Сенат

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Сенат
Сенат (Senate), см. Римский сенат.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Сенат
в России с 1711 по 1917 г. — высший государственный орган, подчинённый императору.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Сенат
высший законосовещательный орган при царе. Создан Петром Великим и просуществовал в России до 1917 г, уже как высшая судебная инстанция.

Источник: Глоссарий исторических терминов

Сенат
в России высший орган управления, в ХIХ в. превратился в высший орган суда и надзора. Сенат был учрежден указом Петра I в 1711 г. вместо упраздненной Боярской думы.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

СЕНАТ
(от лат. senatus) — в России — Правительствующий сенат — высший орган империи, подчиненный императору. Учрежден Петром I в 1711 г, До конца XVIII в. ведал делами законодательства и государственного управления, с конца XVIII в. — высший судебный орган, с 1864 г. — высшая кассационная инстанция.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Сенат
в Древнем Риме времен республики верховный орган власти. Утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов, решал вопросы внешней политики, контролировал финансы и соблюдение религиозных ритуалов. Во времена империи значение сената уменьшилось. Он стал собранием представителей знатных семейств, не имеющим серьезного политического влияния.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Сенат
образованный в 1711 г. при Петре I высший орган государственного управления, обладавший законодательными полномочиями. В состав Сената входили президенты коллегий, генерал-прокурор, а также лица, назначаемые самим монархом. Впоследствии утратил законодательные функции, перешедшие к различным чрезвычайным органам (Верховному Тайному совету, Кабинету министров и т. д.), оставшись лишь высшим судебно-апелляционным учреждением империи.

Источник: Краткий исторический словарик

Сенат
государственный орган управления, имеющий в разных странах исторически различные функции. В России был учрежден в 1711 году. Он стал высшей исполнительной и судебной инстанцией, обладавшей и значительными законодательными полномочиями. В дальнейшем, в ХVIII – первой половине ХIХ века, неоднократно реформировался, утрачивая свои законотворческие функции. По судебной реформе 1864 года стал высшей судебной инстанцией. Просуществовал до 1917 года (См. в хрестоматии статью «Указ о должности Сената»).
 

Источник: Краткий исторический словарь

СЕНАТ
старик — в Древнем Риме республиканского периода — верховный орган власти. В России 1711—1917 гг. — Правительствующий С. —высший орган государства, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С первой половины XIX в. высший судебный орган, осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 864 г. высшая кассационная инстанция. Кроме того, С. — название верхней палаты парламента в ряде современных зарубежных государств, например в США, Италии и др.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СЕНАТ
латинское sеnatus, от sеnеx - старик), Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I в 1711 как высший орган по делам законодательства и государственного управления, проводил сенаторские ревизии. С 1-й половины 19 в. - высший судебный орган, осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 1864 - высшая кассационная инстанция. В 1872 в составе С. учреждено Особое присутствие - высший суд по политическим делам, в 1906 образован Верховный уголовный суд. Упразднен декретом от 22.11.1917.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

СЕНАТ
главный государственный совет во времена Республики, сохранивший ограниченную власть (но дополнительные судебные функции) при императорах. Август установил количество членов сената в шестьсот человек. Признание сената было, теоретически, предварительным условием законности императорской власти, хотя на практике решающим было одобрение армии или преторианской охраны. П.И.: по новому порядку, установленному Константином, сенат фактически целиком состоял из всадников (equites, см.) и обладал довольно большой исполнительной властью. Впоследствии его члены стали основной массой крупных землевладельцев, которые защищали язычество в Италии и часто помогали германским военачальникам подрывать императорскую власть. Константин создал сенат и в Константинополе.

Источник: Римские императоры. Биографический справочник правителей Римской империи 31 г. до н. э.— 476 г. н. э.

