Сенека

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Сенека
(самоназвание – тсонодовака – народ большой горы) – племя североамериканских индейцев, входившее в состав ирокезов. См. Индейцы, Ирокезы.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Сенека
Сенека (Seneca), ирокезское племя североамер. индейцев, населявшее земли на 3. совр. шт. Нью-Йорк. Занимались торговлей пушниной, что повлекло за собой участие в воен. конфликтах. В 1668 г. в их среду проникли франц. миссионеры-иезуиты. Во время Американский революции С. стали союзниками англичан, и в 1778 г. амер. карательная экспедиция уничтожила их поселения. В кон. 18 в. христ. миссионерам, вновь попытавшимся обратить С. в свою веру, пришлось противостоять вождю Прекрасное Озеро, к-рый стал распространять вероучение "правила Прекрасного Озера", основанное на ирокезских традициях.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Сенека
Сенека (Seneca) - индейское племя Лигиирокезов, населявшее земли на 3. совр. терр. шт. Нью-Йорк; в 1650 г. насчитывало 10 тыс. чел. Ныне в племени 9,6 тыс. Большинство из них живет в резервациях Аллегейни, Катта-рогес, Тонавонда, Ойл-Спрингс (шт. Нью-Йорк) Корн-плантер (шт. Пенсильвания); остальные в Канаде. В 1848 резервации Аллегейни и Каттарогес вышли из Лиги ирокезов и создали т.н. Сенекскую республику, до сих пор имеющую полунезависимый статус и называемую Нацией (индейцев) сенека. Тонавондские и канадские сенека остаются членами Лиги. Язык сенека принадлежит к ирокезской группе.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

СЕНЕКА
1) ритор из города Кордубы (Кордовы), родился в 61 г. до н. э., современник Августа и Тиберия; 2) сын его, Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. — 65 г.), философ, родился в Кордубе и еще в детстве привезен был в Рим. Он отличился в должности претора, восемь лет находился в ссылке, а вернувшисьоттуда, стал воспитателем будущего императора Нерона. Когда Нерон в 54 г. вступил на престол, Сенека был его близким советником и успел составить себе состояние. Умертвив свою мать Агриппину, Нерон стал тяготиться влиянием на него Сенеки; тот удалился от общественной деятельности и предался занятию философией. Но это не спасло Сенеку: завидуя его богатству, Нерон обвинил его в участии в заговоре Пизона, который намеревался свергнуть Нерона с престола, и лишил Сенеку жизни. Сенека держался учения стоиков, но на деле скорее был эпикурейцем. Его нравственное учение сближают с учением христианства. До нас дошли некоторые его сочинения и между прочими знаменитые письма к Луцилию.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

СЕНЕКА
Seneca) Луций Анней (ок. 4 г. до н. э., Кордуба/Кордова, Испания – 65 н. э., Рим), римский писатель, политик. Сын оратора Сенеки-старшего. Был воспитателем Нерона. Когда тот стал императором, Сенека некоторое время был влиятельнейшим политиком, но, поскольку правление Нерона постепенно приобретало деспотические черты, с 62 г. отстранился от политики. После раскрытия «заговора Пизона», Сенека по приказу Нерона, который заподозрил его в соучастии, покончил с собой. Сенека как философ-стоик – автор философских сочинений, посвященных этическим проблемам – необходимости освобождения человека от страстей, в т. ч. от страха смерти: нравственные «Письма к Луциллию», трактаты «О гневе», «О благодеяниях», «О спокойствии духа» и др. Трактат «Естественно-исторические вопросы» раскрывает дохристианское понимание природы. Мениппова сатира «Отыквление» написана на смерть императора Клавдия. 9 трагедий на мифологические сюжеты, в которых вопреки греческой традиции часто изображалась смерть героев, предназначались не для постановки, а для декламации: «Финикиянки», «Эдип», «Медея», «Геркулес в безумии», «Троянки», «Федра», «Агамемнон», «Фиест», «Геркулес на Эте».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

