СЕРВЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЕРВЫ
раб — в средневековой Западной Европе категория феодально-зависимых крестьян, наиболее ограниченных в правах: в переходе из одной сеньории в другую, отчуждении земельных держаний, наследовании имущества, свободе брака и др. (уплачивали особые поборы). К XVI в. сохранились лишь пережитки серважа.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Сервы
(лат. servus — раб) — в средневековой Западной Европе — категория феодально-зависимого крестьянства, находившаяся в наиболее приниженном социальном положении. Сервы были ограничены в правах перехода из вотчины в вотчину, отчуждения земельных держаний, в наследовании имущества, свободе брака и др. К XVI в. сохранились лишь пережитки серважа.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

СЕРВЫ
франц. serfs, от лат. servi, букв. - рабы) - категория непосредств. производителей в ср.-век. Зап. Европе. В период складывания т. н. варварских королевств С. находились на положении домашних рабов, реже помещались на зем. участки, за к-рые несли продуктовые оброки. В раннефеод. и феод. государствах Зап. Европы в период феодализма С. - категория феодально-зависимого крестьянства, находившаяся в наиболее приниженном социальном положении. См. Серваж.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Сервы
от лат. servus — раб) — личнозависимые крестьяне во Франции. Находились в личной, поземельной и суд. зависимости от сеньора. Как личнозависимые с. Платили:
1) поголовную подать (шеваж);
2) пошлины, ограничивающие свободу брака, т.наз. «брачный побор» (см. Формальяж) за вступление в брак со свободным лицом либо с сервом из другой сеньории;
3) пошлины, ограничивающие свободу наследования, т.наз. «посмертный побор», т.е. побор с наследства (см. Мертвой руки право), чаще всего в виде лучшей головы скота;
4) кроме того, сеньор мог взыскивать с серва произвольную талью, т.е. требовать неограниченных повинностей и платежей. Иными словами с, в отличие от фр. вилланов, были ограничены в правах перехода, свободе брака, наследовании имущества.
Как держатель земельного участка серв обязан был выполнять барщину или выплачивать натуральный и денежный оброки; выполнять транспортные, строительные и др. повинности; как зависимый в суд. отношении обязан был судиться и вести свои тяжбы в поместном суде сеньора, за что с него взимались судебные побоpbi и штрафы; уплачивать сеньору рыночные, мостовые, паромные, дорожные и др. пошлины; кроме того, зависимость крестьян-с. проявлялась в т.наз. баналитетах.
В устаревшей ист. литературе с. зачастую называют крепостными, что далеко не правильно и не корректно. С. Высокого Средневековья были не так принижены, как крепостные в странах Вост. Европы в XVI—XVIII вв., более свободны в хозяйственном отношении, в браке и передвижении.
С конца XII—XIII в. начался выкуп с. на волю путем выкупа четырех вышеперечисленных повинностей, характеризующих личную зависимость. Процесс личного освобождения проходил главным образом в XIII—XIV вв. Сумма выкупа была различной и определялась в результате спора между сеньором и сервом. Со временем многие с. превратились в вилланов и цен-зитариев.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

СЕРВЫ
   • Servi,

         общее название римских рабов; как слуги, они назывались famuli (отсюда familia, принадлежавшая к известному дому), в домашней жизни — pueri; как движимое имущество — mancipium. Рабами делались

    I.вследствие рождения от рабыни,

    II.вследствие потери прежней свободы,

         a) через взятие в плен на войне, потому что пленные продавались от казны sub hasta или sub corona (с венком на голове),

         b) через продажу того, кто уклонялся от ценза (Incensus) или воинской повинности,

         c) через продажу заимодавцем отданного ему, по приговору суда, должника (addictus), см. Manus iniectio,

         d) через приговор к смерти, потому что перед казнью каждый свободный гражданин делался рабом.

