СЕРАПИН Сергей АлександровичСерапион I

СЕРАПИОН

Найдено 11 определений термина СЕРАПИОН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Серапион (старец)

Серапион - старец псковского Елизарова монастыря; написал "Повесть о приходе Стефана короля польского ко Пскову и Печорскому морю" в 1581 году. "Повесть" эта издана в "Чтениях Общества Истории" 1837 год.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

СЕРАПИОН

иеромонах Киево-Троицкого монастыря, деятель Союза Русского народа, автор "Послания к россиянам" (1913), в котором заявлял, что "противосемитическая, в смысле жидообличения, школа избавит Россию от жидовского рабства и тирании".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

СЕРАПИОН

?-1275), епископ Владимирский с 1274, архимандрит Киево-Печерского монастыря, писатель. Автор "Слов" (проповедей, поучений), отобразил бедствия Руси под властью монголо-татар, считая их Божьей карой за нарушения христианских заповедей и междоусобия князей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

Серапион (псковский чудотворец)

Серапион - преподобный, что на Толве реке, псковский чудотворец. Родился в г. Юрьеве в 1390 году. В 1426 году удалился в Псков и поселился в пустыне вместе с преподобным Евфросином ; принимал весьма деятельное участие в устройстве Спасо-Елеазаровой пустыни, где жил с Евфросином. Скончался в 1480 году. Память 15 мая.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Серапион (архиепископ суздальский)

Серапион - архиепископ суздальский (1634 - 1654), из игуменов Толгского монастыря; написал грамоту 1636 года в Покровский монастырь о выборе игуменьи, с увещанием не ссориться; описание городского вала, 1643 год; память от 1 мая 1642 года духовенству епархии о соблюдении церковного благочиния; грамоту 1643 года с запрещением свидетельствовать лживую духовную и другие.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

СЕРАПИОН

   • Serapion,

         ????????,

       1. греческий трагический поэт, от которого Стобей сохранил некоторые стихи;

       2. стоический философ из Гиераполя. Sen. ер. 40, 2;

       3. врач из Александрии, основатель эмпирической школы в медицине;

       4. географ из Антиохии, жил, вероятно, во времена Эратосфена (см. Cic. ad Att. 6, 1. 2, 4, 1); Плиний заимствовал из него;

       5. александрийский ритор во 2 в. от Р. X., Свида перечисляет несколько его риторических сочинений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

СЕРАПИОН

ск. 1275), древнерусский писатель, епископ. В летописании встречаются два упоминания о нем (1274): о поставлении его епископом "Володимера, Суждалю и Новугороду Нижнему" и о его смерти в 1275. Летописец отмечает также, что Серапион "бе же зело учителен и книжен". Серапион был игуменом Киево-Печерского монастыря (1249-74); участвовал в Соборе епископов во Владимире. Ему приписывают "Поучение к попам", входящее в состав кормчих книг вместе с Постановлениями Собора.

Серапион - автор пяти поучений, четыре из них находятся в одном из древнейших четьих сборников - "Златой чепи" XIV в. В первом "слове" епископ призывает паству покаяться, напоминая о страшных знамениях - землетрясении, голоде, нашествии иноплеменников.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

Серапион (преподобный)

Серапион - преподобный, в миру пленный казанский мурза Туртас Гравирович, в крещении Сергий. Полюбив новую веру, Серапион решился посвятить себя иноческой жизни. На пустынном острове озера Коже Серапион встретил отшельника Нифонта и остался жить с ним. Молва о их подвижничестве стала привлекать к ним ревнителей духовной жизни; когда собралось достаточное число иноков, Нифонт отправился в Москву просить земли для обители, но скончался там, не начав дела. Узнав о кончине Нифонта, Серапион отправился в Москву и получил царскую грамоту, которой предоставлялась новой обители земля по 4 версты в обе стороны. Он устроил общий монастырь (см. Кожеозерский Богоявленский монастырь, XV, 577). По его просьбе царь освободил земли Кожеозерской обители от податей и повинностей. Серапион скончался в 1611 году. Память 27 июня.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Серапион (святой, архиепископ новгородский)