СЕНЕКА
Луций Анней (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — выдающийся римский государственный деятель, философ, драматург, автор многочисленных очерков и девяти трагедий. Сенека был одним из наиболее значительных римских философов — последователь философской школы стоиков. В своих философских сочинениях он проповедовал покорность божественной воле, веру в предопределение, добродетель, воздержание, нравственное самоусовершенствование («Письма на мо-ральные темы»). Сенека-писатель, автор эпиграмм, сатиры «Откровение» и девяти трагедий («Безумствующий Геркулес», «Троянки, «Финикянки», «Федра», «Эдип», «Агамемнон» и др.) прославился как создатель «нового» декламационнориторического стиля, изобилующего остроумными сентенциями, метафорами и другими средствами «изысканного поэтического убранства». Эти единственные в римской литературе трагедии, полностью дошедшие до нас, написаны в высокопатетическом, риторическом стиле. Они оказали большое влияние на европейскую драму и, в частности, на творчество Данте и Шекспира, Корнеля и Расина. Философские идеи Сенеки нашли отражение в раннем христианстве и достиг-ли своего апогея в XVI–XVIII вв., когда постоянно включались в сборники назидательного характера.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

СЕНЕКА
Луций Анней (Lucius Annaeus Seneca) (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.) - рим. философ, писатель, политич. и гос. деятель. Квестор в 33. В 41-49 - в ссылке на Корсике (по-видимому, в результате происков жены имп. Клавдия Мессалины). В 49 - претор, в 57 - консул. Был воспитателем Нерона. В первое время принципата Нерона был при нем сановником, нажил огромное состояние. Обвиненный в соучастии в заговоре Пизона против Нерона, покончил жизнь самоубийством. Виднейший представитель стоицизма 1 в., С. воспринял многое из др. филос. течений. Осн. принципы этич. взглядов С. - снисхождение к человеч. слабостям, терпимость, подчинение воле божества. Бог у С. - абсолютное доброе начало, воплощение разума. Все люди одинаковы по существу, по рождению, "раб есть человек". Однако у С. нет ни отрицания рабовладения, ни призыва к борьбе с ним; линия поведения человека, согласно С., - самоусовершенствование, неучастие в обществ. делах и непротивление злу. Взгляды С. часто рассматривают как один из идейных источников христианства. Филос. и этич. воззрения С. изложены им в диалогах, трактатах, письмах, написанных блестящим, отточенным языком. С. является также автором эпиграмм, сатиры на смерть Клавдия ("Apocolocyntosis", букв. "Превращение в тыкву") и трагедий.

