Семиты

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Семиты
от имени Сима - одного из сыновей Ноя) - термин, применяемый по отношению к народам, говорящим на семитских языках.

Источник: Исторический словарь

СЕМИТЫ
(англ. Semites). Как и об индоевропейцах, о С. следует говорить как о носителях группы родственных языков. В расовом отношении они не отличаются, например, от раннего средиземноморского населения, представители которого также были невысокого роста, темноволосыми и круглоголовыми . Важную роль в семитских языках играют согласные, обычно три согласные формируют корень слова, гласные могут опускаться. Впервые С. зафиксированы в степях, на краю арабской пустыни, затем они вторгаются на территорию шумеров и основывают царство Аккада (2400 г. до н.э.). Около 2000 г. до н.э. в том же районе, а также в Палестине и Сирии появляются амориты, они оседают здесь и в дальнейшем именуются ханаанеями. При таких же обстоятельствах появляются хабири (древние евреи). В 12 в. до н.э. за аморитами следуют арамейцы (особенно в глубине Сирии). Финикийцы начиная с 9 в. до н.э. распространили семитский язык по всему Средиземноморью, в 7–8 вв. эти территории были покорены арабами. Из числа сохранившихся семитских языков еврейский и арабский являются наиболее важными.

Источник: Археологический словарь. 1990

Семиты
термин, введенный в науку немецкими учеными А.Л. Шлецером и И.Г. Эйхгорном в 80-х г.г. 18 в. для обозначения древних народов, характеризовавшихся принадлежностью к особой семье языков, общим ареалом расселения, общими чертами культуры, сходством материальной культуры и быта. В современной науке термин «семиты» употребляется 1) по отношению к реконструируемой этнической общности, явившейся носителем языка – предка языков многих народов, создавших ряд государственных образований в Передней Азии (прасемиты, протосемиты); 2) по отношению к древним и современным народам, говорящим на языках, входящих в семью семитских языков. На основании ряда научных данных представляется вероятным, что прасемиты (кочевники и скотоводы) населяли некогда северную Сахару, откуда предположительно в начале 5 тыс. до н.э. вследствие интенсивного изменения климата начали продвигаться на восток. По наиболее распространенному мнению, в конце 4 – начале 3 тыс. до н.э. семиты разделились по языку на 2 большие группы – Восточную и Западную. Восточная группа первоначально расселилась в северной части Южного Двуречья, где вошла в соприкосновение с шумерами (начало 3 тыс. до н.э.). Представители этой группы говорили на аккадском языке. С середины 3 тыс. до н.э. аккадцы проникают в южную часть Южного Двуречья и вскоре язык Восточной группы семитов вытесняет шумерский. Дальнейшая судьба этой группы семитов связана с историей Аккада, Вавилонии, Ассирии. Западные семиты делятся на 2 или 3 группы. Одна (северо-западная) расселилась в Палестине, Сирии, Месопотамии двумя волнами. Первыми известными представителями этой группы были амориты и ханаанеи (См. Амориты, Ханаанеи), затем (с конца 2 тыс. до н.э. финикийцы и евреи и особая подгруппа семитов – арамеи (См. Евреи, Арамеи); отдельные племена арамеев проникли в Южное Двуречье (халдеи) и даже перешли р. Тигр. Другая (южно-семитская) группа во 2 тыс. до н.э. занимала территорию Аравийского полуострова. Ее южную часть в то время, вероятно, составляли жители древних государств Южной Аравии, Маина, Сабы, Катабана, Хадрамаута (маинцы, хадрамаутцы, сабейцы, катабанцы и др.). Не исключено, что именно представители этой подгруппы заселили в 1 тыс. до н.э. Эфиопию. Северная подгруппа южно-семитской группы была во 2 – 1 тыс. до н.э.представлена лихьянитами, самуд и др., объединенными не позже начала 1 тыс. до н.э. подназванием арабы (См. Арабы). Выход арабов за пределы Аравийского полуострова в 7 в. до н.э. рассматривается как последняя и крупнейшая волна расселения семитов. К числу семитоязычных народов относят арабов, мальтийцев, потомков древних представителей южной подгруппы семитов Южной Аравии (махри, шахри и др.), ахмара, тигре и ряд других народностей Эфиопии, израильтян, новосирийцев. См. Тиграи, Тигре, Финикийцы, Халдеи, Шумеры.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

