Савромато-сарматский звериный стиль

Найдено 1 определение
Савромато-сарматский звериный стиль
поволжско-ур. вариант скифо-сибирского звериного стиля, распростаненного в степях Евразии в ран. жел. в. С.С.З.С. представлен набором строго определенных образов животных (хищных птиц, травоядных, хищных и фантастических животных), изображенных в канонизированных позах и композициях: стоящее травоядное, олень с рогами, закинутыми за спину и подогнутыми ногами, свернувшийся в кольцо хищник, сцены терзания хищником травоядного или др. хищника. С помощью разл. худ. приемов (утрирование размеров, орнамент, цветные вставки из камней) подчеркивались определенные ч. тела: рога, глаза, уши, копыта - у травоядных животных; пасти, клювы, глаза, уши, когти - у хищников. Выполненные из золота и бронзы украшения одежды, оружия, конской сбруи и переносные жертвенные столики найдены гл. обр. в погребениях. Гипотезы происхождения С.С.З.С. сводятся к двум направлениям: в осн. стиля лежат заимствования в культурах Передней Азии (Мидия, Иран), впоследствии переработанные в скифской среде; С.С.З.С. образовался в результате эволюции образных форм местных культур переходного времени от эпохи бронзы к эпохе железа.    Д.С.Раевский, проанализировав звериный стиль причерноморского круга пам. VII-VI вв. до н.э., пришел к выводу о том, что в нем отражена модель мира скифской культуры. Индивидуальные и многофигурные композиции в своей совокупности представляли трехчленное строение мира по схеме: верхний мир - птицы; ср. мир - копытные (олень, лось, козел); нижний мир - хищные звери (пантера, лев, тигр), змея, грифоны. К нижней зоне космологической модели - зоне смерти - относятся и сцены терзания.    Савромато-сарматская модель мира в своей схеме совпадает со скифской. Специфика ее состоит в местном происхождении не только ведущих образов ср. мира (наряду с оленем верблюд, сайгак и архар), но и нижнего (волк) (Филипповские курганы). С.С.З.С. оказал определенное воздействие на формирование перм. звериного стиля в ананьинской культуре Прикамья.    В эпоху Великого переселения народов практически на всей степной тер. Евразии скифо-сибирский звериный стиль был замещен т.н. полихромным геометрическим стилем.    Лит.: Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. М., 1985; Пшеничнюк А.Х. Раскопки Царского кургана на Южном Урале. Уфа, 1989; Королькова Е.Ф. Образы верблюдов и их развитие в искусстве ранних кочевников // Археологические памятники Оренбуржья. Оренбург, 1998.    Викторова В.Д., Федорова Н.В.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000