ШАТЕР

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Шатер
покрытие в форме четырех- или многогранной пирамиды. В русском деревянном и каменном зодчестве шатровые храмы получили распространение в XVI- XVIII вв.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ШАТЕР
в архитектуре – покрытие в форме высокой 4-гранной или многогранной пирамиды. В русском деревянном и каменном зодчестве применялись в XVI-XVIII вв.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ШАТЕР
покрытие храма или колокольни, имеющее вид высокой многогранной пирамиды. Kак на одну из первых между такими церквами можно указать на церковь Вознесения Господня в Kоломенском, построенную в 1521 г. Она имеет в плане равноконечный крест, ограниченный 12 стенками. Эти стенки образуют башню, которая, на некоторой высоте, переходит, посредством кокошников, в восьмигранный барабан с окнами, оканчивающийся вверху кокошниками, по два на каждой грани, и высоким шатром в виде восьмигранной усеченной пирамиды, с небольшой башенкой на верхнем основании. Церковь окружена со всех сторон двухъярусной галереей, нижний этаж которой представляет ряд арок, а верхний, осененный теперь крышей на столбах, первоначально был открытый. Три широких, свободно раскинувшихся крыльца ведут на этот этаж. Не менее интересна церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове, лежащем подле Kоломенского, построенная в 1529 г. Церковь эта любопытна в особенности потому, что послужила прототипом для еще более своеобразного памятника русского зодчества – Покровского собора в Москве, известного преимущественно под названием храма Василия Блаженного.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Шатер
евр. отель. Шатер. Это легко раскидываемое и снимаемое жилище кочующих людей под разными названиями часто упоминается в Библии. В Быт 4.20, как «отец живущих в шатрах» со стадами, упоминается Иавал; праотцы евреев: Авраам, Исаак и Иаков, также жили в шатрах (Быт. 18:1; Евр. 11:9). Во время странствования по пустыне израильтяне переносили свои шатры с места на место, и после поселения в Ханаане у некоторых из них остался старый обычай — жить в шатрах (Суд. 4:17, Иер. 35.10); в особенности, конечно, у колен придерживавшихся кочевого образа жизни (И. Нав. 22 4,7) Ковчег Божий также долгое время находился под шатром (2 Цар. 7:2), и Господь вместе с израильтянами «переходил в шатре и скинии» (ст. 6). Переносные шатры еще и теперь употребляются кочевниками Северной Европы и Северной и Средней Азии, как, например, лопарями, монголами и проч. Бедуины в Аравии до сего времени живут в шатрах. Их шатры делаются из прочной грубой, черной ткани (козья шерсть), которую ткут бедуинские женщины; эта ткань настолько плотна, что не пропускает дождя. О подобных черных шатрах арабского племени Кидар, мы читаем уже в 119-ом псалме стих 5 и Песн. П. 1:4. Израильские женщины пряли козью шерсть, что видно из Исх. 35:26. Приготовленная для шатра ткань растягивается на нескольких шестах, образуя шатер, одна сторона которого имеет отверстие в рост человека; этот, так называемый, дом часто состоит из двух отделений: одного для мужчин и друг ого для женщин. Посреди мужеского отделения выкапывается в земле яма для очага, который топят сухими ветками или высушенным навозом. Для укрепления шатра служат веревки, которые привязываются к вбитым в землю колышкам. Такой кол Иаиль вонзила в голову Сисары (Суд. 4:21) Иногда в том же шатре, в котором живет семейство, можно увидеть скотину. Бывает, что одно и то же семейство имеет несколько шатров. Срав. Быт. 24.67; 31:33; Суд. 4:17. Более богатые шатры бывают цветными. Из жизни в шатрах в Св. Писании взято многих иносказаний. Так, будущая безопасность Иерусалима рисуется в виде скинии, «столпы которой никогда не исторгнутся, и «и одна вервь ее не порвется» (Ис 33:20); в гл. 54, ст. 2 Израилю повелевается распространить место шатра его, расширить покровы жилищ его, пустить длиннее верви и утвердить колья. Небо также уподобляется шатру или скинии (Ис 40:22; Евр. 8-2) С другой стороны. Езекия уподобляет свою быстро летящую жизнь переносному пастушескому шалашу (Ис 38.12), а Павел сравнивает немощное тело с земным домом, хижиной (2 Кор 5:1; срав 2 Пет 1:13). Ламартин в своем «Путешествии по Востоку» дает следующее описание: «Утром, пока погонщики верблюдов и рабы взнуздывают лошадей, снимаются шатры Два или три араба раскачивают средний шест, который служит столбом; он падает и ткань, которая только что давала сень целому семейству путешественников, опускается и свертывается в тюк, который переносят под мышкой на седло верблюда и на пустом месте, где ты только что чувствовал себя, как дома, ничего не остается, кроме маленького очага, который еще дымится, но скоро погаснет при сиянии солнца. Это настоящая живописная картина преходящей жизни, которая так часто рисуется в Библии, и которая много говорила мне каждый раз, когда встречалась моему взору». Часто», говорит М. Шейн, «мы, будучи еще не вполне одеты, оказывались без крова. Какой символ нашей телесной хижины! Как часто она снимается прежде, чем душа наша делается способной к участию в наследии святых во свете!»