СЕМИТЫ
термин, введенный в науку нем. учеными А. Л. Шельцером и И. Г. Эйхгорном в 80-х гг. 18 в. для обозначения народов, характеризующихся принадлежностью к особой семье языков, общим ареалом расселения, общими чертами особого культа, сходными чертами материальной культуры и быта. Почерпнут из легендарного описания генеалогии в Ветхом завете, где ряд народов объединен под общим назв. "сыны Сима". В наст. время термин "С." употребляется: 1) по отношению к реконструируемой этнич. общности, явившейся носителем языка-предка языков множества древних народов, создавших ряд гос. образований в Передней Азии (прасемиты, протосемиты); 2) по отношению к древним и совр. народам, говорящим на языках, входящих в семью семитских яз. (точнее было бы употребление термина "семитоязычные народы"). В обоих случаях гл. признаком является отнесение языка, на к-ром говорили (или говорят) народы, к указанной семье языков. Семитские языки являются ветвью более крупной семито-хамитской языковой семьи и, т. о., С. по языку родственны древним египтянам. С. как антропологич. типа не существует. На основании данных науки представляется вероятным, что прасемиты (кочевники и скотоводы) населяли некогда сев. Сахару, откуда предположительно в нач. 5-го тыс. до н. э. в результате интенсивного изменения климата начали движение на восток. По мнению одних ученых (нем. Т. Нельдеке, англ. У. Р. Смит), С. заселили после этого Аравийский п-ов, откуда затем отд. волнами в течение тысячелетий проникали в Двуречье и Сирийскую степь, на вост. побережье Средиземного м. Нек-рые сов. ученые (напр., И. М. Дьяконов) считают, что после перехода дельты Нила одни двинулись на юг и заселили Аравию, другие пошли на север и северо-восток. Нек-рые ученые (напр., Ж. Кюппер, Бельгия) полагают, что С. после выхода из Сахары в течение нек-рого времени сохраняли свою общность, заселив Сирийскую степь, и именно оттуда начали расселение.

В кон. 4-го - нач. 3-го тыс. до н. э. С. разделились (по языковым данным) на две большие группы. Сев.-вост. группа первоначально расселилась в сев. части Юж. Двуречья, где вошла в соприкосновение с шумерами (нач. 3-го тыс. до н. э.). Представители этой группы говорили на аккадском яз. С сер. 3-го тыс. до н. э. аккадцы проникают в юж. часть Юж. Двуречья и вскоре язык сев.-вост. группы С. вытесняет шумерский. Дальнейшая судьба этой группы С. связана с историей Аккада, Вавилона, Ассирии.

Сев.-зап. группа С. расселялась в Передней Азии двумя волнами. Первыми известными представителями этой группы были амориты и ханаанеи (доевр. население Палестины), подгруппой к-рых являлись евреи. Немного позднее появляются арамеи. Отд. группы, вероятно, тех же арамеев проникли в Юж. Двуречье (халдеи) и даже перешли р. Тигр.

Южносемитская, третья группа во 2-м тыс. до н. э. занимала терр. Аравийского п-ова. Ее юж. часть в то время, вероятно, составляли маинцы, хадрамаутцы, сабейцы, катабанцы и др. (см. Маин, Саба, Хадрамаут, Катабан). Не исключено, что именно представители этой подгруппы заселили в 1-м тыс. до н. э. Эфиопию. Сев. подгруппа юж.-семитской группы была во 2-1-м тыс. до н. э. представлена лихьянитами, самуд и др., объединенными, возможно, впоследствии под назв. арабы. Выход арабов за пределы Аравийского п-ова в 7 в. н. э. (см. Арабские завоевания) рассматривается как последняя и крупнейшая волна расселения С. В наст. время к числу семитоязычных народов относят арабов; потомков древних представителей юж. подгруппы юж. С. в Юж. Аравии (мехри, шахри); жителей о. Сокотра и др.; амхара и ряд др. народностей Эфиопии; израильтян; новосирийцев.

Лит. см. при ст. Семитология.

Г. М. Бауэр. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
153.75 кб

Из истории подготовки к изданию семитомника «Абхазские нартские сказания»

Джапуа Зураб Джотович
Рассматриваются новые подходы к разработке проектов по научному изданию многотомных фольклорных коллекций. На базе подготовки к публикации полного собрания абхазского нартского эпоса обобщена методология эдиционной работы.
Читать PDF
0.00 байт

Фольклорные материалы в семитомнике «Урянхай. Тыва дептер»

Орус-Оол Светлана Монгушевна
Статья подготовлена на основе доклада автора на круглом столе, который состоялся 24 марта 2010 г. в Тувинском институте гуманитарных исследований при Правительства РТ, и был посвящен антологии «Урянхай. Тыва дептер» в 7 тт. (М.
Читать PDF
0.00 байт

Об истории татар и концепции семитомного труда «История татар с древнейших времен»

Хакимов Рафаэль Сибгатович
«История татар с древнейших времен» первая академическая работа, начинающая описание истории татар с 3 тысячелетия до н.э.
Читать PDF
10.36 мб

Адыгский эпос «Нарты»: к характеристике семитомного свода текстов героического эпоса

Анчек Сурет Хазретовна
Рассматривается адыгский эпос «Нарты» как крупное эпическое произведение, в основу сюжета которого положены обобщенные и идеализированные действия героев.
Читать PDF
127.04 кб

2004. 03. 001. Десять столетий изучения семитских языков. Dix siecles de linguistique semitique // H

Ромашко С. А.

Похожие термины:

  • Семито-хамитские языки

    (191 млн. чел.) – языки, к которым относятся семитские, древнеегипетские (и коптский), берберские, кушитские (сомали и др.), чадские языки, среди которых наиболее распространенный язык – хауса. Семитск
  • СЕМИТОЛОГИЯ

    совокупность научных дисциплин о языке, литературе, культуре и истории семитоязычных народов. Включает ассирологию, арамеистику, арабистику, библеистику, гебраистику и др.