Секуляризация

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Секуляризация
изъятие церковной земли и собственности в пользу государства.

Источник: Глоссарий исторических терминов

Секуляризация
обращение государством церковной собственности (прежде всего земельной) в светскую.

Источник: Исторические термины: краткий глоссарий

Секуляризация
1) обращение государством церковной собственности в светскую; 2) освобождение от церковного влияния.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
светский, мирской — превращение церковной собственности в светскую, изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Секуляризация
конфискация церковной собственности (преимущественно земли) и её передача в руки государства, превращение в собственность светскую.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
обращение церковной собственности в государственную; в России проводилась в конце XV в., в 1650 г., и во 2-й половине XVIII в.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

Секуляризация
обращение государством церковной собственности(преимущественно земли) в светскую. Замыслы секуляризации вынашивали Иван III и Иван IV, но осуществить ее на практике удалось лишь Екатерине II в 1764 г.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Секуляризация
лат. - светский) - обращение государством церковной собственности, особенно земли, в светскую. При Екатерине II в 1764 г. было упразднено 500 монастырей, в казну перешло более 1 млн. душ крестьян.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
ср.-лат. saecularis - светский) - 1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую;
2) изъятие чего-л. из церковного ведения и передача светскому;
3) освобождение от церковного влияния.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Секуляризация
лат. - мирской, светский) - обращение церковной собственности (преимущественно земли) в собственность светскую. В Западной Европе - также отказ от духовного звания и церковной должности, связанный с переходом в светское состояние.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Секуляризация
лат. saecularis – мирской, светский) – процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии. Начиная с эпохи нового времени происходила секуляризация науки, искусства, морали, образования и т.д. Перен. зн. – сокращение чего либо.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Секуляризация
(от лат. saecularis — светский, мирской) 1) передача церковной и монастырской собственности в пользу государства; 2) процесс освобождения от религиозного санкционирования и влияния (отделение школы от церкви, утверждение в стране светского характера образования и др.).

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Секуляризация
превращение церковной собственности в светскую; изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения (См. в хрестоматии статью «Упрочение позиций светской власти при Екатерине II»). В том числе и освобождение индивидуального и общественного сознания от влияния религии.
 

Источник: Краткий исторический словарь

Секуляризация
упразднение государством церковной собственности и обращение ее в светскую путем конфискации земельных владений и имущества церкви, монастырей. Широко проводилась в Англии в XVI в. В России активно осуществлялась в самом начале правления Екатерины II (1764 г.) После Октябрьской революции все церковные и монастырские земли перешли в собственность Советского государства (Декрет о земле 1917 г.).

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
(от лат. secularis — мирской, светский) — переход церковной собственности (земля, крестьяне) в светскую. В 1764 г. Екатерина II произвела секуляризацию церковных имуществ. Монастырские крестьяне стали подчиняться Коллегии экономии (экономические крестьяне), была установлена иерархия монастырей и их штаты. Так же называют и освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
обращение церковной собственности в светскую. Попытка ограничить церковное землевладение была предпринята правительством Ивана II в конце 15 в. В 1551, 1580-84 были приняты решения, запрещавшие монастырям приобретать земли и др. По соборному уложению 1649 правительство запретило духовенству и монастырям приобретать новые земли и в 1649-52 конфисковало городские слободы и дворы церкви. В 1757 была создана специальная комиссия по проведению С. Указ о проведении С. был опубликован императором Петром III; проведена при императрице Екатерине II. Монастырские крестьяне перешли в казну и стали называться экономическими крестьянами. Для их управления была создана Коллегия экономии.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
1. (франц. s?cularisation, от лат. saecularis, здесь - мирской, светский) - 1) Обращение гос-вом церк. собственности (преим. земли) в светскую. В таком смысле термин "С." впервые был употреблен при переговорах, предшествовавших заключению Вестфальского мира 1648. В раннем средневековье С. в значит. мере носила характер перераспределения гос-вом зем. собственности, передачи части земель от церк. феодалов светским (гл. обр. военно-служилому слою феодалов). Широкая С. была проведена в 1-й пол. 8 в. во Франкском гос-ве Карлом Мартеллом, раздававшим конфискованные церк. земли в качестве бенефиция военно-служилой знати. В Византии С. проводилась неоднократно, особенно императорами, поддерживавшими иконоборчество. В период образования централизованных нац. государств С. являлась одним из способов освобождения королев. власти от церк. опеки и укрепления гос. финансов за счет доходов духовенства (напр., путем конфискации имущества ордена тамплиеров в нач. 14 в.). Церк. землевладение, консервировавшее наиболее отсталые феод. порядки, являлось помехой в развитии капиталистич. уклада. Особенно большого размаха С. достигла в 16 в. и была связана с Реформацией. Требование С., выдвигавшееся идеологами Реформации - Дж. Уиклифом, Я. Гусом, М. Лютером, встретило поддержку со стороны части светских феодалов и феод. государей, стремившихся использовать С. в своих интересах. После подавления Крестьянской войны 1524-1525 нем. князья, присоединившиеся к Реформации, провели С. В 1525 гроссмейстер Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский секуляризовал земли ордена, образовав наследств. светское герцогство (Пруссию), вслед за этим были секуляризованы многочисл. церк. кн-ва Сев.-Вост. Германии (так была создана материальная база для возникающего прусского юнкерства). Аугсбургский религиозный мир 1555 узаконил С., произведенную в Германии до Пассауского договора 1552, но установил, что при последующем присоединении представителей духовенства к Реформации они теряют права на свои владения, к-рые возвращаются католич. церкви. Вестфальский мир 1648 санкционировал С., произведенную до 1624. С., проведенная в 1527 в Швеции (см. Вестеросские риксдаги), содействовала укреплению королев. власти. С. в широком масштабе сопутствовала распространению цвинглианства и кальвинизма в швейц. кантонах. Реформация в Дании сопровождалась переходом церк. земель в руки короля (1536), затем С. была распространена на подвластные в то время Дании Норвегию (1536) и Исландию (1540-50). В ходе Нидерл. бурж. революции 16 в. были секуляризованы церк. земли в Голландии, они переходили в руки буржуазии, крестьяне, потерявшие права на свои прежние зем. наделы, превращались в краткосрочных арендаторов или батраков. Реформации в Англи также сопутствовала С. монаст. имуществ (1536-39); в результате распродажи секуляризованные королев. властью земли перешли во владение буржуазии и джентри. С. ускорила процесс экспроприации англ. крестьян и способствовала процессу т. н. первоначального накопления (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 718-67). С. являлась существенным элементом агр. преобразований периода Англ. бурж. революции 17 в. (ордонансы 1646 об уничтожении архиепископств и епископств, С. и распродаже их земель). Во 2-й пол. 18 в., в период разложения феод. системы, когда феод. гос-во пыталось приспособиться к бурж. отношениям и шло на уничтожение сверху наиболее обветшалых феод. ин-тов, С. являлась важным элементом его политики - политика т. н. просвещенного абсолютизма (С., проведенная в Австрии Иосифом II, в Португалии - Помбалом, и др.).

