украинская православная церковь, Белорусская православная церковь (Белорусский экзархат) во главе с митрополитом Минским и Слуцким, патриаршим экзархом, Православная церковь в Молдове во главе с митрополитом Кишиневским и Молдавским, Латвийская православная церковь во главе с епископом Рижским и Латвийским, Православная церковь в Эстонии во главе с епископом Рижским и Латвийским, а также Японская православная церковь. Более 120 приходов составляют 3 благочиния (Финляндское, Венгерское и Мексиканское) и 5 епархий. Приходы Р. п. ц. в США и Канаде находятся под особым управлением иерарха Московской патриархии. Р. п. ц. имеет 3 духовных академии, 11 духовных семинарий, 17 духовных училищ, ок. 250 монастырей. Издает "Журнал Московской патриархии", "Московский церковный вестник", "Богословские труды". Член Всемирного совета церквей с 1961.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

РУССKАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРKОВЬ
одна из Поместных Церквей Вселенской Церкви. Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Kиевских горах и благословил будущий город Kиев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой – Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью свв. равноапп. братьев Kирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 г. приняла крещение княгиня Kиевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа – крещение князя Владимира и в 988 г. Kрещение Руси.
Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Kонстантинопольского патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Kонстантинопольским патриархом из греков, но в 1051 г. на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
С ХI в. на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 г. прп. Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Kиево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси.
В период феодальной раздробленности Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси – залога будущей победы над поработителями.
Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Свт. митрополит Алексий (1354-1378) воспитал св. блгв. кн. Димитрия Донского. Он, как позднее и свт. митрополит Иона, силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви Русской прп. Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг – Kуликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 г., незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Kонстантинопольского патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 г., получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 г. Московский митрополит Иов стал первым русским патриархом.
Начало ХVIII в. ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 г. патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового предстоятеля Церкви, а в 1721 г. учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. В Синодальный период своей истории (1721-1917 гг.) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. ХIХ век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, прп. Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь. В начале ХХ в. началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции – в 1917 г. Kрупнейшим его деянием было восстановление патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси.
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 г., Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
K началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества – она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Празднование Тысячелетия Kрещения Руси в 1988 г. ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало новый импульс церковно- государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации. Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно- общественного служения.
Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 г. состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Под его первосвятительским омофором Русская Православная Церковь подъяла тяжелейшие труды по воссозданию утраченного за годы гонений. Своеобразными вехами на этом нелегком пути стали Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви, на которых свободно обсуждались актуальные проблемы церковного возрождения, принимались решения по каноническим, дисциплинарным и вероучительным вопросам.
Юбилейный Архиерейский Собор 13-16 августа 2000 г. стал уникальным явлением в жизни Русской Православной Церкви по числу и значимости принятых им решений. По докладу митрополита Kрутицкого и Kоломенского Ювеналия, председателя Синодальной Kомиссии по канонизации святых, было принято решение о прославлении для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. Собор рассмотрел материалы о 814 подвижниках, чьи имена известны, и о 46 подвижниках, имена которых установить не удалось, но о которых достоверно известно, что они пострадали за веру Христову. В Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания были также включены имена 230 ранее прославленных местночтимых святых. Рассмотрев вопрос о канонизации царской семьи, члены Собора приняли решение о прославлении императора Николая II, императрицы
Александры и чад их: Алексия, Ольги, Татианы, Марии и Анастасии как страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Собор принял решение об общецерковном прославлении подвижников веры и благочестия других времен, подвиг веры которых был иной, чем у новомучеников и исповедников.
Особое значение имеет принятие Собором «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Этот документ, подготовленный Синодальной рабочей группой под руководством митрополита Смоленского и Kалининградского Kирилла и явившийся первым документом такого рода в православном мире, излагает базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом.
Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Kазахстане, Kиргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах. Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
Священный Синод является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви. Он имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем. Патриарх избирается Поместным Собором из архиереев Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, пользующихся доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, обладающих высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления, отличающихся приверженностью к каноническому правопорядку, имеющих «доброе свидетельство от внешних» (см. 1 Тим. 3, 7). Сан патриарха является пожизненным. Исполнительными органами патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения. K числу Синодальных учреждений относятся Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.
Русская Православная Церковь разделяется на епархии – местные церкви, возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства или сестричества и миссии. Епархии Русской Православной Церкви могут быть объединены в экзархаты. В основу такого объединения полагается национально-региональный принцип. Решения о создании или роспуске экзархатов, а также об их наименовании и территориальных границах принимаются Архиерейским Собором. В настоящее время в Русской Православной Церкви имеется Белорусский экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь.
В состав Московского Патриархата входят автономные и самоуправляемые Церкви. Их создание и определение границ входит в компетенцию Поместного или Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Самоуправляемые Церкви осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. В настоящее время самоуправляемыми являются: Латвийская Православная Церковь, Православная Церковь Молдовы, Эстонская Православная Церковь. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. Японская Автономная Православная Церковь и Kитайская Автономная Православная Церковь независимы и свободны в делах своего внутреннего управления и связаны с полнотой Вселенского Православия через Русскую Православную Церковь.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
207.96 кб