Соч.: Opera quae supersunt, ed. E. Hermes, v. 1-3, Lipsiae, 1898-1907; в рус. пер. - Избр. письма к Люцилию, СПБ, 1893; Сатира на смерть имп. Клавдия, СПБ, 1891; О счастливой жизни, Приложение к журналу "Гермес", СПБ, 1913, т. 12; Трагедии, М.-Л., 1932.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СЕНЕКА
имя рим. писателей, отца и сына. 1) С. Анней Старший (ок. 55 до н.э. — ок. 40 н.э.). Рим. писатель из семьи состоят. всадников, отец философа С. В глуб. старости издал труд по риторике, озаглавл. «Образцы, отрывки и оттенки мастерства различных ораторов и риторов» в 11 кн. В этом труде С. приводит примеры речей по поводу придум. суд. казусов (10 книг) и обсуждений, запомнивш. ему с юности во время обуч. риторике. Это произв., дошедшее до нас лишь частично, явл. важным источ. для изуч. приемов красноречия в первые десятилетия Рим. империи. Кроме того, С. написал труд по истории (не сохранился), где описывал события гражд. войны. 2) С. Луций Анней Младший, сын С. Старшего (ок. 4 до н.э. — в 65 н.э.). Рим. гос. деятель, философ и писатель. Начав политич. деятельность, С. стал известен как талантл. оратор. Но в результате придвор. интриги был сослан на Корсику, где наход. с 45 по 48, пока в 49 Агриппина Младшая не призв. его обратно. С. стал воспитат. молод. Нерона, а когда тот вступил на престол (54), С. вместе с префектом преторианцев Бурром руков. всей внеш. и внутр. политикой. Благосклон. императора позволила С. нажить огром. состояние. Убийство Агриппины (59) обостр. отнош. между С. и Нероном. После смерти Бурра (62) С. отходит от политич. деят. По подозр. в том, что он знал о заговоре Г. Кальпурния Пизона, Нерон в 65 вынудил С. поконч. жизнь самоуб. С. был одним из наиболее значит. рим. философов и чрезвыч. плодовитым писателем. Будучи последоват. и осн. представит. философской школы младшей стои, С. склонялся к эклектике и ставил этику (морал. совершенствов. человека) на первый план. Его многочисл. философские соч., выдерж. в стиле диатрины (напр., 20 книг — «Письма на морал. темы»), посвящены вопросам практич. психологии и морали (подавл. аффектов, преодол. страха смерти, похвала воздержанности, нравств. равенство всех людей, утвержд. этич. идеи бога, вера в предопределение). Произв. — «Естественнонаучные вопросы» — в 7 книгах посвящ. метеорологич. явлениям. С. сочинил также 9 трагедий, задум. как драмы для чтения («Эдип», «Медея» и др.). Эти единств. в рим. лит-ре трагедии, полностью дошедшие до нас, написаны в высокопатетич., риторич. стиле. Они оказали большое влияние на европ. драму. Кроме того, С. написал сразу же после смерти имп. Клавдия остроум., хотя и довольно злоб. сатиру на него «Отыквление божественного Клавдия».

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Сенека
имя рим. писателей, отца и сына.