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
289.93 кб

«Зеленый шатер» Л. Улицкой и «Доктор Живаго» Б. Пастернака: диалог на расстоянии

Осьмухина Ольга Юрьевна
Анализируется преломление и переосмысление традиций Б. Пастернака (христианские аллюзии, идея соборности, сакральное значение творчества, стремление к «эпопейности») в романе Л. Улицкой «Зеленый шатер».
Читать PDF
272.28 кб

«Доктор Живаго» Б. Пастернака и «Зеленый шатер» Л. Улицкой: переосмысление традиции лирической эпопе

Осьмухина Ольга Юрьевна
Анализируется преломление и переосмысление традиций Б.Пастернака (христианские аллюзии, идея соборности, сакральное значение творчества, стремление к «эпопейности») в романе Л.Улицкой «Зеленый шатер».
Читать PDF
734.18 кб

Особенности поэтики имени в романе Л. Улицкой «Зеленый шатер»

Хаванская Анастасия Михайловна
Анализируя значение имен персонажей романа «Зеленый шатер», автор статьи выявляет особенности концептуализации повествования в прозе Л. Улицкой.
Читать PDF
603.77 кб

«Цитатность» как способ выражения авторской позиции в романе «Зеленый шатер» Л. Улицкой. Лейтмотив «

Глазкова Марина Михайловна, Попова Ирина Михайловна
В статье анализируется лейтмотив «имаго» в романе Л.
Читать PDF
632.05 кб

Концептуальность выражения «Поэзия – ворованный воздух» в романе Л. Е. Улицкой «Зелёный шатер»

Попова Ирина Михайловна, Губанова Тамара Васильевна
В статье расшифровывается поэтико-философский смысл выражения «ворованный воздух», который является концептуальным центром романа «Зеленый шатер» Людмилы Улицкой, анализируется взаимосвязанные интертекстемы «русская метафизика», «
Читать PDF
596.43 кб

Проблема «Литература как судьба» в творчестве Л. Е. Улицкой (на материале романа «Зеленый шатер»)

Вострикова Варвара Сергеевна
Доказывается взаимосвязь литературного контекста как идейно-философского фактора с характерами и судьбами персонажей романа Л. Е. Улицкой «Зеленый шатер».
Читать PDF
398.29 кб

Вологодский край в романе Л. Улицкой «Зеленый шатер»

Воронина Татьяна Николаевна
Исследуются смысловые комплексы, связанные с репрезентацией Вологодского края в романе Л. Улицкой«Зеленый шатер».
Читать PDF
328.85 кб

Речевое моделирование символа в романах Л. Улицкой «Медея и её дети» и «Зелёный шатёр»

Костычева Людмила Михайловна, Бычкова Татьяна Александровна, Музуров Виталий Николаевич
В статье рассматривается символическая структура произведений Л. Улицкой, в част­ности выясняются вопросы о приобретении языковыми знаками символического значения в текстах художественных произведений.
Читать PDF
935.28 кб

Концептуальность поэзии Серебряного века в романах Людмилы Улицкой «Зелёный шатёр» и Захара Прилепин

Вуколова Варвара Сергеевна
В статье анализируются интертекстуальные включения из творчества поэтов Серебряного века и образы «рыжих поэтов» в романах Л. Улицкой и З. Прилепина.
Читать PDF
223.16 кб

Оппозиция «Личное - внеиндивидуальное» в сборнике Н. С. Гумилева «Шатер» (субъектный аспект)

Бичевин Анатолий Геннадьевич
Рассмотрен субъектный аспект реализации ценностной оппозиции «личное внеиндивидуальное» в сборнике Н. С. Гумилева «Шатер».
Читать PDF
499.03 кб

Ирония как «Герменевтика» в романе Людмилы Улицкой «Зеленый шатер»

Васюкова Марина Валентиновна
Статья посвящена изучению видов иронических приемов в романе Людмилы Улицкой «Зеленый шатер». Иронически обыгрываются автором-повествователем сюжетные ситуации, поступки героев, их характеры.
Читать PDF
386.32 кб

Функциональность иронического подтекста заголовочного комплекса романа «Зелёный шатёр» Людмилы Улицк

Васюкова Марина Валентиновна
В статье выявляется функциональность иронии в романе Л. Улицкой «Зелёный шатёр».
Читать PDF
0.00 байт

Символика зоообразов в произведении Людмилы Улицкой «Зеленый шатёр»

Васюкова Марина Валентиновна
В статье анализируется символика зоообразов персонажей романа Людмилы Улицкой «Зеленый шатёр».

Похожие термины:

  • Государев шатер на Воронеже

    административный центр военно-морского управления в период судостроения первых российских кораблей на Дону зимой 1695-1696 гг. Находился под непосредственным руководством царя Петра I.