СЕЛЬКУПЫ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЕЛЬКУПЫ
устаревшее - остяко-самоеды), народ в Российской Федерации (3,6 тыс. человек), в Ямало-Ненецком автономном округе и других районах Тюменской области, в Томской области и Красноярском крае. Язык селькупский, относящийся к самодийским языкам. Придерживаются традиционных верований (анимизм, шаманизм).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Селькупы
остяко-самоеды, - народ в Томской, Тюменской областях и Красноярском крае. Численность 3,6 тыс. чел. (1992). Селькупский язык относится к самодийской группе уральских языков. Селькупы сложились в ходе длительного взаимодействия и слияния аборигенного населения среднего течения р. Обь с проникшими сюда в начале н.э. из района Саян самодийскими племенами. В 17 в. часть селькупов переселилась к северу, на р. Таз, а позднее на р. Турухан. Занятия – охота и рыболовство, у северных групп – и оленеводство. С 18 в. селькупы подверглись массовому крещению, но продолжали сохранять древние религиозные представления и обряды. Антрополо гически принадлежат к уральской расе. См. Самодийские народы, Уральская раса, Россияне, Чулымцы.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

СЕЛЬКУПЫ
народ в Сибири, говорящий на языке самодийской группы. Живут на С. Томской обл. Красноярского края и в Ямало-Ненецком нац. округе РСФСР. Числ. 3,7 тыс. чел. (1959). В нач. 18 в. С. подверглись массовому крещению, но продолжали сохранять древние религ. представления и обряды. С. сложились в результате длит. взаимодействия и слияния аборигенов басс. среднего течения р. Оби с проникшими сюда в нач. н. э. из р-на Саян самодийскими племенами. В 17 в. часть С. переселилась на р. Таз, а позднее - и на р. Турухан. Наименование С. - самоназв. сев. С., южные именуют себя чумыль-куп, суссе-кум, шош-кум (земляной или таежный человек). До Окт. революции юж. С. называли нарымскими, туруханских - баихинскими, тазовских - тымско-караконскими остяками, или остяко-самоедами (за сходство их культуры с культурой хантов и кетов). Сейчас юж. С. почти слились с окружающим рус. населением. В прошлом С. занимались охотой и рыболовством, северные - и оленеводством. В наст. время объединенные в совхозы, колхозы и промхозы С. наряду с традиц. занятиями развивают животноводство и земледелие.

Лит.: Народы Сибири, М.-Л., 1956 (библ. на с. 1007); Бояршинова З. Я., Население Западной Сибири до начала русской колонизации, Томск, 1960; Долгих Б. О., Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке, М., 1960, с. 78-102.

З. П. Соколова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Селькупы
остяки, остяко-самоеды - старое назв.), народ в Зауралье, Зап. Сибири. Назв. С. означает "лесной человек". Язык С. относится к самодийской ветви ур. яз. семьи, разделяется на 3 диалекта: тазовский, тымский и кетский. С. состоят из двух тер. разобщенных групп - сев. и юж. Сев. расселена в басс. р. Таз и Турухан, юж. - в Томском (Нарымском) Приобье. Ныне юж. группа живет в Томской обл., сев. - в Красноярском крае и Ямало-Ненецком авт. окр. Тюменской обл. По переписям 1897 и 1926-27 числ. С. составляла ок. 6 тыс. чел., по переписи 1989 - ок. 3,5 тыс.    Впервые С. упоминаются в письменных источниках XVI в., где они именуются Пегой Ордой. Насчитывавшая до 400 воинов и возглавляемая князцом Воней, Пегая Орда оказала сопротивление дружинам рус. воевод. Воня состоял в унии с ханом Кучумом, но и после падения Сибирского ханства продолжал борьбу за независимость, отказываясь от уплаты ясака (дани). Лишь после сооружения в 1595 Нарымского острога Пегая Орда была подчинена Моск. царю. Ч. С. ушла на р. Таз - тогда и сложилась сев. группа. С XVIII в. С. были обращены в православие.    В дорус. период у С. были распространены укрепленные городки "кочи", обнесенные оборонительным валом, рвом и частоколом. Позднее селения строились без оборонительных сооружений, на высоких берегах. Обычно пос. состояло из небольшого числа жилищ (от 2 до 10), установленных в ряд вдоль р. или беспорядочно. Жилищами служили землянки "карамо", приваленные песком или дерном каркасно-столбовые дома "пой-мо", срубные постройки, у сев. селькупов - чумы.    Осн. отраслями х-ва юж. С. были охота и рыболовство, в качестве транспорта использовались лошади и собаки. У сев. С. средством передвижения были упряжки оленей (оленеводство было заимствовано С. у ненцев и эвенков). Рыболовство осуществлялось посредством крапивных сетей, запорных сооружений, крючково-остроговых снастей. Осн. охотничьими орудиями являлись лук со стрелами, самострельные установки, давящие ловушки. Продукция промыслов составляла осн. пищевого рациона, служила сырьем для изготовления зимней меховой одежды "парка", "сокуй", обуви "пеема". Пушнина играла роль торг. эквивалента и средства уплаты податей. В XIX в. меновой единицей была связка из 10 беличих шкурок "сарум". Во внутр. обмене товарами служили также рыба, олени, лошади, луки со стрелами, лодки. В торговле с рус. в обмен на пушнину, рыбу, ягоды, орехи приобретались металлические предметы, оружие, ткань, пищевые продукты. Среди С. выделялись "таксыбылькуп" (товарные люди), занимавшиеся посреднической торговлей.    Родовой орг-ции С. свойствен счет родства и экзогамные установки по отцовской линии. Роды С. различались по назв. (напр., "Орла", "Кедровки", "Медведя", "Лебедя") и тер. расселения. Особую соц. роль играли шаманы "тэтыпы", выступавшие в качестве врачевателей, предсказателей, военных вождей, духовных судей. В представлениях С. мироздание делилось на Небо "Ноп", Преисподнюю "Кызы" и Землю, судьбу к-рой вершила "Илынта Кота" (Старуха жизни). Гл. роль в фольк. сюжетах играл культовый герой Ича - сын Неба, воитель, защитник людей, трикстер.    Лит.: Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск, 1972; Она же. Селькупы XVII в.: Очерки социально-экономической истории. Новосибирск, 1981; Гемуев И.Н. Семья у селькупов (XIX - начало XX в.). Новосибирск, 1984.    Головнев А.В.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Селькупы Верхнего Таза: межкультурные связи и пути сообщения с населением соседних речных бассейнов

