Самсонова, Тамара Васильевна

Найдено 1 определение
Самсонова, Тамара Васильевна

(Егидес-Самсонова; р. 1927) — спец. по этике и социол.; канд. филос. наук, доц. В 10-летнем возрасте пережила арест родителей, обвинявшихся в троцкизме, более 2-х недель провела с ними в тюрьме. Через несколько лет обвинения были сняты, и семья переехала в Москву. После окончания школы С. закончила филос. ф-т МГУ, затем асп. там же. Работала доц. на кафедре ист. материализма. Канд. дисс. — "О соотношении свободы и необходимости" (1954).


В своих работах С. выдвинула идею о необходимости нового, т. е. дополненного этич. принципом, подхода к критерию прогресса обществ.-экон. формаций, подчеркивая, что этот принцип особенно важен для определения сути социалистическо-ком. формации. Этот этич. принцип состоял в том, что включал в критерий развития обществ.-экон. формаций гуманистическую идею о степени и зрелости свободного развития личности в об-ве. Она считала, что господствующая в этике формула Ленина о критерии социалистической нравственности является односторонней. С. начинает все настойчивее интересоваться проблемами гуманизма, личности, соотношения личных и обществ. интересов в источнике и функционировании социалистической нравственности, в деятельности человека. Она выдвигает принцип целокупности личного и обществ., и тем самым более адекватно вскрывает глубоко соц. и вместе с тем всегда предельно индивидуальную природу личного (личного интереса, к-рый в потенции содержит в себе безграничные возможности выражения обществ., в ходе разнообразных форм проявления своей индивидуальной, колл. и обществ. деятельности). Теория приоритета обществ. интереса над личным по С. несостоятельна, а в условиях коммунизма — губительна, и служит лишь "оправданием" тоталитарных форм развития об-ва. С. доказывала, что абсолютизация и фетишизация обществ. интереса м.б. сколь угодно произвольна и в состоянии "оправдывать" любые антиобществ. и антисоц. действия, что в политике приводит к волюнтаризму: "оправдывались" незаконные репрессии, насильственная коллективизация, в ходе к-рой погибли миллионы людей, что явилось трагедией для крестьянского гос-ва, попранием всех гуманистических принципов. С. стремилась решать этич. проблемы на науч. основе, а не на вульгарно-идеол. Она доказывала, что нет нравственности без свободной воли и свободного выбора, что человек и об-во отвечают за свой свободный выбор и что его критерием может стать лишь подлинно этич. начало, его гуманистический смысл. С. обосновывала несостоятельность формулы "подчинение личных интересов общественным". Она указывала, что тут не должно быть их противопоставления, ибо нравств. принцип коллективизма и подлинный гуманизм покоятся на развитии личных интересов и наполнении их общезначимым и общече-ловеч. содержанием, а не на субординации и подчинении. Работы С. (1966, 1968), ее концепция о замене в ком. об-ве экон. необходимости нравств. вызывали споры. В 1970 С. не была пропущена по конкурсу на новый срок работы в МГУ. Работала н. с. одного из ин-тов Академии пед. наук. Позже принимала участие в правозащитном диссидентском движении, и в 1980 была вынуждена покинуть свою страну, вслед за изгнанным из СССР мужем — П.М.Егидесом. Оказавшись не по своей воле за границей, С. продолжала заниматься правозащитными проблемами. В это же время ею был опубликован во франц. и нем. изд. ряд работ по этике. В посл. время принимала участие в работе ряда коллоквиумов и симпозиумов по соц. и теор. проблемам теории социализма. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1990 году ей было возвращено сов. гражданство.



Соч.: Теоретические проблемы этики. М., 1966; К анализу проблемы личности в "Капитале" К.Маркса. Философские проблемы "Капитала" К.Маркса. М., 1968; К.Маркс о человеке и его поведении // Сов. педагогика. 1968. № 5; Диалектика интересов в поведении человека. Томск, 1971; Нравственный прогресс и проблемы нравственного воспитания // Сов. педагогика. 1973. № 2; Послесловие. Подготовка к изданию. В.Л.Сухомлинский. (Воспитание элементарной моральной культуры); Афоризмы // Новый мир. 1974. № 3; Вопросы нравственного просвещения в школе // Народное образование. 1979. № 3; "Новое мышление" как фактор социального развития в СССР // Континент. № 55. Париж, 1988; От чего к чему? // Континент. № 58. Париж, 1988; Перестройка и марксизм (нем. яз.) // Континент. № 3. Бонн, 1988; Этика перестройки и перестройка этики. Научное исследование (нем. яз.). Бонн, 1989.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008