Серапион - святой, архиепископ новгородский. Был священником, но скоро овдовел и постригся в монашество. По смерти родителей Серапион, раздав имущество бедным, ушел в Дубенский Успенский монастырь (на границах нынешних губерний Тверской и Владимирской) и был там настоятелем; оттуда перешел в Сергиеву лавру и был ее игуменом. В 1506 году Серапион посвящен в сан архиепископа новгородского. Когда преподобный Иосиф Волоцкий , теснимый волоколамским князем Федором Борисовичем , обратился с просьбой о защите к великому князю Василию Иоанновичу и был принят, с обителью, в ведение митрополита и великого князя, Серапион подверг Иосифа церковному запрещению, так как он действовал самовольно, без разрешения своего архиепископа. Великий князь Василий принял запретительную грамоту Серапиона за личное оскорбление и созвал собор (1509), на котором Серапион был осужден, уволен от управления епархией и заточен в Андроников монастырь. В оправдание свое Серапион написал послание к митрополиту Симону , где смело защищал свое дело и доказывал несправедливость других правилами церкви. В 1511 году собором святителей Серапион был освобожден из заточения и остаток дней своих провел в Сергиевой лавре, где и скончался в 1516 году, приняв перед смертью схиму. Мощи Серапиона обретены нетленными в следующем году (7 апреля) и остаются под спудом в так называемой Серапионовой палатке, близ Троицкого собора Сергиевой лавры. Память Серапиона 16 марта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Серапион (епископ владимирский)

Серапион - епископ владимирский. Сведения о нем очень скудны. Из Воскресенской летописи мы узнаем, что Серапион был архимандритом печорским, в 1274 году был поставлен епископом владимирским, а в 1275 году преставился. Летописец называет его "зело учительным в божественном писании". Ему, несомненно, принадлежат пять поучений. Первые три поучения посвящены изображению татарского нашествия (полнее всего оно описано в третьем слове), сходному с изображением того же события в летописи и в других современных поучениях, так что сомневаться в фактической верности слов Серапиона нельзя. Грустя о бедствиях родной земли, проповедник сознает вместе с тем их необходимость, так как они посланы Богом в наказание за грехи людские и для исправления народа. Поэтому Серапион с особенной энергией указывает слушателям на их грехи, упрекая их в самых разнообразных пороках. Четвертое и пятое поучения посвящены изображению двух явлений русской жизни, порожденных суеверием: испытанию ведьм посредством воды и выкапыванию из могил похороненных самоубийц, так как они, по мнению народа, портили погоду и, следовательно, вредили урожаю. Серапион допускает возможность влияния чародеев, через бесов, на людей, но только в том случае, если люди в них верят; поэтому Серапион прежде всего упрекает слушателей в том, что они еще до сих пор верят в волхвование. Далее проповедник обвиняет их и в том, что в вопросе о жизни и смерти они хотят поставить свидетелем бездушную стихию - воду. В пятом поучении Серапион старается разные народные бедствия, которым суеверные люди подыскивали причину в погребении самоубийц, поставить в связь с человеческими пороками, за которые Бог и карает. Поучения Серапиона отличаются простотой изложения; они гораздо доступнее витиеватых слов Илариона и Кирилла Туровского. Простота не мешает речи Серапиона быть образной, поэтичной и исполненной силы и одушевления. Ср. Петухов "Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века" (Санкт-Петербургская библиотека, 1888; в приложении напечатаны тексты поучений). Н. Т.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

