СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
принятое в искусствоведческой литературе обозначение периода в культурном и идейном развитии стран, лежащих к северу от Италии, главным образом Нидерландов, Германии и Франции первой трети XV—XVI вв. В отличие от итальянского Возрождения для С. В. характерны большая стойкость средневековых традиций, эмпирическое решение проблем воссоздания действительности, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению, в т. ч. к интерьеру, натюрморту, пейзажу. Крупнейшие представители: Я. ван Эйк, X. Босх, П. Брейгель, А. Дюрер, X. Хольбейн, Ж. Жуке, Ф. Клуэ и др.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
период в развитии искусства первой половины XVI в. в странах, расположенных севернее Италии (Нидерланды, Германия, Франция). Для этого периода был характерен общий подъем, интенсивное формирование новых видов и жанров в живописи, активная творческая деятельность выдающихся мастеров. Иногда Северное Возрождение понимается более узко — как Возрождение в искусстве Нидерландов и Германии в отличие от итальянского Возрождения. Основными представителями Северного Возрождения стали: в Германии — М. Грюневальд, Л. Кранах, А. Дюрер; в Нидерландах — Я. Ван Эйк, М. Босх, П. Брейгель и др.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНОЕ
культура европейских стран, расположенных к северу от Альп (Нидерланды, Германия, Франция; отчасти – Англия и Испания), где в 15–16 вв. произошел расцвет изобразительных искусств и архитектуры во многом под влиянием Италии. Эти страны не обладали собственным античным наследием, как это было в Италии, где памятники древнеримской эпохи находились в каждом городе. Северное Возрождение выросло из готики и сохранило с ней тесную связь; новые гуманистические идеи соединились со средневековыми традициями. В отличие от итальянцев, в произведениях которых человек был героизирован и возвышен, представал «мерой всех вещей» и властелином природы, нидерландские и немецкие художники не утратили ощущения грандиозности и величия мироздания, где человек, камень, цветок – в равной мере драгоценные «перлы творения». Итальянский Ренессанс видел людей сквозь призму прекрасного идеала; Северное Возрождение стремилось передать индивидуальную неповторимость человека и его окружения (отсюда интерес к интерьеру, натюрморту, пейзажу, тогда как в итальянской живописи преобладал возвеличивающий человека портрет). В искусстве северных стран было больше внутренней противоречивости, неравномерно развивались различные виды искусства. Ренессансные принципы воплотились прежде всего в живописи, графике и книжной миниатюре. Возрождение не сложилось здесь в цельную стройную систему, применение классических пропорций и прямой перспективы не было всеобъемлющим; художники широко использовали унаследованные от готики условные приемы, добиваясь большей эмоциональной выразительности. Очень рано были найдены самостоятельные и смелые реалистические решения, северные мастера проявили редкую наблюдательность в изображении человека, природы, мира вещей. Революционным открытием в Нидерландах стала техника масляной живописи (Ян ван Эйк), повсеместное распространение которой дало художникам невиданные прежде возможности в воссоздании многообразия окружающего мира. В Германии И. Гуттенбергом было изобретено книгопечатание (1450). Среди крупнейших представителей Северного Возрождения были: Я. ван Эйк, Х. Босх, П. Брейгель Старший в Нидерландах; А. Дюрер, М. Нитхардт, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший в Германии; Ж. Фуке, Ф. Клуэ и Ж. Гужон во Франции.
Предвестием новой эпохи на рубеже 14–15 вв. стал расцвет живописи и книжной миниатюры в Бургундии – центре утонченного рыцарского готического искусства, где работали нидерландские живописцы Ж. Малуэль и его племянники братья Лимбург, М. Брудерлам и скульпторы К. Слютер и К. де Верве. В 15 в. в Нидерландах сложилась самобытная школа живописи (Я. ван Эйк, Р. Кампен, П. Кристус, Р. ван дер Вейден, Д. Баутс, Гертген тот Синт Янс, Х. ван дер Гус, Х. Мемлинг). Художники не увлекались научно-теоретическими исследованиями, не стремились к возрождению античных образов; гуманистическая направленность их искусства воплотилась в одухотворенности человека и окружающего его пространства, в любовной передаче тончайших особенностей цвета, формы, фактуры предметов. Каждая деталь в их картинах – неповторимая и драгоценная частичка мира и в то же время – поэтический символ. Буквальное перенесение на местную почву итальянского опыта породило в 16 в. направление «романизма» с его аристократическими, стилизованными формами. Самобытное нидерландское искусство в кон. 15–16 вв. обратилось к реальному миру и народной жизни; развивался портрет, в картинах на библейские и мифологические сюжеты все заметнее становились элементы бытового жанра, пейзажа, натюрморта (Л. Лейденский, Й. Патинир). К. Массейс, П. Артсен и М. ван Реймерсвале писали лавки менял и конторы сборщиков налогов, кухни и рынки; образы народного искусства оживали в произведениях Х. Босха, П. Брейгеля Старшего. Архитектура в Нидерландах, как и в других северных странах, в 15 в. сохраняла в основном готический облик, однако стали строить больше общественных зданий – ратуш, помещений для цехов и гильдий.
Расцвет искусства в Германии был драматичным и кратковременным; в нем сложно переплелись старое и новое, национальное и заимствованное из Италии, светское и религиозное. В 15 в. живопись развивалась почти целиком в церковном русле; лишь эпизодически появлялись светские черты (Л. Мозер, Х. Мульчер, М. Шонгауэр, К. Виц). Немецкое Возрождение пережило яркий расцвет в кон. 15 – нач. 16 в. (А. Дюрер, М. Нитхарт, Л. Кранах Старший, А. Альтдорфер, Х. Хольбейн Младший в живописи и графике; Т. Рименшнейдер, Ф. Штос, А. Крафт, П. Фишер в скульптуре). Новые тенденции были прерваны, уступив дорогу искусству маньеризма.
Во Франции развитие ренессансного искусства опиралось, наряду с традициями местной готики, и на знакомство с античными памятниками, сохранившимися на юге страны. Поддерживались активные культурные связи с Италией и Нидерландами. Французское искусство отличают изящество, лиризм и одновременно редкая наблюдательность, острота в восприятии окружающего мира (картины и книжные миниатюры Ж. Фуке, С. Мармиона, т. н. Мастера из Мулена; скульптуры М. Коломба). В 16 в. французское Возрождение переживает расцвет (живописные и графические портреты Ж. и Ф. Клуэ, Э. Дюмустье; скульптуры Ж. Гужона, Ж. Пилона, П. Бонтана). В придворном искусстве реализуются тенденции маньеризма (школа Фонтенбло). В архитектуре в 15 в. складывается тип особняка-«отеля»; в 16 в. расцветает дворцовое зодчество (П. Леско, Ф. Делорм, Ж. Дюсерсо, Ж. Бюллан), строятся замки (Амбуаз, Блуа, Шамбор), отличающиеся изысканностью архитектурных форм.
В Англии наметившиеся в кон. 14–15 в. ренессансные веяния были прерваны внутренними войнами и реформами Генриха VIII. В 16 в., во многом под влиянием работавшего в Англии Х. Хольбейна Младшего, отголоски искусства Возрождения становятся заметными в миниатюрном портрете (Н. Хиллиард); отчасти в усадебном строительстве.
На Пиренейском полуострове лишь к кон. 15 в. завершилась освободительная война против арабов. В испанском искусстве соединились героические идеалы и религиозный аскетизм, яркая национальная самобытность и следы влияния прихотливой арабской культуры (П. Берругете). В 16 в. усилилось влияние итальянского искусства (портреты А. С. Коэльо). Пронзительная одухотворенность отличает произведения Эль Греко.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
307.40 кб

