Шариат

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Шариат
ар. мусульманское каноническое право

Источник: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1884

Шариат
совокупность всех религиозно-правовых и обрядовых норм ислама.

Источник: Кабус-наме: исторический глоссарий (проект Vostlit)

ШАРИАТ

(от араб. шариа - правильный путь), религиозное право у мусульман.

Источник: Словарь этнографических терминов

Шариат
собирательное название всех законов Ислама. В понятие Шариата входят все его религиозные, литургические, этические и юридические системы.

Источник: Краткий словарь исламских терминов (проект www.igrunov.ru)

Шариат
ар. шариа, букв. – надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Шариат
систематизированный свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран, Сунну и фирх (мусульманское правоведение). По мусульманской традиции - божественный закон.

Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма. 1999

ШАРИАТ
(арабск. шария — надлежащий, прямой, правильный путь) — свод мусульманских правовых и теологических норм, опирающихся на Коран и провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ШАРИАТ
систематизиров. свод религ.-этич. и правовых предписаний ислама, опирающ. на Коран, сунну и фикх. По мусульм. традиции — божеств. закон. Ш. разра-ботан в 7 — 12 вв. в Араб. халифате и включает предписания по осн. религ. обязанностям мусульман.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ШАРИАТ
арабское шариа, буквально -надлежащий путь), свод религиозно-этических и правовых предписании ислама, опирающихся на Коран и сунну. Разработан в 7-12 вв. в Арабском халифате. Помимо предписаний об основных религиозных обязанностях мусульман включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ШАРИАТ
надлежащий путь – свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульман от колыбели до могилы. Основывается на Коране и Сунне. Его разработка была завершена в XI–XII вв. в период развитого феодализма на Ближнем и Среднем Востоке. Ш. признает частную собственность незыблемым установлением Аллаха. В 70-е гг. XX в. мусульманские теологи и правоведы усилили призьк вы восстановить действие правовых норм Ш. Действуют в Иране, в Афганистане при талибах, в Чеченской республике Ичкерия и ряде других стран и территорий.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ШАРИАТ
араб. шариа, букв. - правильный путь, прямая дорога, образ действия) - систематизированный свод религ.-этич. и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран, сунну и фикх. По мусульм. традиции - божественный закон. Ш. разработан в 7-12 вв. в Араб. халифате и включает, помимо предписаний об осн. религ. обязанностях мусульман (см. в ст. Ислам; см. также Намаз, Закат, Ураза, Курбан-байрам, Хаджж, Джихад), нормы гос., гражд., уголовного и процессуального права. (Все постановления Ш., как и возможные действия и поступки людей, делятся законоведами ислама на 5 гл. разрядов: строго обязательные (фард и ваджиб), рекомендуемые (мандуб и мустахабб), дозволенные (мубах), неодобряемые, но ненаказуемые (макрух), запрещенные и строго наказуемые (махзур, харам).) Неисполнение этих обязательств без уважительных причин равносильно вероотступничеству. Ш. способствовал известной унификации правовых норм в странах мусульм. мира. По мысли богословов, Ш. должен был регулировать все стороны жизни мусульм. общества, на деле он безраздельно господствовал в сфере семейно-брачного и наследств. права, в области же торговли, налоговой политики и адм. управления Ш. не мог вытеснить более развитые системы сасанидского и рим. права. Мусульм. правоведы по существу во многом сохраняли правовые нормы и практику, существовавшие до ислама. Рядовые мусульмане часто не различают нормы Ш. и обычного права - адата.

В СССР Ш. утратил силу после отделения церкви от гос-ва (1918) и окончательного упразднения шариатского судопроизводства (1927); предписания Ш. сохраняются лишь в обрядности и быту мусульман. В большинстве зарубежных мусульм. стран Ш. заменен гражд. законодательством (в Турции с 1924); в то же время Ш. продолжает считаться источником права и основой идеологии. Лит.: Крымский А., История мусульманства, ч. 3, М., 1912; Климович Л. И., Ислам, 2 изд., М., 1965, гл. 3-5; Петрушевский И. П., Ислам в Иране, М., 1966; Мавлютов Р. С., Ислам, 2 изд., М., 1974; Fyzee A., A modern approach to Islam, Bombay, 1963; Khadduri M., Libesn? Н. (eds.), Law in the Middle East, v. 1, Wash., 1955.

