САНС Гаспар

Найдено 1 определение
САНС Гаспар
Сочинение, которое всегда высоко ценили, этого испанского автора – том 193х160 мм; оно включает 10 страниц вступления, без нумерации, 12 страниц текста, 12 музыкальных записанных цифрами для гитары, 10 страниц текста для документов и шесть для музыки. Оно называется так: "Инструкция /музыки для/ испанской гитары /с двумя хитроумными лабиринтами, разнообразными звуками/Танцы с переборами, пиччикато, в испанском, итальянском/французском и английском стиле/с кратким трактатом для превосходного аккомпанемента/на части, очень важной для гитары, арфы и органа/обобщенном в 12 правилах и основные примеры контрапункта и композиции/Посвящается спокойнейшему сеньору,/дону Хуану (из Австрии)/Составлено меценатом Сансом Гаспаром, арагонцем, уроженцем Вилья–де–Каланды, бакалавром теологии крупнейшего Саламанского университета/С разрешения в Сарагосе наследников Диего Дормера. 1674 год".
Издание включает заглавный лист с типографическими виньетками. Посвящение: "Глубокоуважаемому сеньору. Желая передать в печать эту инструкцию с лабиринтом, который я уже положил к ногам В. А. прежде, чем переехать в Италию, я счел за лучшее опубликовать ее под такой суверенной защитой. И если уже в рукописи ей посчастливилось понравиться В. А., я уверен, что сейчас она понравится Вам и в напечатанном виде. Я только умоляю В. А, принять с выражением уважения этот скромный том, чтобы в будущем, когда я выпущу, как я надеюсь, более крупные сочинения, я снова мог бы посвятить себя и свои способности на службу Вашего Величества. Целует ноги Вашего Величества лиценциат Гаспар Санс. Одобрение лиценциатом Себастианом Альфонсо и маэстро святой церкви метрополии в Сарагосе 18 ноября 1674 года. Одобрение Диего Ксарабы–и–Бруна, камерного музыканта Вашего Величества и органиста дель Пилар, 19 ноября 1674 года – Пролог желающему играть". Важность этого трактата требует принять во внимание содержащиеся в нем сведения: итальянцы, французы и другие народы считают гитару испанской; причиной этому то, что раньше на ней было всего четыре струны, и в Мадриде маэстро Эспинель, испанец, добавил к ней пятую струну, и поэтому отсюда появилось ее совершенство (добавление пятой струны, хотя Эспинель великий музыкант и высочайший поэт, не является таким уж большим изобретателем), которое так воспел Лопе–де–Вега и другие современники, а просто применение к гитаре того, что было обычным в виуэле XVI века, давшим великих испанских авторов трактатов. Ни у одного из авторов, которые печатали об этом инструменте, я не нашел способа, чтобы он мог сам по себе выделиться, потому что Форкарини ( который в своих сочинениях называет себя Туманным академиком), Каспержье, Пелегрин, Гранада, Лоренцо Фардино и, наконец Франсиско Корбета, лучший из всех, не несут достаточно правил. В Барселоне Хуан Карлос, доктор медицины, написал небольшую книгу под названием "Испанская гитара", (он показывает двумя кружками: одну из двенадцати естественных точек, и другую с двенадцатью бемолями). Она хорошая, но короткая. Был также португалец Николас Данчи, придворный музыкант сеньора принца–кардинала; он выпустил в Неаполе "Книгу о гитаре" (он называл себя Доиси–де–Веласко); вызывает сомнение, что он был португальцем, хотя как камерный музыкант собирал налоги для португальской короны и, очевидно, отсюда делают заключение о его португальском происхождении. Он выпустил "Новый метод оцифровки для игры на гитаре" в Неаполе у Эдихио Лонго в 1630 году, будучи на службе у вице–короля герцога Медина–де–лас–Торреса. Он показывает очень хорошие правила для образования периодов, он включает алфавит и изобретательные круги, но объясняющая их цифра только вносит путаницу, т.к. не допускается как итальянский алфавит, который лучше всех, больше всех применяется и известен любителям. (Санс называет итальянским свой алфавит, т.к. изучал свой инструмент в Италии, но в действительности эта система цифр – та, которая применялась испанскими авторами трактатов по органу и виуэле XVI века). Он во всем следует за "Доктором Карлосом», расширяя и усовершенствуя его трактаты. Он сообщает, что "если этот первый образец моих умений окажется по вкусу любителям, я составлю еще три книги следующего содержания: в первой будут продолжены с гораздо большим разнообразием (вариациями) все звуки Дворца; во второй будут итальянские и немецкие песни. И, наконец, еще одна, более обширная, которая будет только для музыкантов, желающих аккомпанировать себе и играть на части и ей смогут пользоваться также арфисты и органисты, особенно будет полезна для хроматических итальянских песен, где собраны наилучшие правила лучших маэстро Испанской капеллы, в частности Капитана (Матиаса Ромеро, "маэстро Капитана"). А сейчас пока можете заниматься этим трактатом, пока с божьей помощью я выпущу другие обещанные трактаты".
Судья–текст: он излагает правила трактата; в восьмом правиле он говорит об апойаменто, об эсморсате и об экстрасино, испанизированные слова, соответствующие итальянским, значение которых и эффект в гитарной музыке хорошо известны – Вкладыши с музыкой в цифрах. Обратим внимание на самые значительные, включенные в книгу, (особенно на танцевальные) звуки и песни: "Гальерды с другими испанскими танцами для тех, кто начинает играть переборы и учиться танцевать: вильяно, хакары, пассакалы, эспаньолеты, фолиас, рухеро, парадете, "великий герцог флорентийский" (танец иностранной композиции), танец мантуи, сальтарен, французские сарабанды, тарантеллы и т.д. Для тех, кто начинает играть пиццикато: гальярда, мариана, танец топоров, торнео (состязание), баталья (битва), канариос (в ритме 6/8), прелюдии и фантазии, алеманда–ла серениссима, джига на английскую мелодию и т.д. Эти вкладыши замечательные, т.к. они напечатаны самим автором, как об этом свидетельствуют подписи; Гаспар Санс вырезал на пяти первых и на последней: Gaspar Sans inveni cesaraugusae, sexta die desembris. Документы/и общие рекомендации для аккомпанемента на части/на гитаре, арфе, органе/или любом другом инструменте/обобщенные в двенадцать правил и примеры контрапункта/и композиции, самые основные для этого; в одном из этих правил автор информирует нас о "способе легато синкоп в пропорциях Кристобаля Каризани (моего учителя). Таким образом, он был учеником этого органиста из королевской часовни в Неаполе, который родился в 1655 году. Его звали Касерана. Он знаменит своим "Сольфеджио на много голосов в устойчивом пении", которое в одном из изданий воспроизвел в 1813 году в Париже Чорон.
Вот, что мы говорим о Сансе, о нем же пишет Филиппе Педрель в нескольких своих работах, где мы видели также пьесы Гаспара Санса.
Граф Гильермо Морфи в опубликованной в 1902 году книге "Испанские лютнисты" дает нам некоторые образцы, и отсюда хорошо можно было бы собрать, облицевать, адаптировать, в конце концов, кое–что ко вкусам современности из музыки и идей автора, но не воспринимать его как современный трансатлантический лайнер, потому что пустившись в море на таком хрупком судне легко можно потерпеть кораблекрушение.

Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998