Сенат
от лат. senex - старец)
   высший орган Римской рабовладельческой республики (совет старейшин), число членов которого изменялось на разных этапах римской истории от 100 до 600. Функции с. в период расцвета Республики (III - I вв. до н.э.) сводились к утверждению законов, принятых центуриатными и трибутными комициями, утверждению магистратов, вопросам безопасности государства, составлению гос. бюджета и введению налогов, управлению провинциями, переговорам с иностранными послами, строительству храмов и введению новых культов. Заседал с. преимущественно при открытых дверях в Курии или в одном из храмов. Постановление с. вступало в силу, если на него не налагал вето народный трибун. В период ранней Империи с. продолжал оставаться формально одним из высших органов в государстве; при императоре Диоклетиане (конец III в. н.э.) был превращен в городской совет.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Сенат
(от лат. senex — старец, совет старейшин). Совет старейшин в Риме существовал еще во времена царей. С установлением респ. он наряду с магистратами и народным собранием стал существ, составной частью обществ, жизни. В его состав пожизненно входили бывшие магистраты, и, т. о., в С. концентрировались политич. силы и опыт Рима. Члены С. делились по рангам в соответствии с ранее занимаемыми должностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы). Во время дискуссий сенаторы получали слово согласно этим рангам. Во главе С. стоял наиболее заслуж. из сенаторов (princeps senatus). С. утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов и давал им советы, решал вопросы внешней политики, вел надзор за финансами и соблюдением свящ. ритуалов. Т. о., С. фактически осуществлял руководство государством. Постановления С. — сенатус-консульты — имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев — плебисциты. Во времена Империи значение С. уменьшилось (он стал собранием представителей знатных семейств, не имеющим большого политич. влияния). Сенатус-консульты сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Число сенаторов неоднократно менялось: первоначально — 100, во времена ранней респ. — 300, со времен Суллы — 600, при Цезаре — 900, со времен Августа — опять 600, в период поздней античности — 2000. С 313 до н. э. в члены С. принимал цензор, во времена Империи–император. Если первоначально в С. входили только члены исконно рим. фамилий, то с 1 в. до н. э. это право получили италики, а во времена Империи в состав С. принимали даже знатных провинциалов. Когда в 330 н. э. Константинополь был провозглашен второй столицей государства, в нем тоже был создан С. Начиная со средневековья словом «С.» обозначают советы коллегий в городах. Создаются С. также в университетах и судебных учреждениях. В некоторых совр. государствах (США) С. — высшей орган законодательной власти.

Источник: Словарь античности. 1989

СЕНАТ
Правительствующий Сенат, учрежден указом Петра I от 22 февраля 1711 г. в составе 9 членов и обер-секретаря, являлся высшим органом по делам законодательства и управления. Первоначально был законосовещательным и исполнительным органом, которому Петр I поручал замещать себя во время своего отсутствия. Организовывать и контролировать деятельность С. поручалось генерал-прокурору. С. сразу же получил собственную канцелярию с большим штатом служащих. Все сенаторы обладали равными правами и должны были принимать решения коллегиально. В случаях, когда откладывать решение какого-либо вопроса было невозможно, а быстро получить какую-либо резолюцию не удавалось, С. действовал сам, а уж затем предоставлял отчет о своих действиях «на апробацию». Если и тогда резолюция не поступала, то решение С. оставалось в силе, и таким образом он выполнял роль законодательного органа, явочным путем расширяя свои полномочия.
Со временем, по мере возникновения других государственных учреждений (коллегий), С. превратился в главный орган надзора за деятельностью всех правительственных учреждений в центре и на местах.
В 1730 г. С. был разделен на 5 департаментов – экспедиций (духовных дел, военных и морских, дел Камер-коллегии, дел, касающихся юстиции и купеческих). Новый порядок делопроизводства предусматривал, что 4–5 сенаторов, заседательствующих в каждом из департаментов, будут сами готовить необходимые документы, а затем обсуждать их на общем собрании. В результате сенатские чиновники превратились в простых исполнителей. Также сенаторы были обязаны еженедельно докладывать императрице о всех решенных ими делах и о тех, что требуют резолюции.
С 1741 г. С. занимался упорядочиванием законодательных актов за 1725–1741 гг.
При Екатерине II С. продолжал руководить текущей работой администрации и судебным аппаратом, почти полностью лишившись законосовещательных функций.
Реформой 1763 г. С. был разделен на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве), каждый из которых специализировался на решении определенного круга вопросов. Наблюдая за соблюдением законов, С. одновременно получал право делать монарху представления в случае, если в действующем законодательстве обнаруживались противоречия. В связи с упразднением основной части коллегий при Екатерине II для общего управления отдельными отраслями хозяйства страны (через наместников) в составе С. образуется ряд экспедиций.
С середины XVIII в. резко возрастает влияние генерал-прокурора на работу С, последний отодвигается на второй план Советом при высочайшем дворе.
В 1802 г. С. было представлено право обращать внимание императора на незаконность или нецелесообразность тех или иных царских указов. Однако попытка С. воспользоваться этим правом в 1803 г. вызвала недовольство Александра I. В результате «разъяснения» С. фактически лишился предоставленной ему возможности следить за законностью действий монарха.
К середине XIX в. С. представлял собой совокупность 12-ти полусамостоятельных департаментов, несколько общих собраний и других учреждений, объединяемых лишь главенством генерал-прокурора, ставшего с учреждением министерств и министром юстиции. В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначенных пожизненно царем, во главе стоял обер-прокурор, а председательствовал в нем первоприсутствующий. К началу XX в. С. состоял из 6-ти департаментов (1-го, 2-го, судебного, герольдии, 2-х кассационных), Особого и Высшего дисциплинарных присутствий, 3-х общих собраний и 5-ти соединенных присутствий департаментов. Упразднен декретом Советской власти 22 ноября 1917 г.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

