Семь чудес света

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Семь чудес света
в представлении античного общества наиболее выдающиеся памятники культурного наследия: древнеегипетские пирамиды; храм Артемиды в Эфесе (ок. 550 г. до н.э.); Мавзолей в Геликарнасе (сер. IV в. до н.э.); террасные «висячие сады» Семирамиды в Вавилоне (VII в. до н.э.); статуи Зевса и Олимпии (ок. 430 г. до н.э.), Гелиоса в Родосе (Колосс Родосский, ок. 292 – 280 гг. до н.э.); маяк в Александрии (ок. 280 г. до н.э.).

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА
так назывались в древности семь замечательных сооружений: 1) пирамиды Египта; 2) Фарос — маяк близ Александрии, построенный Птолемеем II на острове того же названия; 3) стены и висячие сады Вавилона; 4) храм Артемиды, или Дианы, в Эфесе; 5) колоссальная статуя олимпийского Зевса, изваянная Фидием; 6) мавзолей Артемизии в Галикарнассе; 7) Колосс Родосский — огромная бронзовая статуя Гелиоса, стоявшая при входе в гавань города Родоса.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА
в представлении античного общества наиболее прославленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе — около 550 г. до н. э., Мавзолей в Галикарнасе середины IV в. до н. э., террасные, так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне VII а. до н. э., статуи Зевса и Олимпии — около 430 г. до н. э., Гелиоса в Родосе — так называемый колосс родосский — около 292—280 гг. до н. э., маяк в Александрии — около 280 г. до н. э.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Семь чудес света
в античной традиции наиболее прославленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды; висячие сады Семирамиды в Вавилонии, 6 в. до н.э.; храм Артемиды в Эфесе, около 550 г. до н.э.; Мавзолей в Галикарнасе, середина 4 в. до н.э.; статуи - Зевса в Олимпии, около 430 г. до н.э., Гелиоса на Родосе (так называемый Колосс родосский), около 292- 280 гг. до н.э.; маяк в Александрии, около 280 г. до н.э. Из семи чудес света сохранились лишь пирамиды.

Источник: Исторический словарь

Семь чудес света
Семь чудес света (Seven Wonders of the World), самые знаменитые рукотворные памятники Древн. мира. Обычно к ним относили: егип. пирамиды; т.н. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне - террасные сады, создание к-рых приписывается Навуходоносору II; статую Зевса в Олимпии, облицованную золотом и слоновой костью (работа афинского скульптора Фидия, ок. 430 г. до н.э.); храм Артемиды в Эфесе, построенный в сер. 6 в. до н.э. с помощью Креза и сожженный в 356 г. до н.э., позже восстановленный и перестроенный, но потом окончательно разрушенный готами в 263 г. н.э. позже; Мавзолей в Галикарнассе; Родосский колосс (Родос), огромную (вые. 30,5 м) статую из бронзы, изображавшую бога Солнца и сооруженную родосцами ок. 292-280 гг. в гавани своего города в память об отражении нападения Деметрия Полиоркета (305); Александрийский маяк, гигантское сооружение, построенное Птолемеем II ок. 280 г. до н.э. на о. Фарос у входа в бухту Александрии.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА
со времени эллинизма существ. традиция выделять семь антич. произвед. архитектуры и иск-ва, не имеющих себе равных благодаря величеств. размерам, красоте, драгоц. отделке и неповторимости. Выражение «чудо света» содержит понятие о чем-то волшебном, сверхъест. Лат. обознач. — семь чудес света — явл. неточ. переводом первонач. греч. — семь достопримеч. творений ойкумены (обитаем. мира). Самый древ. перечень С. ч. с. (2 в. до н.э.) включ. в себя: стены Вавилона, статую Зевса в Олимпии, сдел. Фидием из золота и слоновой кости, т.н. «висячие сады» в Вавилоне, ошибочно приписыв. Семирамиде, Колосс Родосский, пирамиды под Мемфисом, Мавзолей в Галикарнасе, а также храм Артемиде в Эфесе. Назван. шедевры впослед. были частич. заменены. Так, к С. ч. с. причисл. позже: алтарь на о. Делос, дворец Кира (предполож. находивш. в Персеполе, Экбатане или Пергаме), егип. Фивы, статую сидящ. Мемнона там же, храм Зевса и Кизике, маяк на о. Фарос под Александрией, статую Асклепия в Эпидавре, скульптуру Афины Парфенос работы Фидия на афинск. Акрополе. Среди С. ч. с. назыв. также рим. постройки, напр., Капитолий и Колизей; визант., такие, как храм св. Софии; библ. — Ноев ковчег и храм Соломона в Иерусалиме.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Семь чудес света
Со времени эллинизма существует традиция выделять семь античных произведений архитектуры и искусства, не имеющих себе равных благодаря величеств, размерам, красоте, драгоц. отделке и неповторимости. Выражение «чудо света» содержит понятие о чем-то волшебном, сверхъесгеств. Лат. обозначение septem miracula mundi семь чудес света — является неточным переводом первоначального греч. hepta theamata tes oikumenes –семь достопримечательных творений ойкумены (обитаемого мира). Самый др. перечень С. ч. с. (2 в. до н. э.) включает в себя: стены Вавилона, статую Зевса в Олимпии, сделанную Фидием из золота и слоновой кости, т. н. «висячие сады» в Вавилоне, ошибочно приписываемые Семирамиде. Колосса Родосского, пирамиды под Мемфисом, мавзолей в Галикарнасе, а также храм Артемиды в Эфесе. Названные шедевры впоследствии были частично заменены. Так, к С. ч. с. причисляли позже: алтарь на Делосе, дворец Кира (предположительно находившийся в Персеполе, Экбатане или Пергаме), егип. Фивы, статуи сидящего Мемнона там же, храм Зевса в Кизике, маяк на о. Фарос под Александрией, статую Асклепия в Эпидавре, скульптуру Афины Парфенос работы Фидия на афинском Акрополе. Среди С. ч. с. называли также рим. постройки, например Капитолий и Колизей; византийские, такие, как храм св. Софии; библейские — Ноев ковчег и храм Соломона в Иерусалиме.

