Сентиментализм

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Сентиментализм
направление в литературе с 70-х г18 в., раскрывавшее чувства простых людей.

Источник: Глоссарий исторических терминов

Сентиментализм
(от фр. sentiment — чувство) — течение в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX в., характеризующееся особым вниманием к душевному миру человека, его чувствам и переживаниям. Представителями сентиментализма в России были Н. М. Карамзин, Н. И. Аргунов и др.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Сентиментализм
стиль в литературе и искусстве второй половины XVIII – начала XIX в. Провозглашал культ естественного чувства, природы. Характерно особое внимание к душевным переживаниям «маленького человека». Основные жанры – чувствительная повесть и путешествие. Наиболее видный представитель в России – Н. М. Карамзин.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
чувство - течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины XVIII—начале XIX вв. Объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство, и путь к идеальной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств, отсюда большой демократизм С. и открытие им богатого духовного мира простолюдина. Близок предромантизму. Главные представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, О. Голдсмит, Т. Смоллетт, Ж. Ж. Руссо, писатели «Бури и натиска». Вершина С. в России — повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза».

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Сентиментализм
фр. sentiment – чувство) – направление в литературе и искусстве 2-й половины ХVIII – нач. ХIХ вв. Возник как реакция на промышленный переворот ХVIII в. в Англии, а затем во всех европейских странах. Провозглашал культ естественного чувства природы, идеалистической патриархальной деревни, апеллировал к религиозному чувству. Воспевал тихие радости семейной жизни, воспитывал у читателей чувствительность, которая якобы способна устранить всякую несправедливость. Эмоциональная окраска произведений, как правило, минорная, с легким оттенком грусти и лиризма.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
(фр. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, от франц. sentiment — чувство) — литературно-художественное направление в Зап. Европе и России во второй половине XVIII в. Возник в Англии, где сформировались его основные эстетические принципы (раскрытие духовного мира и чувств простолюдина, сопереживание, меланхолическая созерцательность, раскрытие связи человека с природой). Свое название получил благодаря роману Л. Стерна «Сентиментальное путешествие» (1768). В России проявился в раннем творчестве Н. М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза», 1792), В. А. Жуковского, Н. А. Львова и др. В литературе способствовал совершенствованию русского литературного языка, обогащенного разговорными нормами (просторечиями), и развитию новых жанров (элегия, послание, эпистолярный роман). В сценической практике привел к отказу от статуарности (устойчивых поз) и условно декламационной манеры чтения стихов, характерных для классицизма. СЕНТО — см. Организация Центрального договора.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
(фр. sentiment — чувство) — художественное течение в европейском и американском искусстве второй половины XVIII в., возникшее в ре-зультате кризиса просветительского рационализма. Не-доверие по отношению к разуму как основному орудию познания и переустройства мира привело к противопоставлению разума чувству, холодно-рационалистических правил классицизма изображению внутренних переживаний человека. Сентименталисты выступили с критикой буржуазных отношений, выявляя несостоятельность просветительских иллюзий относительно буржуазного общества. «Царству разума» сентиментализм противопоставил культ естественного чувства, как главной доминанты «человеческой природы». Необходимым условием существования человека сентименталисты считали не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Отличительными чертами сентиментализма стали идеализация «естественного» человека, раскрытие «тайн» его души, преклонение перед природой, а основными темами сен-тименталистов в литературе были тема природы и тема смерти. Основными представителями сентиментализма в литературе были С. Ричардсон, Л. Стерн (его роман «Сентиментальное путешествие», 1768, дал название всему направлению), О. Голдсмит, Ж.-Ж. Руссо и др. Основоположником сентиментализма в живописи был французский художник Ж. Грез. Основоположниками русского сентиментализма называют М. М. Хераскова и поэтов его круга. В русском сентиментализме выделяются два направления: демократическое, представленное творческой деятельностью А. Н. Радищева, который раскрыл противоречия между «самодержавством» как «наи-противнейшем человеческому естеству состоянием» и обществом, народом; дворянское течение, венцом которого стало творчество Н. М. Карамзина (повести «Бедная Лиза», 1792; «Евгений и Юлия», 1796 и др.)