Сокрушительный удар феод.собственности церкви нанесла Вел. франц. революция: декретом от 2 нояб. 1789 церк.-монаст. земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значит. мере попали в руки буржуазии. После Люневильского мира (1801) Наполеон, чтобы вознаградить своих союзников из нем. князей, разрешил им секуляризовать церк. княжества; в результате проведенной Наполеоном в 1803-04 в Германии "медиатизации" (ликвидация мелких нем. гос-в и присоединение их терр. к более крупным) были уничтожены почти все церк. княжества и др. духовные владения. С. проводилась также в период объединения Италии (наиболее крупные в 1855, 1866, ликвидация Папской обл. в 1870). Частичные С. производились в Португалии (1834 и 1910-11), Испании (1835, 1837 и 1932) и в др. гос-вах. Во Франции декретами 1901, 1904, 1905 были уничтожены вновь возникшие в 19 в. религ. ордена и конгрегации, церк. имущество передавалось гос-ву. С. способствовала ликвидации остатков феод. собственности, укреплению капитализма и бурж. гос-ва, в целом имела прогрессивное значение. С. осуществлялась в разное время и в нек-рых гос-вах Востока и Лат. Америки (напр., в Китае - указ 710 о С. земель буддийских и даосийских монастырей, С. в 845 значит. части земель и рабов буддийских монастырей; С. в Турции в результате Кемалистской революции - законы 1924-25; С. в Тунисе - законы 1956-57; в Мексике - законы 1833, 1856, конституция 1917). Однако С., проведенная феод. или бурж. гос-вами, означала лишь переход зем. собственности из одних рук в другие либо внутри класса феодалов, либо от одного господств. класса к другому - классу буржуазии; сохранялась частная собственность на землю; нар. массы никакой материальной выгоды от С. не получали; иногда С. сопровождалась резким ухудшением положения значит. части крестьянства. Впервые С. была проведена в интересах народа лишь в результате победы Великой Октябрьской социалистич. революции, когда церк. имущество в России декретом 1917 было объявлено всенар. достоянием. В зарубежных социалистич. странах в ходе агр. преобразований после 2-й мировой войны крупное церк. землевладение было ликвидировано (см. в ст. Монастыри).

Лит.: Савин A., Англ. секуляризация, (М., 1908); Архангельский С. И., Из истории агр. законодательства эпохи Вел. англ. революции, "ИАН", Отделение общественных наук, 1931, No 10; Br?ck Н., Geschichte der katholischen Kirche im 19. Jahrhundert, Bd 1, Mainz, 1902; Tatham G. В., The sale of episcopal lands during the Civil wars and commonwealth, "The English Historical Review"; 1908, v. 23, No 89; Lesne Й., Histoire de la propri?t? eccl?siastique en France, t. 1-8, Lille - P., 1910-43; Buholzer J., Die S?kularisationen katholischer Kircheng?ter w?hrend des 18. und 19. Jahrhunderts, Luzern, 1921; Kallen G., Der S?kularisationsgedanke in seiner Auswirkung auf die Entwicklung der mittelalterlichen Kirchenverfassung, "Historisches Jahrbuch der G?rres-Gesellschaft", 1924, Bd 44, S. 197-210; M?ssener H., Die S?kularisation der katholischen Kirche in Deutschland, D?sseldorf, (1928); Lehnert H., Kirchengut und Reformation, Erlangen, 1935.

