СатаваханыСАТАНГ

Сатана

Найдено 7 определений термина Сатана

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

САТАНА

противодействующий — дьявол. По учению ряда религий — злой дух или глава злых духов, виновник зла в мире, властелин ада, толкающий людей к греху.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

САТАНА

1Пар 21:1 и др.) — Еврейское слово, означающее вообще противника и врага. В Свящ. Писании название это вообще прилагается к диаволу, который есть начальник злых духов, враг Божий и искуситель и губитель душ человеческих. Употребление этого слова в ев. Матфея (16:23) означает то сатанинское искушение, которому подвергся ап. Петр.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора

Сатана

в иудаизме и христианстве главный антагонист Бога и всех верных Ему сил на небесах и на земле, враг человеческого рода, царь ада и повелитель бесов. В Ветхом Завете слово Сатана - имя нарицательное. С особой враждой он относится к носителям сакральной власти в избранном народе, искушая и вводя в грех. Его поведение как космического провокатора, подстрекателя и соблазнителя сближало его образ с образом змия из истории грехопадения Адама и Евы. Внушениям Сатаны приписываются все черные дела из истории избранного народа, например поклонение израильтян золотому тельцу во время 40-летних блужданий по пустыне после исхода из Египта. К Сатане восходит все моральное зло мира. Воинство враждебных духов состоит под властью Сатаны.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический словарь

Сатана

греч. satanas, от др.-евр. satan — враг, заговорщик) — дьявол, злой дух, властелин ада в христианстве. Образ С. утвердился в XI веке. С— символ предателя. Цвет С— черный, символ всего губительного. С, или дьявол, появлялся в 2 ипостасях: соблазнителя и преследователя. В первом случае он принимал обманчиво привлекательный вид, во втором — устрашающий. Считали, что С. насылает болезни, а вместе со своим воинством (чертями и чертенятами) мешает творить молитву, задувает свечи, смущает благочестивых, богобоязненных. Черти могут принимать облик свиньи, змеи, собаки, влекут человека к соблазнам. Считали, что хороший, добрый поступок — от Бога, дурной — от С. Согласно ортодоксальному христианству, С— творение Бога, падший ангел. В отличие от ортодоксального христианства, манихейство уравнивало С. и Бога, что с точки зрения христианской ортодоксии являлось величайшим заблуждением.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях

сатана

древнеевр. противник)-в своем первоначальном смысле (противник) это слово в еврейском тексте Ветхого Завета употребляется очень часто: Чис 22.22,32 (переведено-Ангел); 2Ц 19.22 (наветник), 3Ц 5.4; 11.25 (противник), Пс 108.6 (диавол). В этом же смысле оно употреблено в Мф 16.23. В Иов 1.6; 2.1 сатана как клеветник является пред лицо Божие среди сынов Божиих и здесь он выступает как дух, наблюдающий за человеческими делами, исследующий человеческие слабости и возводящий на людей всегда справедливые с виду обвинения пред Богом. Не оттого ли сатаной в 1Пар 21.1 назван гнев Господень (2Ц 24.1)? Это слово употреблено в Ветхом Завете только в пяти местах (кроме указанных выше еще в Зах 3.1-2). В Новом Завете словом «сатана» (как и «диавол»-От 20.2) называется древний змий, клеветник и враг Божий, который был изгнан с неба, из царства света и истины (Лк 10.18; 2Пет 2.4; Иуд 6; От 12.8), и которого Бог сокрушит под ноги верующих (Рим 16.20). Являясь врагом каждой человеческой души, сатана действует в мире многоразличными способами (От 12.9): похищает посеянное слово (Мк 4.15), сковывает болезнями (Лк 13.16, ср. 1Кор 5.5; 1Тим 1.20), входит внутрь человека (Лк 22.3), поселяет в сердце коварные планы (Деян 5.3), является в виде Ангела света (2Кор 11.14), препятствует распространению слова Божия (1Фес 2.18). Но сила его ограничена Богом и уповающим на Господа он не может повредить (об этом говорит все Священное Писание).