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
от франц. sentiment – чувство), течение в европейском и американском искусстве и литературе второй пол. 18 – нач. 19 вв. Отталкиваясь от рационализма эпохи Просвещения, сентиментализм провозгласил высшим качеством «человеческой природы» не разум, а чувство. Путь к воспитанию идеальной личности сентименталисты искали в высвобождении «естественных» чувств. Если классицизм провозглашал культ общественного, то сентиментализм утверждал право частного лица на глубоко сокровенное переживание. Ярче всего идеалы сентиментализма воплотились в литературе и театре, в живописи – в жанрах пейзажа и портрета.
Сентиментализм во французской живописи приобрел нарочито назидательный оттенок в творчестве Ж. Б. Греза. Чувствительность в его жанровых картинах («Паралитик, или Плоды хорошего воспитания», 1763; «Наказанный сын», 1777, и др.) перерастает в слащавость, персонажи – в ходячие олицетворения пороков и добродетелей. Позы и жесты людей преувеличенно театральны, живопись превращается в урок морали. Не случайно Грез любил составлять литературные комментарии к своим произведениям. Кроме жанровых картин, Грез написал множество «головок» – изображений девушек, тоскующих о мертвых птичках, разбитых зеркалах или кувшинах. Подобные произведения, содержащие, как и знаменитая картина «Разбитый кувшин» (1785), намек на потерянную невинность, парадоксальным образом соединяют назидательность с эротикой.
В России идеалы сентиментализма нашли выражение в творчестве В. Л. Боровиковского. Впервые в русской живописи художник начал писать людей на лоне природы. Герои его портретов гуляют по аллеям пейзажных парков с любимой собачкой или книгой в руке, предаются поэтическим мечтам или философским размышлениям («Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; «Портрет М. И. Лопухиной», 1797; «Портрет Д. А. Державиной», 1813), демонстрируют возвышенно-сладостное согласие сердец («Портрет сестер А. Г. и В. Г. Гагариных», 1802). Картины «Торжковская крестьянка Христинья» (ок. 1795 г.), «Лизынька и Дашинька» (1794) воплощают убеждение сентиментализма в том, что «и крестьянки чувствовать умеют» (Н. М. Карамзин). С сентиментализмом отчасти соприкасается творчество В. А. Тропинина («Мальчик, тоскующий об умершей птичке», 1802 г.).
Сентиментализм подготовил почву для рождения романтизма.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
течение в европейской литературе и искусстве второй пол. 18 – нач. 19 вв. (см. Просвещение). Сентименталисты утверждали культ не разума, а чувства. Однако разум как таковой не был отменен, более того, необходимость обращения к человеческому сердцу в трудах сентименталистов получала рационалистическое обоснование. Утверждалось, что сердце требует образования не меньше, чем разум; для воспитания человека необходимо обращаться не столько к его разуму, сколько к чувствам. «Добрые нравы» нельзя воспитывать логическим путем, поскольку человеческое сердце не рассуждает, а чувствует. Сентименталисты в центр воспитания ставили задачу научить человека не только правильно мыслить, но и правильно чувствовать (в названии журнала Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» на первом месте стоит не «разум», а «сердце»). Родоначальником сентиментализма в английской литературе был Дж. Томсон, автор поэтических природописаний «Времена года» (1726–30). Меланхолией окрашена поэзия С. Э. Юнга («Жалобы, или Ночные думы», 1742–45) и Э. Грея («Элегия, написанная на сельском кладбище», 1751). Социальные мотивы звучат в романе «Векфильдский священник» О. Голдсмита и «Памела» и «Кларисса Гарлоу» С. Ричардсона. Вершиной сентиментальной прозы были роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760–67) и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) Л. Стерна. Во Франции на развитие сентиментализма оказал влияние Ж. Ж. Руссо, создавший демократическое направление в романе «Юлия, или Новая Элоиза» и глубокий анализ человеческой личности в «Исповеди». Сентиментализмом были захвачены Б. де Сен-Пьер, Ретиф де ла Бретон и Л. С. Мерсье. Идиллии швейцарского писателя С. Геснера создали мир крестьянской жизни на лоне природы.
В рус. литературе сентиментализм зарождается в 1760-х гг., расцвет приходится на 1790-е гг. Государственной поэзии классицизма сентименталисты противопоставляли лирику отдельного человека. Появляются пародии на торжественную оду («Гимн восторгу» И. И. Дмитриева, 1792), на передний план выходят малые стихотворные жанры, развивающие тему дружбы и сердечной привязанности: послание, идиллия (Н. А. Львов, В. В. Капнист). Устанавливается культ чувствительности: «Кто сам чувствителен и дружбы цену знает,/Тот сам, увидя нас, и с нами зарыдает» (В. И. Майков). Результатом стремительного развития рус. литературы стало появление классицистических и сентименталистских произведений в творчестве одного автора (М. Н. Муравьев). Иногда эти тенденции проявляются в произведениях, созданных в одно и то же время (творчество М. М. Хераскова 1760-х). В прозаических жанрах появляется демократический герой, чувствительный, способный к истинной любви и дружбе. Вершиной сентиментализма в России было творчество Н. М. Карамзина («Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза»).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
95.86 кб

«Сентиментализм» - происхождение и эволюция термина

Кожевников М. В.
The article studies the origin and evolution of the concept «sentimentalism» in the English culture of the eighteenth century and the role and meaning of the term «sentiment» in the formation of this concept.
Читать PDF
253.29 кб

Образ Наполеона в интерпретации Н. М. Карамзина и Г. Р. Державина: классицизм или сентиментализм?

