Саранцев, Юрий ДмитриевичСаранчина, Галина Михайловна

Саранча

Найдено 4 определения термина Саранча

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

саранча

прыгающее прямокрылое насекомое, способное собираться и перемещаться миллионными стаями, пожирая всякую зелень на своем пути. По закону считается чистой (Лев 11.12-здесь перечислены четыре вида саранчи) и могла употребляться в пищу (см. акриды). Как полагают, в Иол 1.4 перечислены также четыре породы саранчи, хотя в оригинале не ясен смысл их названий. Саранча являлась и до сих пор является страшным бедствием на востоке (3Ц 8.37), а во время Божиих судов будет одним из наказаний (От 9.3). В то же время саранче приравнивается нечто незначительное (Чис 13.34; Ис 40.22).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

САРАНЧА (Арбе)

В Библии упомянуты десять видов С, среди них — разрешенные и запрещенные в пищу. Признаки чистых (разрешенных, кашерных*) видов названы в книге Левит (XI, 21 — 23): "Но это вы можете есть: всякое летучее насекомое, у которого пара голеней выше ног, чтобы скакать ими по земле. Этих можете есть: С. [...] Всякое же другое летучее насекомое, у которого четыре ноги, мерзость оно для вас". Известны признаки кашерности для С: всякий вид, у которого четыре передние лапки и две задние лапки для прыгания, и четыре крыла, и четыре голени, и крылья его покрывают большую часть тела (Хулин 59). Есть и другие признаки, упомянутые в Талмуде. В странах Востока едят С. жареную и вареную. Когда налетает туча С, разжигают костры на ее пути. Насекомые задыхаются от дыма и падают на землю. Есть люди, которые собирают их, высушивают и перемалывают в муку, из которой приготовляется пища. Ашкеназим* не разбираются в признаках кашерности С. и не употребляют ее в пищу.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия иудаизма

САРАНЧА

Наум. 3:15, Мф 3:4, От 9:3-7 и др.) — насекомое, принадлежащее к разряду прыгающих, прямокрылых и травоядных; распложается в бесчисленном множестве и отличается своею прожорливостью и потому считается одним из самых ужасных бичей Божиих на Востоке. Восьмая казнь, посланная Богом на Фараона, царя Египетского, была в виде саранчи (Исх 10:4-15, Пс 77:46). “У саранчи нет царя, говорит Премудрый, но выступает вся она стройно” (Прит 30:27), а в Откровении она уподобляется коням, уготовленным на войну (9:7). В Свящ. Писании часто указывается на саранчу, как на особенное орудие Божественного гнева (Вт 28:38-42, 3Цар 8:37, 2Пар 6:28). Даже самые язычники смотрели на саранчу, как на страшное наказание Божие. Плиний свидетельствует, что в саранче обнаруживается сильное проявление гнева богов. Своею бесчисленностью, говорит он, саранча затемняет солнце, и народы всегда смотрели на нее с беспокойным волнением и страшным ожиданием; сила ее неутомима, так что она переплывает океаны и всюду наполняет собою громадные поля и рощи. Она покрывает ужасными тучами жатву и окончательно пожирает оную. Самое прикосновение ее к плодам земным действует разрушительно и гибельно на них. Саранча, по закону Моисееву, считалась чистым животным, как насекомое имеющее голени выше ног (Лев 11:21) и могло быть употребляемо в пищу. Некоторые виды саранчи доселе употребляются в пищу на Востоке и даже считаются лакомым кушаньем, особенно, если хорошо приготовлены. Бедуины сушат ее и толкут с солью большими кусками, которые носят в кожаных мешках, употребляя в пищу по мере надобности; впрочем в общем вкус ее противен и питательность незначительна. Саранчою питался и Иоанн Креститель в пустыне (Мф 3:4, Мк 1:6). Что древние ценили саранчу, как вкусное, лакомое кушанье, это показывают резные изображения на стенах развалин дворца Сеннахерима в Куюнджуке, где между разными служителями, принесшими к царскому столу всякого рода плоды, цветы, и проч., находятся и несущие высушенную саранчу, укрепив ее на жезлах.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора

Саранча

теперь, как и раньше, является тяжким бедствием в странах Востока. Еврейская Библия упоминает много различных названии этого насекомого; некоторые из них, вероятно, обозначают только различные виды одной и той же породы. В Лев. 11.22 названы четыре различные съедобные породы этих насекомых: «арбе», «солам», «харгол» и «халав» — саранча, солам, харгол и хагаб (русск. Библия). Переходы и перелеты роев саранчи описываются, как руководимые Богом и употребляемые Им для наказания народов (Втор. 28.38; 3 Цар 8: 37; 2 Пар. 6:28). Нашествие саранчи было одной из египетских казней, она покрыла всю землю и пожрала всю зелень на земле и все плоды, которые уцелели от града (Исх 10:14 и дал.). Лучшее описание этого насекомого и его всеистребляющей силы мы видим у прор. Иоиля 2: 3 и дал. Надо заметить, что те четыре рода насекомых, которые перечисляются у Иоил. 1:4 под названием «газам», и «арбе», ««гелек» и «хазил» (гусеница, саранча: черви и жуки — русск. Библия) — вероятно, суть лишь различные породы саранчи; как известно, некоторые из них лишены крыльев. Следующие выдержки из записок Шоу ( Shaw) и госп. Морье ( Morier ), подтвержденные Нибуром ( Niebur), Бургардом ( Burckhard ) и др. путешественниками, дают нам наглядное освещение этих мест в Библии.