2) В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви, к-рый влечет за собой освобождение от церк. должности и утрату соответствующих прав. 3) С. наз. также освобождение культуры, науки от церк. опеки, церк. духовного влияния.

Б. Я. Рамм. Ленинград. 2. в России - обращение церк. собственности в светскую. С образованием Русского централизованного государства в кон. 15 в. пр-во Ивана III пыталось ограничить церк. землевладение, чтобы ослабить политич. влияние церкви. Однако, нуждаясь в поддержке церкви для борьбы с феод. раздробленностью и ересями, пр-во было вынуждено временно отказаться от С. (см. Нестяжатели, Иосифляне). Во 2-й пол. 16 - 17 вв. пр-во сделало новые шаги по ограничению церк. землевладения. В 1551, 1580-84 были приняты решения, запрещавшие монастырям приобретение земель и т. д. По Соборному уложению 1649 пр-во запретило духовенству и монастырям приобретать новые земли и в 1649-52 конфисковало гор. слободы и дворы церкви. Однако правительств. политика не была последовательной, поэтому во 2-й пол. 17 в. церк. землевладение росло (пожалования, в т. ч. царей, дары, мена и т. п.). По сравнению с 1653-54 число крест. дворов в церк. владениях увеличилось к нач. 18 в. примерно на 1/3. Монастырские крестьяне составляли в это время почти 1/5 всех крестьян России.

Пр-во Петра I, стремясь ослабить политич. влияние церкви и пополнить доходы казны, провело в нач. 18 в. временную и частичную С. Все владения монастырей разделили на "определенные вотчины" (с них доход шел на содержание монастыря) и "заопределенные", отдававшие доходы гос-ву. С созданием Синода (что закрепило подчинение церкви императору) большинство вотчин вернули монастырям, однако часть своих доходов они должны были платить в казну. Во 2-й четв. 18 в. рус. православная церковь добилась нек-рого усиления своих экономич. и политич. позиций. Хищнич. эксплуатация способствовала разорению монаст. крестьян, вызывала их непрекращавшиеся волнения, к нач. 60-х гг. 18 в. волновалось ок. 100 тыс. чел. Чтобы ослабить волнения монаст. крестьян, а также пополнить гос. казну, истощенную в ходе Семилетней войны, пр-во в 1757 приказало создать спец. комиссию по проведению С. и решило передать управление монаст. и церк. вотчинами офицерам. Сопротивление духовенства на время задержало проведение этой меры. Новая волна крест. волнений привела к тому, что в 1762 пр-во Петра III опубл. подготовленный при Елизавете указ о проведении С. Возмущение духовенства и борьба придворных группировок за власть заставили Екатерину II на время - до 1764 - приостановить проведение С. В 1786 С. была распространена и на терр. Украины. Ок. 1 млн. душ муж. пола монаст. крестьян России (без Украины и Прибалтики) перешли в казну и стали наз. экономическими крестьянами. Для их управления была создана Коллегия экономии. При проведении С. к крестьянам перешла большая часть тех земель, к-рые они обрабатывали для церк. феодалов. С. была вызвана прежде всего страхом пр-ва перед волнениями крестьян. Она свидетельствовала о разложении феод.-крепостнич. системы в России. Проведя С., пр-во сохранило за гос-вом монаст. крестьян и не раздавало их помещикам, на чем настаивало дворянство.

Лит.: Милютин В., О недвижимых имуществах духовенства в России, М., 1862; Горчаков M., Монастырский приказ (1649-1725 г.), СПБ, 1868; его же, О зем. владениях всеросс. митрополитов, патриархов и св. Синода, СПБ, 1871; Завьялов A., Вопрос о церк. имениях при имп. Екатерине II, СПБ, 1900; Верховский П. В., Населенные недвижимые имения св. Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Вел., СПБ, 1909; Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.), сб., М., 1967.

