Сфейр, Насрулла Бутрос

Найдено 1 определение
Сфейр, Насрулла Бутрос
Его Высокопреосвященство кардинал и патриарх Насрулла Бутрос Сфейр (араб. ??? ???? ???? ??????), (р. 12 мая 1920, Рейфун, Ливан). Ливанский кардинал и маронитский патриарх. Титулярный епископ Тарсо Маронитский и вспомогательный патриарший викарий Антиохии Маронитской с 19 июня 1961 по 19 апреля 1986. Маронитский Патриарх Антиохии с 19 апреля 1986. Кардинал-патриарх с 26 ноября 1994. Официальный титул: Его Блаженство семьдесят шестой Патриарх Антиохии и Всего Леванта.
Таинства
Таинства – это “действенные знамения благодати, установленные Христом и вверенные Церкви, через которые нам дается божественная жизнь. Видимые обряды, посредством которых совершается таинство, означают и осуществляют благодать, присущую каждому таинству” (Катехизис Католической Церкви, 1131).
Согласно католическому вероучению существует 7 таинств Церкви: Крещение, Миропомазание (или Конфирмация), Евхаристия, Покаяние (или Примирение), Елеопомазание больных (или Елеосвящение), Священство и Брак.
Смысл каждого из семи таинств весьма емко охарактеризован в Догматической конституции II Ватиканского Собора о Церкви (“Lumen gentium”, 11): “Верующие, включенные в Церковь через Крещение, неизгладимой печатью поставляются для богослужения в христианской религии и, возрожденные как дети Божии, обязываются исповедовать перед людьми веру, полученную от Бога через Церковь. Таинством Миропомазания они соединяются более совершенно с Церковью, одаряются особою силою Духа Святого и еще более обязываются как истинные свидетели Христа распространять и защищать веру словом и делом. Участвуя в Евхаристической Жертве, источнике и вершине всей христианской жизни, они приносят Богу божественную Жертву и с нею самих себя. Таким образом, как через приношение, так и через Святое Причастие, все они имеют соответствующее участие в священнодействии. И, насыщенные Телом Христовым во Святом Причащении, они действительно являют единство Народа Божия, столь совершенно знаменуемое и столь дивно осуществляемое в этом великом Таинстве. Приступающие к таинству Покаяния получают по милосердию Бога отпущение содеянного перед ним прегрешения и в то же время примиряются с Церковью, которой, согрешая, они нанесли раны и которая, своей любовью, своим примером и своими молитвами содействовала их обращению. Через Елеосвящение и молитвы священников вся Церковь препоручает больных Господу, страждущему и прославленному, чтобы Он облегчил их немощи спас их, и, более того, напутствует их, чтобы через свободное свое приобщение страданиям и смерти Христа они содействовали благу Народа Божия. Кроме того, те из верующих, кто удостоен таинства Священства, поставляются именем Христа пасти Церковь словом и благодатью Божией. И, наконец, христианские супруги в силу таинства Брака, через которое они знаменуют тайну единства и плодотворной любви между Христом и Церковью и участвуют в этой тайне, помогают друг другу в освящении через супружескую жизнь, рождение и воспитание детей и таким образом в своем состоянии и положении имеют свой собственный дар в Народе Божием”.
Заслуживают пояснения некоторые особенности использования как самого слова таинство, так и лексики, непосредственно связанной с таинствами в целом.
Когда слово таинство употребляется в значении одного из семи таинств Церкви, его следует писать с маленькой буквы. То же слово Таинство с большой буквы (иногда с эпитетом Пресвятое) обозначает конкретно Таинство Евхаристии.
Наименования каждого из семи таинств – кроме Евхаристии, которая всегда пишется с большой буквы – могут писаться как со строчной, так и с прописной буквы (желательно, конечно, чтобы в одном тексте был принят только один из двух возможных принципов написания).
От слова таинство образуется прилагательное таинственный (с ударением на первый слог!); оно может быть заменено синонимом сакраментальный. Область богословия, исследующая таинства, называется сакраментологией.
Хотя слово таинство зачастую соседствует с глаголом совершать (или существительным совершение), эти и производные от них слова требуют в данном контексте весьма аккуратного подхода. Действительно любое таинство совершается в Церкви. Но никакой человек не может быть совершителем таинства: таинство совершается Самим Господом, и только Он может считаться его совершителем. Человек же, совершающий обряд таинства (будь то епископ или священник, а для некоторых таинств – диакон или даже, в особых случаях, любой человек, имеющий соответствующее намерение) – только служитель таинства.
Итак, хотя допустимо говорить совершать Крещение, Миропомазание и т.п., желательно избегать в отношении служителя таинства выражения “совершать таинство”: служитель таинства только совершает обряд таинства. Поэтому в отношении священнослужителя глагол совершать обряд таинства применим в контексте таинств Крещения, Миропомазания, Евхаристии, Елеосвящения и Священства. Особое место занимает таинство Брака, поскольку его служителями являются в латинском обряде сами брачущиеся* – жених и невеста. Но священнослужитель, тем не менее, совершает венчание, т.е. обряд таинства Брака (хотя самый главный момент венчания совершают, при свидетельстве священнослужителя, брачущиеся). Кроме того, глагол совершать несколько иначе используется в контексте таинства Покаяния: “совершать покаяние” говорится не о служителе таинства Покаяния, а о кающемся.
Действие служителя таинства в отношении принимающего благодать этого таинства выражается глаголом преподавать. Священнослужитель преподает таинство (но ни в коем случае не “уделяет” его!) тому, кто его принимает. Глагол преподавать (совершенный вид преподать) по-разному используется в контексте различных таинств: священнослужитель преподает Крещение, Миропомазание, Причастие (Святые Дары, или Святые Тайны), Елеопомазание; епископ преподает рукоположение. Кандидат принимает Крещение, Миропомазание, рукоположение; причащающийся принимает Причастие (Святые Дары, Святые Тайны); больной принимает Елеопомазание. Однако при совершении таинства Покаяния священник принимает исповедь у кающегося.
В тех случаях, когда по особой необходимости преподание таинства поручено в законном порядке тому, кто не должен был бы совершать данный обряд в обычных условиях, преподающий таинство служитель называется экстраординарным служителем таинства (так, например, мирянин может в некоторых ситуациях с разрешения священноначалия быть экстраординарным служителем Евхаристии).
Совершение в Церкви любого таинства сопровождается определенными для него жестами и словами. Согласно учению Католической Церкви в обряде каждого таинства важнейшие из этих слов знаменуют сам факт совершения этого таинства. Подобные словесные формулы, имеющиеся в обрядах всех таинств (исключением стало после литургической реформы таинство Священства), называются тайносовершительными формулами. Ниже, объясняя терминологию, связанную с каждым конкретным таинством, мы будем приводить также и тексты соответствующих формул.
Таинства Крещения, Миропомазания и Евхаристии называются таинствами христианского посвящения (т.е. введения в христианство), так как ими закладываются основы всякой христианской жизни. “Причастность к Божественному естеству, данная людям благодатью Христовой, заключает в себе известную аналогию с происхождением, развитием и поддержанием естественной жизни. Рожденные к новой жизни через Крещение, верующие укреплены таинством Миропомазания и получают в Евхаристии Хлеб вечной жизни. Так в таинствах христианского посвящения они получают все больше и больше богатств божественной жизни и движутся к совершенству любви” (папа Павел VI, Апостольская конституция “Divinae consortium naturae”).

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002