Др. Шоу так рассказывает о нашествии саранчи: «Тот род саранчи, который я наблюдал, был гораздо крупнее наших обыкновенных кузнечиков. Она имела крылья пятнисто-коричневого цвета, ноги и туловище были светложелтого цвета. Появилась она в конце марта с южным ветром. К середине апреля ее нагнало так много, что в полдень она собиралась большими тучами, летала по воздуху подобно темным облакам и, как говорит пророк Иоиль, «помрачала солнце». Когда начинал дуть ветер, эти тучи уносились, сменяясь другими. Это уяснило нам слова псалмопевца: «гонят меня, как саранчу» (Пс. 108: 23). В мае месяце саранча постепенно удалилась в Метиах и другие соседние равнины, где она положила яйца В июне, как только вывелся молодняк, каждый выводок соединялся в тесную прямоугольную колонну и шел прямым путем к морю, преодолевая все препятствия и не оставляя ничего на пути: она истребляла не только зелень, но даже объедала гранатовые деревья, пальмы, яблони и вообще все деревья (Иоил 1:12). При этом она неотступно двигалась вперед, перелезая через все, что служило ей преградой на пути: стены или деревья, залезая в дома и спальни. Чтобы воспрепятствовать ее движению, копали ямы и канавы, которые наполняли водой или же накладывали в них вереск, сучья и другой горючий материал, который зажигали при приближении насекомых Но напрасно, канавы скоро переполнялись и огонь тушился мириадами саранчи, вплотную следовавшей одна за другой. Через день или два появлялись новые полчища и, в свою очередь, пожирали то, что предыдущие оставили, например, кору деревьев и обглоданные веточки. Пророк справедливо сравнивает саранчу с войском и землю до ее появления с прекрасным садом, а после ее ухода — с пустыней». Морье рассказывает следующее: «11-го июня мы услышали из наших палаток странные звуки, напоминавшие шум отдаленной бури. Когда мы посмотрели на небо, то увидели огромную тучу, частью совершенно черную, распространявшуюся по всему небу и через некоторое время закрывшую солнце. Это была саранча, которая большими тучами спускалась на землю вокруг нас. Она была красного цвета. Мне представилось, что она была той же породы, что и саранча в Египте во время Моисея Казалось, ее действиями управляла твердая воля и она продвигалась вперед, как сплоченное войско под предводительством начальника (Иоил 2:7 и дал )» По закону, саранча принадлежит к чистым насекомым (Лев. 11:21 и дал.) и употреблялась в пишу бедняками (Мат. 3:4; русск. пер. акриды). До сих пор саранчу едят на Востоке и некоторые даже считают ее за лакомство. «Саранча продается нанизанной на веревочку на всех базарах в Аравии», говорит Нибур, от Баб-эль-Мандебского пролива до Басры. На горе Шамора я видел араба, набравшего полный мешок саранчи Саранча приготовляется различным способом. Один араб в Египте, которого мы попросили при нас съесть саранчу, бросил горсть на угли и затем стал есть одну за другой, отрывая голову и ножки Когда у арабов бывает много саранчи, то они сушат ее в печках или варят и едят с солью Арабы в Марокко сначала варят ее, а потом сушат на крышах. На базаре продаются целые корзины такой саранчи На символическом языке саранча обозначает нечто незначительное1 «Мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Чис 13-34). Живущие на земле — как саранча пред Богом (Ис 40.22) и т.д. В Еккл 12-5 говорится о признаках старческой слабости- «отяжелеет саранча» (по русск. Библии — кузнечик). Саргон, ассирийский царь, который покорил Азот во время Исайи (Ис. 20: 1). Кроме этого единственного места у Исайи, который упоминает о Саргане для того, чтобы определить время одного высказанного им пророчества о Ефиопии и Египте, не было никаких сведений об этом ассирийском царе ни в Библии, ни во всемирной истории, так что ученые предполагали, что Саргон был другим именем Салманассара или Сеннахирима. Раскопки, произведенные в конце XIX века в древнем городе Ниневии, дали блестящее подтверждение слов Исайи В Ниневии нашли не только имя Саргона, но и его изображение, его дворец и его хвастливые надписи. Библейский Саргон, современный пророку Исайи (759-698 гг. до РХр.), есть Саррукин ассирийских памятников, преемник Салманассара и отец Сеннахирима, строитель северной Ниневии, Дур-Саррукина (т.е. дворец Саррукина, теперешний Хорсабад). По ассирийским записям царей, он царствовал с 722 по 706 г. до P.Xр. Имя Саррукин обозначает или «царь-тверд», или «он (бог) утвердил Даря». Этот царь Саргон или Саррукии, о котором мир прежде ничего не знал, теперь является одной из самых ярких личностей древней Ассирии. Существуют подробные записи о пятнадцати годах его царствования и, кроме того, большое количество вещественных доказательств его могущества, художественного вкуса, подвигов, как, например, остатки стен, барельефы, колоссальные каменные быки, домашние сосуды и проч. Между прочим, найдена стеклянная фляжка, теперь сохраняемая в Британском Музее, вышиною в 31/4 дюйма, надписью «Гекал Саррукина», т.е. дворец Саргона В Берлинском музее хранится обломок большой алебастровой вазы с такой же надписью Среди надписей Саргона есть одна, которая особенно подтверждает указание Ис 20. Саргон рассказывает в ней, что царь Азотский Ацур поднял против него восстание, поэтому он послал войска к Азоту, сверг Ацура с престола и поставил вместо него его брата Ахи-мета Когда и этот через некоторое время был свергнут с престола Яма-ном, то Саргон сам выступил против Азота Яман убежал в направлении Египта, а Мероэ (Ефиопия) страшилась могущества Ассирии. Из этой надписи видно, что восстание Азота имело связь с восстанием Египта; следовательно, с этим вполне согласуется то, что Исайя в тот самый год, когда Тартан, военачальник Саргона (см. «Тартан»), покорил Азот, получил повеление от Бога возвестить также Египту предстоящее покорение его Ассирией В Ис. 23:1 и дал объявляется суд над Тиром, который тогда был осажден Салманассаром и Саргоном. Саргон повествует об этом на глиняном цилиндре в таких словах: «Сильный и желающий сражения, прошедший под парусами среди Эгейского моря, переплыв его подобно рыбе, я покорил землю Куй и город Тир (Сурри)». Эта надпись является хорошим пояснением к Ис. 23-5, где сказано, что Египет содрогнется, услышав весть о Тире, так как Египет в то самое время воевал с Ассирией. Согласно клинописям, Саргон покорил также и Самарию. Он упоминает об этом, как об одном из своих первых подвигов Библия приписывает этот подвиг его предшественнику Салманассару Возможно, что Саргон совершил его в качестве военачальника Салманассара. См. «Салманассар».

Вскоре после окончания постройки своего великолепного дворца Дур-Саррукин, Саргон, согласно записям на памятниках, умер насильственной смертью в 706 или 705 г. до Р.Хр. После него воцарился Сеннахирим.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)

Найдено схем по теме Саранча — 0

Найдено научныех статей по теме Саранча — 0

Найдено книг по теме Саранча — 0

Найдено презентаций по теме Саранча — 0

Найдено рефератов по теме Саранча — 0