СЕРВИЯСервьяне, Георгий

СЕРВЫ

Найдено 9 определений термина СЕРВЫ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Сервио

драматическ. актер русской труппы в СПб. при Николае I.

{Половцов}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

СЕРВИЙ

лат. грамматик, живший в Риме ок. 400 н.э. Издал подроб. комментарий к произв. Вергилия, долгое время служивший основой для изуч. творчества поэта. Особое вним. в комментарии уделено языку Вергилия. Неизвест. автор позднее расширил этот коментарий ценными записями о рим. древностях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

СЕРВЫ

раб — в средневековой Западной Европе категория феодально-зависимых крестьян, наиболее ограниченных в правах: в переходе из одной сеньории в другую, отчуждении земельных держаний, наследовании имущества, свободе брака и др. (уплачивали особые поборы). К XVI в. сохранились лишь пережитки серважа.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

СЕРВЫ

франц. serfs, от лат. servi, букв. - рабы) - категория непосредств. производителей в ср.-век. Зап. Европе. В период складывания т. н. варварских королевств С. находились на положении домашних рабов, реже помещались на зем. участки, за к-рые несли продуктовые оброки. В раннефеод. и феод. государствах Зап. Европы в период феодализма С. - категория феодально-зависимого крестьянства, находившаяся в наиболее приниженном социальном положении. См. Серваж.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Сервий (Сербий)

лат. Servius)

(ок. 360 - V в.)

рим. грамматик. Наиб, значит, соч. явл. комментарий к Вергилию. Предназначенный для школьного употребления коммент. касается гл. обр. вопросов стиля, объясняются значения трудных слов, необычные формы и конструкции. Позже был дополнен и расширен неизвестным автором.

   Р.3.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

   * * *

(IV в. н.э.)

   римский грамматик, труд которого - «Комментарии к Вергилию» - сохранился в двух версиях - краткой и подробной. Это плод энциклопедической образованности автора, отражающий уровень знаний эпохи падения Рима. С., опираясь на труды более ранних комментаторов, глубоко изучил Вергилия и оставил ценный материал по религии и быту Рима, а также изложил мифы и предания, зачастую в их эволюции.

   Servius Grammaticus, in Vergilii Bucolyca, Georgica et Carmina commentarii, ed. G. Thilo, V. I-III. Lipsiae, 1881-1887; Jones J.W. An analise of the allegorical interpretations in the Servian commentarii. Cambridge, 1959.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима

Сервий

римский грамматик конца IV в. н. э., известный также как Сервий Мавр (или Марий) Гонорат. Работал в Риме, где прославился как выдающийся знаток Вергилия. Таким описал С. для потомков Макробий, введя его одним из собеседников среди знатных римлян в Сатурналиях. Главным произведением С., которым часто пользовались в позднейшие времена, был комментарий к произведениям Вергилия, в котором поочередно рассматриваются Энеида, Буколики и Георгики, с объяснением, как это было принято в школе, грамматических форм и значений слов. С. в основном опирался на труды Доната, все же сохраняя за собой собственное мнение. Комментарий С. является прекрасным образцом трудов античных филологов, и главным образом поэтому он представляет ценность для нас. В рукописях комментарий С. присутствует в двух версиях: краткой, признаваемой подлинным произведением С., и развернутой, которую называют Servius auctus (Расширенный Сервий) или Servius (или Scholia) Danielis (по имени первого издателя П. Даниеля). Расширенный Сервий состоит, как предполагается, из первоначального комментария и дополнений, взятых из какого-то более научного труда, где Энеида рассматривается после Буколик и Георгик (возможно, из комментария Доната в той его части, которую С. не использовал). Наиболее ценны именно эти дополнения, поскольку они содержат множество пояснений, относящихся к реалиям, а следовательно, представляются прекрасным источником для изучения культуры эпохи. С. написал также Комментарий к грамматике Доната (Explanatio in artem Donati) и 3 небольших сочинения по метрике: О ста стихотворных размерах (De centum metris), О метрике Горация (De metris Horatii) и О долготе конечных слогов (De finalibus). Сохранившийся под его именем двуязычный (греко-латинский) сборник глосс, по-видимому, не аутентичен.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античные писатели. Словарь

Сервы

от лат. servus — раб) — личнозависимые крестьяне во Франции. Находились в личной, поземельной и суд. зависимости от сеньора. Как личнозависимые с. Платили:

1) поголовную подать (шеваж);

2) пошлины, ограничивающие свободу брака, т.наз. «брачный побор» (см. Формальяж) за вступление в брак со свободным лицом либо с сервом из другой сеньории;

3) пошлины, ограничивающие свободу наследования, т.наз. «посмертный побор», т.е. побор с наследства (см. Мертвой руки право), чаще всего в виде лучшей головы скота;

4) кроме того, сеньор мог взыскивать с серва произвольную талью, т.е. требовать неограниченных повинностей и платежей. Иными словами с, в отличие от фр. вилланов, были ограничены в правах перехода, свободе брака, наследовании имущества.

