Шангареев Исмагил Калямутдинович

Найдено 1 определение
Шангареев Исмагил Калямутдинович
р. 1956, Ростов-на-Дону) – религиозный деятель. Род. в многодетной татарской семье. Отец Калямутдин Шангареев был имамхатыбом местной соборной мечети, за критику властей во время событий в Новочеркасске сидел в тюрьме, в 1964 г. занял пост имам-хатыба одной из мечети Пермской обл., в 1977 г. переехал в с. Алькино Похвистневского р-на Самарской обл., где также стал имам-хатыбом местной мечети; в конце своей жизни он вернулся на родину своих предков – в с. Асекеево Оренб. обл. Ш. учился основам религии у отца. После службы в армии в 1978 г. обосновался в г. Бугуруслане Оренб. обл., наладил здесь патентное производство аудиокассет на основе соглашения, заключенного им с казанским заводом «ТаСМА» – ведущим советским производителем этой продукции. Фактически в Бугуруслане появился филиал этого завода, возглавленный Ш. Во 2-й пол. 1980-х гг. Ш. намеревался создать фильм, посвященный жизни сов. мус. сообщества. Его сценарий под условным названием «Полумесяц и молот» был написан в Бугуруслане одним из местных татарских интеллигентов. Хотя фильм так и не стал реальностью, работа над этим проектом позволила Ш. познакомиться с американским режиссером и посетить США. Там, помимо прочего, он интересовался и жизнью местной мус. общины. Решающим толчком в обращении к религии стала встреча Ш. с председателем ДУМЕС муфтием Т. Таджутдином (поводом для знакомства стал дар отца Ш. главе ДУМЕС собрания собств. религиозных книг). В 1990 г. Ш. совершил хадж, а затем вместе с Т. Таджутдином и Р. Гайнутдином посетил Объединенные Арабские Эмираты и Иерусалим в составе делегации мусульман, христиан и иудеев. В том же году Ш. поступил на учебу в уфимское медресе, а спустя три года получил саудовскую стипендию, позволившую ему стать студентом фак-та богословия Исламского ун-та им. имама Мухаммада б. Сауда в Эр-Рияде. Инициированное Ш. строительство в Бугуруслане медресе «Аль-Фуркан» было закончено в кон. октября 1994 г., учебное заведение, ректором которого затем стал Ш., открыло двери перед первыми студентами в ноябре того же года. В дальнейшем в Бугуруслане было открыто и женское мус. учебное заведение «Маахад Аль-Хидая ли аль-банат» («Ин-т [духовного] руководства для девушек»). Строительство было осуществлено «на средства религиозных конфессий арабских и мус. стран (Саудовской Аравии. – Авт.), пожертвования прихожан, спонсорство организаций, предприятий, банков, предпринимателей», среди которых Ш. особо выделил двух местных татарских бизнесменов и бугурусланский коммерческий банк «Спутник». Основание медресе заложило основу для превращения Бугуруслана в один из центров ислама Оренб. обл. В декабре 1994 г. после выхода из-под юрисдикции ДУМ Оренб. обл. (Оренб. муфтията) нескольких общин северо-запада области Ш. возглавил Бугурусланский муфтият. Его центром стала новая соборная мечеть Бугуруслана, строительство которой, осуществленное Ш., было завершено в сентябре 1998 г. С 2001 г. Ш. стал жить в Москве, став руководителем «Ассоциации мечетей России» и сопредседателем Совета муфтиев России, сохранив за собой пост главы Бугурусланского муфтията. В это время активно участвовал в обществ. акциях (конференции, встречи, симпозиумы) в России и за рубежом, направленных против антиисламской пропаганды. Одной из форм этого участия стал изданный в 2003 г. под редакцией Ш. сборник русских переводов фетв саудовских законоучителей «Ислам против терроризма», вышедший под грифом СМР и «Ассоциации мечетей России». Это обстоятельство вызвало противоречивую оценку действий Ш. В 2006 г. после ареста и осуждения его брата Мансура Ш. создал Исламский правозащитный центр, развивавший отношения с неформальными организациями российских правозащитников (центром «Мемориал» и Московской хельсинкской группой). В самой Оренб. обл. развернулась жесткая кампания, направленная против Ш., обвинявшегося в распространении идеи и практики «ваххабизма». В кон. августа 2007 г. на созванном по инициативе Ш. (но состоявшемся без его участия) внеочередном съезде Бугурусланского муфтията было заявлено, что Ш. сложил с себя полномочия его главы «в связи с отъездом на постоянное место жительства за границу» (в ОАЭ). Лит.: Косач Г.Г. Ислам в Оренбургской области. – М., Логос, 2008; Он же. Муфтият российского постсоветского региона: становление и эволюция // Вестник Евразии. – М., 2000, № 2. Г.К.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009