СЕНАТ
1. в Др. Риме (senatus, от senex - старик) - один из высших гос. органов. Возник в конце царской эпохи из совета старейшин патрицианских родов, пользовавшегося большим авторитетом (patrum auctoritas) и управлявшего общинными делами совместно с воен. предводителем (rex). С. являлся гос. советом при царе. После падения царской власти (510-509 до н. э.) значение его возросло. Усиление плебеев в эпоху сословной борьбы 5-3 вв. до н. э. привело к нек-рому ограничению власти С. в пользу комиций. В 3-1 вв. до н. э. С. предварительно рассматривал законопроекты, предлагавшиеся для голосования в комициях, издавал сенатус консультум, ему принадлежало руководство воен. делами, внеш. политикой, финансами и гос. имуществом, надзор за религ. культами, право объявлять чрезвычайное положение и т. д. Обычно цензорами составлялся список сенаторов из лиц, занимавших или занимающих магистратуру, с определенным имуществ. цензом (напр., при Августе в 1 млн. сестерций), практически из сравнительно узкого круга нобилитета, превратившегося в ядро сенаторского сословия. Звание сенатора было пожизненным. В период империи, начиная со времени Августа (кон. 1 в. до н. э.), функции С. все более ограничиваются (особенно в области финансов, воен. дела, внеш. политики, провинциального управления), т. к. фактич. власть находилась в руках принцепса, хотя формально С. продолжал считаться одним из высших гос. учреждений. Со времени Диоклетиана значение С. окончательно падает, он был превращен в гор. совет г. Рима; при Константине был учрежден С. в Константинополе, уравненный в правах с рим. С.

Лит.: Homo L., Les institutions politiques romaines de la cit? а l´?tat, P., 1927; Martino F., Storia della constituzione romana, v. 1-2, Napoli, 1958-60; Meyer E., R?mischer Staat und Staatsgedanke, Z.-Stuttg., 1961.