Как держатель земельного участка серв обязан был выполнять барщину или выплачивать натуральный и денежный оброки; выполнять транспортные, строительные и др. повинности; как зависимый в суд. отношении обязан был судиться и вести свои тяжбы в поместном суде сеньора, за что с него взимались судебные побоpbi и штрафы; уплачивать сеньору рыночные, мостовые, паромные, дорожные и др. пошлины; кроме того, зависимость крестьян-с. проявлялась в т.наз. баналитетах.

В устаревшей ист. литературе с. зачастую называют крепостными, что далеко не правильно и не корректно. С. Высокого Средневековья были не так принижены, как крепостные в странах Вост. Европы в XVI—XVIII вв., более свободны в хозяйственном отношении, в браке и передвижении.

С конца XII—XIII в. начался выкуп с. на волю путем выкупа четырех вышеперечисленных повинностей, характеризующих личную зависимость. Процесс личного освобождения проходил главным образом в XIII—XIV вв. Сумма выкупа была различной и определялась в результате спора между сеньором и сервом. Со временем многие с. превратились в вилланов и цен-зитариев.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях

СЕРВИИ

   • Serv?i,

       1. Serv. Tullius, шестой римский царь (578-534 гг. до Р. X.), по преданию, сын рабыни, на которого обратили внимание Тарквиний Приск и Танаквилла, после того как однажды ореол света окружил чело спящего ребенка, которого они решили усыновить и из сына рабыни сделали наследником престола; отсюда произошло, вероятно, и имя Servius. Позднее находим другое объяснение его происхождения, именно в речи императора Клавдия, который говорил, будто во время царствования Тарквиния Приска какой-то этруск Мастарна пришел в Рим с толпой своих поселян, может быть, по приглашению этрусской супруги Тарквиния — Танаквиллы и поселился здесь на Делийском холме. Затем он сделался римским царем. Этот царь, вышедший из страны с более развитыми гражданскими учреждениями и более усовершенствованным культом, с одной стороны, является вторым после Нумы основателем и учредителем римского культа построением многочисленных храмов, с другой стороны — истинным виновником учреждения податной системы, просуществовавшей целые века, центурий и триб, за чем тотчас же последовало военное устройство государства, в виде всеобщей воинской повинности, смотря по состоянию различных классов. Главными источниками для государственного устройства С. являются: Div. 1, 42-44. Dion. Hal. 4, 13-28. Cic. r. р. 2, 22. Что касается до различных определений ценза, то писатели в этом сходятся только отчасти, особенно в определении первых четырех классов, точно так же и относительно вооружения этих классов и учреждения 4 городских триб. Мало-помалу С. Туллию стали приписывать все лишь впоследствии разработанные основы римского государственного устройства;

       2. Serv. Clodius, римский всадник, отличавшийся обширной ученостью и оставивший после себя значительную библиотеку, которую его ближайший родственник Пет подарил Цицерону. Cic. ad Att. 1, 20, 7. Suet. gramm. 2;

       3. Serv. Claudius, может быть, тождественный с № 2, зять Элия Стилона, основал вместе с ним школу грамматиков в Риме, сам же занимался преимущественно римскими поэтами, особенно Плавтом; он составил список его подлинных стихотворений. Gell. 3, 1. Cic. ad. fam. 9, 16. Suet. gramm. 2 и cл;

       4. Serv. Maurus Honoratus, ок. 390 г. от Р. X., учитель грамматики и риторики в Риме, автор комментариев к Вергилию, известных полнотой примечаний, относящихся к истории, мифологии и древностям; в этих комментариях вместе с тем сохранились многочисленные отрывки утерянных писателей прежнего периода; в средние века много черпали из его сочинений. Что эти комментарии сохранились не в своей первоначальной форме, на это ясно указывают те места, где цитируется сам Сервий. Лучшие издания: Р. Daniel´я (1600), P. Burman´a (1746); Lion´a (1826) и новое издание Thilo и Hagen´a (1878 слл.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

СЕРВЫ

   • Servi,

         общее название римских рабов; как слуги, они назывались famuli (отсюда familia, принадлежавшая к известному дому), в домашней жизни — pueri; как движимое имущество — mancipium. Рабами делались

    I.вследствие рождения от рабыни,

    II.вследствие потери прежней свободы,

         a) через взятие в плен на войне, потому что пленные продавались от казны sub hasta или sub corona (с венком на голове),

         b) через продажу того, кто уклонялся от ценза (Incensus) или воинской повинности,

         c) через продажу заимодавцем отданного ему, по приговору суда, должника (addictus), см. Manus iniectio,

         d) через приговор к смерти, потому что перед казнью каждый свободный гражданин делался рабом.

