Сави, Устиниан ИвановичСавин, 1607 г

САВИН

Найдено 5 определений термина САВИН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Савиньи

Фридрих Карл фон (1779–1861), юрист, основатель историч. правовой школы. Несмотря на консерватизм своих политич. взглядов, С. являлся провозвестником буржуазного свода законов 1896. Осн. труды: «История римского права в средние века» в 6-ти т. (1815–1832), «Система современного римского права» в 8-ми т. (1840–1849).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

САВИНЬИ

Savigny), Фридрих Карл фон (21.II.1779 - 25.Х.1861) - нем. юрист, историк рим. права, один из основателей и крупнейших представителей исторической школы права. Профессор ун-тов в Марбурге (1803-04), Ландсхуте (с 1808), Берлине (с 1810). Как юрист и политич. деятель (с 1842 до марта 1848 был прус. министром "по пересмотру законов"), стоял на реакц. позициях. Решительно выступал против франц. рационализма, идей Просвещения. Отрицал возможность преобразования права путем законодательства, утверждая, что право развивается лишь постепенно, "органически", в связи с общей историей народа и на основе "народного духа", гл. качества к-рого остаются неизменными. Идея непрерывности ист. развития, пронизывающая концепцию С., соединена у него с отрицанием значения революц. переворотов в истории, это придало концепции С. реакц. направленность. Однако его науч. труды были важной вехой в развитии историко-правовой науки. В "Истории рим. права в средние века" ("Geschichte des r?mischen Rechts im Mittelalter", Bd 1-7, Hdlb., 1834-51) С. рассматривает историю ср.-век. правовых институтов Зап. Европы (до кон. 11 в.), а также дает историю изучения рим. права в 11-15 вв. С. исследует, как рим. право влияло на право отдельных герм. народов, он связывает начало рецепции рим. права с новым расцветом городов (к-рые, по его мнению, не были уничтожены варварскими завоеваниями и в к-рых продолжали сохраняться рим. институты и нормы рим. права). С. отличает широкое использование первоисточников, критич. к ним отношение. Труды его оказали большое влияние на романистич. концепцию ср.-век. развития (см. Германисты и романисты).

Лит.: Косминский E. A., Историография средних веков, М., 1963; Stoll A., F. К. von Savigny. Ein Bild seines Lebens mit einer Sammlung seiner Briefe, Bd 1-3, В., 1927-39; Conrad H., F. С. von Savigny und J. Grimm, "Zeitschrift der Savigny-Stiftung f?r Rechtsgeschichte, Germanische Abteilung", 1947, Bd 65.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Савины

— фабриканты и общественные деятели г. Осташкова. В 1740 г. Кондр. А. Савин, коммерции советник, устроил в г. Осташкове фабрику для выделки кож. К концу прошлого столетия производство осташковской юфти достигло большого совершенства, и она нашла себе широкий сбыт за границей. Избранный городским головой, К. А. в 1807 г. содействовал организации земского войска. В 1819 г. он учредил городской общественный банк, для чего пожертвовал 25000 руб. ассигн., и был его первым директором. При сыновьях К. А. производство различных сортов юфти и кож продолжало совершенствоваться и расширяться. Осташковская юфть не раз удостаивалась наград на выставках за границей. В 1839 г. братья Савины устроили в Осташкове бумагопрядильную фабрику. Степан Кондрат., благодаря попечениям отца, получил основательное общее и специальное коммерческое образование. В 1828 г. он стал во главе фирмы Савиных; при нем введены были разные улучшения в производстве юфти и начата выделка палевой юфти. Занимая должности городского головы и директора банка, Степ. Кондр. много поработал для процветания родного города; при нем были учреждены публичная библиотека, женское училище для малолетних, дом для призрения инвалидов и театр. Ум. Степ. Кондр. в 1845 г. Его брат, Федор Кондр., коммерции советник, занимал должность городского головы в 1850—1873 гг. Он устроил в Осташкове пожарную часть и много содействовал украшению города. В 1856 г. по его почину построен был дом благотворительных заведений; в 1862 г. он основал благотворительное общество под именем "складочной" или "товарищеской" кассы. Ум. Фед. Кондр. в 1890 г.