H. И. Немировский. Воронеж. 2. в России, Правительст- вующий сенат, - высший гос. орган. Учрежден указом Петра I 22 февр. 1711 в составе 9 чл. и обер-секретаря, являлся высшим органом по делам законодательства и управления. С учреждением коллегий С. был разгружен от отраслевого управления. С 1722 возросло значение С. как органа надзора за подчиненными ему коллегиями. В 1722 учреждены должности ген.-прокурора, рекетмейстера (прием жалоб и прошений на решения и волокиту гос. учреждений) и герольдмейстера (учет и заведование службой дворян), а также конторы: сенатская, ревизионная, раскольничья. Со 2-й четв. 18 в. значение С. падает, его ограничивают Верховный тайный совет, затем Кабинет министров. В 1726-1730 С. именовался Высоким. В 1741 делается попытка восстановить значение С., но вскоре он был вновь оттеснен Конференцией при высочайшем дворе (с 1756). Попытка поднять значение С. (проект Н. И. Панина) повлекла реформу С. (1763), по к-рой С. был разделен на 6 департаментов: 4 в Петербурге и 2 в Москве. 1-й ведал важнейшими делами управления, 2-й - судебными, 3-й - окраинами, путями сообщения, мед. делом и образованием, 4-й - воен. управлением; моск. департаменты соответствовали 1-му и 2-му петерб. департаментам. В 1762 создана Тайная экспедиция С., в 1794 - Межевой департамент. Законы 1801 и 1802 несколько повысили значение С., но реальное положение его оставалось приниженным деятельностью Негласного комитета и Комитета министров. В нач. 19 в. произошло перераспределение дел в департаментах. С созданием министерств С. превратился окончательно в высший орган суда и надзора. В 1805 в аппарате его добавились еще 2 департамента (по 1 в Петербурге и Москве); в 1841 - два департамента в Варшаве; в 1848 Герольдия была преобразована в Департамент герольдии. К сер. 19 в. С. представлял собой совокупность 12 полусамостоят. департаментов, неск. общих собраний и др. учреждений, объединяемых лишь главенством ген.-прокурора, ставшего с учреждением министерств и министром юстиции. В состав каждого департамента входили неск. сенаторов, назначенных пожизненно царем, во главе стоял обер-прокурор, а председательствовал в нем первоприсутствующий. По мере введения суд. уставов 1864 апелляц. департаменты С. (2-й - 10-й) стали закрываться. В 1866 были учреждены два кассац. департамента. В 1872 в составе С. создано "Особое присутствие для суждения о гос. преступлениях и противозаконных сообществах" - высший политич. суд России; в 1884 - 2-й департамент ("крестьянский"), высший апелляц. и кассац. суд для крест. сословных органов и органов правительственно-дворянского надзора за ними. В 1885 при С. создано Высшее дисциплинарное присутствие для рассмотрения преступлений и проступков суд. чиновников. Сохранившиеся к кон. 19 в. апелляционные 4-й и 5-й и Межевой департаменты в 1898 были объединены в единый Суд. департамент.

К нач. 20 в. С. состоял из 6 департаментов (1-го, 2-го, судебного, герольдии, 2 кассационных), Особого и Высшего дисциплинарного присутствий, 3 общих собраний и 5 соединенных присутствий департаментов. В годы революции 1905-07 С. активизировал свою деятельность. В 1906 при С. был учрежден Верх. уголовный суд, рассматривавший преступления гл. обр. чиновников. После падения самодержавия в 1917 были упразднены Особое присутствие и Верх. уголовный суд; Высшее дисциплинарное присутствие переименовано в Высший дисциплинарный суд. Остальной аппарат С. остался без изменений. С. упразднен декретом Сов. власти от 22 нояб. (5 дек.) 1917.

Лит.: История Правительств. Сената за 200 лет, 1711-1911, т. 1-5, СПБ, 1911; Опись док-тов и дел, хранящихся в Сенатском архиве, отдел 1-3, т. 1-10, СПБ, 1909-17; Памятная книжна Сенатского архива, СПБ, 1913; Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, М., 1960.

Н. П. Ерошкин. Москва. 3. в Финляндии - в 1816-1917 назв. пр-ва Вел. кн-ва Финляндия, находившегося в составе Росс. империи на правах автономии, затем (после провозглашения независимости Финляндии в дек. 1917), до нояб. 1918, - название самостоят. финл. пр-ва. С. состоял из 2 департаментов - судебного (фактически Верх. суд) и хоз., разделенного на экспедиции (соответствовавшие министерствам). До дек. 1917 были экспедиции - юстиции, внутр. дел, финансов, гос. имуществ и гос. контроля, воен., культов и просвещения, с. х-ва, путей сообщения, пром-сти, торговли; нач. экспедиций (министры) назначались царем на трехлетний срок из членов С. (с 1857 - сенаторов), число к-рых должно было быть не менее 10 в каждом департаменте; пред. С. был ген.-губернатор Финляндии, назначавшийся царем; пред. департаментов - т. н. вице-пред.; в состав С. входил прокурор, осуществлявший контроль за его деятельностью. С дек. 1917 компетенция С. была расширена за счет передачи ему функций внеш. политики и воен. дел, входивших ранее в ведение пр-ва Росс. империи. 27 нояб. 1918 С. был переименован в Совет Министров.