С. М. Троицкий. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
франц. secularisation, от позднелат. saecularis - мирской, светский), антихристианская политика российских императоров XVIII в. (прежде всего Петра I и Екатерины II), направленная на ослабление духовного влияния Православной Церкви и обращение ее имущества в светскую собственность.
Великой ошибкой Петра I было переустройство на немецкий лад быта русского народа, который был весь проникнут церковностью, так как наши предки до Петра по церковному и монастырскому уставу распределяли время своей жизни, и все, касательно их одежды, общественного этикета и взаимных отношений членов семейства, носило на себе печать религии и считалось православным, в отличие от "басурманского" - еретического.
Но эта ошибка стала еще более тяжкой и даже гибельной для России, благодаря тому что Петр в своих реформах производил ломку нашей православной веры на почве явных своих симпатий к протестантизму. В его указе от 22 февраля 1722 на имя Святейшего Синода говорится: "Чтобы в Москве и городах из монастырей и приходских местных церквей ни с какими образами к местным жителям в домы отнюдь не ходить. Смотреть, чтобы с образами по Москве, по городам и уездам для собирания на церковь или на церковное строение отнюдь не ходили. А кто будет ходить, тех брать". В том же году, 28 марта Петр издал указ, возбудивший в Москве сильное волнение. В этом указе воспрещалось устроение часовен на торжищах и перекрестках, в селах и других местах и совершение здесь пред иконами священниками богослужений. Указ определяет: "Пред вышеупомянутыми вне церквей иконами мольбы и свещевозжения, тамо безвременно и без потребы бываемыя, весьма возбранить. Также и часовен отныне в показанных местах не строить, и построенные деревянные разбирать, а каменные употребить на иныя потребы тем, кто оныя строил". В одном из своих указов Синоду Петр ограничивает и другие проявления религиозности русского народа, "понеже всю надежду, - говорится здесь, - кладут на пение церковное, пост, поклоны и тому подобное, в них же строение церквей, свечи и ладан".
Согласно таким взглядам Петра был издан регламент, в котором изложены были правила относительно религиозного воспитания народа и который представляет собой колкую сатиру на религиозность наших предков. Руководствуясь этим регламентом, Синод издал постановления против обрядности, крестных ходов, хождения с образами, дорогих окладов на иконах, умножения часовен, годичного хранения артоса, богоявленской воды и т.п.
Еще пагубнее для русского благочестия были мероприятия Петра, имевшие своей целью реформировать наши монастыри, каковые были выражены в его указе от 31 января 1724.
По учению св. Феодора Студита, "как Ангелы являются светом для иноков, так иноки являются светом для мирян". Это святоотеческое учение нашло себе наилучшее воплощение в жизни допетровской России, когда идеалом русского благочестия и руководителями нравственно-христианской жизни русского народа были иноки. Не так смотрел Петр на монашество. Воздавая похвалу первоначальным монастырям глубокой древности за их трудолюбие, он в упомянутом указе говорит, что лет через сто от начала сего чина монахи стали ленивыми, тунеядцами и развращенными. Здесь резко осуждается умножение монастырей в Константинополе и в ближайших ему местах, что оказалось будто бы причиной поразительной малочисленности воинов, которые так нужны были при осаде Константинополя врагами греков. "Сия гангрена, - сказано в указе, - зело было и у нас распространяться начала". По воззрению Петра, монахи не стоят на высоте своего призвания, едят даровой хлеб и никакой прибыли от сего обществу нет. Поэтому он требует, чтобы в русских монастырях были благотворительные учреждения для престарелых солдат и устроены были семинарии, откуда бы образованные воспитанники, ищущие монашества для архиерейства, могли бы постригаться по достижении 30-летнего возраста. А незадолго до своей смерти государь издал указ, чтобы московские монастыри: Чудов, Вознесенский и Новодевичий - были предназначены для больных, старых и увечных, Перервинский - для школы, Андреевский - для подкинутых младенцев. Вообще, число монахов в России при Петре было очень ограничено, они были стеснены особыми правилами, а самые монастыри были по преимуществу обращены в богадельни.
Главное зло, и притом для всей России, заключалось здесь в том, что Петр отобрал у монастырей и вообще у русской Церкви ее имущество. Последнее представляло собой дары, которые приносились верующими в Церковь во исполнение Божественной заповеди: давать Господу десятину от своих имений. Это церковное имущество было Божественной собственностью и потому закреплялось за Церковью св. канонами как неприкосновенное и неотчуждаемое. "Монастырям, - говорится в 24-м правиле IV Вселенского Собора, - однажды освященным по изволению епископа, пребывать монастырями навсегда, и принадлежащие им вещи хранить в монастыре, и впредь не быть им мирскими жилищами. Допускающие же это подлежат наказаниям по правилам". То же самое устанавливается и 49-м правилом VI Вселенского Собора, а также 1-м правилом Двукратного Собора и 12-м правилом VII Вселенского Собора.
Ввиду такой священной неприкосновенности церковного имущества, византийским императором Маврикием был издан следующий закон: "Если кто ради овладения ли или по взятке причинит обиду Церкви или захватит вещи, отданные Богу и Его Церкви, и что находится под митрополитами, архиепископами, епископами и монастырями, будут ли то доходы или имущество, то пусть он не видит милости Св. Троицы в день судный, но отпадет от христианского имени, как отпал Иуда от 12-ти апостолов и да будет проклят всеми святыми".