Кафанова Ольга Бодовна
Аннотация В статье рассматривается образ Наполеона в творчестве Н.М. Карамзина и Г.Р. Державина.
Читать PDF
1.01 мб

Сентиментализм как направление в английской и русской литературе

Рузанов Н.В.
Статья повествует о зарождение направления сентиментализма, его особенности, развитие и отличия от других направлений, черты его проявляющиеся в литературе разных стран.
Читать PDF
84.53 кб

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И "ПОВОРОТ К ИСТОРИИ" В НАЧАЛЕ XIX В

Артамонова Юлия Дмитриевна
В статье показывается, что связь исторических и литературных штудий встречается в начале XIX в.
Читать PDF
414.37 кб

Об одном забытом произведении русского сентиментализма

Ермакова Людмила Михайловна
Читать PDF
257.59 кб

Элизабет Мэддок Диллон сентиментальная эстетика

Галинская И. Л.
Dillon E.M. Sentimental aesthetics // Amer. lit. Durham, 2004. Vol. 76, N 3. P. 495-523.
Читать PDF
237.16 кб

Топос «Чтение» и текстовая реальность русской сентиментальной повести

Сурков Евгений Анатольевич
Читать PDF
529.95 кб

Проблема универсального повествования в эстетике русского сентиментализма

Киселёв Виталий Сергеевич
Предметом статьи являются эстетические искания русских сентименталистов, утверждающие новые формы универсального художественного видения.
Читать PDF
250.86 кб

Формирование представлений о традициях сентиментализма в литературе ХХ века у студентов педагогическ

Галимуллина Альфия Фоатовна
Статья посвящена проблеме наследования традиций сентиментализма в творчестве русских писа-телей ХХ века. На материале творчества И.А.Бунина, Л.С.Петрушевской, Л.Улицкой, Т.А.Тол-стой, М.
Читать PDF
242.44 кб

Г. Р. Державин как провозвестник реализма и сентиментализма в русской литературе

Липатов Александр Тихонович
В статье обоснованно показано, что поэтическое творчество Г. Р. Державина далеко выходило за рамки классицизма. Он стоял у истоков реалистического направления в русской литературе. Именно под влиянием открытого Г. Р.
Читать PDF
438.04 кб

Ценностные парадигмы сентиментализма и романтизма в генезисе экзистенциального сознания Достоевского

Кошечко Анастасия Николаевна
Представлен анализ одного из аспектов формирования экзистенциального сознания Ф. М. Достоевского влияние аксиологических систем сентиментализма и романтизма на становление художественного метода писателя.
Читать PDF
571.13 кб

Античные Буколики в интерпретации М. Н. Муравьева (к истокам сентиментализма)

Прокопьева Лилиана Борисовна
Рассматриваются буколические традиции в русской литературе XVIII в. и творчестве М.Н. Муравьева в частности. Сравниваются переводы начальных стихов (1-17) эклоги первой «Буколики» Вергилия, выполненные М.Н. Муравьевым и В.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменология домашнего пространства в литературе русского сентиментализма

Болотникова Олеся Николаевна
Анализируются особенности осмысления домашнего пространства в русском сентиментализме и выявляется их связь с установками горацианства, с философией умеренности, простоты и близости к природе, противопоставленной соблазнам городск
Читать PDF
0.00 байт

Поэтическое новаторство Н. М. Карамзина в контексте русского сентиментализма (тождественная строфика

Ольга Сергеевна Лалетина
Статья посвящена проблеме поэтического новаторства Н.М. Карамзина в контексте русской литературы XVIII начала XIX веков.
Читать PDF
2.80 мб

Интертекстуальный пласт пьесы Н. Коляды «Полонез Огинского» как проводник поэтики сентиментализма (к

Купреева Ирина Валерьевна
Рассматривается проблема типологии героя в пьесах Николая Коляды как наиболее востребованного отечественного драматурга современности, создателя собственной драматургической школы.

Похожие термины:

  • СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ

    чувствительность, чрезмерная нежность в выражении чувств, слезливая растроганность, разнеженность.