Самос

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Самос
Деян 20.15)-остров у побережья Малой Азии близ Ефеса. Был известен храмом богини Юноны (Геры), остатки которого сохранились доныне. Является родиной Пифагора.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Самос
остров около берегов Малой Азии близ Ёфеса. Он известен своим плодородием, глиняной посудой и храмом богини Юноны, остатки которого сохранились доныне. Павел останавливался в Самосе во время своего третьего миссионерского путешествия (Деян 20:15).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

САМОС
большой остров у берега Малой Азии, против города Эфеса, родина Пифагора и место поклонения Гере. Около 500 лет до н. э. здесь управлял царь Поликрат, подчинивший своей власти многие соседние острова. Самос впоследствии примкнул к воинственному морскому союзу. Главным городом острова был Самос с превосходной гаванью и великолепными постройками.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

САМОС
Деян 20:15) — остров в Эгейском море, близ берегов Лидии в Малой Азии. Он имел от 80 до 100 римск. миль в окружности. Его главный город также назывался Самосом. Название Самоса часто встречается в Греческой истории. Здесь родился Пифагор; языческой богине Юноне здесь был посвящен обширный храм. Жители, как горшечники, славились глиняною посудою. Ап. Павел на пути из Троады в Милит проходил мимо этого острова. В настоящее время этот остров называется: Сусам-Аддаси, и главное место его Кора представляет бедное местечко.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

САМОС
о-в в Эгейском м.; принадл. Греции. В древнейшее время (во 2-м тыс. до н.э.) входил в р-н распростр. крито-микенской культуры. Древнейшие обитатели С. лелеги и карийцы в нач. 1-го тыс. до н.э. были вытесн. ионийцами. С 8 в. до н.э. С. стал цветущим торг.-ремесл. полисом, жителям к-рого греч. традиция приписыв. изобрет. бронз. литья; ими основан ряд колоний (Перинф, Самофракия, Навкратис и др.). Наивысш. расцвета С. достиг при тиране Поликрате (2-я пол. 6 в. до н.э.). С кон. 6 в. до н.э. наход. под властью персов, с 479 до н.э. стал членом Делосского союза и вошел в состав Архе Афинской. После неудач. восст. против афинского господства в 440 до н.э. оставался в составе Архе Афинской до конца Пелопоннесской войны; в 404 до н.э. приобрел независ., но сохр. проафинскую ориентацию. В 365 до н.э. вошел во 2-й афинский мор. союз. В эллинистич. период входил в состав Македонии, Пергамского царства; в 133 — 129 до н.э. — в составе рим. провинции Азия.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Самос
о-в в Эгейском море близ М. Азии. С VIII в. до н. э. торговал с Египтом, Сев. Африкой и др.-гр. полисами. Наивысш. эконом, и культ, расцвета достиг в VI в., при тиране Поликрате, когда развивались торговля и ремесла, наука и искусство (при дворе Поликрата жили Ивик и Анакреонт). После 479 С. входит в Афинский морской союз. В III - II вв. принадлежит Египту, в 129 н. э. С. вошел в состав рим. провинции Азия. Город С. частично раскопан археологами. Особ, знаменито было святилище Геры, основанное в X в. Сохран. древнейший ионический храм Геры VIII в., с узкой и длинной целлой и рядом столбов, разделявших ее на два нефа. Др. храм, Герайон III, был построен ок. 550 как ионический диптер архитекторами Ройком, участвовавшим в возведении Артемисиона в Эфесе, и Феодором. Его считают образцом зрелого ионич. ордера в малоазийском варианте. От недостроенного огромного Герайона IV сохран. единств, вертикально стоящая колонна IV в. Перед храмом был алтарь (их сохран. несколько, самый большой, 530, был монументальным, со ступенями, ведущими к жертвенной площадке). Наряду с остатками строений, дающими картину истории святилища, обнаружены посвятительные дары и культовые статуи, в т. ч. Геры (VI в.).
   Е.А.С.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