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Э. Ж.
Читать PDF
156.81 кб

Традиционная культура народов Северного Кавказа (возрождение или развитие)

Овсянникова Татьяна Анатольевна
Основным фактором возрождения традиционной культуры следует считать этническое самосознание народов Северного Кавказа.
Читать PDF
252.88 кб

Проблемы исламского возрождения на Северном Кавказе (рецензия на монографию)

Юсупова Гурия
Читать PDF
289.37 кб

Исламское возрождение на Северном Кавказе: дезинтеграционные и интеграционные процессы

Акаев Вахит Хумидович, Мамадиева Мадина Хожахметовна
В публикации раскрываются особенности проявления исламского возрождения на Северном Кавказе накануне и после распада СССР, постсоветском пространстве. Отмечаются как позитивные, интеграционные, негативные факты, связанные с ним.
Читать PDF
294.36 кб

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СЕВЕРНЫХ АЛТАЙЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ГОРОДА: СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Чемчиева Аржана Петровна
Настоящая работа имеет своей целью выявление особенностей этнокультурной идентичности городских представителей трех групп северных алтайцев кумандинцев, тубаларов и челканцев. Эмпирический материал был собран в г.
Читать PDF
341.77 кб

Новые приемы обличения шарлатанства в литературе Северного Возрождения: «Корабль дураков» С. Бранта

Александров Леонид Геннадьевич
Статья исследует отражение культурной ситуации рубежа XV-XVI веков в произведении «Корабль дураков» Себастьяна Бранта.
Читать PDF
162.62 кб

К вопросу межкультурных художественных связей в эпоху Возрождения: северные влияния в творчестве Анд

Акимова Д. А.
В статье рассмотрена проблема становления ренессансного художественного стиля Северной Италии в контексте межкультурных связей эпохи (ars nova и поздняя интернациональная готика) на примере творчества падуанского живописца Андреа
Читать PDF
239.68 кб

Обращение к традиции живописи Северного Возрождения в XX–XXI веках (на материале картин И. Босха, О.

Гаузер Ирина Владимировна
В статье рассматриваются взаимосвязи между живописью эпох Северного Возрождения и постмодерна на материале картин Иеронима Босха, Отто Дикса и Георга Буля.
Читать PDF
674.43 кб

Мифопоэтический образ Корабля дураков в искусстве Северного Возрождения (анализ поэмы С. Бранта и ка

Макарова Инна Сергеевна
Статья посвящена анализу мифопоэтического образа Корабля дураков в искусстве Северного Возрождения на примере одноименных поэмы немецкого сатирика Себастьяна Бранта и картины нидерландского живописца Иеронимуса Босха.