лат. scientia – знание, наука) – мировоззренческая позиция, основу которой составляет представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии утверждения человека в мире. Сциентизм ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественнонаучного знания и тем самым оставляет за наукой право и способность решать все социальные проблемы.
Сциентизм
Сциентизм
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Сциентизм
В XIX в. вера в безграничные возможности научного познания распространялась не только на область точных наук. Многие авторы ориентировались на методологические принципы экспериментальных наук, переживавших невиданный подъем; все те, кто пытался выстраивать закономерности на основе наблюдения и эксперимента, вовсе не обязательно были сторонниками теорий, сформулированных Луи Пастером или Клодом Бернаром. Эту тенденцию можно проследить на примере таких историков, как Ипполит Тэн (1828-1893) и отчасти также Фюстель де Куланж (1830-1889), утверждавший, что история есть «чистая наука, такая же наука, как физика или геология» (см.: Garcia P. Le moment methodique / / Les courants historiques en France, XIXe - XXe siecle. P., 1999). Хотя историкипозитивисты и строго придерживались установленной методологии и брали подчас за образец экспериментальные науки, но они не превращали историю в подобие точных наук. Так, Шарль Сеньобос считал, что «история не наука, а всего лишь метод познания » (см.: Prost A. Seignobos revisite / / Vingtieme siecle. 1994. N 43). Влияние марксизма и развитие социально-экономической истории в 1930-е гг. и после Второй мировой войны придали сциентистский характер многим историческим работам.
• Критическая философия истории, Позитивизм, Серийная история
• Критическая философия истории, Позитивизм, Серийная история
Источник: Словарь историка 2011