Лит.: Rauhala K. W., Keisarillinen Suomen senaatti. 1809-1909, t. 1-2, Hels., 1915-21.

В. В. Похлебкин. Подольск.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СЕНАТ
   • Sen?tus,

         совет старцев (senes).

         a) При царях и во время Республики. Ромул выбрал в С. из рода Рамнов (Ramnes) 100 глав семейств, которые делились на 10 декурий, по 10 сенаторов в каждой. Из каждой декурии был затем выбираем в свою очередь один сенатор (decem primi), и этим был предоставлен первый голос. После принятия в число граждан сабинян из рода Тициев (Tities) в С. вступили другие 100 членов. Затем число сенаторов увеличилось еще на 100 из рода Люцеров (Luceres), которых ввел туда, вероятно, Тарквиний Приск, и это число 300 оставалось нормальным в продолжение долгого времени. Так, напр., это число было восстановлено первым консулом после упадка С., причиной которого был последний римский царь. Liv. 2, 1. Только младший Гракх увеличил число сенаторов до 600 своим законом (lex Sempronia, Закон Семпрония), с помощью которого он ввел в С. 300 всадников (не 600, как утверждает Liv. ер. 60). Также Сулла, который ввел 300 новых сенаторов, не сделал числа сенаторов более 600; при Цицероне число их вряд ли было больше 500. Однако Цезарь увеличил это число до 900, Антоний даже до 1000, но Август сократил его до 600. Выбор (lectio senatus) производился сначала посредством совместной деятельности курии и царя; во время Республики их выбирали сановные лица по собственным соображениям, именно консулы, затем консульские трибуны и наконец цензоры на основании lex Ovinia. Для принятия в С. требовалось во времена первых четырех царей патрицианское происхождение; но Сервий Туллий и первые консулы принимали в число сенаторов также достойных плебеев, особенно всадников, которые получили название conscripti и adlecti, общее же название сенаторов было patres (et) conscripti. Для принятия в C. не нужно было ценза выше всаднического, а для тех, которые вступали в число сенаторов вследствие должностей, ими занимаемых, ценз не имел никакого значения. Только Август определил особый сенаторский ценз, именно 800.000 сестерций, а позднее миллион (по Suet. Oct. 41 еще больше). Определенный возраст требовался впервые только по lex Villia annalis, именно aetas quaestoria или 27 лет. Малодушие, бесчестье (infamia) и т. д. лишали права на сенаторство. От собственных сенаторов нужно было отличать тех quibus in senatu sententiam dicere licet, т. е. должностных лиц текущего года и курульных магистратов, кончивших свое служение, которые могли оставаться в С. до ближайшего сенатского выбора (lectio senatus), в то время как некурульные тотчас после окончания их служебного года теряли право на участие в заседаниях С. Только Сулла разрешил и последним доступ в С. до ближайшей ревизии (lustrum). Всадники, которые были выбраны в C. без исполнения какой-нибудь должности, назывались pedarii и уступали в значении другим. Первый в С., при царях первый из decem primi или deni principes, называвшийся princips senatus, впоследствии назначался цензором (см. Princeps, Принцепс). Созывать С. (vocare, convocare, cogere) предоставлялось царям, затем консулам или консульским трибунам, а во время их отсутствия — преторам, позднее также народным трибунам и естественно экстраординарным магистратам, как диктатору, начальнику всадников (magister equitum), регентам (interreges), начальнику города (praefectus urbi) и децемвирам (decimviri). Приглашение на заседания совершалось через глашатого (рrаесо) или с помощью объявлений (edictum). Собственно, каждый должен был являться, но это не всегда исполнялось в точности. Во время решения важных дел ни один из сенаторов не