В соответствии с этим и наши русские великие князья и цари ограждали от захвата церковное имущество своими заклятиями. Так, в уставе свв. Владимира и Ярослава проклятию предаются те, которые захватят доходы Церкви. В своей грамоте Иверскому монастырю от 6 марта 1654 царь Алексей Михайлович таким же проклятием ограждает эту обитель от захвата пожертвованного им имущества. Так поступали и другие князья и цари и вообще церковные благотворители.
Ясно, что отобрание церковного имущества в другие руки является тягчайшим грехом нарушения Божественной заповеди и св. канонов, низводит страшные проклятия и в сей и в будущий век от церковных благотворителей и есть, по существу, святотатство. Гибельные последствия этого греха не замедлили сказаться еще при жизни Петра.
Монастыри в России не только учили русский народ жизнью своих истинных иноков, но и озаряли его истинным христианским просвещением. Превращая их в благотворительные учреждения, Петр тем самым уничтожал основу для истинного просвещения России. Это в особенности достигалось отнятием монастырских и архиерейских имуществ при возобновлении Петром Монастырского Приказа 24 января 1701. Через этот Приказ Петр, упразднив патриаршество, лишил Церковь ее самостоятельности и средств для приобретения книг и учреждений школ к просвещению русского народа.
Таким образом, отобрание церковных имуществ было великим злом для всей России, ибо последняя лишилась истинного, церковного и патриотического просвещения, которое распространяла Церковь благодаря своим богатым средствам. Интересно отметить, что так смотрел на отнятие у Церкви ее имуществ и наш гениальный Пушкин. Еще в ранней своей молодости, проживая в Кишиневе, он высказал однажды свое письменное мнение, что отобрание церковных имений нанесло сильный удар просвещению народа в России.
Гибельность этой реформы сказалась тогда же, именно в том, что за недостатком церковных средств стали закрываться прекрасные школы при святительских кафедрах. Одной из таких школ была образцовая семинария свт. Димитрия в Ростове.
Обнищание архиерейского дома свт. Димитрия дошло до такой степени, что ему не только нельзя было содержать своей школы, но нечего было подать просящему милостыню. Это обстоятельство, в связи с неприятностями, которые чинил свт. Димитрию присланный от Монастырского Приказа стольник, а также некоторые реформы Петра, направленные против Церкви, побудили свт. Димитрия обратиться к митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому с письмом, в котором он писал ему как своему другу: "Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие".
К великому сожалению, православная вера разрушалась не только реформами Петра, но и личным его поведением. Мы имеем в виду учреждение им так называемого "Всешутейшего и всепьянейшего синода", в котором он кощунственно и открыто перед русскими людьми высмеивал иерархические степени до патриарха включительно и в котором сам участвовал, принявши на себя должность протодиакона.
Разумеется, такая противоцерковная деятельность Петра не могла остаться без протеста со стороны нашей иерархии, и прежде всего ее главы - последнего патриарха Адриана. Между ним и Петром была глубокая рознь. Он резко осуждал вводимые царем новшества, но вскоре, к неудовольствию народа, вынужден был замолчать, в особенности после не принятого Петром печалования патриарха за опальных стрельцов.
После смерти патриарха открыто протестовал против Петра в защиту православной веры и основанного на ней порядка и быта в России местоблюститель патриаршего престола, друг свт. Димитрия Ростовского, митрополит Рязанский Стефан Яворский. Митр. Стефан был человеком больших дарований, большого ума, блестящего европейского образования. Мужественный, благородный, откровенный, он говорил правду Петру, окруженному протестантами. За это царь возненавидел Стефана как непримиримого стойкого врага своего. Петр, хотя сам возвысил его, настолько с ним разошелся, что стал уклоняться от свиданий с ним. Впрочем, такое отношение Петра к митр. Стефану не остановило последнего от протестов, которые он подавал царю против новшеств в духовной жизни русского народа, несмотря на то что эти протесты обрушивались на его же голову, вызывая против него царский гнев. Он даже не страшился открыто обличать Петра в своих проповедях.
Так, в своем слове по поводу тезоименитства находившегося тогда за границей царевича Алексея, в день памяти св. Алексия, человека Божия, митр. Стефан жалел царевича и открыто становился на его сторону, осуждая Петра за ссору с царственным сыном, которая окончилась для последнего столь прискорбно. "О, угодниче Божий, - говорил он здесь, - не забуди и тезоименинника твоего и особенного заповедей Божиих хранителя и твоего преисправного последователя. Ты оставил еси дом свой - он такожде по чужим домам скитался. Ты удалился от родителей - он такожде. Ты лишен от рабов, слуг, подданных, другов, сродников, знаемых - он такожде. Ты человече Божий - он такожде раб Христов. Молим убо, святче Божий, покрый своего тезоименинника, едину нашу надежду".
А в другом своем слове митр. Стефан, обличая Петра за восстание против православной веры и благочестия, говорит: "Море свирепое, море - человече законопреступный - почто ломаеши, сокрушавши и разорявши берега? Берег есть закон Божий; берег есть - во еже не прелюбы сотворите, не вожделети жены ближнего, не оставляти жены своея; берег есть во еже хранити благочестие, посты, а наипаче четыредесятницу, берег есть почитати иконы".
Так мужественно обличал Петра в своих проповедях и свт. Димитрий Ростовский. Правдолюбивый святитель, подобно Стефану Яворскому, не склонял пред гневом Петра головы своей.