СЕРАПИОН

ум 1275)—епископ Владимирский проповедник и писатель Све дения о жизни его крайне скудны в лето писи под 1274 г сообщается что митрополит Кирилл поставил епископом Владимира, Суздаля и Нижнего Новгорода архимандрита (в других списках — игумена) Киево-Печерского монастыря С., а на следующий год С. умер. Летопись отмечает, что он был “зело учителей и книжен”, т. е. начитан в духовной литературе и известен как проповедник. В науке утвердилось мнение о принадлежности С., по крайней мере, пяти поучений. В первом из них С. призывает верующих к покаянию, напоминая им о грозных божественных “наказаниях”— землетрясении (возможно, речь идет о землетрясении 1258 г.) и о нашествии иноплеменников. Сер. XIII в. отнюдь не была для Руси, еще не оправившейся от Батыева нашествия, временем благополучия: во время новых походов-татар опять были разорены Владимир, Суздаль, Юрьев, Москва, Тверь, Рязань и др. города. Об этом трагическом времени и говорит С.: “И вот уже поучает нас Бог предзнаменованьями, земля сотрясается по его повелению: хоть и не говорит устами, но делом поучает. Даже и так нас наказав, Бог не отучил нас от дурных обычаев. Вот теперь землю трясет и колеблет, многие грехи беззакония хочет стрясти с земли, как листья с дерева. Если же кто скажет: “И раньше были землетрясения и войны, и пожары ведь были”, то отвечу: “Так и было, но что потом было с нами? Не было ли голода? Не было ли мора? Не было ли ратей многих? Мы же все равно не покаялись, до тех пор пока не пришел на нас по попущению божественному народ безжалостный, и землю нашу опустошили, и города наши попленили, и церкви святые разграбили, отцов и братьев наших перебили, а над матерями и сестрами нашими надругались”. С. призывает отказаться от несправедливого суда, от “грабежа, воровства, разбоя и грязного прелюбодеяния... сквернословия, обмана, клеветы, ложных клятв и доносов”, только тогда, надеется проповедник, “утешит нас Бог небесный, как детей своих помилует нас, горе мирское от нас отведет и дарует мирный отход в иную жизнь”. О том же, о дурных нравах и поступках, которые, по мнению С., и являются причиной гнева Божьего, говорится и в другом его послании: он вновь напоминает о пленении земли, о захваченных городах, о трупах убитых мужчин и уведенных в полон женщинах и детях, изображая поистине трагическую картину всеобщего бедствия: “Вот уже к сорока годам приближаются страдания наши и мучения, мы обложены тяжелыми поборами, всюду голод, болезни, вдоволь хлеба своего поесть не можем, вздохи наши и печаль иссушают кости наши...” И опять проповедник призывает к покаянию, к отказу от дурных дел в надежде на милость Бога. Той же теме — изображению современных ему событий — посвящено и третье “слово” С., но всякий раз он находит все новые и новые краски, изображая трагическую судьбу разоренной нашествием Русской земли: кровью отцов и братьев земля пропитана как водой в половодье, исчезли крепость и сила наших князей и воевод, города опустели, заросли сорной травой села, наши богатства ныне стали сокровищами иноплеменников. В четвертом и пятом поучениях С. выступает против языческого обычая по наущению волхвов предавать казни людей, обвиненных в колдовстве. С. осуждает эти предрассудки во всеоружии своей христианской образованности. “Где вы видели в Писании,— вопрошает он,— что человек властен над урожаем или недородом, что он может вызвать дождь или жару? О, неразумные! Все это Бог творит по своей воле: беды и голод посылает нам в наказание за грехи наши, побуждая к покаянию”. Поучениям С. присущи высокие художественные достоинства: изысканное мастерство ритора соединяется в них с необыкновенной простотой и яркостью языка, эмоциональность с искренностью. Поучения С.— не только факт литературы, но и живое свидетельство трагических событий, отражение мучительных раздумий о причинах неслыханных бедствий, обрушившихся на Русскую землю, на народ, тщетно взывавший к Богу о помощи. Творчество С. как бы знаменовало собой сохранение в литературе Владимирской Руси лучших традиций торжественного и учительного красноречия Киевской Руси XII в. Изд.: Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII в.—СПб., 1888; “Слова” Серапиона Владимирского/ Подг. текста, перевод и комм. В. В. Колесова // ПЛДР: XIII век.— М., 1981.—С. 440—455; То же / Подг. текста и перевод Т. В. Черторицкой // Красноречие Древней Руси.— С. 108—122. Лит.: КолобановВ.А. Общественно-литературная деятельность Серапиона Владимирского // АКД.— Л.; Владимир, 1962; Творогов О.В. Серапион//Словарь книжников.— Вып. 1.— С. 387—390. О. И. Творогов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь

Найдено схем по теме СЕРАПИОН — 0

Найдено научныех статей по теме СЕРАПИОН — 0

Найдено книг по теме СЕРАПИОН — 0

Найдено презентаций по теме СЕРАПИОН — 0

Найдено рефератов по теме СЕРАПИОН — 0