смел отлучаться из Рима; для того чтобы оставить пределы Италии, нужен был особый отпуск. Местом собрания служило templum, (см. Храм) т. е. место, освещенное авгурами; в древнейшие времена для этой цели служила обыкновенно cyria Hostilia, впоследствии cyria Iulia, многие храмы, как храм богини Согласия, Кастора, Юпитера и др. Если был повод к тому, чтобы С. собрался вне Роmоerium´a, напр., когда нужно было выслушать иностранных послов, которым не хотели разрешить доступ в город, или при переговорах с полководцами, которые имели еще военную власть, то собирались в храме Аполлона или Беллоны на Марсовом поле (Campus Martius). Для заседания С. обыкновенно выбирались следующие дни: календы, ноны, иды и праздничные дни. Совещания открывались жертвоприношениями и гаданиями. Законного решения нельзя было постановить ни до солнечного восхода, ни после солнечного заката; однако в случаях, не терпящих отлагательства, встречаются также ночные заседания (Cic. fam. 1, 2, 7: usque ad noateus). Заседания были открытыми в том отношении, что они происходили при открытых дверях, так что совещания делались известными народу, собиравшемуся перед курией. Сыновей, которым было больше 12 лет, сенаторы брали с сoбой в позднейшее время (перед 2-й Пунической войной) на заседания С. Это обыкновение впоследствии было снова возобновлено Августом. Естественно, присутствовали также необходимые помощники, как scribae, lictores, viatores. Заседание открывал главноприсутствующий (консул, претор, трибун) речью, в которой излагал причину настоящего заседания (referre ad senatum), причем он или совершенно объективно докладывал дело, или же излагал и собственные взгляды. После relatio следовала rogatio (sententiam rogare, senatum consulere) и имевшие право голоса вызывались в строгом порядке (quid censes?). Спрашиваемый поднимался и высказывал свое мнение (sententiam dicere), причем он по желанию мог уклониться от предложенного предмета и предложить другое дело (egredi relationem, Tac. ann. 2, 38. 13, 49); иногда такая свобода служила тому, чтобы отсрочить решение (dicendo rem eximere или consumere). Спрашиваемый мог также вкратце объяснить, что он не подает особого мнения, но присоединяется к мнению другого. В особенно важных случаях сенаторы должны были свои мнения при rogatio подавать под клятвой (iurati), чтобы избежать всякой пристрастности (Liv. 30, 40). Это обыкновение продолжалось еще во времена императоров (Tac. ann. 4, 21. 1, 74. ср. Plin. ep. 5, 14). После rogatio председатель группировал отдельные vota и пускал их по очереди на голосование (discessionem facere), после чего сенаторы поднимались и переходили на сторону того, мнению которого они сочувствовали (pedibus in sententiam ire). Во время Империи голосование производилось, кажется, также через поднятие руки (Tac. hist. 4, 4. Sen. ер. 8, 6). В сомнительных случаях производилось numeratio. После окончательного решения главноприсутствующий распускал собрание С. со словами: nihil vos moramur, patres conscripti. Власть С. во времена царей была ограничена. После смерти царя ведение дела принимали на себя попеременно decem primi декурий в качестве междуцарей (interreges), вплоть до избрания преемника; сам выбор они производили вместе с С. После прекращения царской власти С. был душой и средоточием всего государства (princeps salutis mentisque publicae, Cic. har. resp. 27. Cp. Sest. 65. Mil 33), однако верховная власть (maiestas) оставалась у народа. К концу этого времени пало значение С. как вследствие вмешательства Гракхов и других народных трибунов, так и вследствие собственной вины сенаторов, из которых большая часть не оставалась чужда возрастающей всеобщей испорченности нравов.