        1. С. Анней Старший, род. ок. 55 до н. э. в Кордове (Испания), ум. ок. 40 н. э Рим. писатель из семьи состоятельных всадников, отец философа С. В глубокой старости издал труд по риторике, озаглавл. «Образцы, отрывки и оттенки мастерства различных ораторов и риторов» («Oratorum et rhetorum sententiae divisiones colores») в 11 книгах. В этом труде С. приводит примеры речей (deklamationes) по поводу придуманных судебных казусов (controversiae — прения, 10 книг) и обсуждений (suasoriae — увещания, 1 книга), запомнившихся ему с юности во время обучения риторике. Это произведение, дошедшее до нас лишь частично, является важным источником для изучения приемов красноречия в первые десятилетия Римской империи. Кроме того, С. написал труд по истории (не сохранился), где описывал события гражданской войны.
        2. С. Луций Анней Младший, сын С. Старшего, род. ок. 4 до н. э. в Кордове, ум. в 65 н. э. в Риме. Рим. государств, деятель, философ и писатель. Начав политич. деятельность, С. стал известен как талантливый оратор. Но в результате придворной интриги был сослан на Корсику, где находился с 45 по 48, пока в 49 Агриппина Младшая не призвала его обратно. С. стал воспитателем молодого Нерона, а когда тот вступил на престол (54), С. вместе с префектом преторианцев Бурром руководил всей внешней и внутр. политикой. Благосклонность императора позволила С. нажить огромное состояние. Убийство Агриппины (59) обострило отношения между С. и Нероном. После смерти Бурра (62) С. отходит от политич. деятельности. По подозрению в том, что он знал о заговоре Г. Кальпурния Пизона, Нерон в 65 вынудил С. покончить жизнь самоубийством. С. был одним из наиболее значительных рим. философов и чрезвычайно плодовитым писателем. Будучи последователем и осн. представителем философской школы младшей стой, С. склонялся к эклектике и ставил этику (моральное совершенствование человека) на первый план. Его многочисл. философские сочинения, выдержанные в стиле диатрибы (например, 20 книг «Epistulae morales»–«Письма на моральные темы»), посвящены вопросам практич. морали (подавление аффектов, преодоление страха смерти, похвала воздержанности, нравств. равенство всех людей, утверждение этич. идеи бога, вера в предопределение). Произведение «Naturales quaestiones»–«Естественнонаучные вопросы» — в 7 книгах посвящено метеорологич. явлениям. С. сочинил также 9 трагедий, задуманных как драмы для чтения («Эдип», «Медея» и др.). Эти единств, в рим. литературе трагедии, полностью дошедшие до нас, написаны в высокопатетич., риторич. стиле. Они оказали большое влияние на европейскую драму. Кроме того, С. написал сразу же после смерти императора Клавдия остроумную, хотя и довольно злобную сатиру на него «Отыквление божественного Клавдия» — «Divi Claudii apocolocyntosis» (меннипова сатира). Идеи С. оказали значительное влияние на потомков. Это нашло отражение уже в раннем христианстве (выдуманная переписка С. и апостола Павла) и достигло своего апогея в 16–18 вв. Философские трактаты С. франц. философ-гуманист Монтень считал образцом новой лит. формы эссе.
        