Адаев Владимир Николаевич
Рассмотрен круг культурных связей и путей сообщения селькупов Верхнего Таза с населением соседних речных бассейнов Енисея, Ваха и Пура в XVIII-ХХ вв.
Читать PDF
0.00 байт

Северные селькупы: система традиционных взглядов в зеркале одного интервью

Степанова Ольга Борисовна
Через призму одной беседы с информантом рассматривается система традиционного мировоззрения северных селькупов и выявляются некоторые неизвестные ее элементы.
Читать PDF
0.00 байт

Селькупы села Совречка

Степанова Ольга Борисовна
Статья посвящена проблеме субэтнической и этнической принадлежности небольшой группы селькупов, проживающей в районе с.
Читать PDF
0.00 байт

Трансформационные процессы в духовной культуре селькупов и хантов Томской области в 1990-2000-е годы

Кошелева Елена Юрьевна
Данная статья рассматривает изменения в духовной культуре селькупов и хантов, проживающих на территории Томской области.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу об участии российских переселенцев в сложении нарымских селькупов в конце XVIII первой пол

Боброва Анна Ивановна, Воробьев А. А.
Рассмотрено участие российских переселенцев в формировании нарымских селькупов в конце в XVIII первой половине XIXв. на материалах погребений Тискинского курганного могильника.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о культовых местах тазовских селькупов

Белич Игорь Владимирович, Белич Ир В.
Статья посвящена одному из важнейших аспектов традиционного мировоззрения селькупов культовым местам. Основное внимание уделено естественным природным объектам, которые считались обиталищами духов.
Читать PDF
328.80 кб

Факторы формирования языковой ситуации у южных (нарымских) селькупов в 1920-30-е годы

Тучков Александр Геннадьевич
Статья посвящена анализу условий функционирования языка нарымских селькупов в 1920-1930-е гг. В основе статьи лежат документальные материалы Государственного архива Томской области.
Читать PDF
0.00 байт

Термины официальной идентификации южных селькупов (по документам XX века)

Шаховцов К. Г.
В статье представлены в хронологической последовательности и контексте их бытования термины, на протяжении XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Химический анализ костной ткани нарымских селькупов

Багашев Анатолий Николаевич, Московченко Дмитрий Валерьевич, Ражев Дмитрий Иванович, Пошехонова Ольга Евгеньевна
Для определения структуры питания селькупов был проведен микроэлементный анализ костных останков. Формирование состава живых организмов происходило на фоне высокой водомиграционной активности Ca, Sr, Fe, Mn и низкой Zn и Cu.
Читать PDF
0.00 байт

О расселении селькупов в Приобье по топонимическим данным г. -Ф. Миллера

Тучкова Наталья Анатольевна
Рассматривается топонимический материал из Путевых записок Г.-Ф. Миллера, записанный им у нарымских и кетских остяков в 1740 г. Основное внимание уделяется гидронимии.
Читать PDF
507.93 кб

Традиционное рыболовство среднеобских селькупов в период радикальных экономических изменений 1920-30

Тучков Александр Геннадьевич
Статья основана на архивных материалах ГАТО и НА ТОКМ 1920-30-х гг. В центре внимания механизмы изменения культуры селькупов в переломное для российской экономики время.
Читать PDF
509.06 кб

К вопросу о выделении брачных классов в системе родства нарымских селькупов

Шаховцов Кирилл Геннадьевич
Критически рассматривается гипотеза Г. И. Пелих о существовании брачных классов в системе родства южных селькупов и основанной на них кольцевой связи.
Читать PDF
0.00 байт

«Большая война» и демографическая ситуация у среднеобских селькупов

Тучков Александр Геннадьевич
Статья посвящена вопросу участия селькупов в Великой Отечественной войне. Основной акцент делается на установление довоенной численности селькупов Нарымского края и количества их потерь во время войны.
Читать PDF
0.00 байт

Музыкально-инструментальная культура селькупов: к истории изучения

Губайдуллин Фиргат Фирзатович
Статья посвящена музыкально-инструментальной культуре северных селькупов, проживающих в Ямало-Ненецком национальном округе Тюменской области Российской Федерации.
Читать PDF
193.26 кб

Духовная культура селькупов в освещении Кая Доннера

Андреева Ксения Николаевна
Речь идет о духовной культуре селькупов аборигенного населения Сибири. В основу положены дневниковые записи финского лингвиста Кая Доннера «Bei den Samojeden in Sibirien».