Источник: Словарь античности. 1989

Семь Чудес Света
лат. septem miracula mundi)
   семь произведений древней архитектуры и скульптуры, которые, по мнению современников, не имели себе равных по величию, красоте и неповторимости: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, храм Артемиды Эфесской и статуя Зевса Олимпийского. До нашего времени дошло лишь одно из этих чудес - египетские пирамиды, об остальных имеются только отрывочные упоминания в древних литературных источниках. Авторитет древнего искусства способствовал тому, что все позднейшие шедевры искусства и достижения человечества до сих пор оцениваются выражением «восьмое чудо света».
   Можейко И. 7 и 37 чудес. М., 1980; Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес света. М., 1963.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Египетские пирамиды под Мемфисом, галикарнасский мавзолей, вавилонские "висячие сады", эфесский храм Артемиды, статуя Зевса в Олимпии работы Фидия, Колосс Родосский и александрийский маяк (огромная фаросская крепость с маяком, где, по мнению Гомера, находилось жилище Протея; его построил в 279 до н. э. архитектор Сострат, служивший у Птолемеев; маяк был посвящен "богам-спасителям", в число которых входили Кастор, Поллукс и царствующая чета). Это грандиозное сооружение имело высоту более 120 м и заканчивалось отражающим свет фонаря "зеркалом" (полурефлектором-полутелескопом) и статуей Посейдона.
   Составляющие "семерки" варьировались; так, на "чудеса света" претендовали: алтарь на Делосе, дворец Кира (Пергам или Персеполь), египетские Фивы, вавилонские стены, храм Зевса в Кизике, Капитолий и Колизей, храм Св. Софии, Ноев ковчег и храм Соломона в Иерусалиме и другие шедевры зодчества или пластического искусства.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   в древ. мире перечень знаменитых памятников архитектуры и скульптуры, в который обычно включали египет. пирамиды в Мемфисе, стены Вавилона и расположенные в нем же висячие сады Семирамиды, статую Зевса в Олимпии работы Фидия, колосс на о-ве Родос, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе. Иногда вместо того или др. памятника называли маяк на мысу Фарос, Капитолий или Колизей в Риме.
   В.Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА
лат. septem miracula mundi), самые знаменитые памятники Древнего мира: египетские пирамиды, «висячие сады» Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды Эфесской, Мавзолей в Галикарнасе, статуя Гелиоса в Родосе (т. н. Колосс Родосский), Фаросский маяк. Традиция выделять выдающиеся памятники архитектуры и искусства появилась в эпоху эллинизма. Список чудес света нередко менялся, однако их количество оставалось неизменным (семерка в древности считалась священным числом).
Три великие пирамиды в Гизе – единственное сохранившееся до наших дней чудо света (см. ст. Пирамиды египетские).
Одной из достопримечательностей древнего Вавилона был дворец царя Навуходоносора II (нач. 6 в. до н. э.). В северо-восточном углу дворца находились т. н. «висячие сады». Они занимали площадку в форме неправильного четырехугольника с наибольшей длиной 42 м и представляли собой семь искусственных террас на толстых каменных столбах, возвышавшихся одна над другой на высоту до 25 м. Платформы террас, сложенные из массивных каменных блоков, покрывал тростник, смешанный с асфальтом; потом шел двойной ряд кирпичей на гипсовом растворе, а сверху были положены свинцовые плиты. На покрытие насыпали толстый слой земли и высаживали самые редкие и красивые растения. Под террасами помещались беседки и гроты. Один из столбов был полым, и в нем находились трубы, по которым с помощью насосов подавалась наверх вода для орошения садов. Согласно преданию, царь велел соорудить эти сады для своей супруги, мидийской царевны, которая тосковала по зеленым гористым склонам своей родины. Греческие авторы ошибочно связали сооружение этих садов с именем ассирийской царицы Шаммурамат (Семирамиды), жившей в кон. 9 в. до н. э.
