ШАМАНСТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Шаманство
эвенк. шаман – возбужденный, исступленный человек) – ранняя форма религии. Основывается на представлениях о сверхъестественном общении служителя культа – шамана – с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен). Основная функция шаманов – лечение больных.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ШАМАНСТВО
широкий круг анимистических верований и культ, характерные для периода разложения первобытно-общинного строя и охватывающие почти всю религиозную практику общества. Специфическая черта Ш. – вера в возможность особых людей, шаманов быть посредниками между человеком и духами. Ш. предписывается способность предсказывать будущее, узнавать, что делается в отдаленных пунктах, лечить, вызывать изменения в природе, провожать умерших в подземный мир и т. д. Претендент в Ш. должен быть отмечен «шаманской болезнью», проявляющейся, в частности, в расстройстве психики (считается, что духи пересотворяют такого человека – убивают, затем воскрешают в ином качестве). Шаманский дар считался наследственным. Общение Ш. с духами происходит в состоянии экстаза при выполнении особых ритуалов (камлании) под сопровождение бубна, колотушки или иного музыкального инструмента, наделенного мистическими свойствами и тесно связанного с жизнью Ш.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ШАМАНСТВО
шаманизм (от эвенкийск. (тунгус.) шаман - возбужденный, исступленный человек), - одна из ранних форм религии, сложившаяся у большинства народов мира в условиях первобытнообщинного строя. Осн. отличительная черта Ш. как формы религии: вера в то, что особые люди - шаманы, обладают сверхъестеств. способностью в состоянии экстаза вступать в прямое общение со злыми и добрыми духами, воздействуя на к-рых, могут лечить человека, гадать и т. п. Для Ш. свойственны определенные обрядовые действия - камлания (от кам, хам - назв. Ш. у нек-рых тюркских народов). Весьма сложные формы Ш. приобрело у ряда народов Юж. Сибири; шаманы этих народов пользовались спец. атрибутами ритуала (камлания) - бубен с колотушкой, особый костюм с различными подвесками и др. Считалось, что духи вселяются в шамана и что во время камланий он может созывать духов, совершать к ним путешествия, обращаться с просьбами и требованиями и даже бороться с ними. Каждый шаман имел своего духа-покровителя, а также духов-помощников. Нек-рые атрибуты шаманского ритуала осмыслялись как живые существа. Так, у тувинцев и ряда др. сиб. народов бубен считался конем, на к-ром шаман мог совершать поездки во время камланий в мир духов. Состояние экстаза сиб. шаманы вызывали обычно пением, ударами в бубен, исступленными плясками. Камлания у них протекали, как правило, в форме мистерий, в к-рых шаман перед неск. присутствующими лицами изображал перипетии путешествия в мир духов, сцены борьбы со злыми духами (для чего он нередко использовал приемы чревовещания, фокусы, гипноз и т. п.), при этом у самого шамана обычно возникали галлюцинации, включавшие видения духов.

Приемы вызывания экстаза, степень "профессионализации", атрибуты ритуала, мир духов и др. у разных народов мира существенно различались. У андаманцев, напр., наблюдались лишь зачатки Ш.: считалось, что особые люди - "сновидцы" общались с духами и воздействовали на них в состоянии сна. Шаманы многих народов приводили себя в состояние экстаза, не пользуясь бубном и не имея ритуальной одежды. У нек-рых народов вообще не было выделившихся шаманов и их функции выполнялись любым взрослым человеком (напр., у ительменов шаманством занимались женщины, особенно пожилые). У отдельных народов Азии, Африки, Центр. Америки, Океании и др. р-нов мира Ш. либо его пережитки и поныне сосуществуют с более развитыми религиями. Элементы Ш. вошли во многие более поздние религ. системы. У народов Сибири и др. р-нов СССР Ш. почти полностью исчезло.

Лит.: Попов А. А., Мат-лы для библиографии рус. лит-ры по изучению шаманства североазиатских народов, Л., 1932; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936; Анисимов А. Ф., Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований, М.-Л., 1958; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Вайнштейн С. И., Тувинское шаманство, М., 1964; Басилов В. Н., Среднеазиатское шаманство, М., 1973; Oblmarks A., Studien zum Problem des Schamanismus, Lund - (a. o.), 1939; Paulson I., Hultkrantz Е., Jettmar K., Die Religionen Nordasiens und der amerikanischen Arktis, Stuttg., 1962.

С. И. Вайнштейн. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
347.00 кб

«Исламизированное» шаманство карачаевцев (анализ интервью карачаевской интеллигенции)

Идиатуллов Азат Корбангалиевич
В статье представлены разнообразные формы шаманских ритуалов карачаевцев, выявлены основные магические понятия.
Читать PDF
8.05 мб

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕРМИНОВ "ШАМАНСТВО", "ШАМАНИЗМ" И "НЕОШАМАНИЗМ"

Ондар Татьяна Алексеевна
Феномен шаманизма необходимо рассматривать не только в рамках этнографии и религиоведения, но этнопсихологии.
Читать PDF
62.31 кб

К проблеме определения шаманства (о современных подходах в религиоведческих исследованиях)

Бакаева Эльза Петровна
Статья посвящена анализу некоторых подходов в современных исследованиях по шаманству в связи с определением сущности института современных «знающих» (медлгчи) в Калмыкии.
Читать PDF
2.09 мб

Атрибуты и практика шаманства рассохинских эвенов

Хаховская Л.Н.
Автор исследует шаманизм локальной группы эвенов Охотско-Колымского региона рассохинцев.
Читать PDF
101.08 кб

Атрибуты шаманства Сибири: формирование по археологическим источникам

В. А. Шапов
Читать PDF
440.64 кб

Некоторые современные магические обряды киргизов в перспективе шаманства

Маничкин Нестор Александрович
Читать PDF
322.31 кб

Образ дерева в шаманстве якутов

Слепцов Евгений Петрович
В статье уточняются значение и характеристики образа Священного дерева в якутской мифологии и особенности данного образа в операционной модели мира у якутских шаманов.

Похожие термины:

  • ШАМАНСТВО (шаманизм)

    от эвенкийского шаман, саман - возбужденный, исступленный человек), ранняя форма религии. Основывается на представлении об общении шамана с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстатиче