САПУНОВ
САПУНОВ
Евгений Николаевич (6.II.1887 (по уточн. данным) - 27.Х (9.XI).1917) - участник Окт. вооруж. восстания 1917 в Москве. Чл. Коммунистич. партии с 1917. Род. в деревне Буланцево Калужской губ. в семье садовника. По примеру отца, ведшего революц. агитацию среди крестьян, С. с 1906 выполнял задания местной с.-д. орг-ции. В ноябре 1908 был арестован. В 1914 призван в армию, вел большевистскую пропаганду среди солдат, после Февр. революции был избран чл. полкового к-та. В июне 1917 арестован и заключен в двинскую воен. тюрьму, где был избран в тюремный парт. к-т. В нач. сентября вместе с "двинцами" - солдатами Сев. фронта переведен в московскую Бутырскую тюрьму, откуда вскоре по требованию большевиков "двинцы" и С. были освобождены и включились в подготовку восстания. Вечером 27 окт. (9 нояб.) по вызову Московского ВРК отряд "двинцев" выступил из Замоскворечья к Моссовету. На Красной площади он принял бой с юнкерами, в ходе которого С. был смертельно ранен. Похоронен на Красной площади. Именем С. назван б. Ветошный проезд в Москве. Лит.: Кондратьев В., Герой Красной площади, в его кн.: Они жили для тебя, М., 1964. В. А Кондратьев. Москва.
САПУНОВ
Николай Николаевич (1880, Москва – 1912, Териоки, ныне Зеленогорск Ленинградской области), русский живописец, график, театральный художник; представитель символизма. Член художественного объединения «Голубая роза». Родился в семье купца, владельца свечного завода. В 1893–1901 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. И. Левитана, В. А. Серова и К. А. Коровина. По окончании училища работал в театральных мастерских под руководством Коровина, однако их сотрудничество вскоре прекратилось из-за несовпадения творческих стремлений. В противоположность ярким и зрелищным коровинским декорациям, Сапунов писал камерные живописные произведения. По мотивам своих театрально-декорационных работ («Шарф Коломбины» А. Шницлера в Доме интермедий в Санкт-Петербурге, 1910, и др.) он впоследствии создавал картины, в которых сквозь сценическое действо и маски комедийных персонажей просвечивают зловещий хаос и смерть («Пляска смерти» на сюжет одноименной пьесы Ф. Ведекинда, 1907; «Мистическое собрание» на сюжет «Балаганчика» А. А. Блока, 1909).
Сапунов особенно любил изображать цветы («Голубые гортензии», 1907; «Пионы», 1908; «Натюрморт с автопортретом», 1907; «Вазы, цветы и фрукты», 1912). С нежностью и восхищением он писал хрупкие лепестки, радужное многоцветие букетов, смешивая в своих композициях живые и искусственные цветы. Те и другие пышно расцветают, заполняя пространство картин, переливы красок создают ощущение облака ароматов или таинственной влекущей синей глубины. Всей душой стремясь обрести истинную красоту, Сапунов не мог найти ее в реальности. В его сериях «Балаганы и карусели» (1908) и «Трактиры и чаепития» (1912) предстает не столько пестрая и радостная стихия народных празднеств, сколько затягивающая бездна бездуховного и безобразного разгула. Густые, кричащие краски, уродливо-низменные «рожи» вместо человеческих лиц зримо выражают душевный кризис художника, разочарованного в грубой действительности.
Сапунов погиб, утонув во время лодочной прогулки по Финскому заливу.
Сапунов особенно любил изображать цветы («Голубые гортензии», 1907; «Пионы», 1908; «Натюрморт с автопортретом», 1907; «Вазы, цветы и фрукты», 1912). С нежностью и восхищением он писал хрупкие лепестки, радужное многоцветие букетов, смешивая в своих композициях живые и искусственные цветы. Те и другие пышно расцветают, заполняя пространство картин, переливы красок создают ощущение облака ароматов или таинственной влекущей синей глубины. Всей душой стремясь обрести истинную красоту, Сапунов не мог найти ее в реальности. В его сериях «Балаганы и карусели» (1908) и «Трактиры и чаепития» (1912) предстает не столько пестрая и радостная стихия народных празднеств, сколько затягивающая бездна бездуховного и безобразного разгула. Густые, кричащие краски, уродливо-низменные «рожи» вместо человеческих лиц зримо выражают душевный кризис художника, разочарованного в грубой действительности.
Сапунов погиб, утонув во время лодочной прогулки по Финскому заливу.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007