Сержантов, Василий Филиппович

Найдено 1 определение
Сержантов, Василий Филиппович

(21.12.1919—19.11.1998) — спец. в обл. методол. биол. наук, филос. теории личности, филос. антропологии; д-р филос. наук, проф. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1951), асп. в том же ун-те (1954). В 1951—1958 преподавал в вузах Ленинграда; в 1958—1960 — зав. кафедрой филос. Кемеровского мед. ин-та; в 1960—1970 — зав. кафедрой филос. Ленингр. мед. педиатрического ин-та; в 1970— 1976 — проф. Ленингр. кафедры филос. АН СССР; с 1976 — проф. ЛГУ (СПбГУ) (филос. ф-та и ф-та психол.). Действ. чл. Петровской Академии наук и искусств. Докт. дисс. — "Основные методологические принципы современной биологии и медицины". В своих трудах С. обосновывал представление о единстве принципов структурности, причинности и принципа развития как осн. принципов методол. биол. иссл.; разрабатывал витально-аксиол. концепцию личности, предлагал собственный вариант филос. антропологии в качестве адекватного совр. уровню развития психол. и биол. наук. Витально-аксиол. концепция личности понимается автором как обобщение социол. и психол. подходов с широким использованием биол. знаний о человеке. Центр. место в этой концепции занимает теор. представление о характере. Система характера рассматривается как единство витальных функций человека (Ego Vit) и аксиол. функций (Ego Ax), а в качестве осн. компонентов витального "я" выделяются 4 класса витальных функций человека: индивидуально-органические, родовые, когнитивно-праксеол. и социабельные; индивидуальная специфичность системы характера состоит в индивид, особенностях каждой из этих функций и в отношении, устанавливаемом между ними,— от того, какая из витальных функций является доминирующей, существенно зависит индивид, структура характера и осн. векторов поведения индивида. Система ценностных ориентации, или аксиол. "я", слагается из аксиол. функций, гл. из к-рых являются смысл жизни, нравств. долг и идеалы. Элементы подсистем Ego Vit и Ego Ax связаны между собой устойчивой системой связей, образующих третью подсистему характера — рефлексивное "я" (Ego Refl). Осн. механизмами связей в рамках Ego Refl являются самосознание и свобода воли. Важное место в витально-аксиол. концепции личности занимает функциональная и соц. типология характера, на основе к-рой С. стремился выявить типичные тенденции характерогенеза бурж. и социалистич. периода истории (в европ. культурах).



Соч.: Введение в методологию современной биологии. Л., 1972; Философские проблемы биологии человека. М., 1974; Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. Л., 1980; Organismus — Personlichkeit — Krankheit. Jena, 1980; Личность как предмет философского познания. Новосибирск, 1984; Проблема человека в теории медицины. [В соавт.]. Киев, 1987; Смысл жизни и личность. [В соавт.]. Новосибирск, 1989; Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990; Характер и деструктивное поведение. СПб., 1993.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008