Сергель

Найдено 1 определение
Сергель
, Иоганн Тобиас (Sergel Johan Tobias) 1740, Стокгольм — 1814, Стокгольм. Шведский скульптор, рисовальщик. Мастер европейского неоклассицизма. Обучался у французского скульптора позднего барокко П. Ю. Ларживе, работавшего при дворе короля Густава III. После получения первого приза в Королевской академии Стокгольма с 1767 по 1778 жил и работал в Риме, занимался во Французской академии, сблизился с кругом римских мастеров, изучал античность, посетил Неаполь, Геркуланум, Помпеи. Уже в ранних работах (Ахилл и кентавр Хирон, ок. 1767; Венера и Анхиз, ок. 1769—1770, обе — Стокгольм, Нац. музей) сказалось увлечение новым стилем, отход от традиций барокко и рококо, грации французской манеры Ларживе. Известность Сергелю принесли статуи Диомед (1771—1772), Отридат (1779), группа Марс и Венера (1771—1722), статуя Фавн (1770—1774, все — Стокгольм, Нац. музей), выдвинувшие его в число первых мастеров европейского неоклассицизма. Фавн был исполнен из каррарского мрамора для французского посла в Неаполе, барона де Бретеш. В мощной фигуре древнего божества сказалось влияние известной античной статуи Фавн Барберини (ныне — Мюнхен, Глиптотека), вызвавшей много подражаний у мастеров неоклассицизма. В статуе Отридат и группе Марс и Венера прототипом явилась античная группа Умирающий галл. Сергель создавал образы героические по внутреннему настрою, выбирая сюжеты из Илиады Гомера, известного трактата графа де Кейлюса Картины на сюжеты из Гомера и Вергилия, пользовавшегося популярностью в кругах художников-неоклассицистов. Статуя Диомед явилась, возможно, одной из ранних работ в стиле "героического неоклассицизма" в Риме. Она была создана для английского заказчика — Г. Мансел-Талбота. В сильной коренастой фигуре Диомеда проявилось прекрасное знание Сергелем античной пластики, умение на основе идеального прототипа создавать образы, полные дыхания подлинной жизни. В меньшей степени Сергелю удавались образы лирического плана (Амур и Психея, 1774—1778/1786; Венера, 1778—1780, обе — Мюнхен, Глиптотека). В 1778 Сергель был отозван Густавом III в Стокгольм и стал придворным скульптором при короле Швеции, принимал участие в украшении Королевского дворца в Стокгольме. На родине работал в большей степени как портретист, создав около 200 портретных медальонов, около 40 бюстов (Портрет Густава III, 1780-е, Стокгольм, Нац. музей), в которых проявил незаурядное дарование, унаследовав реалистическую манеру Ларживе. Сергель исполнил много рисунков, среди которых тоже немало портретов (Автопортрет с женой Анной и сыном, Стокгольм, Нац. музей), увлекался карикатурой. Сам художник запечатлен на рисунке своего друга И. Г. Фюсли Сергель на прогулке в Риме (1770—1778, Стокгольм, Нац. музей). Высоко ценились копии с античной скульптуры, исполненные Сергелем. По совету посланника Великобритании в Неаполе, знатока античности и коллекционера, большие заказы Сергелю делал барон Г. Ф. Кретц, шведский посол при королевском дворе Франции, лично обращавшийся за разрешением к Густаву III. Автобиография, написанная И. Т. Сергелем, хранится в Королевской библиотеке Стокгольма.
Лит.: Antonsson O. Sergels ungdom och Romtid. Stockholm, 1942; Johan Tobias Sergel (1740—1814), Kunst um 1800. Hamburger Kunsthalle, 22. Mai bis 21. September 1975. Munchen, 1975; Bjurstrom P. Sergel Technar. Stockholm, 1976; Cederof U., Magnus O. Sergel. Stockholm, 1990; Catherine the Great and Gustav III. Nationalmuseum 9 october 1998 — 28 february 1999. Helsingborg, 1999.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Комплексное исследование раннеякутского Сергеляхского погребения середины XV - начала XVI в

Бравина Розалия Иннокентьевна, Дьяконов Виктор Михайлович, Николаев Егор Николаевич, Петров Денис Михайлович, Сыроватский Владислав Владимирович, Багашев Анатолий Николаевич, Пошехонова Ольга Евгеньевна, Слепченко Сергей Михайлович, Ражев Дмитрий Ианович, Алексеева Елена Алексеева, Зубова Алиса Владимировна, Кузьмин Ярослав Всеволодович
Представлены результаты комплексного исследования захоронения, относящегося к малочисленным погребальным памятникам раннего этапа этнической истории якутов.