    I. В делах правления в обширном смысле С. имел надзор:

       1. за всеми религиозными отправлениями (за сохранением религиозного культа, устройством игр, праздников, назначением dies religiosi и т. д., освящением новых храмов и жертвенников);

       2. над всеми финансами. Израсходование государственных денег зависело вполне от С.; он, напр., открывал кредит на постройки, которые должны были производиться цензорами, на военные дела, на игры и т. д.;

       3. устройство и ведение дел, касавшихся провинций, напр., снабжение всем нужным наместников, едущих в провинцию (ornare provinciam), исследование жалоб из провинций и т. д., лежало также на обязанности С., равно как и 4) надзор над всеми магистратами, которые должны были повиноваться С. и приводить в исполнение все его решения. К этому присоединялось:

    II. заведование иностранными делами:

       1. относительно ведения войны (сильно было влияние С. при объявлении войны, назначении полководцев, продлении власти полководцев (imperium), определении набора войск и военных налогов, вознаграждении полководцев, заключении мира);

       2. в отношении политики к другим городам. Все дипломатические сношения, равно как пожалования отличиями (напр., титул вроде amici и socii) чужестранных государей и т. д., находились в руках С.

    III. Судебно-уголовная власть С. проявлялась в наказании должностных лиц, союзников (socii, см. Союзники) и чужестранцев, равно как римских граждан, но последних только в том случае, когда они были обвинены в заговоре и умерщвлении ядом. Здесь также нужно принять во внимание, что все iudices вообще до Семпрониева закона (lex Sempronia, см. Закон Семпрония) принадлежит к сословию сенаторов.

    IV. Законодательство, собственно, не зависело от С., но он имел значительное влияние на это дело. Ничто не могло быть предложено комициями без согласия (auctoritas) С., и точно так же утверждение решения, принятого комициями, было необходимо для его законной силы (ср. Comitia, Комиции). Исполнительная власть не принадлежала С.; только во время большой опасности он мог облекать консула неограниченной властью с формулой: videant consules, ne quid res publicia detrimenti capiat (см. Consul, Консул). Велико было уважение к С. и к отдельным сенаторам внутри и вне Италии. В древние времена сенаторы имели следующие знаки достоинства: золотое кольцо (см. Annulus, Аннул), latus clavus на тунике (см. Сlаvus, Клав), особенные башмаки с lunula (см. Vestimenta, Одежда, 10; и Lunula, Лунула) и почетное место в театре (senatoria subsellia). ср.: Hermann: der r?m. Senat zur Zeit der Republik (1847). Lange: r?m. Alterth?mer II, 6. В) С. во времена императоров. Число 600 сенаторов оставалось неизменным и выбор их зависел исключительно от императоров, которые поступали в этом деле то с большей, то с меньшей добросовестностью. Princeps senatus был обыкновенно император. Он назначал заседания, которые были отчасти очередные (senatus legitimus), и наказывал нерадивых. В очередных заседаниях председательствовал консул, в экстренных — тот сановник, который созывал собрание. Председатель делал доклад (relatio), однако император мог в каждом заседании делать один (Dio Cass. 53, 32), а позднее и несколько докладов (relationes). Император делал доклад устно или приказывал квестору читать вслух свое предложение (oratio, epistula principis). За relatio следовала, как и прежде rogatio и под конец — discessio. С началом империи могуществу С. был нанесен сильный удар. Император представлял средоточие всего, и от него лично зависело, спросить ли мнение С. и принять ли во внимание его советы. Во время правления хороших императоров С. удерживал свою самостоятельность, и то только по виду; но при деспотических правителях он был рабским орудием в руках тирании. Введение императорской консистории и scrinia (см. Scriniarius) не могло не повредить С; но особенно вредное влияние оказала бюрократия, организованная Диоклетианом и Константином. За С. оставалось наблюдение за религиозными отправлениями; заведование финансовой частью простиралось только на государственную казну и совсем прекратилось после того, как государственная казна была соединена с императорской кассой (fiscus). В отношении управления провинциями С. имел право отдавать свои провинции (см. Provincia, Провинция); в иностранной политике С. должен был отказаться от своего влияния в пользу императора. Уголовное судопроизводство за всевозможные оскорбления величества и вымогательства было передано С., но мало-помалу оно перешло к начальнику города (praefectus urbi) и императорским судам. Важнее была власть С. в законодательстве, которое от комиций мало-помалу перешло к С; последний возводил на степень законов предложения, высказанные в царской oratio. Также выбор высших сановников со времен Тиберия находился в руках С., конечно, с большей или меньшей зависимостью от императора. Наконец, С. имел право назначать императора в том случае, если таковой умирал, не назначив себе преемника. Однако в этом деле войско играло видную роль. Новый император постоянно утверждался С. (см. Lex regia, Закон об империи). За С. оставалось право назначать почести и давать знаки отличия, напр., обоготворение (апофеоз), статуи, триумфальные знаки и т. д. Константин учредил второй С. в Константинополе, который имел также мало политического значения, как римский. Деятельность его делалась все более ничтожной, и под конец у сенаторов осталась только пышная одежда, как единственное вознаграждение за утрату прежнего величия.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
313.39 кб