Сатана (как и его слуги) имеет в Библии следующие имена:

Аваддон, Аполлион и ангел бездны (От 9.11),

бес (Лк 8.27,29),

большой красный дракон (От 12.3),

веельзевул (Мф 12.24),

Велиар (2Кор 6.15),

великий дракон (От 12.9),

власть тьмы (Кол 1.13),

враг (Мф 13.28,39),

диавол (Лк 8.12; 1Пет 5.8),

дракон (От 20.2),

древний змий (От 12.9; 20.2),

дух злобы поднебесной (Еф 6.12),

дух лжи (3Ц 22.22-23),

дух сынов противления (Еф 2.2),

жестокий ангел (Пр 17.11),

злой ангел (Пс 77.49),

злой дух от Господа (1Ц 16.14-16,23; 18.10; 19.9),

искуситель (Мф 4.3; 1Фес 3.5),

князь бесовский (Мф 12.24),

князь, господствующий в воздухе (Еф 2.2),

князь мира сего (Ин 12.31; 14.30; 16.11),

лжец (Ин 8.44),

лукавый (Мф 13.19,38),

мироправитель тьмы века сего (Еф 6.12),

нечистый дух (Мф 12.43),

отец лжи (Ин 8.44),

человекоубийца (Ин 8.44).

Господь Иисус Христос искупив нас Своей жертвой на кресте, победил и осудил навечно сатану и его слуг (Мф 25.41; Ин 12.31; Евр 2.14; От 20.10).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

Сатана

евр. сатан, т. е. противник. 1) Первоначально это слово употреблялось в значении противника вообще. Так, например, в Чис. 22:22, 32 (евр. текст) говорится, что ангел Господень вышел против Валаама, как сатана, т.е. противник, чтобы свести его с этого злого пути. Также в 3 Цар. 5:4 (евр. текст) написано: «нет противника (сатаны) и нет более препон». В этом смысле Иисус обратился к Петру (Мат. 16:23; Map. 8:33). По всей вероятности, слово сатана имеет это же общее значение, также и в Пс. 108:6. 2) В более особом значении это слово употребляется в трех местах Ветхого Завета и часто в Новом Завете по отношению к самому упорному противнику Бога и всего доброго. Так, мы читаем в 1 Пар. 21:1, что сатана внушил Давиду исчислить народ (в параллельном месте 2 Цар. 24:1 сатана назван «гнев Господень»); в кн. Иова 1 и 2 гл. сатана выступает против Иова, и у пророка Захарии 3 гл. он является противником первосвященника Иисуса. Отк. 20:2 называет его драконом, древним змеем, который есть диавол и сатана. Иисус отогнал его от Себя, назвав сатаною (Мат. 4:10). По Лук. 10:18, Иисус видел сатану, спадшего с неба, подобно молнии. Может быть, эти слова указывают на изгнание бесов, или на первоначальное изгнание сатаны из мира света и истины (Иуд. 6; 2 Пет. 2:4). Но эти слова также можно понять, — и это всего вернее — как пророчество о конечном поражении, которое понесет сатана, когда Бог мира сокрушит его под ногами верующих (Рим. 16:20), в то время, когда он будет скован на тысячу лет (Отк. 20:2) и освобожден на малое время (Отк. 20:7), будет ввержен в озеро огненное (Отк. 20:10). До тех пор, пока это не сбудется, сатана действует всевозможными способами, чтобы удерживать людей во зле и препятствовать устроению Царства Христова. Он препятствует действию Слова Божия (1 Фес. 2:18), похищает посеянное в сердцах человеческих ( Map. 4:15), влагает в сердца злые планы и намерения (Деян. 5:3), искушает людей под видом ангела света (2 Кор. 11:14), вселяется внутрь их (Лук. 22:3) и мучает их болезнями и тому подобно (Лук. 13:16), к чему некоторые применяют слова ал. Павла о предании сатане во измождение плоти для того, чтобы дух был спасен в день. Господень (1 Кор. 5:5); и о предании Именея и Александра сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1 Тим. 1:20). Сатанинскою синагогою (сборищем) называются такие люди, которые объединились на почве лицемерия и греха (Отк. 2:9; 3:9), такие, которые всецело отдали себя во власть сатаны (Отк. 2:13) и погрузились в глубины сатанинские (Отк. 2:24). 3) Сатаною Писание называет и подчиненных диаволу духов. Так, у Мат. 12:26 говорится, что сатана сатану не изгоняет ( Map. 3:23,26; Лук. 11:18); во 2 Кор. 12:7 говорится об ангеле сатаны (Лук. 10:18). См. также Map. 5:9; Еф. 6:12. Срав. «диавол».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)