        рис. Сенека (римская копия утерянной бронзовой статуи, ок. 200 н. э., Неаполь). Порфет вызывает споры.

Источник: Словарь античности. 1989

Сенека
лат. Seneca).
   1. Луций Анней С. Старший (Lucius Anneus S. Major) (ок. 58 до н.э. - после 34 н.э.) - римский оратор, выходец из Кордубы (совр. Кордова в Испании); образование получил в Риме. Сохранились его произведения «Контроверсии» и «Свазории» (букв. «убеждающие речи»). Оба сочинения С. написал по желанию своих сыновей, попросивших отца познакомить их с прежним курсом обучения и дать характеристику знакомых ему ораторов; они выражают его скептическое отношение к принципату и к современному обществу.
   2. Луций Анней С. Младший (Lucius Anneus S. Minor) (4 до н.э. - 65 н.э.) - римский ритор, писатель, поэт, драматург и философ, сын С. Старшего; родился в Кордубе, получил риторское образование в Риме. Из-за активного участия в политических интригах императорского двора С. в 41 г. был сослан на Корсику; возвратившись в Рим, он стал воспитателем Нерона, нажил богатство, однако был обвинен в участии в заговоре Пизона против Нерона и по приказу императора покончил жизнь самоубийством.
   Среди произведений С. встречаются сочинения литературного и философского характера: сатира «Отыквление божественного Клавдия», «Письма к Луцилию», «О провидении», «О безмятежной жизни», «О спокойствии духа», «О краткости жизни». Сохранилось также 10 трагедий С.: «Медея», «Эдип», «Фиест», «Федра», «Геркулес безумный», «Агамемнон», «Троянки», «Финикиянки», «Геркулес Эгейский» и «Октавия». Заимствуя сюжеты из мифологии, С. ставил цель показать шаткость человеческой судьбы, недолговечность счастья, пагубные последствия не обузданных разумом страстей. Трагедии С. носят на себе печать его философских взглядов, иллюстрируют стоический тезис о человеке, которым играют мощные, непонятные силы.
   Луций Анней Сенека. Трагедии / Пер. С.А. Ошерова. М., 1983; Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии / Пер. С.А. Ошерова, сост. и науч. подгот. М. Гаспарова. М., 1986; Горсков В.С. Политические взгляды Сенеки // Из истории античной культуры: философия, литература, искусство. М., 1976. С. 94-111; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 524-529; Т.2. С. 63-83; Межерицкий Я.Ю. Древности в исторической концепции Сенеки // Норция. Воронеж. 1978. С. 89-96.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   1. Сенека Анней Старший (ок. 55 до н. э. - ок. 40 н. э.)
   Римский ритор из Кордубы (Испания), отец философа Сенеки (2) и дед поэта Лукана. До нас частично дошло руководство по риторике, содержащее записанные по памяти отрывки речей великих ораторов, которых Сенеке доводилось слышать за свою жизнь; он представляет интерес как для истории ораторского искусства, так и для истории литературной критики.
   2. Сенека Луций Анней Младший (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.)
   Родился в Испании, но провел большую часть жизни в Риме, будучи философом и писателем, а одно время - воспитателем и главным советником императора Нерона. Именно благодаря наставничеству Сенеки первые пять лет царствования Нерона впоследствии вспоминали как время образцового правления. Благосклонность императорского двора позволила Сенеке нажить огромное состояние, за что со стороны сената он подвергался неоднократным нападкам. В 62 Сенека испросил у Нерона разрешения уйти в отставку. Тремя годами позже Нерон вынудил Сенеку покончить жизнь самоубийством после обвинения в причастности к заговору Пизона. Стоическим самообладанием Сенеки перед смертью восхищается Тацит в "Анналах" (кн. 15); умирающего Сенеку изобразил также на своей картине Рубенс. В число основных сочинений Сенеки входят его сатиры "Отыквление божественного Клавдия" (от слова "тыква"), философские диалоги на этические темы ("О дружбе", "О благодарности", "О предопределении" и др.), его труд "Естественно-научные вопросы" и, наконец, "Моральные письма", адресованные его другу Луциллию и на самом деле представляющие собой экзистенциальные эссе, в которых Сенека выразил свои стоические убеждения.
   Сенека писал также трагедии, девять из которых до нас дошли. Сенека использует классические мифологические сюжеты ("Медея", "Федра", "Эдип", "Фиест" и др.), однако трактует их совершенно иначе, нежели греческие трагики, и, кроме того, из-за своей патетичности и риторического стиля они скорее предназначены для чтения, чем для постановки на сцене. Долгое время считалось, что эти трагедии принадлежат другому Сенеке, и на протяжении средних веков Сенека был известен только как философ-моралист. Сенеку вместе с Цицероном и греческими философами Данте с Вергилием встречают на Лимбе ("Божественная комедия", Ад, 4). Св. Джером даже включил Сенеку в свой список христианских святых, опираясь на апокрифическую переписку Сенеки с апостолом Павлом. Сенека оказал влияние на таких мыслителей Возрождения и нового времени, как Петрарка, Эразм Роттердамский, Бэкон и Монтень.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