САМОС
Samos) - остров в Эгейском м.; принадлежит Греции. В древнейшее время (во 2-м тыс. до н.э.) входил в район распространения крито-микенской культуры. Древнейшие обитатели С. лелеги и карийцы в нач. 1-го тыс. до н.э. были вытеснены ионийцами. С 8 в. до н.э. С. стал цветущим торг.-ремесленным полисом, жителям к-рого греч. традиция приписывает изобретение бронзового литья; ими основан ряд колоний (Перинф, Самофракия, Навкратис и др.). Наивысшего расцвета С. достиг при тиране Поликрате (2-я пол. 6 в. до н.э.). С кон. 6 в. до н.э. находился под властью персов, с 479 до н.э. стал членом Делосского союза и вошел в состав Архе Афинской. После неудачного восстания против афинского господства в 440 до н.э. оставался в составе Архе Афинской до конца Пелопоннесской войны; в 404 до н.э. приобрел независимость, но сохранял проафинскую ориентацию. В 365 до н.э. вошел во 2-й афинский мор. союз. В эллинистич. период входил в состав Македонии, Пер- гамского царства; в 133-129 до н.э. - в составе рим. провинции Азия. В средние века находился последовательно под властью Византии, генуэзцев, венецианцев, а с сер. 16 в. - турок; в результате Балканских войн 1912-13 по Бухарестскому миру (1913) присоединен к Греции. Археологич. раскопки на С. ведутся с 1880 до наст. времени (с перерывами). Обнаружены остатки города архаич. и классич. времени, театра, водопровода Поликрата и др. сооружений, продолжаются раскопки храма Геры.

Лит.: Kirsten E., Kraiker W., Griechenlandkunde, Hdlb., 1956.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Самос
плодородный остров у зап. побережья М. Азии, насел, ионийцами. Уже в 8 в. до н. э. вел оживл. торговлю с Египтом, Сев. Африкой и греч. государствами (Самофракия). При тиране Поликрате С. (6 в. до н. э.) достиг наивысшего экономич. и культурного расцвета (кораблестроение, виноделие, выращивание плодовых деревьев, производство шерсти; высокоразвитое искусство резьбы по камню, плавка руды, чеканка монет; водопровод Эвпалина). На С. родился Пифагор, здесь творил архитектор Ройк. После свержения перс, владычества С. вступил в Афинский морской союз. Однако самосцы стремились к независимости и в 441–439 до н. э. восстали против Афин (Самосское восстание), после чего Перикл захватил остров. В 365–322 до н. э. на С. была введена аттич. клерухия, а позже над ним господствовали Птолемеи. Со 129 до и. э. С. входил в состав рим. пров. Азия. Город С. (совр. Тигани) лишь частично исследован археологами. Важную роль играл храм Геры, основанный в 10 в. до н. э. на зап. берегу острова. Построенный в 8 в. до н. э. Гекатомпедий считается древнейшим из известных ионийских храмов. Ок. 570–550 до н. э. Ройк и Феодор возвели ионич. диптер (Герайон III), который к кон. столетия был заменен огромным, не достроенным до конца Поликратовым строением (Герайон IV) (фрагменты украшений хранятся в Берлинском собрании антиков); единств, вертикально стоящая колонна датируется 4 в. до н. э. Раскопки, начатые в 1908, ведутся до сих пор. Наряду с остатками строений, дающими почти полную картину истории святилища, обнаружены ценные скульптуры, керамика, изделия из бронзы и слоновой кости (выдающиеся произведения искусства 6 в. до н. э. находятся в Берлинском собрании антиков).