В одной из своих лучших проповедей святитель обличал чрезвычайную гневливость царя, а в другой он говорил: "Смертен тя быти памятствуй, о царю, а не во веки живуща - днесь вси тебе предстоят, а утро сам един останешися в недрах земных. Днесь всем страшен, а утро мертва тя кто убоится. Днесь неприступен еси, а утро лежащь во гробе, ногами всех попираем будещи". Признавая пользу некоторых реформ Петра, он резко осуждал то, что шло против Православной Церкви. Когда, по распоряжению царя, был издан указ о несоблюдении постов в полках, один солдат был судим за то, что, вопреки воле начальства, он не желал нарушить пост. Это распоряжение о постах возмутило свт. Димитрия, и он произнес резкое слово о двух пирах - Иродовом и Христовом. В проповеди обличаются блудники и пьяницы, подражающие Бахусову ученику Лютеру, разрешающие посты в полках.
Конечно, не могла примириться с таким лютеранским отрицательным отношением к православной вере и большая часть епископов нашей Церкви, выступления которых против Петра вызвали с его стороны ужасный террор против них. Мы это говорим, имея в виду свидетельство Л.А. Тихомирова, основанное на документальных данных, приводимых историком А.П. Доброклонским в его труде "Синодальный период". "За первое десятилетие, - говорит Тихомиров, - после учреждения Синода большая часть русских епископов побывала в тюрьмах, были расстригаемы, биты кнутом и т.п. Я это проверял по спискам епископов в сочинении Доброклонского. В истории Константинопольской Церкви, после турецкого завоевания, мы не находим ни одного периода такого разгрома епископов и такой бесцеремонности в отношении церковного имущества".
В итоге противоцерковных реформ Петра в жизни русских людей получилось охлаждение к православной вере и всем внешним формам ее проявления. Умножились вольнодумцы, осуждавшие, по началам протестантским, православную обрядность. Еще современное Петру русское образованное общество, проникаясь европейскими протестантскими взглядами, начало стыдиться своей прежней детской и простодушной религиозности и старалось скрывать ее, тем более что она открыто с высоты престола и начальственными лицами подвергалась резкому осуждению.
Но и этим не исчерпывается зло, которое причинил Петр России. Русская Церковь могла бы с успехом бороться с отступлением от православной веры русских людей на почве протестантизма посредством школьного просвещения. Но Петр отнял у Церкви имущество. В силу этого, просвещение русского народа не было в введении Церкви, распространялось не на исконных исторических началах нашей православной веры, но с XIX столетия даже внедряло отрицательное отношение к вере и потому в себе таило гибель России.
К сожалению, не сразу после Петра стали возглавлять Россию наши императоры, которые были покровителями православной веры и защитниками ее не только для России, но и для других православных стран. Русскому народу пришлось и после Петра пережить ряд глубоких потрясений в своей вере. Мы имеем в виду прежде всего царствование имп. Анны Иоанновны, когда окружавшие ее немцы-протестанты во главе с масоном Бироном открыто гнали православную веру, а затем долгое царствование имп. Екатерины II.
Последняя исполняла все требования наружного благочестия, восхищалась проповедями митр. Платона, целовала руки у духовенства, шла в крестных ходах, бывала в Св.-Троицкой Сергиевой лавре; однако не имела православной настроенности и ценила религию, как и Петр, исключительно с точки зрения ее политического значения - ее пользы для государства. В особенности плохо было то, что она преклонялась, и даже чрезмерно, пред безбожником Вольтером, заискивала пред ним и советовалась с ним в своих планах касательно тех или других реформ для России.
Отсюда для нее естественно было назначать на должность обер-прокурора Св. Синода таких неправославных лиц, каковыми были масоны Мелиссино и Чебышев. Первый из них предложил Св. Синоду снабдить синодального депутата для заседания в Комиссию Уложения такими предложениями относительно реформ в церковной жизни: ослабить и сократить посты, уничтожить почитание икон и св. мощей, запретить ношение образов по домам, сократить церковные службы для избежания в молитве языческого многоглаголания, отменить составленные в позднейшие времена стихиры, каноны, тропари, назначить вместо вечерни и всенощных бдений краткие моления с поучениями для народа, прекратить содержание монахам, дозволить избрание из священников епископов без пострижения в монашество, с разрешением архиереям проводить брачную жизнь, разрешить духовенству носить "пристойнейшее платье", отменить поминовение умерших, дозволить вступать в брак свыше трех раз и запретить причащать младенцев до десятилетнего возраста. Св. Синод отклонил эти предложения и составил свой наказ.
Обер-прокурор Чебышев был совершенно неверующим человеком. Он открыто перед публикой заявлял о своем неверии в бытие Божие, непристойно держал себя в присутствии членов Св. Синода, позволяя себе недопустимые ругательства, задерживал издание сочинений, направленных против распространявшегося тогда модными писателями неверия.
Таким образом, если при Петре Русской Церкви пришлось тяжко страдать от протестантизма, то при Екатерине II Церковь переживала сильное давление не только от протестантизма, но и от неверия.
Но особенно тяжкий удар Екатерина II нанесла Церкви через окончательное отобрание в казну монастырских имений и введения монастырских штатов. В силу этой пагубной для Церкви реформы сразу было закрыто из 954-х ранее существовавших монастырей 754; следовательно, осталась в России лишь пятая часть их. При отобрании церковных имений было дано обещание обеспечить духовные школы и духовенство, но оно не было исполнено государственной властью. К тому же последняя не получила от этой реформы большой пользы, так как огромная часть монастырских имений была роздана императрицей в дар ее фаворитам.