Римский сенат и сенаторская аристократия в остготской Италии

Шкаренков Павел Петрович
Читать PDF
345.63 кб

Сенат и сенаторская аристократия в «Res gestae» Аммиана Марцеллина

Харченко Ю. В., Кошарная С. А.
Во 2-й половине IV в. римский сенат перестал быть верховным органом государства и в значительной мере потерял былое политическое влияние. В его ведении остались преимущественно частные вопросы, касавшиеся управления городом Римом.
Читать PDF
72.93 кб

Сенат в период правления Елизаветы Петровны

Мурашов Илья Юрьевич
В статье рассмотрена роль Сената в системе государственного управления страной в елизаветинское царствование в 1741 1761 гг., в сравнении с предшествующими периодами правления преемников Петра I.
Читать PDF
173.87 кб

Галлиен и сенат

Циркин Ю. Б.
The Gallien Code edition expedited the process of senators' replacement off the real management of the army and provinces.
Читать PDF
181.40 кб

2009. 04. 021. Ярцев А. А. Сенат и земство: административная юстиция и местное самоуправление в доре

Шевырин В. М.
Читать PDF
302.23 кб

Конфликты в среде губернской администрации в XVIII В. И привлечение в качестве третьей стороны Сенат

Колотушкин А.А.
В статье рассматривается конфликт, произошедший в 1765 г. между белгородским губернатором В.В. Нарышкиным и губернским прокурором А.Ф. Брянчаниновым.
Читать PDF
280.49 кб

Правительствующий Сенат в 1730-1741 гг. : полномочия и компетенция

Фаизов А.В.
Рассмотрено развитие компетенции Сената в связи с возвращением ему первоначальных-прав, дарованных Петром I, и последующим созданием и ростом могущества Кабинета министров, когда Сенат оказался в подчиненном положении.
Читать PDF
362.63 кб

Павловский Сенат и вопрос о податном статусе мелкой шляхты западных губерний на рубеже XVIII-XIX век

Трояновский Константин Вадимович
После разделов Речи Посполитой перед новыми властями встала проблема определения статуса мелкой шляхты в сословной иерархии Российской империи. На рубеже XVIII-XIX вв. этот вопрос решался в Сенате. В апреле 1800 г.
Читать PDF
320.87 кб

ВЫБОРЫ В СЕНАТ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЧЕХИИ В 2018 Г

Ведерников Михаил Владимирович
В статье анализируются итоги сенатских и муниципальных выборов в Че-хии в 2018 г.

Похожие термины:

  • СЕНАТ в Др. Риме

    один из высших гос. органов. Возник в конце царской эпохи из совета старейшин патриц. родов, пользовавш. большим авторитетом и управл. общин. делами совместно с воен. предводителем. С. явл. гос. совет
  • Римский сенат

    Римский сенат (Roman Senate), собрание представителей землевладельческой аристократии и патрициев, сформировавшееся из Совета старейшин при ранних правителях Рима. К кон. 4 в. до н.э. в Р.с. стали избирать
  • Сенат США

    Сенат США (Senate, US), верхняя палата Конгресса США. Полномочия и состав Сената определены в ст. 1 Конституции США; впервые он собрался в 1789 г. Сенаторы, по двое от каждого штата, избираются на 6-летний сро
  • СЕНАТ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

    высший судебный и один из высших административных органов России. Учрежденный в 1711 г. Петром I взамен Боярской думы он получил самые широкие законодательные, административные и судебные полномочи
  • Сенат (Правительствующий Сенат)

    высший орган государственного управления в Российской империи с 1711 г. до начала XIX в. Сенат, заменивший Боярскую думу, был учрежден Петром I указом от 22 февраля 1711 г. как высший орган по делам законод