В. Покровский, "Историко-статистическое описание гор. Осташкова", Тверь, 1880. — "Месяцеслов на 1846 г.". — "Северная Пчела", 1845 г., № 188. — "Русская Старина", 1871 г., т. ІV.

{Половцов}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

САВИН

Александр Николаевич (4(16).VII.1873 - 29.I.1923) - рус. историк, специалист по агр. истории Англии 16-17 вв. Ученик П. Г. Виноградова, С. по окончании Московского ун-та начал преподавать на Высших женских курсах в Москве, затем до конца жизни преподавал в ун-те (с 1903 - приват-доцент, с 1908 - проф.). После Окт. революции С. читал лекции и вел семинары также в Ин-те красной профессуры, принимал участие в работе Ин-та истории РАНИОН. Политич. симпатии С. склонялись к конституц.-демократич. идеям, в духе к-рых он писал ст. в "Рус. ведомостях". Являясь одним из наиболее значит. представителей либерально-бурж. школы рус. историков нач. 20 в., С. в преподавательской деятельности выступал разносторонним и глубоким знатоком мн. проблем истории Зап. Европы в ср. века и новое время. Однако более всего его привлекала история Англии. Среди прочитанных им спецкурсов наиболее известны лекции по англ. революции, дающие большой фактич. материал, но раскрывающие историю революции лишь в политич. и религ. плане. С. много внимания уделял также проблемам историографии. В семинарах С. занимались известные сов. историки (С. Д. Сказкин, В. М. Лавровский и др.).

Н.-и. интерес С. был неизменно прикован к социально-экономич. отношениям в англ. деревне 16-17 вв. Неоднократные поездки в Англию позволили ему привлечь большое число не исследованных ранее док-тов (архивы маноров, делопроизводств. судов, "Церк. оценка" и др.). Первым результатом обработки архивных мат-лов явилась магистерская дисс. "Англ. деревня в эпоху Тюдоров" (М., 1903), в 1906 появилась "Англ. секуляризация" (докторская дисс). В 1916-17 С. написал ряд работ, посвященных истории отдельных маноров от 11 до 18 вв., чтобы конкретно проследить превращение ср.-век. маноров в крупное х-во нового времени. С. как историка-аграрника отличала особая тщательность и тонкость анализа источников, широкое использование (впервые в рус. медиевистике) статистич. метода исследования. Будучи историком-позитивистом скептич. и аналитич. склада, С. в своих работах отказался от обобщающих построений. Однако он не был и чистым эмпириком. С. сделал ряд ценных выводов, касающихся агр. строя и положения англ. крестьянства в 16-17 вв., хотя подходил к изучению указанных проблем формально-юридически. С. впервые показал ист. преемственность между копигольдерами, осн. массой англ. крестьянства в эпоху Тюдоров, и крепостными крестьянами ср. веков - вилланами; доказал юридич. необеспеченность прав копигольдеров на землю и проследил процесс перехода в массовых масштабах крест. земель в руки дворянства. Дав анализ х-ва на зем. владениях церкви, С. раскрыл несостоятельность утверждений мн. историков о якобы благотворительной роли монастырей. С. показал также, что в результате секуляризации большая часть монастырских земель попала в руки т. н. нового дворянства.

Проявляя интерес к концепции агр. революции, изложенной Марксом в 24-й гл. "Капитала", С. придерживался, однако, иных взглядов и отрицал насильств. характер экспроприации англ. крестьянства в эпоху Тюдоров.

Соч. (кроме указ. в статье): История двух маноров, "ЖМНП", 1916, ч. 62, No 4; История одного восточного манора, в кн.: Сб. ст. в честь М. К. Любавского, П., 1917; Век Людовика XIV, (М.), 1930; Лекции по истории англ. революции, 2 изд., М., 1937; Заметка о первоначальном накоплении в изображении Маркса, в сб.: Помощь, СПБ, 1901.

Лит.: Памяти А. Н. Савина. 1873-1923, в кн.: Труды ин-та истории. Сб. ст., в. 1, М., 1926; Сказкин С. Д., А. Н. Савин, "ИЖ", 1944, No 7-8; Балалаева H. M., К вопр. о мировоззрении А. Н. Савина, "Уч. зап. Хабаровского пед. ин-та", 1958, т. 3; Могильницкий Б. Г., К вопр. о методологич. основах ист. взглядов А. Н. Савина, в сб.: Ср. века, в. 16, М., 1959.