СЕНЕКА
   • Sen?ca,

       1. Annaeus Seneca (praenomen его неизвестно), ритор из г. Кордубы в Испании (жил приблизительно от 54 г. до Р. X. до 39 г. от Р. X.), слушал в Риме вместе со своим другом Порцием Латроном знаменитейших ораторов и жил еще при Тиберии в Испании, где он и умер. Муж древнеримской строгости и суровости, он, восторгался Цицероном, сохранял при этом трезвость суждения, которая удерживала его от преувеличений риторов того времени. Кроме одного, утерянного исторического сочинения, он написал позже: oratorum et rhetorum sententiae, divisiones, colores, т. e. 10 книг controversiae и suasoriae, обзор находящихся тогда в обращении школьных тем, сохранившихся, к сожалению, только в отрывках, которые очень важны для истории римской риторики. Лучшие издания Bursian´a (1857) и Kiessling´a (1872);

       2. его сын, L. Annaeus Seneca, философ, родился в городе Кордубе в Испании около Р. X., откуда он рано приехал в Рим и с трудом только смог избежать смерти, которую ему уже приготовил Калигула. После усердных занятий особенно философией и риторикой, он вступил на поприще общественной деятельности в должности претора, но был в первые годы правления Клавдия запутан в какой-то процесс Мессалиной, известной в истории своей дурной славой, и должен был вследствие этого отправиться в ссылку на Корсику, откуда он только спустя 8 лет был отозван в Рим. Тогда Агриппина поручила ему воспитание своего сына Нерона, вследствие чего он снова достиг видных почестей, так что в 57 г. был уже консулом. Между тем он, несмотря на свою твердость и другие достоинства, был несчастлив в своей задаче, и прежнее доверие наследника превратилось мало-помалу в отвращение и ненависть. Его необоснованно упрекают в суетности и славолюбии; может быть, менее можно оправдать его от обвинения в пристрастии к деньгам. Обвиненный за участие в заговоре Пизона, он был осужден на смерть; он умер от вскрытия жил и кровотечения, т. к. род смерти был предоставлен на его усмотрение, в 65 г. от Р. X. Tac. ann. 15, 60 слл. Его вторая жена, Помпея Павлина, которая хотела умереть вместе с ним и просила себе также открыть жилы, умерла несколькими годами позднее. Несмотря на свой мужественный, твердый характер, он не смог избежать многочисленных нареканий, поэтому при его оценке нужно поступать крайне осмотрительно. В своих философских взглядах С. следовал преимущественно учению стоиков, с которыми он, однако, порывался, как кажется, соединять эпикурейские взгляды, но отстоял самостоятельность своего суждения, благодаря многим своим столь же умно заимствованным, сколь ясно и резко высказанным мыслям и посылкам. В них ясно выдается его нравственная серьезность и полная самоотречения суровость, с которой он смотрел на обязанности человека. Это дало, очевидно, повод к многочисленным сравнениям с христианством (в новейшее время также написано много статей для его характеристики) и к вымышленной переписке его с апостолом Павлом, хотя во всем существенном здесь скорее противоположность, чем родство. Он написал (не считая многих подложных сочинений) 3 книги de ira, 3 различных утешительных письма (de consolatione) к своей матери Гельвии, к Полибию и к Марцию, далее de providentia, de animi tranquillitate, de constantia sapientis, de dementia ad Neronem Caesarem libri, de brevitate vitae ad Paulinum, de vita beata ad Gallionem, de otio aut secessu sapientis, 7 книг de beneficiis, 124 письма (epistulae ad Lucilium), содержащие легкие беседы о разного рода философских предметах, в которых более всего выделяется его особенность; кроме того, он написал злую сатиру на императора Клавдия в форме пародированной апофеозы (Apocolocyntosis s. ludus de morte Caesaris; обоготворение судом грибов, т. к. Клавдий умер от вкушения отравленных грибов), но она сохранилась только в отрывках и многократно (хотя и несправедливо) оспаривалась принадлежность ее С.; наконец, 7 книг quaestionum naturalium, назначенных молодому Луцилию, единственное дошедшее до нас произведение из области римской физики, без сомнения первое в римской литературе, по крайней мере в таком объеме; в этом сочинении автор положительно обнаруживает больше знания дела и сметливости, чем позднее Плиний Старший. Издания I. F. Gronov´a (1672), Ruhkopf´а (1797-1811). Fickert´a (1842-1845, главное издание), Haase (1852 и в слл.). Новое издание диалогов (философские сочинения) Koch´a и Vahlen´a (1879). De beneficiis de elementia Gertz´a (1877). В стихах мы имеем от С.

         a) эпиграммы (9, из которых, кажется, подлинны только 1, 2 и 7); они относятся ко времени его ссылки;

         b) 8 трагедий: Hercules furens, Thyestes, Phaedra, Oedipus, Troades (или Hecuba), Medea, Agamemno, Hercules Oetaeus, также 2 сцены из «Фиваиды» (Theba?s): первая из Эдипа в Колоне, вторая из финикиянок. Кроме 9-го произведения, fab. praetexta, Octavia, принадлежащего, без сомнения, позднейшему времени, в подлинности остальных 8 трагедий сомневаться нельзя. Они являются подражанием греческим образцам и показывают только большой талант придать произведению хорошую форму, плодовитость и жизненность фантазии, также остроту философского наблюдения, но вместе с тем в них звучит риторическая фраза часто даже до неприятного излишества; несмотря на всю растянутость, ему не удается обрисовка характеров. Построение стиха строго правильно и тщательно, но утомляет своей монотонностью. Издания трагедий I. F. Gronov´a (1661, 1681), Shroeder´a (1728), Bothe (1819 и 1822), новейшее издание Peiper´a, Richter´a (1867) и Leo (2 т., 1878 сл.).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Сенека-драматург в русских переводах