         Рабство прекращалось отпущением на волю (manumissimo, см. Отпущение раба) по решению государственного суда, напр., в вознаграждение за донесение о преступлении и т. д. Господин, которому принадлежал раб по рождению или который приобретал такового куплей (от торговцев невольниками — mangones), имел над ним право собственности как над вещью (отсюда mancipium) и мог по произволу продать его, истязать, убить, пока Петрониев закон (lex Petronia, см. Закон Петрония) и несколько законоположений Антония Пия, точно так же некоторые SCons. не ограничили произвола рабовладельца, так что он за убийство раба подлежал наказанию. Что приобретал раб, то принадлежало его господину, за исключением сбереженных денег (peculium, см. Пекулий); проступки раба судил первоначально господин (наказаниями служила ссылка в деревню в рабочий дом (ergastulum), работа в толчейных мельницах (pistrinum), удары розгами или ремнями, клеймение, распятие и жестокое истязание; позднее более важные проступки рабов судило исключительно правительство. Следовательно, положение рабов было очень тяжелое, но в позднейшие времена оно стало легче, благодаря смягчению нравов, и цензор наказывал тех, которые дурно обходились с рабами. Рабы получали свое имя часто по меcту рождения, напр., Phryx, Cappadox, Syrus, или от древних героев, как и теперь в Америке, напр., Ахилл, Приам, Поллукс и т. п., назывались часто названиями растений и камней, как Амиант, Сардоникс. Прежде называли некоторых рабов именами владельцев, напр., Gaipor, т. е. Gai puer, Lucipor и т. д. Большая часть рабов были галлы, испанцы, греки, азиаты; особенно дорожили эфиоплянами. В древние времена рабы ели вместе с господами, позднее они получали ежемесячно или ежедневно известный паек хлеба, смокв, олив, вина и уксуса (demensum). Одежда их ничем не отличалась от одежды бедных граждан и состояла из грубой туники темного цвета. Старинная привязанность и верность, которая связывала рабов во многих семействах с их господами, во время возрастающей порчи нравов встречается все реже и реже; рабы были озлоблены против своих господ и производили поэтому часто восстания и мятежи. Если раб убивал своего господина, то, по древнему обычаю (или по консульскому решению), все рабы, которые были во время совершения убийства под одной кровлей с убийцей, наказывались смертью. Tac. ann. 14, 12 сл., ср. Cic. ad. fam. 4, 12. Различные классы рабов. В древнее время число рабов было не велико, в более же позднее время знатные фамилии имели их целыми толпами, greges ancillarum, legiones mancipiorum, так что их разделяли на декурии и были необходимы nomenclatores. В отношении пребывания в городе или на виллах и в поместьях (latifundium), рабы разделялись на городских и сельских (urbani и rustici), по положению и занятиям на 3 класса:

       1. Ordinarii были honestiores, отличенные доверием господина, которым поручался надзор над домашним хозяйством, казной и т. д. Они держали при себе vicarios, т. е. собственных рабов, которые помогали им, между ординариями выше всех стоял procurator (управляющий имуществом, имениями), за ним следовал actor (то же самое, что villicus, смотритель и управляющий виллы), dispensator (казначей, см. Dispensator), atriensis, который в древности исполнял должности управляющего имуществом (procurator) и казначея (dispensator), см. Atriensis. Сюда принадлежали также cellarius или заведующий провиантом, negotiators, которые занимались торговыми делами господина в провинции, insularii, которые собирали деньги с домов, отдаваемых внаймы (см. Insula, Инсула), наконец, рабы с образованием научным и художественным, именно те, которые заботились о постройке и украшении дома (fabri, tectores, pictores, caelatores, statuarii, pavimentarii, topiarii, viridarii, aquarii, sculptores и др.), те, которые заведовали библиотекой, художественными произведениями и корреспонденцией своего господина (a bibliotheca, a statuis, literati, anagnostae, amanuenses, notarii, librarii, ab epistulis), воспитатели и дядьки детей (pedagogi) и домашние врачи (medici). Te рабы, которые состояли для увеселения, во всяком случае были ниже первых, напр., музыканты (symphoniaci), гладиаторы, мимики, актеры, акробаты (petauristae, funambuli, schoenobatae) и уродливые moriones (см. Morio) и nani (см. Карлик);

       2. vulgares исполняли черные работы как внутри дома, так и вне его, напр., ianitor или ostiarius (см. Янитор), cubicularii (которые докладывали о гостях), многочисленные рабы, которые следовали за господином при его выходах (pedisequi), напр., anteambulones, lecticarii или носильщики, cursores (скороходы), форейторы во время поездок; дома работали имевшие попечение о столе pistores, coqui. fartores, opsonatores, structores, scissores, pocillatores и те, которым вообще был поручен гардероб, также убор господина и уход за ним, как, напр., textores, vestiarii, vestifici, lanificae, a veste, custodes auri, ornatrices, tonsores, ciniflones или cinerarii, unctores, unguentarii, balneatores;

       3. Mediastini, кажется, были низшим разрядом вульгаров (vulgares); они мели, чистили и исполняли т. п. работы. К этой же категории могут быть отнесены также pollinctores (см. Поллинктор), libitinarii (см. Либитинарий) и balneatores в общественных банях. ср.: Becker´a, Gallus, II, стр. 99 слл.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884