Л. И. Климович. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Шариат
прямой, правильный путь. Этот термин имеет широкое значение. Это и свод Божественных повелений и запретов, и основанный на аятах Корана и Сунны пророка Божественный Закон, и относящиеся к практической деятельности мусульман религиозные предписания, и религия в целом. Слово «шариат» упоминается в этих значениях во многих аятах Корана, например: «Потом Мы наставили тебя [, Мухаммад,] на путь велений [веры] (Шариата). Следуй же по нему и не уступай низменным желаниям невежд» (45: 18). Синонимы этого слова «ашшар» и «атташри» употребляются по отношению не только к исламским ценностям, но и к Закону, известному с древнейших времен, например, к Закону Мусы (Моисея), так как в Коране говорится: «[Аллах] предписал вам в религии то, что Он заповедал Нуху, то, что Мы дали тебе [, Мухаммад,] в откровении, то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе [, сказав]: "Соблюдайте [заветы] религии и не впадайте в противоречия относительно нее" (42: 13). Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял (насх) предыдущий. Но эта отмена не означала полной отмены всех старых повелений Аллаха. Их основные положения оставались прежними. Поэтому вернее сказать, что старые шариаты включались в новые и обогащались новыми положениями. Последним шариатом является шариат пророка Мухаммада, который отменил все предыдущие и он останется единственно истинным до дня Страшного суда. Еще одним синонимом слова «шариат» является слово «шира», означающее такие понятия, как: путь, мазхаб, метод, традицию. Учредителем шариата является Аллах, который передал посредством откровения пророку Мухаммаду (а также некоторым посланникам до него) религию. Косвенным образом учредителем шариата является и пророк, который давал повеления, которые были одобрены Аллахом. Даже если он в чемто ошибался, Аллах сразу поправлял его откровением: «И речь он ведет не с пристрастью, а лишь по откровению, которое ниспослано ему» (53: 3–4). Источниками исламского шариата являются Коран, Сунна, Иджма и Кыяс. Божественные откровения постепенно ниспосылись пророку Мухаммаду на протяжении чуть более 22 лет. После этого Божественная религия стала полной и завершенной на все последующие века: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией» (Коран, 5: 3). Первый этап ниспослания Божественных откровений продолжался на протяжении 12 лет в Мекке. В то время Ислам не был государственной религией государства. Поэтому все мекканские аяты были посвящены проблемам основ вероисповедания, служения, духовности, этики. После переселения пророка в Медину начался государственный период исламской религии. На протяжении 10 лет в Медине, пророку ниспосылались от Аллаха аяты, в которых больше было повелений относительно общественнополитической, культурной, экономической деятельности мусульман. В этот период были ниспосланы поведения относительно заключения браков, разводов, права наследования, торговли, ведения войн, заключения мира и т.д. Часть всех этих Божественных повелений содержится в Коране, но еще большая часть в Сунне. В соответствии с ниспосланными Аллахом откровениями, все практические предписания шариата можно подразделить на три категории: 1. Относящиеся к служению. Служением называются как непосредственные акты поклонения Аллаху (молитва, пост, паломничество и т.д.), так и любые действия, которые являются одобряемыми Им. (См. Ибада) 2. Относящиеся к общественным отношениям между людьми. К этой категории относятся все экономические, социальные, торговые, культурные взаимоотношения между людьми, государственные проблемы, и даже вопросы, связанные с этикой и гигиеной. Сюда входят вопросы брака, развода, наследства, торговли, заключения межгосударственных договоров и сделок и т. д. (См. Муамала). 3. Относящиеся к проблеме наказания за правонарушения. Сюда входят различные виды наказания за преступления (См. Укуба). Божественный шариат был подробно изучен и систематизирован мусульманскими учеными. Основные его положения отражены в учении различных мусульманских школ. В суннизме это школы ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. В шиизме существуют школы зейдитов и джафаритов.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
317.29 кб

Обычай, шариат и рэкет в письмах об ишкиле из Дагестана XVII-XIX вв.