В Олимпии, где находилось знаменитое общегреческое святилище Зевса, в главном храме возвышалась прославленная 13-метровая статуя бога работы Фидия, выполненная в хрисоэлефантинной технике (5 в. до н. э.). Плащ Зевса был покрыт тонким слоем чеканного золота, золотые пластины украшены инкрустациями с изображениями звезд, цветов и животных. Расписной трон, на котором восседал царь богов, был сделан из золота и слоновой кости. В полу перед статуей находился бассейн, куда наливали воду с оливковым маслом. Масло предохраняло статую от губительной сырости, а маслянистая поверхность жидкости отражала свет, падающий из дверей. Отраженные лучи света окружали голову Зевса мягким сиянием.
Храм Артемиды в г. Эфес в Малой Азии сжег в 356 г. до н. э. безумец по имени Герострат, мечтавший прославиться любой ценой. Греческие авторы рассказывают, что храм сгорел в ту самую ночь, когда родился Александр Македонский. Здание было заново отстроено архитектором Хейрократом. Его окружали 127 мраморных колонн высотой 18 м, на которых были рельефные изображения богов в человеческий рост. Рельефы одной из колонн вырезал Скопас, а Пракситель создал рельефы для алтаря, находившегося в ограде храма. В святилище храма стояла знаменитая статуя многогрудой богини Артемиды высотой 15 м. В римское время храм процветал, но с ослаблением империи стал жертвой разграблений (в частности, готами в 3 в.) и в конце концов разрушился.
Царь малоазийского государства Кария Мавсол задумал соорудить одновременно и усыпальницу, и храм, где бы ему воздавались почести, как богу. Строительство гробницы после смерти правителя продолжили его вдова Артемисия, затем его сын и внук. В мраморном ступенчатом цоколе первого этажа находилась усыпальница царя и царицы (см. ст. Мавзолей).
В память о своей победе в 305 г. до н. э. родосцы воздвигли бронзовую статую бога Солнца Гелиоса. Статуя высотой около 35 м, созданная учеником Лисиппа Харесом, простояла всего 56 лет и была разрушена во время землетрясения. Обломки колосса, пролежавшие на земле более тысячи лет, в 10 в. были распроданы. Согласно примерной реконструкции, Гелиос с лучистым венком на голове стоял на высоком постаменте, слегка откинувшись назад и приложив правую руку ко лбу, как бы всматриваясь в даль, а левой рукой придерживал длинный плащ. При сооружении колосса использовались тонкие листы бронзы, а каркасом послужили каменные столбы и железные брусья.
На о. Фарос у входа в гавань Александрии Египетской в дельте Нила, основанной Александром Македонским, возвышался трехэтажный маяк высотой 120 м, возведенный на прибрежной скале архитектором Состратом Книдским. Стены первого этажа были обращены к четырем сторонам света. Второй этаж представлял собой восьмигранник, облицованный мраморными плитами и ориентированный по направлению восьми главных ветров. Круглый фонарь третьего этажа венчался куполом, на котором стояла бронзовая статуя бога морей Посейдона высотой 7 м. Купол маяка опирался на восемь полированных гранитных колонн. Свет огня, горевшего под куполом, многократно усиливался, отражаясь в системе металлических зеркал, и был виден с расстояния 60 км. Маяк служил также крепостью, где располагался большой гарнизон, и наблюдательным пунктом. Фаросский маяк простоял до 1326 г., когда был разрушен землетрясением.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено схем по теме — 1