САТАНА (hа-Сатан)

Первоначальное значение слова в Библии -"противник", "помеха". И сказал Давид*: "Ныне же Господь, Бог мой, дал мне покой кругом: нет помехи и нет бедствия" (I Ц. V, 18). Другое значение в Библии близко к "изменник": военачальники филистимские советовали Ахишу изгнать Давида, чтобы не был он помехой в стане их в случае войны(I Сам. XXIX, 4). С. как существо из потустороннего мира упомянут впервые в книге Иова. Там он предстает перед Господом вместе с ангелами. В обращении к Господу он выделяется как одно из значительных лиц среди небожителей. Он желает причинить человеку зло, но не в силах выполнить свои зловещие замыслы без дозволения Господа. Вера в Единого Бога не ущемляется верой в существование С, так же, как не ущемляется она верой в ангелов. Подобное же описание мы находим в книге пророка Зхарии (111,1-2): "И показал Он мне Иегошуа-первосвященника, стоящего перед ангелом Господним, а С. стоял справа от него, чтобы обвинять его. И сказал Господь С: да укорит Господь тебя, С, и да укорит тебя Избирающий Иерусалим". Из сказанного в книге Зхарии С. предстает как наушник, но он не в силах вредить по своему разумению. Иначе выглядит С. в I Хр. (XXI, 1). Там он предстает почти полновластным гением зла. Вначале он подстрекает Давида произвести перепись населения среди евреев, а затем приносит ему несчастья. В Талмуде* и древних мидрашах* имя С. встречается очень редко. В трактате Авот (IV, 11) сказал р. Элиэзер бен Яаков: "Выполняющий одну заповедь обретает одного защитника, а совершающий один грех обретает одного обвинителя". Таким образом, не С. является обвинителем, а сам проступок. Из многочисленных талмудических источников можно заключить, что наказывает за грехи ангел, а не С, но в более поздний период говорится в этой связи именно о С. и его свите. Согласно тексту Мидраша (Ялкут Брейшит XXIII), С. был сотворен одновременно с Хавой (Евой). Он способен летать, принимает образ птицы или женщины и подстерегает свои жертвы. Существовало поверье, что он появляется иногда в облике барана; и обращались к нему с презрением: "Стрела в глаза твои, Сатана!" Иные убеждены, что он — злой помысел, соблазняющий человека согрешить и обвиняющий грешника впоследствии, а также ангел смерти, который приходит за душой человека. Иногда он цепляется за слово, вырвавшееся у человека, например, проклятие - и приносит ему несчастье. Отсюда происходит выражение: "Не открывай Сатане рта" (Бр. XIX, 1). В сказаниях о С. говорится, что он всегда старается вредить человеку, особенно в минуту опасности. Но вместе с тем возможности его ограничены; трубление в шофар* приводит его в смятение, и он прекращает свои происки. В Йом Кипур* С. лишен всякой власти. Объясняется это так: сумма числовых значений букв (гиматрия) слова "hа-сатан" — 3.4. Таким образом, С. облечен властью 3.4 дня в году, а в 3.5-ый день, то есть в Йом Кипур, он лишен всякой власти. С. досадно, если Израиль благоденствует, и когда обрели сыны Израилевы Тору, он ни на минуту не мог успокоиться, пока не соблазнил их на грех золотого тельца. Грех древа познания тоже был совершен не без его участия. Спросил С. Всевышнего: "Владыка мира! Свет этот, заключенный под Твоим престолом, кому он предназначен?". Отвечал ему: "Тому, кто в будущем обличит и опозорит тебя". Спросил Его: "Владыка мира! Покажи мне его". Сказал ему: "Подойди и зри". Увидев, затрясся, пал ниц и сказал: "Конечно, это Машиах (Мессия*), ибо он ниспровергнет меня в будущем" (Псикта Раббати III, .). Каббалисты* дали новое определение С. и его "плеяде" - "клипа" - кожура, оболочка, нечистая сила, то есть нечто наружное.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия иудаизма

Найдено схем по теме Сатана — 0

Найдено научныех статей по теме Сатана — 0

Найдено книг по теме Сатана — 0

Найдено презентаций по теме Сатана — 0

Найдено рефератов по теме Сатана — 0