H. M. Мещерякова. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Савин

археоастрономический памятник    святилище эпохи энеолита (сер. - вторая пол. III тыс. до н.э.). Кург. обл., Белозерский р-н, 3,5 км к Ю.-З. от дер. Зюзино. Открыт и иссл. М.П.Вохменцевым, Потемкиной Т.М. Расположен в пойме р. Тобол (пр. берег), на береговом останце.    На наиб. возвышенной сев.-зап. ч. гривы обнаружено сооружение из двух примыкающих друг к другу колец с внутр. диаметром 14-16 м, напоминающих восьмеркообразную фигуру, образованных рвами шир. 0,9-1,8 м, глубиной 0,6-0,8 м. Внутрь первого круга, расположенного сев., ведут два коридорообразных прохода строго с зап. и вост. стороны. По дну кольцевых рвов и вокруг них с внеш. стороны на расстоянии от 1,5 до 10 м, расположены ямы, в осн. столбовые (всего 117) и ок. 20 кострищ. У края и в верхнем заполнении большинства ям в пределах рвов, в ц. углублениях внутри кругов найдены скопления костей животных совместно с керамикой, орудиями, залегающими на углистом слое с пятнами прокала, золы, охры, углей. В сер. первого круга и во рву второго найдены следы захоронений чел.: черепов взрослого и ребенка и совместно трех скелетов (двух мужчин зрелого возраста и молодой девушки) в нетрадиционных для обычных погребений позах, сопровождаемых жертвоприношениями животных. В 150 м к В. от описанного сооружения обнаружены только ямы от столбов, следы кострищ, единичные фрагменты керамики, и две соединенные ямы значительных размеров (2,6x2 м; 2,8x1,7 м) со следами длительного горения огня, общая конфигурация к-рых близка к форме осн. сооружения.    Найдена керамика (18 раздавленных сосудов и фрагменты от 360 сосудов), орудия из камня - скребки, ножи, скобели; присутствуют резчики, долота, стамески, сверла, проколки, шлифованные тесла и топоры, наконечники копий и стрел, костяной гарпун с насечками; из глины - пряслица, скребки на фрагментах керамики, предметы культового назначения. Кости животных принадлежат лошади, косуле, лосю, в единичных случаях - кабану, медведю, волку.    При археол. реконструкции были привлечены данные астрономии, что позволило установить использование системы столбов в ц. кругов, во рвах и за их пределами в качестве маркировочных мет, фиксирующих все важнейшие точки сезонных восходов и заходов Солнца и Луны, а также положение Луны после захода Солнца от молодого месяца до фазы полнолуния, тем самым определяя смену сезонов в течение г. и время в течение суток. Это был способ измерения времени, основанный на изменениях фаз луны (лунный календарь). Особо важную роль играли входные коридоры, к-рые являлись определенной конструкцией для определения точек восходов и заходов Солнца и Луны в период весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 21 сент.).    Наиб. значительные жертвоприношения на пам. совершались в дни осенне-весеннего равноденствия и летнего солнцестояния. Святилище выполняло функции, связанные гл. обр. с охотничьими обрядами, отражающими годовой цикл чередования сезонов в промысловом календаре. Особую роль для использовавшего святилище нас. играла охота на лошадь в связи с нач. ее приручения. Имели место и др. ритуалы, относящиеся к разл. сторонам жизни об-ва. Размеры святилища свидетельствуют о том, что С.I являлся родовым культовым местом, возможно, неск. тер. близких родов. По своей культ. принадлежности пам. может быть отнесен к сосновоостровскому типу заур. энеолита. Присутствие в комплексе керамики андреевского, шапкульского, липчинского типов - результат контактов соседних групп нас. северолесостепной и южнолесной зон.    Лит.: Потемкина Т.М., Гусаков М.Г. Религиозные представления населения эпохи энеолита Зауралья (по материалам раскопок святилища Савин) // Религиозные представления в первобытном обществе. Тезисы докладов. М., 1987.    Потемкина Т.М., Вохменцев М.П.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Уральская историческая энциклопедия

Найдено схем по теме САВИН — 0

Найдено научныех статей по теме САВИН — 0

Найдено книг по теме САВИН — 0

Найдено презентаций по теме САВИН — 0

Найдено рефератов по теме САВИН — 0