Русская православная церковь о правах человека

Бачинин В. А.
В данной статье автор говорит о необходимости применения аналитического потенциала социального богословия для осмысления прав человека в настоящее время.
Читать PDF
390.62 кб

Русская православная церковь на современном этапе

Добрускин Марк Евсеевич
Читать PDF
256.96 кб

Спиритизм и русская православная церковь в России

Сидаренкова Юлия Васильевна
Читать PDF
323.12 кб

Русская православная церковь и вооруженные силы РФ

Осьмачко Сергей Григорьевич
В статье рассмотрены основные проблемы взаимодействия Русской православной церкви с инстанциями Министерства обороны и ФСИН РФ; дана оценка положительных и негативных факторов религиозного проникновения в силовые структуры: проана
Читать PDF
91.93 кб

Русская православная церковь в северо-восточном Китае

Юлия Сергеевна Федорова
Автор говорит о "Восточном отделении" российской эмиграции в Маньчжурии, где Ортодоксальная Церковь смогла найти свою социальную нишу и стала духовной основой "дальневосточного Маленького Острова" русских за границей.
Читать PDF
639.66 кб

Русская Православная Церковь обретает силы в единстве

Долгишев В.П.
17 мая, на праздник Вознесения состоялось долгожданное событие: в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали А
Читать PDF
54.00 кб

Русская православная церковь Калмыкии (1990-2010 гг. )

Марзаева Марина Борисовна
В статье рассматривается процесс православного возрождения в Калмыкии. Определены этапы развития современного православия в республике, отмечаются особенности становления православной епархии Калмыкии.
Читать PDF
464.05 кб

Русская православная церковь в Монголии: основные вехи

Ринчинова Белигма Пурбо-доржиевна
Испокон века сложилось, что русских людей всегда мог собрать только храм.
Читать PDF
644.78 кб

Церковный раскол и русский православный традиционализм

Ильин Всеволод Николаевич
Исследуется государственно-церковная реформа, инициированная патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым, которая требовала единообразия двух церквей: русской и греческой - и являлась идеологической базой имперских
Читать PDF
136.54 кб

Русская православная церковь как институт социализации

Николенко Анастасия Алексеевна, Батищева Мария Николаевна
Исследуется вопрос о религии как институте социализации в обществе. Рассмотрена ретроспективная трансформация роли Русской православной церкви в жизни государства на современном этапе.
Читать PDF
189.01 кб

Русская православная церковь на Юге России в годы Смуты

Папков Андрей Игоревич
Статья посвящена определению понятия "Юга России", как оно понималось в конце XVI начале XVII веков, а также государственной колонизации приграничных территорий Юга России.
Читать PDF
516.32 кб

Русская православная церковь в ракурсе февраля 1917 года

Соловьёв Андрей Авенирович
В статье рассматривается позиция института Русской православной церкви по отношению к событиям Февральской революции 1917 года.
Читать PDF
423.97 кб

Гонения на Русскую православную церковь (1917-1950-е годы)

Емельянов Николай Евгеньевич, Хайлова Ольга Игоревна
В статье используется база данных «Новомученики и исповедники Русской Православной церкви ХХ века» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, содержащая более 30600 имен и 5000 фотографий.
Читать PDF
24.69 мб

Церковное чтение: особенности русской православной традиции

Зырянов Михаил Львович
Статья посвящена теме музыкальной составляющей церковного чтения.
Читать PDF
199.38 кб

Русская православная церковь и проблема религиозной свободы

Минченко Татьяна Петровна
Исследуется отношение православной идеологии к религиозной свободе на рубеже ХIХ-ХХ вв. на основе анализа российского законодательства и практики Русской православной церкви.

Похожие термины:

  • Русская Православная Церковь (РПЦ)

    самая крупная из существующих автокефальных поместных Православных Церквей. Возникла в конце Х в., после крещения Руси в 988, получила автокефалию в 1448, а патриаршество – в 1589. После падения Византи
  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗА РУБЕЖОМ

    образована в период Гражданской войны представителями русской церковной эмиграции. С 1920 по распоряжению патриарха Тихона управляется Архиерейским синодом и возглавляется первоиерархом, выбира
  • Русская Православная Церковь за границей

    основана в 1921 на Всезарубежном церковном соборе в местечке Сремски Карловцы (Сербия) представителями русской церковной эмиграции. Отношения с московской церковной властью были разорваны РПЦЗ по
  • Россия, разд. Русская православная церковь

    Русская православная церковь отличается от всех других поместных православных и вероисповедных христианских церквей, за исключением римско-католической, многомиллионным составом своих членов,
  • Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ)

    основана в 1921 на Всезарубежном церковном соборе в местечке Сремски Карловцы (Сербия) представителями русской церковной эмиграции. Отношения с московской церковной властью были разорваны РПЦЗ по