Ясно, каким болезненным ударом по сердцу верующих русских людей была эта реформа. Запустели места, освященные подвигами св. иноков. Заросла тропа, по которой направлялись народные массы к святым старцам для духовного руководства, к святым могилам - для молитв. Закрылось при церквах и монастырях множество школ, больниц и богаделен. Вместе с закрытием монастырей остановилось и великое дело просвещения инородцев в Сибири и других местах необъятной России. Народное чувство было слишком возмущено, ибо отобрание церковных имуществ было вопиющим нарушением прав собственности и воли тех, которые завещали свои имения церквам и монастырям на дела благотворения, на поддержание иночества и на помин души. Эта реформа была в глазах народа великим грехом, ибо на пожертвования в пользу церквей и монастырей, о чем было сказано выше, Церковь всегда смотрела как на посвященное Богу.
Поэтому современники этого грустного явления в жизни Церкви не могли не протестовать. Самым резким был протест со стороны Арсения, митр. Ростовского. Его личность вызывала и вызывает глубокое к себе уважение, так как он бесстрашно всегда защищал правое дело. Еще при имп. Елизавете Петровне, назначенный членом Св. Синода, он не явился в Синод для принесения установленной присяги, находя несогласными со своею совестью слова: "Исповедаю же с клятвою крайнего судью духовные сея коллегии быти самую Всероссийскую Монархиню, Государыню нашу", находя, что единственный крайний Судия и Глава Церкви есть Христос, и подал о сем объяснение самой государыне. Он даже подал прошение об удалении на покой по болезни. Но добрая императрица не утвердила доклада об этом Св. Синода и даже лично заботилась о выздоровлении митр. Арсения. С таким уважением она относилась к нему.
В своей епархии митр. Арсений занимался духовно-административными и училищными делами и борьбой с иноверием и расколом. Он составил возражение на поданный протестантами пасквиль против сочинения митр. Стефана Яворского в защиту Православия "Камень веры" и дополнил сочинение исповедника архиеп. Тверского Феофилакта Лопатинского. А также, подражая ревностному борцу против раскола свт. Димитрию Ростовскому, он составил обличение раскольников, оставшееся в рукописи, и дополнил сочинение Феофилакта Лопатинского "Обличение неправды раскольничьей".
Так ревностно трудился в своем архипастырском служении митр. Арсений. Но незабвенным для Русской Церкви он остался по преимуществу за свое выступление против отобрания церковных имуществ. По поводу этого печального события митр. Арсений подавал в Св. Синод один протест за другим. В Неделю Православия он к обычным анафематствованиям присоединил анафему "обидчикам церквей и монастырей".
Обо всех этих поступках митр. Арсения было доведено до сведения Екатерины. Было назначено в Синоде расследование дела о митр. Арсении. Последний был вызван во дворец, где его допрашивали в присутствии самой императрицы. Митр. Арсений говорил столь резко, что императрица зажала себе уши, а ему самому "заклепали рот". Екатерина повелела самому Синоду судить своего собрата. Синод присудил митр. Арсения к лишению архиерейского сана и преданию, по расстрижении из монашества, светскому суду, который должен был за оскорбление ее Величества осудить его на смерть. Но императрица приказала освободить митр. Арсения от светского суда, оставить ему монашество и сослать в дальний монастырь.
История Русской Церкви говорит нам и о другом подвиге во имя православной русской идеологии опять-таки по поводу отобрания церковных имуществ. Это был протест не менее выдающегося иерарха Русской Церкви - Павла, митр. Тобольского.
В ответ на эту разрушительную для нашей родины меру правительства митр. Павел отправил в Синод свое откровенное мнение в резкой форме. Опять возникло дело. Тобольский святитель был вызван в Москву и осужден Синодом на лишение архиерейского сана.
Императрица не утвердила синодального постановления о лишении сана митр. Павла и даже требовала его возвращения в епархию. Но митр. Павел не согласился на это требование и просил Синод разрешить ему жить на покое в Киево-Печерской лавре, где он постригся в иночество и дал обет пребывать в послушании настоятелю. Синод исполнил его просьбу.
Насколько митр. Павел был возмущен отнятием у Церкви имущества и как велика была его ревность о Боге, об этом свидетельствует тот факт, что его, приехавшего из Москвы в Петербург, несколько раз требовала к себе императрица, и он не поехал. Императрица прислала в дар ему 10000 рублей, но он не принял их, находя несправедливым обогащаться ему, служителю Церкви, из рук императрицы в то время, когда Церковь была ею лишена имущества.
Конечно, протесты великих святителей Русской земли - Арсения и Павла - не могли остановить отобрания церковных имуществ. Как люди весьма умные и просвещенные, они сами хорошо понимали это. Своим протестом они показывают, что в борьбе за Церковь и истинное благо русского народа надо жертвовать своим временным благополучием и даже не щадить своей жизни.
Вместе с тем этот протест есть не что иное, как оставленное потомству непререкаемое свидетельство о великом значении церковных имуществ для всей России. Если бы эти имущества были в руках Церкви, то в ее распоряжении осталось бы и просвещение всего русского народа, и он, как воспитанный и просвещенный на началах православной веры, был бы непоколебим гибельными ветрами западных лжеучений.
Архиепископ Серафим (Соболев)