Филиппов Вячеслав Валерьевич
Статья посвящена проблеме перевода драм Сенеки на русский язык. В работе сравниваются несколько строк из центрального монолога Медеи. Первый из переводов выполнен М.В. Ломоносовым в 1748 г., второй С.М. Соловьевым в 1920-е гг.
Читать PDF
81.28 кб

Луций Анней Сенека: “Отвоюй себя для себя самого..."

Г. Ходасевич
Миллионер-мудрец, христианин до христианства, знаменитый ритор, чьи речи, пусть в пересказе менее умелых ораторов, до сих пор красуются в учебниках. “Что такого может сказать христианин, о чем не говорил прежде этот язычник?
Читать PDF
381.34 кб

Сенека о действиях против совести

Марсия Л. Колиш
Стоики интеллектуализируют этику, проблематизируя то, как мы можем действовать против наших моральных принципов.
Читать PDF
1.65 мб

Св. Апостол Павел и философ Сенека

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
1.67 мб

Св. Апостол Павел и философ Сенека

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
145.59 кб

Сенека или Аристотель? Две концепции жизни

Босенко Е. В.
В условиях, когда личный интерес совпадает с общественными целями, не существует этической проблемы выбора. Действуя на общее благо, человек действует непосредственно в личных интересах. Это путь Аристотеля.
Читать PDF
469.50 кб

Отзыв на статью Л. А. Грицай «Представления о счастливой жизни в философском наследии. Л. А. Сенеки»

Каменев Сергей Валентинович
Читать PDF
0.00 байт

Философия Сенеки в творческом сознании Н. С. Лескова: пометы к «Письмам Сенеки к Люцилию» (на матери

Макаревич Ольга Владимировна
Анализируются пометы, сделанные Н.С. Лесковым в издании «Избранные письма Сенеки к Люцилию», выявляются особенности восприятия писателем творчества античного философа и их отражение в публицистическом и художественном наследии Н.
Читать PDF
153.21 кб

Источники примеров в «Кратком руководстве к красноречию» М. В. Ломоносова: сентенции Сенеки в русско

Лемешев Константин Николаевич
Статья посвящена проблеме источников Риторики М. В. Ломоносова («Краткое руководство к красноречию» 1748). В 212 параграфе своего трактата Ломоносов описывает риторическую фигуру изречение (лат. сентенция).
Читать PDF
0.00 байт

«Смерть Сенеки» П. Хакса: визуальное и аудиальное

Сейбель Наталия Эдуардовна
Миф о смерти философа, политика и поэта Луция Аннея Сенеки полон противоречий. Хакс создает синтетическую в жанровом отношении пьесу, первая часть которой ориентирована на классицистическую трагедию, вторая на абсурдистский фарс.
Читать PDF
0.00 байт

Наследие Сенеки в интеллектуальных и культурных практиках XVIII столетия

Салимгареев М.В.
В статье рассматривается процесс знакомства и освоения литературного и философского наследия Сенеки. Исследуются аспекты взаимодействия русской интеллектуальной элиты с текстами и идеями римского драматурга и философа.
Читать PDF
0.00 байт

Стихотворение А. Кантемира «о жизни спокойной» в свете философских идей Сенеки

Глариантова Е.В.
Рассматривается стихотворение А.Д. Кантемира «О жизни спокойной» в сопоставлении с сочинениями Сенеки «О блаженной жизни», «О спокойствии души», «Нравственные письма к Луцилию».
Читать PDF
293.16 кб

Ясон в трагедии Сенеки "Медея": плохой или хороший муж, отец и наставник?

