САРЬЯН

Найдено 1 определение
САРЬЯН
Мартирос Сергеевич (1880, Нахичевань-на-Дону, ныне Ростов-на-Дону – 1972, Ереван), армянский живописец и график. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1904) у Л. О. Пастернака, А. Е. Архипова, В. А. Серова и К. А. Коровина. С 1901 г. регулярно совершал поездки в Армению.
В 1904 г. вместе со своими соучениками П. В. Кузнецовым, Н. Н. Сапуновым и др. участвовал в выставке «Алая роза» (Саратов). Участник художественного объединения «Голубая роза». В 1910–13 гг. путешествовал по Турции, Египту и Ирану, изучая наследие Византии и цивилизаций Древнего Востока. Народный художник СССР (1960).
Ранние работы, представленные на выставке «Голубая роза» (1907), выполнены в духе символизма (цикл «Сказки и сны»). Однако уже в это время работы Сарьяна выделялись на фоне произведений др. голуборозовцев, написанных в нежных пастельных тонах, своей яркой декоративностью. В дальнейшем его работы все сильнее напоминают яркий восточный ковер. Горячие чистые краски воссоздают палящее южное солнце, изобилие цветов и фруктов, лица восточных женщин с огромными, как на египетских масках, глазами («У гранатового дерева», «Пантеры»; обе – 1907). В Константинополе художник открыл живописную формулу южной природы: насыщенный контраст золотисто-оранжевого цвета распаленной зноем земли и глубоких синих и лиловых теней («Константинополь. Улица. Полдень», 1910). Картины, написанные под впечатлением путешествия в Египет, обретают лаконичную емкость знака-иероглифа («Финиковая пальма», 1911, «Египетские маски», 1912). Древние погребальные маски, привезенные из Египта, стали «героинями» многих полотен Сарьяна, в том числе портретов, в которых художник словно поверяет внутреннюю значительность представленных людей взглядом маски, смотрящей из глубины тысячелетий («Портрет поэта Е. Чаренца», 1923; «Моя семья», 1929). Отличительная особенность портретов Сарьяна, наметившаяся уже в первом «Автопортрете» (1909), – концентрация во взгляде духовной энергии человека, неугасимого света его души – оказалась близкой древним сакральным представлениям египтян, выраженным в их искусстве.
С 1921 г. Сарьян жил и работал в Ереване, став основоположником армянской школы живописи, но не прерывал и своих связей с Россией, участвуя в деятельности общества «Четыре искусства». В поздних картинах яркая красочность и декоративность сочетается с более нюансированной разработкой цвета («Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы», 1945).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

РАННИЙ М. САРЬЯН. СТАНОВЛЕНИЕ МАСТЕРА

Асатуров Тигран Эдуардович
В статье исследуется ранний период творчества Мартироса Сарьяна, начиная с учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, вплоть до знаменитого путешествия по Востоку (Турция, Египет, Персия) в 1910-1913 годах.
Читать PDF
0.00 байт

2018.04.003. ЛЕВАШОВ В.К., САРЬЯН В.К. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В СЕТЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ Т

Гребенщикова Е.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Структура сюжета татарской повести 70-х годов ХХ века (на примере повести Х. Сарьяна "пятеро сыновей

Гайнуллина Гульфия Расилевна
В статье на примере повести известного прозаика Х.Сарьяна выделяется несколько взаимосвязанных особенностей эпического сюжета.

Похожие термины:

  • Сарьян, Лазарь Мартиросович

    род. 30 сент. 1920 в Ростове-на-Дону. Композитор. Нар. арт. АрмССР (1972). В 1950 окончил Моск. конс. по кл. композиции А. Н. Александрова (ранее занимался у Д. Б. Кабалевского и Д. Д. Шостаковича). Участник Великой