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
163.00 кб

Секуляризация имений восточных монастырей и церквей в Валахии и Молдавии в начале 1860-х гг. И росси

Герд Лора Александровна
Настоящая статья имеет целью проследить в деталях, на основе неизданных архивных материалов, историю секуляризации так называемых преклоненных монастырских имений в Соединенных княжествах Молдавии и Валахии в правление Александра
Читать PDF
116.04 кб

Секуляризация монастырской собственности в объединенном княжестве Валахии и Молдавии при князе Алекс

Ерундов Николай Александрович
Статья посвящена вопросу секуляризации собственности «преклоненных» монастырей Объединенного княжества Валахии и Молдавии, представленному в контексте внешней политики Российской империи на Балканах.
Читать PDF
186.12 кб

«Секуляризация» брачно-семейных отношений в xviii в

Полянский П.Л.
Несмотря на многовековую монополию Русской Православной Церкви в сфере брака, ей так и не удалось в полной мере реализовать здесь предписания канонического права. В то же время государственная власть с XVIII в.
Читать PDF
5.06 мб

Секуляризация земель Соловецкого монастыря в 1764 году

Богданова Александра Владимировна
Статья посвящена оценке последствий секуляризации земельных имуществ Соловецкого монастыря в 1764 году.
Читать PDF
522.28 кб

Секуляризация в Англии XVIII-XIX веков: проблемы историографии

Стецкевич Михаил Станиславович
В статье рассматривается процесс изучения секуляризации в Англии XVIII-XIX веков современной англоязычной историографией.
Читать PDF
991.91 кб

Луи Каравак и секуляризация русского искусства

Андреева Юлия Сергеевна
В статье исследуется творчество Луи Каравака (живопись портретного жанра и произведения декоративно-прикладного искусства, созданные для украшения православных храмов) на предмет соотношения в них светского и религиозного.
Читать PDF
66.46 кб

Ю. Ю. Синелина секуляризация в социальной истории России

In the "Books to Be Published" one may find excerpts from "Secularization in Social History of Russia" by Yulia Yu. Sinelina (Academia Publishing House).
Читать PDF
250.32 кб

Секуляризация в России и национальное самосознание: аксиологический аспект

Цыплаков Дмитрий Анатольевич, Пынтиков Антон Павлович
В статье рассматривается трансформация процессов формирования национального самосознания в России XX века, связанных с религиозной самоидентификацией.
Читать PDF
147.93 кб

Фальсифицированная секуляризация

Бергер Питер
В статье дается панорама религиозного возрождения, которое наблюдается по всему миру. Особое внимание уделяется исламу и евангелическому протестантизму.
Читать PDF
393.32 кб

Секуляризация современной правовой среды и исторический опыт России

Хорунжий С. Н., Арапов А. В.
В настоящей статье рассматриваются вопросы соотношения государства и права, государственной идеологии и религиозной веры в ретроспективным аспекте исторического развития социума и публично-правовых институтов; приводятся аргументы
Читать PDF
296.08 кб

Секуляризация и ее пределы: самосознание и свобода совести в эпоху конфликта цивилизаций

Эпштейн Александр (Алек) Давидович
В статье представлен социально-политологический анализ процесса десекуляризации, происходящего в последние десятилетия практически во всех регионах земного шара. Как указывал Х.
Читать PDF
546.68 кб

Секуляризация и атеизация в советском Союзе в 60-е и 80-е гг. ХХ в

Курилов Виктор Александрович
В статье дан теоретический анализ процесса изменения роли религии в Советском Союзе во второй половине ХХ в. Автор рассматривает секуляризацию и атеизацию как процессы, тесно взаимосвязанные, но не тождественные.
Читать PDF
571.86 кб

Европейские церкви и демократические институты: возвращение религии или секуляризация христианства?

Лункин Роман Николаевич
В статье проанализирована роль христианских конфессий в постсекулярном обществе в контексте реструктуризации религиозных организаций в условиях глобального «рынка религий» и приватизации религии.
Читать PDF
696.59 кб

Секуляризация и клерикализация в мире и в русской православной церкви в современных условиях

Осьмачко Сергей Григорьевич
Рассмотрены современные трактовки понятий «секуляризация» и «клерикализация» как тенденций взаимодействия социальных институтов.
Читать PDF
133.18 кб

Секуляризация и постмодерн: религиозные процессы в молодежной среде в современной России и Европе и

Ореханов Юрий Леонидович
Статья посвящена актуальному вопросу исследования особенностей религиозности современной российской молодежи.

Похожие термины:

  • Секуляризация церковных земель

    от лат. secularis — светский) — перевод государством земельных владений из церк. собственности в светскую. В первой пол. VIII в. с.ц.з. была проведена Карлом Мартеллом для перераспределения земельного фон
  • СЕКУЛЯРИЗАЦИОННАЯ РЕФОРМА ЕКАТЕРИНЫ II

    в 1762 г. была создана Комиссия о духовных имениях, которой была дана инструкция, предписывавшая проведение описания всего земельного фонда церкви и крестьянских повинностей и рекомендовавшая дух