Бобровников Владимир Олегович
Читать PDF
102.15 кб

Ислам, шариат и курение1*

Керимов Гасым Мамедович
Читать PDF
79.42 кб

Шариат: проблемы мира и войны

Керимов Гасым Мамедович
Читать PDF
66.14 кб

Ислам, шариат, мусульмане в странах Запада

Керимов Гасым Мамедович
Читать PDF
529.99 кб

Шариат и/или адат в казахском праве (первая половина XIX в.)

Ж.С. Мажитова
Официальная исламская религия не имела в массе казахского населения достаточно долгое время глубоких корней, поскольку кочевники верили в Небо – Тэнгри, а отношения между ними регулировались нормами обычного права.
Читать PDF
29.94 мб

Шариат и проблема социальной адаптации мусульманского населения в христианском королевстве (Арагонск

Варьяш И.И.
Статья написана в рамках обширного сюжета социальной адаптации иноверцев в средневековой Западной Европе. В центре внимания автора история мусульман, оставшихся в ходе Реконкисты жить под властью христианских государей.
Читать PDF
300.00 кб

АДАТ И ШАРИАТ В ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ У КУМЫКОВ В XIX-ХХ ВВ

Гусейнов Юсуп Магомедович
Кумыки один из тюркоязычных народов, проживающих на территории Дагестана, имели четко выработанные адатные нормы, которые регулировали их семейную и общественную жизнь, в т.ч.
Читать PDF
95.08 кб

Ислам, шариат и экология

Керимов Гасым Мамедович
Читать PDF
416.18 кб

ЗА ПУТИНА И ЗА ШАРИАТ. ДАГЕСТАНСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ О РОССИИ И ИСЛАМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ. (РЕФЕРАТ)

Чайников Юрий Викторович
Данная работа представляет собою реферат книги И. Калишевской, посвященной изучению социальной ситуации в Дагестане, отношения разных слоев населения к религии и к властным структурам.
Читать PDF
63.29 кб

Возрождение Ислама и Шариата в России

Керимов Гасым Мамедович
Читать PDF
245.75 кб

Место шариата и адата в исламе, их сходство и различие

Магомедов М.-С., Магомедова П.
Читать PDF
235.32 кб

У истоков шариата: абу Ханифа и его время

Ковалёв Сергей Владимирович
Статья посвящена жизни и деятельности исламского правоведа VIII века Абу-Ханифы, основателя первого мазхаба, распространившегося Ираке, Египте и Северной Африке, а также некоторых областях Аравийского полуострова.
Читать PDF
0.00 байт

Корреляция адата и шариата в регламентации общественных отношений у горцев Дагестана в XIX В.

Магомедсалихов Х. Г.
Статья посвящена вопросам взаимодействия шариата и адата в регулировании общественных отно- шений у горцев Дагестана в традиционном прошлом.
Читать PDF
0.00 байт

Политизация шариата на постсоветском Северном Кавказе: проекты и мифы

Бобровников Владимир
Из сб. ст.: Россия и современный мир: Проблемы современного развития, М., 2005 г., с. 213-220.
Читать PDF
0.00 байт

Роль адата и шариата в семейном положении кумыкской женщины (конец XIX - начало XX В. )

Гусейнов Юсуп Магомедович
Вопрос статуса и семейного положения женщины в кумыкской семье в конце XIX начале XX века исследован на основе полевого материала, собранного автором в течение 3 лет на компактно проживающих кумыками1 территориях Республики Дагест