Пичугина Виктория Константиновна
Трагедия Сенеки рассмотрена с точки зрения интертекстуальных отношений с греческими и римскими литературными сочинениями, касающимися коринфской истории о Ясоне и Медее.
Читать PDF
74.02 кб

Ars vitae у Ямвлиха и стоика Сенеки

Элиопулос Панос
Сенека развивает теорию о терапии и воспитании, конечной целью которых должны стать самопознание и мудрость.
Читать PDF
1.46 мб

Спиной к спине: двойная герма Сократа и Сенеки и «Визуальная мораль» в античном мире

Р. В. Светлов, В. В. Савчук
Already in archaic Athens herms can play not only a cult role, but also social and didactic.

Похожие термины:

  • Сенека Люций Анией

    Сенека Люций Анией (Seneca, Lucius Annaeus) (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.), философ-стоик и воспитатель "Нерона. Изгнанный из Рима в 42 г. по подозрению в связи с сестрой "Клавдия, в 49 г. был возвращен и назначен воспитателе
  • Сенека, Луций Анней Младший

    (лат. Seneca, ок. 4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) — писатель, философ и юрист. Родился в Испании, но большую часть жизни провел в Риме. В 41 г. император Клавдий отправил его в ссылку, но через 8 лет он возвратился в Р
  • Сенека, Луций Анней

    (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) – римский философ и писатель, один из главных представителей стоицизма. Основным в человеке Сенека считал духовно-моральные качества: бесстрастие, терпение, милосердие, преод
  • Сенека, Луций Анней Старший

    ок. 55 до н. э. - ок. 40 н. э.)    рим. оратор. Род. в Испании. Образование получил в Риме. Лит. наследие С. включает в себя два соч.: «Контроверсии» («Споры») в 10 кн. и «Свазории» («Убеждения»), состоящие из 7 ре
  • Сенека Старший

    Annaeus Seneca Major) – римский историк и ритор, отец знаменитого философа Сенеки Младшего. Родился в Кордубе в Испании около 55 г. до Р.Х., умер около 40 г. от Р.Х. Выходец из семьи состоятельного всадника. Получ
  • Сенекапет

    постельничий.
  • Сенеки

    (Seneca Indians) наиб. многочисл. индейск. племена Ирокез. конфедерации. В 17 в. жили у одноимен. озера (ныне шт. Н.-Й.), 8 кланов во главе с вождями. В 1648-49 сыграли гл. роль в разфоме гуроное, оттавов и французов. В
  • СЕНЕКИОН

       • Senec?o,          см. Herennii, Гереннии, 15.
  • Сенекал Англо-бурская война

    29 мая 1900 англ. отряд ген. Рандла атако- вал буров, укрепившихся в Биддулфсберге. Атака началась во время пожара в буше (из-за которого погибли многие раненые) и была неудачной, англичане потеряли сем
  • СЕНЕКЕРИМ АРЦРУНИ

    царь Васпуракана в 1003-21. В нач. 11 в. Васпураканское царство подверглось набегам тюрк. племен. Воспользовавшись этим, визант. имп. Василий II в 1021 заставил С. А. уступить свои владения Византии. Взамен С
  • СЕНЕКЕРИМ

    ум. 1103) - царь Сюника (Сисакана) в 1084-1103. Правил вместе с сестрой Шахандухт; покровительствовал Татевскому монастырю, расширил владения царства. Стремясь укрепить свою власть, С. ездил в Исфахан, где
  • Вартанян, Генрих Сенекеримович

    Профессор Московского геологоразведочного института (Московской геологоразведочной академии), председатель Отделения экогеологии, гидрогеологии, инженерной геологии, геокриологии РАЕН, вице-п
  • СЕНЕКТУТА

       • Senectus,          олицетворение старческого возраста у римлян, причисляемое к демонам, как дочь ночи и тьмы (´??????). (Cic. de n. d. 3, 17). У Вергилия (А. 6, 275) она является в преддверии подземного мира с д