Источник: Словарь античности. 1989

САМОС
   • Samus,

         ?????,

       1. н. Само или (по-турецки) Сусам Адасси, остров близ берега Лидии, отделенный проливом шириной в 7 стадий от Микальского мыса, продолжение которого проходит через остров под названием ´???????. С. имеет 600 стадий в окружности; на западной стороне он защищен страшными утесами, на северо-западе имеет естественную гавань, на юго-западе верфь, которая некогда была защищена каменной стеной. На этом острове в древности не было хороших вин, как можно было бы ожидать, судя по названиям тамошних гор, но вообще он был богат прекраснейшими изделиями, особенно славились на С. гончарные изделия и так называемые самосские камни, служившие для полировки. Главной богиней была там Гера, в честь которой праздновались. ´????? и ??????, и храм, который еще во времена римлян считался священным. Cic. Verr. 2, 1, 19. Город С. был единственным значительным пунктом на острове. Расположенный на южном берегу, он был защищен стенами и крепостью Астиналеей и славился великолепными постройками в гавани и многочисленными пышными храмами. Сперва здесь жили лелеги под начальством потомков Анкея, потом ионийцы под предводительством эпидаврийца Прокла заняли остров, который между ионийскими городами первый достиг значительной степени процветания мореходством, торговлей и промыслами. Hdt. 4, 152. Самосцы первые ок. 704 г. до Р. X. построили триеры. Thuc. 1, 13. После убиения тирана Дометела геоморы управляли под персидским владычеством, но в раздоре с демом, пока Поликрат ок. 500 г. до Р. X. не сделался тираном, распространив свою власть на Циклады. Немного спустя после его смерти остров, жестоко опустошенный, был передан Дарием Гистаспом его брату Силосону, который управлял им под персидским владычеством. Hdt. 3, 129 слл. Самосцы участвовали в восстании ионийцев, но в сражении при маленьком острове Ладе (против Милета) они перешли на сторону врагов, склоненные к этому Эаком (???????), сыном Силосона; многие же покинули остров. Hdt. 6, 8. Нет сомнения, что именно они в греко-персидские войны в 479 г. до Р. X. призвали греческий флот к малоазиатским берегам для борьбы с персами. Her. 8, 132. 9, 91. Как союзники афинян самосцы удерживали свою независимость; но когда в их споре с Милетом из-за города Приены афиняне начальнически вмешались в это дело, самосцы в 441 г. до Р. X. подняли знамя свободы и, сражаясь храбро под предводительством философа Мелисса, одержали даже победу на море; однако после девятимесячной осады город должен был уступить превосходству силы и таланта Перикла, бывшего тогда полководцем, и зависимость острова была в значительной степени усилена, особенно посредством раздачи полей афинским гражданам. Thuc. 1, 115. Plut. Per. 26. Однако геоморы все еще удерживали свое могущество, пока их попытка ввести олигархию (414 г. до Р. X.) не повлекла за собой окончательного удаления их от участия в управлении островом и полного господства дема. Thuc. 8, 21. 73. Вскоре после завоевания Афин Лизандр покорил и С. (Хеn. Hell. 2, 3, 6), изгнал афинских жителей и образовал новый состав граждан из олигархических беглецов. Plut. Lys. 14. Позднее, в 365 г. до Р. X., С. был вынужден присоединиться к афинскому морскому союзу; однако афиняне вскоре стали выказывать свою гегемонию, клерухи снова возвратились, но после ламийской войны должны были оставить остров, который был передан ионийцам, но затем опять Полисперхоном присужден афинянам. Вследствие войны с Митридатом и с морскими разбойниками остров пришел в большой упадок, его главный город стал незначительным городишком, но еще долго, хотя только по имени, удерживал свою свободу. Остров С. имел значительное влияние на развитие эллинского искусства и наук: Рэк и Феодор основали там школу литейщиков и лепщиков, циклический поэт Теофил, философ Пифагор, эпический поэт Херил родились там, Анакреонт жил там при дворе Поликрата. ср. Panofka, res Samiorum (1822);

       2. город в Трифилии, см. Macistus, Макист.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884