         Рабство прекращалось отпущением на волю (manumissimo, см. Отпущение раба) по решению государственного суда, напр., в вознаграждение за донесение о преступлении и т. д. Господин, которому принадлежал раб по рождению или который приобретал такового куплей (от торговцев невольниками — mangones), имел над ним право собственности как над вещью (отсюда mancipium) и мог по произволу продать его, истязать, убить, пока Петрониев закон (lex Petronia, см. Закон Петрония) и несколько законоположений Антония Пия, точно так же некоторые SCons. не ограничили произвола рабовладельца, так что он за убийство раба подлежал наказанию. Что приобретал раб, то принадлежало его господину, за исключением сбереженных денег (peculium, см. Пекулий); проступки раба судил первоначально господин (наказаниями служила ссылка в деревню в рабочий дом (ergastulum), работа в толчейных мельницах (pistrinum), удары розгами или ремнями, клеймение, распятие и жестокое истязание; позднее более важные проступки рабов судило исключительно правительство. Следовательно, положение рабов было очень тяжелое, но в позднейшие времена оно стало легче, благодаря смягчению нравов, и цензор наказывал тех, которые дурно обходились с рабами. Рабы получали свое имя часто по меcту рождения, напр., Phryx, Cappadox, Syrus, или от древних героев, как и теперь в Америке, напр., Ахилл, Приам, Поллукс и т. п., назывались часто названиями растений и камней, как Амиант, Сардоникс. Прежде называли некоторых рабов именами владельцев, напр., Gaipor, т. е. Gai puer, Lucipor и т. д. Большая часть рабов были галлы, испанцы, греки, азиаты; особенно дорожили эфиоплянами. В древние времена рабы ели вместе с господами, позднее они получали ежемесячно или ежедневно известный паек хлеба, смокв, олив, вина и уксуса (demensum). Одежда их ничем не отличалась от одежды бедных граждан и состояла из грубой туники темного цвета. Старинная привязанность и верность, которая связывала рабов во многих семействах с их господами, во время возрастающей порчи нравов встречается все реже и реже; рабы были озлоблены против своих господ и производили поэтому часто восстания и мятежи. Если раб убивал своего господина, то, по древнему обычаю (или по консульскому решению), все рабы, которые были во время совершения убийства под одной кровлей с убийцей, наказывались смертью. Tac. ann. 14, 12 сл., ср. Cic. ad. fam. 4, 12. Различные классы рабов. В древнее время число рабов было не велико, в более же позднее время знатные фамилии имели их целыми толпами, greges ancillarum, legiones mancipiorum, так что их разделяли на декурии и были необходимы nomenclatores. В отношении пребывания в городе или на виллах и в поместьях (latifundium), рабы разделялись на городских и сельских (urbani и rustici), по положению и занятиям на 3 класса:

       1. Ordinarii были honestiores, отличенные доверием господина, которым поручался надзор над домашним хозяйством, казной и т. д. Они держали при себе vicarios, т. е. собственных рабов, которые помогали им, между ординариями выше всех стоял procurator (управляющий имуществом, имениями), за ним следовал actor (то же самое, что villicus, смотритель и управляющий виллы), dispensator (казначей, см. Dispensator), atriensis, который в древности исполнял должности управляющего имуществом (procurator) и казначея (dispensator), см. Atriensis. Сюда принадлежали также cellarius или заведующий провиантом, negotiators, которые занимались торговыми делами господина в провинции, insularii, которые собирали деньги с домов, отдаваемых внаймы (см. Insula, Инсула), наконец, рабы с образованием научным и художественным, именно те, которые заботились о постройке и украшении дома (fabri, tectores, pictores, caelatores, statuarii, pavimentarii, topiarii, viridarii, aquarii, sculptores и др.), те, которые заведовали библиотекой, художественными произведениями и корреспонденцией своего господина (a bibliotheca, a statuis, literati, anagnostae, amanuenses, notarii, librarii, ab epistulis), воспитатели и дядьки детей (pedagogi) и домашние врачи (medici). Te рабы, которые состояли для увеселения, во всяком случае были ниже первых, напр., музыканты (symphoniaci), гладиаторы, мимики, актеры, акробаты (petauristae, funambuli, schoenobatae) и уродливые moriones (см. Morio) и nani (см. Карлик);

       2. vulgares исполняли черные работы как внутри дома, так и вне его, напр., ianitor или ostiarius (см. Янитор), cubicularii (которые докладывали о гостях), многочисленные рабы, которые следовали за господином при его выходах (pedisequi), напр., anteambulones, lecticarii или носильщики, cursores (скороходы), форейторы во время поездок; дома работали имевшие попечение о столе pistores, coqui. fartores, opsonatores, structores, scissores, pocillatores и те, которым вообще был поручен гардероб, также убор господина и уход за ним, как, напр., textores, vestiarii, vestifici, lanificae, a veste, custodes auri, ornatrices, tonsores, ciniflones или cinerarii, unctores, unguentarii, balneatores;

       3. Mediastini, кажется, были низшим разрядом вульгаров (vulgares); они мели, чистили и исполняли т. п. работы. К этой же категории могут быть отнесены также pollinctores (см. Поллинктор), libitinarii (см. Либитинарий) и balneatores в общественных банях. ср.: Becker´a, Gallus, II, стр. 99 слл.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

Найдено схем по теме СЕРВЫ — 0

Найдено научныех статей по теме СЕРВЫ — 0

Найдено книг по теме СЕРВЫ — 0

Найдено презентаций по теме СЕРВЫ — 0

Найдено рефератов по теме СЕРВЫ — 0